Разработка урока-исследования "Тема пути, образ дороги в русской литературе XIX века"

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии


ХОД УРОКА

I. Организационный этап урока

Цели:

  • Определить тему, регламент работы, форму урока, формы работы.
  • Установить психологический контакт между всеми участниками урока.

Приемы: организация внимания.

Слово учителя:

На старом поле каждый год
Родится новая пшеница;
Из старых книг, как срок придёт,
Познанье новое родится.

Эти слова замечательного английского поэта  Джэфри  Чосера как нельзя лучше подходят в качестве эпиграфа к нашему уроку: «Тема пути, образ дороги в русской литературе XIX века».
Знания можно получить в готовом виде, почерпнуть из учебника, а можно добыть собственным трудом в результате исследования. Думаю, что самый интересный путь – исследование. Именно поэтому работать мы будем в режиме научно-исследовательского отдела. Общее руководство и ответственность за результат я беру на себя, руководители рабочих групп (назначенные или выбранные зависит от уровня развития класса) продолжают выполнять свои обязанности: распределять работу в группе, координировать действия участников группы.
Руководители групп называют тот материал, с которым группа работала в ходе выполнения домашнего задания:

1. Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума».
2. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
3. Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
4. Поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
5. Роман И.А.Гончарова «Обломов».

Экспертная группа в составе: (если урок открытый,  идёт представление гостей; если это обычный урок, экспертная группа составляется из числа специально подготовленных учащихся) оценит нашу работу.

II. Установочный этап (коллективная работа,  беседа)

Цели:

  • Определить объём исследования, цель, актуальность темы.
  • Проверить понимание понятия «ключевые слова»  
  • Расширять кругозор учащихся, формировать образное представление о прочитанном посредством творческой словарной работы

Приёмы:

  • Организация коллективной деятельности
  • Работа по памятке.
  • Формирование  зрительных образов.
  • Анализ.              
  • Нахождение смысловых опорных пунктов.
  • Формулирование суждений.

Учитель: Для того чтобы работа носила целенаправленный характер, нам необходимо определить объём исследования, поставить цели, уточнить ориентиры. В этом нам поможет памятка.

Вопросы для беседы:

– Каковы ключевые слова темы? (Тема, образ – путь, дорога).
– В  каком значении мы будем употреблять эти слова? Определим лексическое значение каждого понятия.

Тема

1. Характеры и ситуации, взятые автором из реальной действительности и определённым образом преображённые в системе данного художественного мира.
2. Предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества.

Образ – зримое представление, зримый облик человека, предмета, явления, процесса, возникающий у читателя под влиянием литературного описания.
1. Вид, облик.
2. Живое, наглядное представление о чём-либо, о ком-либо.

Путь

1. То же, что и дорога. Широкий путь; жизненный путь (перен.); стоять поперёк пути.
2. Место, линия в пространстве, где происходит передвижение, сообщение. Воздушные пути, водные пути.
3. Железнодорожная колея, линия.
4. Направление, маршрут.
5. Путешествие, поездка.
6. Направление деятельности, развития чего-нибудь.
7. Польза, толк. В этом парне пути не будет.

Дорога

1. Узкая полоска земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения.
2. Место, по которому надо пройти или проехать; путь следования. Сбиться с дороги. Открыть дорогу. Стоять на дороге (перен.).
3. Путешествие, пребывание в пути.
4. (Перен) Средства достижения какой-нибудь цели., жизненный путь.

Коллективная работа (организация полилога)

– Каковы, на ваш взгляд, причины выбора темы?

(1. Необходимость  изучения по программе.
2. Необходимость осмысления собственного жизненного пути.
3. Определение траектории собственного пути через осмысление взлётов и падений других людей и т.д.)

– В  чём вы видите  актуальность  предложенной темы?

(1. Тема важна, потому  что человек жив только тогда, когда он движется вперёд.  
2. Интересно посмотреть, какой путь человека и страны был предпочтителен  для писателей XIX века и т.д.)

– Как вы предлагаете  сформулировать проблему исследования?

(Как изображён в произведениях русской литературы XIX века  путь отдельно взятого человека? Куда  и как движется герой? Что даёт человеку это движение? Что писатели говорят о пути России?)

Учитель: Для того, чтобы расширить наши представления о веке XIX, обратим внимание на средства передвижения наших героев.

Творческая словарная работа

Если в классе есть  учащиеся, которые хорошо рисуют, полезно дать им опережающее задание  узнать о средствах передвижения XIX века; изобразить эти средства и дать лексическое значение слов, обозначающих средства передвижения. В помощь учащимся можно рекомендовать Иллюстрированный словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы XVIII- XIX веков. Оренбургское  книжное издательство, 1998. Сост. Л.А.Глинкина; альтернативным заданием может быть компьютерная презентация «Средства передвижения на Руси»). 

1. Бричка – лёгкая дорожная  повозка с откидным верхом.

Высунувшись в окно, увидел он (Чичиков)  остановившуюся перед трактиром лёгонькую бричку, запряжённую тройкой добрых лошадок.

Гоголь. «Мёртвые души»

2. Дроги –

1. Длинная повозка без кузова  для перевозки  покойников.
2. Грубый, старомодный экипаж.

Сначала все к нему езжали,
Но так как с заднего крыльца
Обыкновенно подавали
Ему донского жеребца,
Лишь только вдоль большой дороги
Заслышит их домашни дроги,
Поступком оскорбясь таким,
Все дружбу прекратили с ним.

Пушкин. «Евгений Онегин»

3. Дрожки – лёгкий открытый экипаж.

За коляской следовали всем известные полковые дрожки.

Гоголь. «Коляска»

4. Карета – большой крытый четырёхколёсный экипаж на рессорах 

Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?

Пушкин

5. Колымага –    

1. Закрытый четырёхколёсный экипаж.
2. Тяжёлая, громоздкая, неуклюжая повозка. 

Колымага, сделавши несколько поворотов  из улицы в улицу, наконец поворотила в тёмный переулок мимо небольшой приходской церкви.

Гоголь. «Мёртвые души»

6. Пролётка – лёгкий четырёхколёсный экипаж.

7. Кибитка – крытая дорожная повозка.

Соседи съехались в возках
В кибитках, в бричках и в санях.

Пушкин. «Евгений Онегин»

8. Коляска – рессорный экипаж на четырёх колёсах с поднимающимся верхом.

Ступай к каретошнику, чтоб поставил коляску на полозки, – сказал Чичиков.

Гоголь. «Мёртвые души»

9. Дилижанс – многоместная крытая карета, запряжённая лошадьми для скорого сообщения, перевозки пассажиров и почты.

Копейкин пройдёт мимо Милютинских лавок: там из окна выглядывает, в некотором роде, семга этакая, вишенка по пяти рублей штучка, арбуз громадище, дилижанс этакий…

Гоголь. «Мёртвые души»

Учитель: Итак, мы готовы вести предметный разговор по теме исследования. Для того, чтобы работа шла в одном направлении, предлагаю считать исходной объективную и всем известную формулу пути, известную из курса физики:

S = VT, где: 

S – Путь
V – Скорость (в нашем случае, это скорость реакций в ответ на раздражители, т.е.поступок)
T – Время (эпоха)

Сформулируем рабочую гипотезу:

Примерные формулировки:

  • Жизненный путь героя и его духовно-нравственный путь находятся в прямой связи с особенностями исторической эпохи.
  •  Путь отдельно взятого человека можно определить, анализируя время, в которое он живёт и параметры личностного развития.

III. Работа групп

(В классе завершается обсуждение вопросов, вынесенных для домашней работы; готовится окончательный текст  представления результатов работы)

Цели:

  • Формирование навыков аналитической работы.
  • Формирование умения планировать работу в группе, взаимодействовать в ходе работы, находить
  • компромиссные решения.
  • Воспитание толерантности.

Свои концепции темы пути представляют группы.

(Представление концепций может сопровождаться демонстрацией рисунков, графиков с соответствующими комментариями).

Герой

Путь

Дорога

Вывод

Александр Андреевич
Чацкий

Александр – греч. – муж, мужественный, защитник.

1. Точка в пространстве
(Один день из жизни)
2. Жизнь Чацкого – это сплошное путешествие: Россия – заграница, Россия – неизвестность)
3. Путь духовного развития лишь угадывается: вероятнее всего, это путь декабриста, но, может быть, это путь мыслителя, или писателя, или учёного.
 1. В сознании возникает образ  дороги в неизведанное; образ бездорожья.
2.  Путь-дорога Чацкого  видится нам как взрыв, как яркое пламя, осветившее фамусовское общество и на мгновение осветившее дорогу страны в будущее
1. Грибоедов показывает одного из ранних декабристов (поступки Чацкого отражают его принципы, соответствующие программам ранних декабристских обществ), поэтому автор не может дать никаких ориентиров движения героя в пространстве, но показывает стремление, путь  героя и близких ему людей  к правде, к общественному благу, путь долга.
2. Классицистическая основа композиции не позволяет показать путь героя во времени. Требования единства места и времени ограничивают драматурга.
Евгений Онегин.

Евгений – греч. благородный

1. Путь жизни (от рождения до зрелости)
2. Путь познания (от незнания – к  постижению разных наук: литературы, истории, экономики, права и, как следствие, – превращение петербургского DENDIв философствующего затворника, а затем – в путешественника, познающего историю страны и мир людей)
3. Путь души (от неспособности любить, сопереживать, понимать чувства другого человека, от снобизма – к уважению человеческого в человеке и к способности любить и страдать).
Если попробовать изобразить на графике дорогу Онегина, то получится прямая, стремящаяся вверх.
(Оси координат –
Х.– поступки героя;
У – нравственность).
В 20-е годы  XIX века дорогой чести стала дорога декабристов.
А. С.Пушкин ведёт этой дорогой своего героя, показывая, как типичный молодой дворянин познает мир, радуясь, огорчаясь, ошибаясь, трагически заблуждаясь, осознавая собственные ошибки, познавая человека и  историю  страны. Итогом
этого пути   становится появление благородной (не только по происхождению, но и по сути) личности, способной уважать, ценить, любить людей; способной страдать, осознавая несовершенство мира.
На первый план в романе выходят не политические убеждения Онегина, а именно человеческая его сущность, благородство души, способность живо чувствовать.
Григорий Александрович Печорин

Григорий –бодрствующий;
Александрович – мужественный победитель.

1. В пространстве – путь на Кавказ, передвижение по  Кавказу, отъезд в Грузию, путь в Персию,  путь в неизвестность.
2. Духовный путь – путь самопознания, самобичевания, нахождения и осмысления собственных слабостей,
путь преодоления этих слабостей.
Если изобразить путь Печорина в системе координат
(Оси координат –
Х– поступки героя;
У-нравственность),
то перед нами предстанет ломаная линия, отражающая взлёты и падения героя: история с Бэлой – взлёт (способность любить) и падение (равнодушие к судьбе девушки); встреча с Максимом Максимычем : мнимое равнодушие
(некоторое снижение уровня   нравственного показателя), (теплое отношение к  близкому человеку и внешняя холодность – некие колебания, которые можно показать на оси нравственности);
осмысление собственных поступков (нравственный рост), эксперименты над людьми,  в результате – разрушение жизни контрабандистов (нравственные утраты), игра с Мери (резкий спад в нравственном отношении, потому что нельзя играть чувствами человека); история дуэли
(стремительный взлёт, т.к. в  этой ситуации Печорин ведёт себя не просто достойно, но и в высшей степени благородно, не унижая Грушницкого и его товарищей, а пытаясь пробудить совесть, дать шанс человеку очистить душу), история любви Печорина и Веры, стремление к любимой, страдания Печорина – дорога неуклонного стремления к совершенству
( обратим внимание на говорящее имя возлюбленной героя)
Эпоха безвременья (T = 0)  заставляет человека в поисках острых ощущений бросаться в авантюры (кража Бэлы; история с контрабандистами) или уходить в себя (дневник Печорина). Путь героя представлен как движение от детального, порой безжалостного анализа собственных поступков, собственного характера – к анализу поведения  отдельно взятого человека (история взаимоотношений  с Грушницким), изучению общества и законов его жизни («водяное общество») – постижению смысла жизни, обретению любви, стремлению к вере.

Лермонтов  представляет человека, который  от детального анализа собственных поступков, собственного характера и внутреннего мира  идёт к анализу общества; который через ошибки, потери поднимается до обретения любви и веры.

Павел Иванович

Павел – лит. маленький
Иванович – благоволение божье.

 1. Движение во внешней среде ­­– это  путь из губернского города в провинцию, перемещение от одного помещика к другому.
2. Внутренний  путь – деградация нравственности (от детства – к юности и зрелости)
3. Жизненный путь –  движение по служебной лестнице.
Дорога от одного имения к другому – весьма обременительная, ухабистая. Движение по ней затруднительно.
Дорога страны
и того типа людей, который представлен образом Чичикова -
вихрь, «наводящее ужас движение».
40-е годы. Скорость движения не даёт возможности увидеть истинное лицо героя. Создаётся ощущение вихря, кругового движения, при котором вздымается всё вокруг. Исторические перемены: зарождение в недрах феодального государства буржуазных отношений, рождение власти денег наводит ужас: куда? зачем всё несётся? Куда стремится герой времени и сама Русь?
Илья Ильич Обломов.

Илья – др. евр. Божья помощь.

Внешний путь не показан.
Путь внутренних исканий –  сознательный отказ от службы, от литературной деятельности, от жизни в дворянской усадьбе и от жизни в светском обществе (экспозиция романа).
Дорога мысли,  поиски гармонии в себе и в мире.
Несколько раз в романе звучат слова «хрустальная душа», именно поэтому воображение рисует Илью Ильича Обломова в виде сверкающего и переливающегося всеми гранями хрустального шара. Известно, что круг – это идеальная фигура, возможно, человек, которого можно представить в виде сверкающего шара, фигура не только многогранная, но и близкая, по мысли писателя, к совершенству.
50-е годы , эпоха разрушения феодальных отношений, кризис дворянства, утрата дворянским классом лидирующего положения в обществе привели к тому, что лучшие представители класса, герои своего времени стали осмысливать то, что происходит в жизни  появляется совершенно необычный тип – тип  философа, мучительно размышляющего над вопросами бытия: где человек? Куда он исчез? Почему жизнь убивает душу в человеке? Как надо строить жизнь, чтобы мир был гармоничным и прекрасным, чтобы из жизни не исчезали любовь, красота, человечность?

IV. Подведение итогов

Цели:

  • Обучение формулированию умозаключения.
  • Анализ проделанной работы..
  • Воспитание внимательного отношения к результатам деятельности другого человека..

Приёмы:

  • Обобщение на основе выделенных  в ходе анализа смысловых
  • Анализ работы, самоанализ.

Учитель: На основе проведённой работы сделаем общий вывод по теме (сформулируем умозаключение)

Примерные формулировки:

1. Путь лучших людей в литературе 19 века – это всегда путь поиска правды, своего места в жизни, путей переустройства самой жизни, как правило, это путь к любви и вере, путь к гармонии, т.е. путь духовного становления.

2. Путь героя 19 века – это движение во внешней среде – к появлению общественного деятеля; в духовной сфере – к формированию лучших человеческих качеств.

Многотрудные дороги литературных героев, порой трагические, порой драматические: от бездорожья – через осознание себя, своего мира – к осознанию общественных потребностей, а далее – к философскому осмыслению мира и сущности человека.

2 вариант.

А.С.Пушкин «Элегия».

Безумных лет угасшее веселье…

– Благодарю за работу все группы.

Общая оценка группы:

1.
2.
3.
4
5.

Дополнительные оценки за выполнение индивидуальной работы:

1.
2
3.

Руководители групп оценивают  по вкладу в общее дело всех членов коллектива.

V. Домашнее задание:

Цели:

  • Закрепление полученных знаний.
  • Закрепление навыков работы в группе.
  • Воспитание ответственного отношения к результатам собственного труда.

Приёмы:

  • Групповая работа.
  • Составление логической схемы материала.
  • Представить групповой отчёт о проделанной работе.

Форма отчёта: ведомость на получение «заработной платы».

Ф.И.

Объем выполненной работы

Оценка

  1.  
  2.  
  3.  
  4.  
  5.  
  6.  
  7.  
  8.  
  9.  
  10.  
                        

2. Закончить оформление таблицы.