Класс: 6.
Место данной темы в курсе: разработка урока составлена по учебнику «Литература» В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва, М.: Просвещение, 2019 год, раздел «Из литературы народов России». Текст олонхо взят из учебника «Русская литература» М.В.Черкезовой, М.: Дрофа, 2006 г., раздел «Фольклор».
Цели урока:
- образовательные: познакомить с якутским героическим эпосом Олонхо, анализ содержания олонхо;
- развивающие: развитие коммуникативных умений, развитие умения анализировать, делать выводы;
- воспитательные: формирование интереса к изучаемому материалу, воспитание уважения к историческому прошлому на примере Олонхо;
Планируемые результаты урока:
- предметные понимание олонхо как особого способа познания мира, воспитание вдумчивого читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного, оформлять свое мнение в устных и письменных высказываниях;
- Метапредметные: работать индивидуально и в группе, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, создавать и применять таблицы и схемы для решения учебных задач;
Личностные: воспитание уважения к якутскому фольклору, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия олонхо.
Оборудование: компьютер, проектор, репродукция картины Т.Степанова «Хозяйка огненного моря».
Ход урока
1 этап. Организационный блок
Учитель: У нас сегодня необычный урок. Мы совершаем очередное путешествие в Страну знаний. Представьте себе, что мы сейчас с вами пассажиры необычной машины времени, на которой и отправимся в путь. В нашей машине 2 отделения (2 отделения означают 2 группы, дети делятся на две группы: девочки и мальчики отдельно). Время пути - 45 минут. По пути в Страну Знаний мы будем останавливаться на станциях. Итак, поехали!
2 этап. Мотивационный блок. Станция Олонхо
Учитель: Обратите внимание на экран. Как вы думаете, какое слово объединяет эти картинки? Если вы правильно назовете слово, то угадаете название станции.
(Дети говорят, что слово, которое объединяет эти картинки - олонхо). Почему так думаете? Кто изображен на первой картинке, на второй, третьей? (Ответы учащихся: Олонхосут, Юрюнг Айыы Тойон (Белый Бог Господин), Священное дерево - Аал луук мас). Что такое олонхо? Какие произведения героического эпоса из литературы народов России вы знаете?
- Какие ассоциации вызывает у вас слово олонхо? Составьте кластер со словом олонхо.
Дети составляют кластер, объясняют значения слов: три мира - Верхний, Средний, Нижний - действие олонхо происходит в трех мирах. Юрюнг Айыы Тойон (Белый Бог господин) - верховное божество, живущее в Верхнем мире. Аал луук мас - мировое дерево, корни которого уходят в Нижний мир, крона растет в Среднем мире, ветви устремлены в Верхний мир. Главный герой олонхо - богатырь. Ему в олонхо противостоит племя абаасы (злые духи).
3 этап. Аналитический (практический) блок. Станция «Литература». Работа по тексту
Учитель: Вот и приехали на станцию «Литература». Вы дома прочитали текст. Кто такой Юрюнг Айыы тойон? Где он живет? Как вы думаете, какова его миссия? Давайте, составим по тексту генеалогическое древо потомков Юрюнг Айыы Тойона:
Учитель: давайте выясним, насколько хорошо вы запомнили содержание произведения. Проведем небольшую разминку. Я попрошу команды задавать друг другу по 3 тонкому и по 3 толстому вопросу. Проводники следите за процессом. Определяете, кто задает вопрос (команды задают друг другу вопросы по содержанию олонхо).
Учитель: Сейчас, заполняя таблицу, будем работать по группам:
Герои олонхо
|
Положительный
|
Отрицательный
|
Назови героя олонхо |
|
|
Где он живет |
|
|
Перечисли черты характера |
|
|
Опиши поступки героя |
|
|
Сделай вывод о герое |
|
|
1 группа составляет рассказ о положительном герое олонхо - Богатыре, 2 группа - об отрицательном герое Абаасы. Дети полученный рассказ записывают в тетрадях: называют героя, где он живет, перечисляют черты характера, поступки героя, делают вывод.
Примерный ответ учащихся: Богатырь (человек айыы): сильный, храбрый, умный, живет в Среднем мире. Сражается с Абаасы, спасает похищенную Абаасы сестру, находит и возвращает ее домой. Он предназначен верховным божеством Юрюнг Айыы Тойоном быть защитником племени айыы от нашествий Абаасы.
Абаасы: сильный, наивный, живет в Нижнем мире. Похищает девушку. Сражается с богатырем из Среднего мира, но терпит поражение. Является врагом племени Айыы, олицетворяют все злое и враждебное человеку.
Учитель: В изображении богатырей часто используются фантастика и гиперболы. 1 группа находит в тексте элементы фантастики, а 2 группа - гиперболы.
4 этап. Теоретический блок. Станция «Живопись»
Учитель: Мы приехали на станцию «Живопись». И я познакомлю вас с творчеством замечательного якутского художника. Его зовут Тимофей Степанов. Он за двадцать лет своей творческой деятельности создал сотни больших полотен на тему героического эпоса олонхо. Вот одна из его картин «Хозяйка Огненного моря».
Какой эпизод из текста напоминает вам эта картина? Какие мысли и чувства она вызывает у вас? Дети находят эпизод из текста, ученик читает вслух отрывок: «Вот достиг он берега Огненного моря, достал из-за пазухи три конских волоса, которые дал ему отец, при помощи заклинания превратил их в трёх белоголовых лошадей и отдал в жертву духу-хозяйке Огненного моря. Дух-хозяйка моря приняла жертву. Посередине Огненного моря образовался мост из красного песка. Человек айыы переправился по этому мосту, продолжая свой путь». Учащиеся выражают мнение о картине, рассуждают.
5 этап. Рефлексивно-оценочный блок
Синквейн. Что такое синквейн? Вспомним правило написания синквейна. Составляем синквейн по 1-й из предложенных тем: олонхо, олонхосут, Юрюнг Айыы Тойон, богатырь.
Устная работа «Закончи предложение», продолжите фразу:
- Своей работой я … (1 группа
- Я для себя открыл … (2 группа)
Учитель: Вот и закончилось наше путешествие. Вы узнали о племени Айыы, потомках Юрюнг Айыы Тойона. Об их борьбе за счастливую жизнь. Читайте, изучайте якутский героический эпос - олонхо.
Литература
- И.В.Золотарева, Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. М.: «ВАКО», 2016 г.
- А.В.Хуторской. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. Питер: 2004 г.