Цель урока: выявить роль портретной характеристики в создании образа героини.
Задачи урока:
- проследить за особенностями портретной характеристики героини, за ее ролью в композиции произведения;
- продолжить наблюдения за индивидуальным стилем автора, за теми средствами, которые он использует в создании портрета;
- выявить роль цветовых эпитетов в портретной характеристике героини;
- показать своеобразие бунинского подхода к теме любви, к женской красоте; •развивать навыки творческого чтения и самостоятельной поисковой деятельности.
Ход урока
І. Слово учителя или подготовленного ученика об особенностях творчества И.А. Бунина.
Материал для учителя. Анализ прозаического наследия И. А. Бунина побуждает говорить о нем как о мастере художественной прозы, характерной чертой которой было использование поэтических приемов в прозе. Необходимо отметить, что сам автор рассматривал свое творчество – и прозу и поэзию – в едином контексте: “Свои стихи, кстати сказать, я не отграничиваю от прозы”. При этом поэтическими значениями насыщается и такой компонент описательной структуры прозы, как портрет.
Исследователи художественной прозы писателя, как правило, говорят о “величайшем изобразительном даре Бунина – мастера словесного портрета, под пером которого оживают люди с их неповторимой индивидуальностью, особенностями характера и психологии, с их жестами, мимикой, лепкой лица, мельчайшими подробностями, ускользающими от обычного взгляда”. (О. Михайлов). Сам Бунин считал, что живописность – обязательная черта словесности, а художник, изображая внешнее, описывает, прежде всего, состояние души. При анализе его произведений не остается незамеченным тот факт, что автор большое внимание уделяет портретным характеристикам. И это не только ради внешней описательности, а ради создания целостности образа. Обращая внимание на детали портрета, ассоциативно возникает целый внутренний мир героя, героини. Бунин воспринимал мир в неразложимом единстве его контрастов, в его диалектической сложности и противоречивости. Жизнь есть и счастье и трагедия. Высшим, таинственным и возвышенным проявлением этой жизни является для Бунина любовь. Но любовь у Бунина – страсть, и в этой страсти, как в вершинном проявлении жизненных сил сгорает человек. В муке, утверждает писатель, есть блаженство, а счастье столь пронзительно, что сродни страданию. Поэтому любовь, как самая высокая жизненная ценность, по самой своей природе тоже катастрофична. Любовь в понимании Бунина требует от человека максимального напряжения всех его духовных и физических сил. Потому она не может быть длительной: нередко в этой любви один из героев погибает.
Сегодня на уроке мы обратимся к рассказу “Натали”, который входит в сборник “Темные аллеи”. Книга “Темные аллеи” - вершинное произведение Бунина. В 1947 году в письме к Н.Д. Телешову Бунин писал: “…она говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном, думаю, что это самое лучшее и самое оригинальное, что я написал в жизни, - и не один я так думаю”.
Эта книга вобрала в себя все, о чем размышлял и писал автор ранее; до предела раскрыт здесь его талант.
Рассказы цикла “Темные аллеи” при общем взгляде на них сливаются в одно обширное полотно высокого художественного мастерства и неповторимого своеобразия.
В книге перед нами предстает множество женских образов, неповторимых, своеобразных. Правда между ними есть сходство – все они испытывали или испытывают такое прекрасное чувство, как любовь. Какими же видит их автор в эти минуты, как выглядят они?
Рассказ – малая художественная форма. Поэтому задача писателя – предельно кратко, несколькими штрихами или краткими характеристиками передать внешность героя, героини так, чтобы читатель в своем воображении смог нарисовать настоящий живописный портрет. Такой способностью, безусловно, обладал И.А. Бунин.
В сборнике “Темные аллеи” Бунин изобразил нам великолепное разнообразие женских типов, а значит, огромное количество женских портретов. При всем многообразии портретов есть что-то общее, что их всех объединяет. В каждом из них прослеживается отношение автора, его мироощущение, мировоззрение. И все же, каждый из них индивидуален, интересен по-своему, в памяти надолго запечатлевается этот образ и, прежде всего, внешность героини. Кроме того, каждая из героинь красива по-своему. Но очень часто красота при столкновении с обыденным миром погибает.
Итак, какая же она, женская красота в рассказах Бунина?
Проследим за тем, какую функцию выполняет женский портрет в рассказе “Натали” (1941).
Действие рассказа “Натали” основано не столько на развитии событий, сколько на чувстве главного персонажа, полюбившего сразу двух героинь произведения (Соню и Натали).
ІІ. Беседа с учащимися.
Данный этап урока может проводиться с опорой на заранее подготовленных учащихся, можно разделиться на две группы и проводить сопоставление портретных характеристик Сони и Натали. Ребята должны заранее найти, отметить или выписать все описания, относящиеся к Соне и к Натали.
1 группа – зачитывает описание Сони.
- На каких деталях внешности Сони делает акцент автор и почему?
- Какими штрихами дополняется портрет Сони?
Слово учителя. По описанию мы видим, что Виталий влюблен в Соню, в ее молодое, загорелое тело. Она активна, энергична, жизнерадостна. Все компоненты портрета Сони оказываются равнозначными. Она красива (сине - лиловые глаза, каштановые волосы), нравится рассказчику – и все. Первое впечатление от Сони остается неизменным: более портретную характеристику героини автор в тексте рассказа не использует. Дополняет лишь некоторыми штрихами.
- Что вы можете сказать о цветовых эпитетах, которые использует автор в создании образа Сони?
- Какие ассоциации возникают у вас при следующем описании: “Соня вышла к обеду с ярко-красной бархатистой розой в волосах?” Почему автор вводит именно такое описание? ( Этот портрет Сони напоминает портрет Кармен. Такая ассоциация возникает еще и потому, что Кармен оказывается жертвой ревности, Соня же – сама здесь ревнивица.
Весь облик Сони вызывает у героя страсть, но не более. Когда Соня уходит от героя после страстных поцелуев, роза оказывается на полу. Я спрятал ее в стол, и к вечеру ее темно-красный бархат стал вялым и лиловым.
Так быстро завяла роза, впрочем, скоро пройдет и очарование Соней. Возможно, Соня слишком открыта, и поэтому быстро становится не интересна Виталию).
- Словесный портрет героини дополняется речевым. Как он помогает в создании образа?
- Можем ли мы говорить о совпадении мироощущений автора и героя? Как вы это определили?
Описанию Сони автор уделил гораздо меньше строчек, чем описанию внешности и созданию образа Натали, главной героини рассказа. Совсем другая Натали, она загадочна. Такая героиня интересна самому автору, который считает, что женщина – это что-то божественное, неземное, загадочное, это то, что необходимо разгадать, а разгадать, познать тайну настоящей красоты очень сложно, практически невозможно.
Далее работа строится с опорой на 2 группу, которая подготовила описания Натали.
- Кто впервые нас знакомит с Натали (заочно)? На что обращает внимание Соня? Сочетание каких цветов в портрете Натали?
- Это Наташа Станкевич, моя подруга по гимназии, приехавшая погостить у меня. И вот это уж действительно красавица, не то что я. Представь себе: прелестная головка, так называемые “золотые” волосы и черные глаза. И даже не глаза, а черные солнца, выражаясь по – персидски. Ресницы, конечно, огромные и тоже черные, и удивительный золотистый цвет лица, плечей и всего прочего.
Автор очень тщательно прорисовывает портрет героини, обращает внимание на каждую деталь. Такое описание очень напоминает живописное.
- Когда мы впервые встречаемся с героиней? Прочитайте это описание.
…она вдруг вскочила из прихожей в столовую, глянула, - была еще не причесана и в одной легкой распашонке из чего-то оранжевого, - и, сверкнув этим оранжевым, золотистой яркостью волос и черными глазами, исчезла.
- Можем ли мы ассоциативно провести аналогию с молнией и почему? (Сопоставление качеств героини (она здесь как молния) и чувств героя являют психологическую параллель с чувством любви: внезапность и кратковременность мига, острота ощущения, построенная на контрасте света – тьмы, воплощаются в постоянстве производимого впечатления. Натали в сцене бала “внезапно…быстрыми и легкими глиссардами летевшая” все ближе к герою, “на мгновение черные ресницы ее взмахнулись…, чернота глаз сверкнула совсем близко…”, и сразу исчезает, “серебристо мелькнул подол платья”. В финальном монологе герой признается: “…я опять ослеплен вами…”).
Впечатление от внешнего облика Натали обогащается каждый раз нюансами. Неоднократно подчеркивается сочетание “золотых” волос Натали и ее черных глаз. Приведите примеры из текста.
Герой поражен блеском глаз, красотой героини, божественной красотой, он даже представить себе не может, что может прикоснуться к этой красоте, он рад возможности просто смотреть на нее, любоваться ею:
В том-то и была высшая радость, что я даже помыслить не смел о возможности поцеловать ее с теми же чувствами, с какими целовал вчера Соню)
Портрет Натали меняется на протяжении всего произведения, меняется в зависимости от того, как меняется отношение главного героя к Натали, как изменяется его внутреннее состояние, а также в зависимости от того, какие изменения происходят в душе самой героини. Можно даже сказать, что портрет принимает участие и построении произведения. Давайте посмотрим, как меняется портрет на протяжении всего произведения:
момент влюбленности в главного героя
• Почему на героине платье зеленого цвета? Что оно символизирует? Как в этом описании проявляется отношение автора к своей героине? (Она для него - небесная женщина. Зеленый цвет – символ божественного, неземного. Тому подтверждение мы находим чуть позже в тексте, когда герой во время грозы увидел, что все окна закрыты и “увидал это при том зелено-голубом озарении, в цвете, яркости которого было поистине что-то неземное…” Кроме того, зеленый цвет платья является своеобразным постоянным фоном при сопоставлении портретных характеристик героини, оттеняющим ее поразительную красоту. “До чего удивительно это зеленое при ваших глазах и волосах” - говорит рассказчик еще до драматического разрешения конфликта. Не случайным потому является появление героини в конце рассказа в платье именно этого цвета: “ …вся она была уже в полном расцвете молодой женской красоты, стройная, скромно нарядная, в платье из зеленой чесучи”).
встреча на балу
…как высока она в бальной высокой прическе, в бальном белом платье и стройных золотых туфельках, кружившаяся несколько откинувшись, опустив глаза, положив на его плечо руку в белой перчатке до локтя таким изгибом, который делал похожей на шею лебедя.
- Почему именно с образом лебедя ассоциирует Натали автор? (Традиционно этот образ ассоциируется с символом чистоты и непорочности)
встреча на похоронах мужа
…впереди всех, в трауре, со свечой в руке, озарявшей ее щеку и золотистость волос, - и уже как от иконы не мог оторвать от нее глаз. …И, подойдя, с ужасом восторга взглянул на иноческую стройность ее черного платья, делавшего ее особенно непорочной, на чистую, молодую красоту лица, ресниц и глаз…
Портрет героини в этом эпизоде не только помогает автору в создании образа Натали, цельного образа, но и предсказывает развязку событий. Черный цвет платья Натали, “ужас восторга” – все это еще и “ предвестники” трагического финала.
Меняется героиня, меняется и ее портрет (он не статичен, постоянно, на протяжении всего произведения находится в динамике). Автор находит нужные слова, нужные краски, чтобы показать это изменение.
- Почему герой, повествователь, автор сравнивают образ Натали с иконописным? Найдите тому подтверждение в конце рассказа. Прочитайте эту строчку. (“Мне казалось, что святой стала та свеча у твоего лица”).
Последняя фраза как будто поднимает Натали на неземную высоту, когда герой “уже как от иконы не мог оторвать от нее глаз”. Характерная оценка автора выражена направлением света: не свеча – символ очищения освящает Натали, а Натали освящает свечу.
- Как заканчивается рассказ? (В декабре она умерла на Женевском озере в преждевременных родах). Почему именно так? (Святая красота, настоящая любовь не могут быть, по мысли Бунина, долгими, они мгновенны, как молния).
ІІІ. Слово учителя. Выводы.
Как видим, портреты героинь построены на контрасте. В контрастной композиции образов Сони и Натали очевидна параллель автора с античной традицией трактовки женской природы. Женщина-ангел, дающая высшую небесную радость, воплощается в образе Натали, женщина-демон, разжигающая страсть чувственной любви, несущая беду, раскрывается в образе Сони. Такое противопоставление усилено портретными характеристиками.
ІV. Беседа с учащимися.
- Найдите и прочитайте в конце рассказа воспоминания главного героя. Что осталось у него в памяти, на каких деталях внешности сделан акцент? Можем ли мы сказать, что портретная характеристика героини принимает участие в построении произведения и в его семантике?
Слово учителя. Представляется, что именно “рамочный” способ оформления композиции с использованием портретной характеристики (а мы видим, что детали портрета героини, с которыми мы встречаемся в разных главах рассказа, повторяются в конце рассказа) позволяет предугадать трагическую любовь героев.
V. Сопоставление словесного портрета и живописного. Бунина по праву можно назвать мастером словесного портрета, портреты его героинь можно сравнить с живописными портретами (например, с портретами В. Серова). Ребятам предоставляется возможность такого сравнения (выставка на доске)
VІ. Итог урока. Подводя итоги анализа произведения, роли портретной характеристики в создании образа героини можно сделать следующие выводы:
- портрет является одним из средств создания образа героини, через внешний облик передает ее внутренний мир, душу, раскрывает ее личность, сущность
- портрет выражает авторское отношение к героине, а также помогает выразить его чувства и мироощущения; кроме того, женский портрет в “лирической” прозе И. А. Бунина отражает еще и особенность его индивидуального писательского стиля, характерной чертой которого является несовместимость красоты и обыденности, любви и жизни
- загадочность, непорочная красота определяют неземную сущность бунинских героинь, что близко идеальному воплощению женственности эпохи “серебряного века”
- портрет также помогает передать эмоционально-чувственное восприятие героини главным героем (зачастую происходит слияние в восприятии героини автором и героем)
- он также принимает участие в композиционном построении рассказа, тем более, что рассказ – это малая форма, поэтому Бунин как мастер тонкого психологического портрета находит точные краски, тона и полутона, верно подмечает детали внешности героини, чтобы они максимально помогали ему в создании образа.
- цветовой эпитет помогает раскрыть и психологию героини, и ее душевное состояние
- сравнивая портреты Сони и Натали, можно сделать выводы о своеобразном бунинском подходе к теме любви и к женской красоте
VІ. Домашнее задание. По вариантам.
1) Проанализировать роль портретной характеристике в рассказе “Муза” или “Руся”.
2) Написать сочинение-миниатюру по рассказу “Натали”, в котором необходимо отразить функцию портретной характеристики при создании образа героини (на примере любого периода в ее жизни)