Задачи.
Обучающие: познакомить с творчеством М.А.Волошина; 2. совершенствовать навыки декламации стихотворений.
Развивающие: развивать умение анализировать лирическое произведение; 2. содействовать умению воплощать собственные представления, впечатления, переживания через связную монологическую речь, через поэтическое творчество; 3. работать над эмоциональной аурой как стимулом познания творческой активности учащихся.
Воспитательные: воспитывать через творческую активность любовь к жизни, духовность, понимание прекрасного, эстетические вкусы; 2. воспитывать интерес к поэзии; прививать интерес к предмету.
Материал и оборудование: диск СD-ROM “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”, портрет писателя, репродукции акварелей Волошина, книга “Дом поэта” М.Волошина.
Ход урока.
I. Актуализация.
Вступительное слово учителя (читается отрывок из книги “Дом поэта”.)
Это был необыкновенный человек. Его называли “ходячим музеем всех блистательных человеческих заблуждений”. Не странно ли – внешне походить одновременно и на парижанина-интеллигента, и на русского кучера? (Рисунок1.)
Возможно ли в годы ожесточеннейшей революционной борьбы, когда “нет никаких середин” умудриться встать именно посередине и сохранить свою жизнь, честь и свободу?
Правдоподобно ли, наконец, что словом и жестом он смог укротить огонь, угрожающий дому, когда перед огнем уже бессильна вода?
Но, по легендам и воспоминаниям современников, таким и был Максимилиан Волошин – поэт, художник, историк и искусствовед, теоретик и практик.
Пусть эпизод об “укрощении огня” воспринимается как легенда. Пусть столь разные восприятия внешности молодого Волошина можно объяснить субъективностью авторов мемуаров, пусть позиция Волошина в годы гражданской войны и по сей день не оценивается однозначно – в незаурядности этой личности, ее исканий и деяний не откажешь никак.
Человека создает эпоха. Но и сам воздействует на время, осмысляя его, противореча с ним и созидая новые духовные ценности.
Как вы поняли, речь сегодня пойдет о жизни и творчестве М.А.Волошина (на мониторе портрет поэта).
Урок пойдет по следующему сценарию.
- Подготовленное сообщение ученика о творческом пути поэта.
- Выразительное чтение стихотворения “Дом поэта”
- Краткий рассказ о Доме творчества в Коктебеле. (с.20-26)
- Чтение наизусть стихотворений и анализ выразительных средств языка.
- Резюме.
II. Выступление учащегося. Творческий путь Максимилиана Волошина.
Максимилиан Александрович Волошин родился в Киеве в 1877 году. Себя он с иронией называл “продуктом смешанных кровей (немецкой, русской, итало–греческой)”. В полной мере его дарования развернулись уже в Крыму, в приобщении к первозданному миру южной природы.
Во время длительных прогулок душа его оживала, фантазия раскрепощалась, укреплялась воля.
Все видеть, все понять, все знать, все пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить...
Эти стихи были написаны позже, но, несомненно, чувство, их взрастившее, вызревало тогда, во время странствий по выжженной таинственной земле. “Все видеть, все понять...” – разве это не завет ранней юности?
Жизнь помогла осуществлению этой мечты – увидеть разноликий мир. В 1899 и 1900 годах, он совершил путешествие по странам Европы, посетив Италию, Швейцарию, Германию, Францию.
“1900 год – стык двух столетий – был годом моего духовного рождения”, – строка из волошинской автобиографии весьма примечательна. Как и следующие за ней “Из Средней Азии пути ведут меня на Запад – в Париж, на много лет учиться: художественной форме – у Франции, чувству красок – у Парижа, логике – у готических соборов”.
Как бы оправдываясь перед матерью, он написал ей: “Земля такая маленькая планета, что стыдно не побывать везде”.
Стремительность, пожалуй, главное определение того, как Волошин вошел в мир художественного быта Франции. Он уже стал переводить французских поэтов, писать рецензии и статьи об изобразительном искусстве, о театре. Он уже ощутил значительность новых веяний в искусстве. Но признавался: “В эти годы я только впитывающая губка, я весь – глаза, весь – уши. Странствую по странам, музеям, библиотекам”.
Для того, чтобы истинно понять что–либо, необходимо было войти в глубину явления, стать в нем своим. Он начинает жить Парижем, его бытом, а тем самым – и искусством.
Художник видит, а поэт воплощает его видение в слове, причем художник и поэт – одно лицо. Именно живописной изобразительностью, предметностью стиля Волошин выделялся из среды поэтов-символистов. “Говорящий глаз”, - хорошо сказал о нем один из них, Вячеслав Иванов.
Знавшие Макса отмечали, что наряду с погруженностью в таинства искусства он интересовался точными науками – будь то геология или ботаника, астрономия или археология. Но его характер, стремящийся все познать и дороже все ценивший свободу, вел одновременно к испытанию подсознательным, религиозным, мистическим.
Буддизм и католицизм, магия и антропософия – и через эти увлечения проходил он в своем духовном развитии. И во всем оставался верен врожденному чувству пытливости, детскому стремлению отстоять свою личную независимость.
Поэтическое слово Максимилиана Волошина обретает земную плотность и весомость.
Старинным золотом и желчью напитал
Вечерний свет холмы. Зардели, красны, буры,
Клоки косматых трав, как пряди рыжей шкуры,
В огне кустарники, и воды, как металл.
Это пейзаж, но уже пейзаж исторический. Максимилиан Волошин стал одним из ведущих мастеров исторического пейзажа в поэзии. Дело не в том, что в стихотворении “Гроза” оживают мифологические образы из “Слова о полку Игореве”, в а в другом зубчатый венец гор напоминает о священном лесе Древней Греции, - в самом характере поэтического чувства слышится голос вечности, и четкие пейзажные детали, подмеченные сейчас, возвращают нас в глубины столетий.
III. Выразительное чтение стихотворения “Дом поэта”.
Дверь отперта. Переступи порог.
Мой дом раскрыт навстречу всех дорог,
В прохладных кельях, беленных известкой,
Вздыхает ветр, живет глухой раскат
Волны, вздымающей на берег плоский,
Полынный дух и жесткий треск цикад.
Войди, мой гость, стряхни житейский прах
И плесень дум у моего порога…
Со дна веков тебя приветит строго
Огромный лик царицы Таиах.
Мой кров – убог. И времена – суровы.
Но полки книг возносятся стеной.
Тут по ночам беседуют со мной
Историки, поэты, богословы,
И здесь их голос, властный, как орган,
Глухую речь и самый тихий шепот
Не заглушит ни зимний ураган,
Ни грохот волн, ни Понта мрачный ропот.
Мои ж уста давно замкнуты… Пусть!
Почетней быть твердимым наизусть
И списываться тайно и украдкой,
При жизни быть не книгой, а тетрадкой.
И ты, и я – мы все имели честь
“Мир посетить в минуты роковые”
И стать грустней и зорче, чем мы есть.
Я – не изгой, а пасынок России
И в эти дни – немой ее укор.
Я сам избрал пустынный сей затвор
Землею добровольного изгнанья,
Чтоб в годы лжи, падений и разрух
В уединенье выплатить свой дух
И выстрадать великое познанье.
Пойми простой урок моей земли:
Как Греция и Генуя прошли,
Так минет все – Европа и Россия.
Гражданских смут горючая стихия
Развеется… Расставит новый век
В житейских заводях иные мрежи..
Ветшают дни, проходит человек,
Но небо и земля – извечно те же.
Поэтому живи текущим днем.
Благослови сой синий окоем.
Будь прост, как ветр, неистощим, как море.
И памятью насыщен, как земля.
Люби далекий парус корабля
И песню волн, шумящих на просторе.
Весь трепет жизни всех веков и рас
Живет в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас.
IV. Подготовленное сообщение о Доме Волошина в Коктебеле (рисунок 2).
Свой дом в Коктебеле Максимилиан Волошин построил еще в 1903 году, в “европейский” период жизни. Постепенно, год за годом складывался его окончательный облик. Все в этом месте располагало к высокому настрою души – и спокойная, круглая бухта, непрестанно меняющая оттенки – от бирюзового до темно-фиолетового, - и холмистый ландшафт как мелодия веков, и чистота воздуха, напоенного запахами йода и полыни.
“Дом М.А.Волошина можно было узнать сразу, - вспоминал поэт Всеволод Рождественский. – Он стоял одиноко, у самой морской черты, и бросался в глаза причудливостью своих архитектурных очертаний”.
А в самом доме – мастерская, заставленная книжными полками. Светло. Окна выходят на три стороны света. А если подняться на вышку, можно наблюдать небесные светила.
Именно в таком Доме должен жить Мудрец, отрешенный от будничной суеты и людских разногласий. Так и было, за исключением одного: строя дом для себя, Волошин строил его и для прочих (на мониторе показываются слайды с репродукциями акварелей Волошина).
Все, кто бывал в этом Доме, чувствовали сказочную атмосферу всеобщего братства, когда стираются личные конфликты и остается объединяющее – любовь к искусству, природе, ближнему. Чувство это исходило из величественной фигуры Хозяина. Как он встречал гостей!
А жизнь в Доме! Собрания, беседы, театральные импровизации, концерты, диспуты – и все естественно, непроизвольно!
Поистине Дом творчества. За год в нем бывало до четырехсот человек, при чрезвычайно скудных материальных возможностях Хозяина. Правда, в 1924 году А.В.Луначарский выслал ему удостоверение: “Писатель Максимилиан Волошин с полного одобрения Наркомпроса РСФСР устроил в Коктебеле в принадлежащем ему доме бесплатный дом отдыха для писателей, художников, ученых и при нем литературно–живописную мастерскую. Наркомпрос РСФСР считает это учреждение чрезвычайно полезным, просит все военные и пограничные власти оказывать в этом деле М.Волошину всяческое создействие”.
Он все делал во имя всеобщего братства – и детище свое, свой Дом, за год до смерти завещал не родственникам, а советским писателям.
V. Выразительное чтение наизусть стихотворений и их анализ (учащиеся самостоятельно выбирают стихотворения для заучивания и стараются сделать анализ своего читательского восприятия).
Обманите меня... но совсем, навсегда...
Чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда...
Чтоб поверить обману свободно, без дум,
Чтоб за кем–то идти в темноте наобум...
И не знать, кто пришел, кто глаза завязал,
Кто ведет лабиринтом неведомых зал,
Чье дыханье порою горит на щеке,
Кто сжимает мне руку так крепко в руке...
А очнувшись, увидеть лишь ночь и туман...
Обманите и сами поверьте в обман.
Это стихотворение, написанное в 1911 году, кажется созданным на одном дыхании. Поэт стоит на перепутье своей судьбы, сомневается, размышляет (чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда….). Ему не хочется этой ужасной реальности, и он предлагает кому–то из рода человеческого обмануть его. Герою хочется погрузиться в сладкую паутину обмана, и он желает, чтоб этот обман длился вечно. Неопределенность, зыбкость ощущения воплощается в последних строчках стихотворения. Синтаксис предложений, использование придаточных цели характеризуют, по моему мнению, нежелание героя видеть его спасителя, избавителя от жизненных проблем. Им владеет, скорее всего, опустошенность духовная.
Париж
Закат сиял улыбкой алой.
Париж тонул в лиловой мгле.
В порыве грусти день усталый
Прижал свой лоб к сырой земле.
И вечер медленно расправил
Над миром сизое крыло...
И кто–то горсть камней расплавил
И кинул в жидкое стекло.
Река линялыми шелками
Качала белый пароход.
И праздник был на лоне вод...
Огни плясали меж волнами...
Ряды огромных тополей
К реке сходились, как гиганты,
И загорались бриллианты
В зубчатом кружеве ветвей...
1904
В данном стихотворении чувствуется художественная натура Волошина. Так расцветить обычную городскую картину мог только поэт с яркой, возвышенной натурой и верным вкусом в подборе декораций. Олицетворения, подобранные в данном отрывке (день усталый прижал свой лоб; вечер расправил крыло; огни плясали; ряды огромных тополей сходились) ценны не только сами по себе. Они передают внутреннее настроение автора, его лиричность, одушевленность его чувств. Волошину было свойственно использование эпитетов. В данном стихотворении это ощущается в полной мере. Найдите следующие выражения: (улыбкой) алой, (день) усталый, (сырой) земле, сизое (крыло), жидкое (стекло), линялыми (шелками), зубчатом (кружеве). Все они подчеркивают необычность мироощущения Волошина, его “цветистый” язык.
VI. Резюме.
Вот мы и подошли к завершению изучения творчества М.А.Волошина. Какой эпиграф вы бы подобрали к нашему уроку (все учащиеся сходятся во мнении что строчки
Все видеть, все понять, все знать, все пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить...
(в полной мере отражают творческую и личностную позицию поэта.)
Мы с вами лишь краешком соприкоснулись с великим наследием поэта, художника, критика М.А.Волошина. В его поэзии звучит сыновнее чувство природы как космического целого, трагическое переживание исторических судеб России.
VII. Домашнее задание. Проанализировать стихотворение
“Неопалимая купина”
Кто ты, Россия? Мираж? Наважденье?
Была ли ты? Есть или нет?
Омут… Стремнина… Головокруженье…
Бездна… Безумие… Бред…
Все неразумно, необычайно…
Взмахи побед и разрух…
Мысль замирает пред вещею тайной
И ужасается дух.
Каждый, коснувшийся дерзкой рукою,
Молнией поражен.
Карл под Полтавой; ужален Москвою
Падает Наполеон.
Помню квадратные спины и плечи
Грузных германских солдат.
Год… и в Германии русское вече:
Красные флаги кипят.
Кто там? Французы? Не суйся, товарищ,
В русскую водоверть!
Не прикасайся до наших пожарищ!
Прикосновение — смерть.
Реки вздувают безмерные воды,
Стынет в разливах метель;
Бродит в точиле, качает народы
Русский размывчивый хмель.
Мы — зараженные совестью: в каждом
Стеньке — святой Серафим,
Отданный тем же похмельям и жаждам,
Тою же волей томим.
Мы погибаем, не умирая,
Дух обнажаем до дна…
Дивное диво — горит, не сгорая,
Неопалимая купина!
28 мая 1919