Цели урока:
1. Образовательные:
- на основе изучения рассказа В. Астафьева обсудить характер действий героев;
- развивать познавательный интерес;
- научить видеть и выделять главное.
2. Воспитательные:
- формировать гражданскую позицию;
- воспитывать гуманное отношение к природе, животным;
- воспитывать чувство ответственности за всё, что наносит вред окружающей среде.
Задачи урока:
- Мотивации познавательной деятельности.
- Развитие коммуникативных умений (диалогической и монологической речи, сжатого пересказа, инсценирования).
Оборудование: портрет писателя, эпиграф, выставка творческих работ учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы:
- Слово учителя.
- Словарная работа.
- Выразительное чтение эпизодов.
- Работа в группах.
- Беседа по проблемным вопросам.
Выходы:
- Нарисовать листовки.
- Написать сочинение
Подготовка к уроку:
За неделю до урока раздать детям задание:
- Выучить слова для инсценировки, подготовить костюм Земли, Красной книги (2 человека).
- Выучить слова для литературного монтажа «В.П. Астафьев в Осе».
- Нарисовать иллюстрации к рассказу «Белогрудка».
Ход урока
1. Организационный момент.
(Стук в дверь.)
Учитель: Войдите, пожалуйста.
(Входят девочки, изображающие планету Земля и Красную книгу.)
2. Инсценировка.
Земля: Здравствуйте, помогите мне, пожалуйста. Я очень больна.
Спасите меня, прошу вас.
А кто вы?
Я ваша планета Земля. Вы меня не узнали?
Ежегодно в мою атмосферу выбрасывают миллионы тонн вредных веществ. С моей поверхности исчезло 50% лесов и кустарников. Погибло 150 видов животных и на грани исчезновения находится ещё 240 видов.
Высыхают озёра и реки…
Учитель: И кто же в этом виноват?
Земля: Да это же люди!
Я вас прошу – вглядитесь в эти лица,
Попристальней вглядитесь. Не спеша.
Один из них – грабитель. И убийца.
Другой – спаситель. Светлая душа.
Один из них – мутит и травит воды.
В лесу деревья валит без нужды.
Другой защитник. Сын своей природы.
Он не ведёт с ней яростной вражды.
Я в беде! Но беды природы – это прежде всего ваши беды. И поэтому вам предстоит искать пути спасения и меня и себя.
Красная книга: А я Красная книга. В меня занесены редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных.
Красная книга Российской Федерации (ККРФ) является основным государственным документом, учрежденным в целях выявления редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, дикорастущих растений и грибов, а также некоторых подвидов и локальных популяций.
3. Беседа о Красной книге.
- А что вы знаете о Красной книге?
- Что нужно делать, чтобы Красная книга не пополнялась?
Учитель: Проходите, пожалуйста, уважаемые гости. Сегодня на уроке мы как раз с ребятами будем думать, как помочь вам.
4. Тема урока: «Бережное отношение ко всему живому».
5. Цели урока.
Учитель: Ребята, вы согласны со следующими целями?
- Задуматься о бережном отношение к природе, животным.
- Продолжить знакомство с В.П. Астафьевым
- Дать оценку действиям героев рассказа «Белогрудка».
- Учиться видеть и выделять главное.
6. Проблемные вопросы.
Учитель: Земля в опасности. День за днём, час за часом человечество скользит в пропасть небытия, нарастает угроза глобальной экологической катастрофы.
- Чем ты можешь помочь своей планете?
- Что нужно сделать, чтобы Красная книга не пополнялась?
7. Беседа.
Учитель: Многие писатели в своём творчестве обращались к теме природы. Одним из первых проблему бережного отношения к природе поднял В. П. Астафьев, знакомство с которым началось на предыдущем уроке.
- Что вы, ребята, запомнили из его биографии?
Побывал Виктор Петрович и в нашем старинном городе Осе.
8. Выступление учащихся «Астафьев и Оса».
1 ученик: В октябре1964 года в осе произошло важное событие: город встречал Виктора Петровича Астафьева. Эта новость – приезд в наш город писателя такого уровня – обсуждалась везде и вошла в историю города как очень яркая страница.
2 ученик: Виктор Петрович приехал на встречу с читателями в период проведения по стране всесоюзной читательской конференции« Молодой герой советской литературы». Приехав в Осу впервые, он сразу пожелал познакомиться с библиотекой.
3 ученик: Библиотека писателю понравилась. С удовольствием пообщался Виктор Петрович и с читателями, которые задавали самые разные вопросы, а Виктор Петрович обстоятельно отвечал на них.
4 ученик: А затем была встреча со студентами педучилища. Она походила на увлекательный фильм, так захватило внимание молодых людей живое общение с писателем. На этой встрече Виктор Астафьев подчеркнул, что основными темами его творчества являются тема войны и мира и тема защиты природы.
9. Викторина по творчеству Астафьева.
- В каком году родился писатель? (1924)
- Название села, в котором родился В.П. Астафьев. (Овсянка.)
- Кем работал после окончания школы? (Составителем поездов.)
- В каком году ушёл на фронт? (1942)
- Название города Пермской области, куда Астафьев с женой приехали после войны? (Чусовой.)
10. Проверка домашнего задания.
Краткий пересказ рассказа «Белогрудка».
11. Словарная работа.
Косогор – склон горы.
Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.
Бузина – кустарник семейства жимолостевых с чёрными или красными ягодами.
12. Фронтальная работа с текстом.
- Найдем описание косогора, где решила поселиться Белогрудка.
- Зачитайте отрывок, в котором говорится о появлении на косогоре Белогрудки.
- Когда у Белогрудки появилось потомство?
13. Работа в парах.
1 ряд
- Докажите строчками из рассказа, что Белогрудка была заботливой мамой.
- В чём вы можете обвинить вереинских мальчишек, или же они ни в чём не виноваты?
2 ряд
- Докажите строчками рассказа, что Белогрудка очень горевала, когда не обнаружила в гнезде кунят.
- Как вы оцениваете поступок мальчишек, похитивших из гнезда куницы её детёнышей?
3 ряд
- Как отреагировали взрослые, увидев дома котят?
- Как бы вы поступили, будь вы на их месте?
4 ряд
- Приведите примеры, говорящие о том, как куница мстила людям.
- Как вы считаете, полезно или вредно держать дома диких животных?
Учитель: Слушаем ответы групп.
- Зачитайте, как погибла Белогрудка.
- Итак, какой урок вынесли из этой истории ребята, и взрослые?
- Можно ли бездумно вторгаться в жизнь «братьев наших меньших?
- Встречается ли такое варварское отношение к природе в реальной жизни?
14. Листовки. Работа в группах.
Учитель: Ребята, а как вы заботитесь о пернатых, животных, растениях?
Сейчас мы с вами напишем листовки, в которых вы должны обратиться к своим сверстникам с призывом беречь природу.
1 группа (птицы).
2 группа (растения).
3 группа (животные).
4 группа (рыбы).
15. Домашнее задание.
- Написать сочинение «Моё любимое животное»
- Нарисовать своего питомца.
16. Рефлексия. Итоги.
Продолжите фразу:
- Я понял...
- Я почувствовал...
- Мне захотелось...
Учитель: Урок окончен. Всем спасибо.