Разработка урока по литературе на тему "Бережное отношение ко всему живому"

Разделы: Литература


Цели урока:

1. Образовательные:

  • на основе изучения рассказа В. Астафьева обсудить характер действий героев;
  • развивать познавательный интерес;
  • научить видеть и выделять главное.

2. Воспитательные:

  • формировать гражданскую позицию;
  • воспитывать гуманное отношение к природе, животным;
  • воспитывать чувство ответственности за всё, что наносит вред окружающей среде.

Задачи урока:

  1. Мотивации познавательной деятельности.
  2. Развитие коммуникативных умений (диалогической и монологической речи, сжатого пересказа, инсценирования).

Оборудование: портрет писателя, эпиграф, выставка творческих работ учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы:

  1. Слово учителя.
  2. Словарная работа.
  3. Выразительное чтение эпизодов.
  4. Работа в группах.
  5. Беседа по проблемным вопросам.

Выходы:

  1. Нарисовать листовки.
  2. Написать сочинение

Подготовка к уроку:

За неделю до урока раздать детям задание:

  1. Выучить слова для инсценировки, подготовить костюм Земли, Красной книги (2 человека).
  2. Выучить слова для литературного монтажа «В.П. Астафьев в Осе».
  3. Нарисовать иллюстрации к рассказу «Белогрудка».

Ход урока

1. Организационный момент.

(Стук в дверь.)

Учитель: Войдите, пожалуйста.

(Входят девочки, изображающие планету Земля и Красную книгу.)

2. Инсценировка.

Земля: Здравствуйте, помогите мне, пожалуйста. Я очень больна.

Спасите меня, прошу вас.

А кто вы?

Я ваша планета Земля. Вы меня не узнали?

Ежегодно в мою атмосферу выбрасывают миллионы тонн вредных веществ. С моей поверхности исчезло 50% лесов и кустарников. Погибло 150 видов животных и на грани исчезновения находится ещё 240 видов.

Высыхают озёра и реки…

Учитель: И кто же в этом виноват?

Земля: Да это же люди!

Я вас прошу – вглядитесь в эти лица,
Попристальней вглядитесь. Не спеша.
Один из них – грабитель. И убийца.
Другой – спаситель. Светлая душа.
Один из них – мутит и травит воды.
В лесу деревья валит без нужды.
Другой защитник. Сын своей природы.
Он не ведёт с ней яростной вражды.

Я в беде! Но беды природы – это прежде всего ваши беды. И поэтому вам предстоит искать пути спасения и меня и себя.

Красная книга: А я Красная книга. В меня занесены редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных.

Красная книга Российской Федерации (ККРФ) является основным государственным документом, учрежденным в целях выявления редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, дикорастущих растений и грибов, а также некоторых подвидов и локальных популяций.

3. Беседа о Красной книге.

  • А что вы знаете о Красной книге?
  • Что нужно делать, чтобы Красная книга не пополнялась?

Учитель: Проходите, пожалуйста, уважаемые гости. Сегодня на уроке мы как раз с ребятами будем думать, как помочь вам.

4. Тема урока: «Бережное отношение ко всему живому».

5. Цели урока.

Учитель: Ребята, вы согласны со следующими целями?

  1. Задуматься о бережном отношение к природе, животным.
  2. Продолжить знакомство с В.П. Астафьевым
  3. Дать оценку действиям героев рассказа «Белогрудка».
  4. Учиться видеть и выделять главное.

6. Проблемные вопросы.

Учитель: Земля в опасности. День за днём, час за часом человечество скользит в пропасть небытия, нарастает угроза глобальной экологической катастрофы.

  • Чем ты можешь помочь своей планете?
  • Что нужно сделать, чтобы Красная книга не пополнялась?

7. Беседа.

Учитель: Многие писатели в своём творчестве обращались к теме природы. Одним из первых проблему бережного отношения к природе поднял В. П. Астафьев, знакомство с которым началось на предыдущем уроке.

  • Что вы, ребята, запомнили из его биографии?

Побывал Виктор Петрович и в нашем старинном городе Осе.

8. Выступление учащихся «Астафьев и Оса».

1 ученик: В октябре1964 года в осе произошло важное событие: город встречал Виктора Петровича Астафьева. Эта новость – приезд в наш город писателя такого уровня – обсуждалась везде и вошла в историю города как очень яркая страница.

2 ученик: Виктор Петрович приехал на встречу с читателями в период проведения по стране всесоюзной читательской конференции« Молодой герой советской литературы». Приехав в Осу впервые, он сразу пожелал познакомиться с библиотекой.

3 ученик: Библиотека писателю понравилась. С удовольствием пообщался Виктор Петрович и с читателями, которые задавали самые разные вопросы, а Виктор Петрович обстоятельно отвечал на них.

4 ученик: А затем была встреча со студентами педучилища. Она походила на увлекательный фильм, так захватило внимание молодых людей живое общение с писателем. На этой встрече Виктор Астафьев подчеркнул, что основными темами его творчества являются тема войны и мира и тема защиты природы.

9. Викторина по творчеству Астафьева.

  1. В каком году родился писатель? (1924)
  2. Название села, в котором родился В.П. Астафьев. (Овсянка.)
  3. Кем работал после окончания школы? (Составителем поездов.)
  4. В каком году ушёл на фронт? (1942)
  5. Название города Пермской области, куда Астафьев с женой приехали после войны? (Чусовой.)

10. Проверка домашнего задания.

Краткий пересказ рассказа «Белогрудка».

11. Словарная работа.

Косогор – склон горы.

Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.

Бузина – кустарник семейства жимолостевых с чёрными или красными ягодами.

12. Фронтальная работа с текстом.

  • Найдем описание косогора, где решила поселиться Белогрудка.
  • Зачитайте отрывок, в котором говорится о появлении на косогоре Белогрудки.
  • Когда у Белогрудки появилось потомство?

13. Работа в парах.

1 ряд

  1. Докажите строчками из рассказа, что Белогрудка была заботливой мамой.
  2. В чём вы можете обвинить вереинских мальчишек, или же они ни в чём не виноваты?

2 ряд

  1. Докажите строчками рассказа, что Белогрудка очень горевала, когда не обнаружила в гнезде кунят.
  2. Как вы оцениваете поступок мальчишек, похитивших из гнезда куницы её детёнышей?

3 ряд

  1. Как отреагировали взрослые, увидев дома котят?
  2. Как бы вы поступили, будь вы на их месте?

4 ряд

  1. Приведите примеры, говорящие о том, как куница мстила людям.
  2. Как вы считаете, полезно или вредно держать дома диких животных?

Учитель: Слушаем ответы групп.

  • Зачитайте, как погибла Белогрудка.
  • Итак, какой урок вынесли из этой истории ребята, и взрослые?
  • Можно ли бездумно вторгаться в жизнь «братьев наших меньших?
  • Встречается ли такое варварское отношение к природе в реальной жизни?

14. Листовки. Работа в группах.

Учитель: Ребята, а как вы заботитесь о пернатых, животных, растениях?

Сейчас мы с вами напишем листовки, в которых вы должны обратиться к своим сверстникам с призывом беречь природу.

1 группа (птицы).

2 группа (растения).

3 группа (животные).

4 группа (рыбы).

15. Домашнее задание.

  1. Написать сочинение «Моё любимое животное»
  2. Нарисовать своего питомца.

16. Рефлексия. Итоги.

Продолжите фразу:

  • Я понял...
  • Я почувствовал...
  • Мне захотелось...

Учитель: Урок окончен. Всем спасибо.