Цели:
- Продолжить работу над комедией Д. И. Фонвизина “Недоросль”, формулируя навыки анализа драматического произведения.
- Углубить знания детей о русской духовной традиции в литературе.
- Углубить понимания литературоведческих категорий “традиция” и “новаторство”, дать возможность детям ощутить связь этих категорий с нравственностью и моралью человека.
Метод: урок-размышление
Оборудование: уголок класса стилизован под гостиную 18 века.
Ход урока
:I. Вступление – постановка цели
На доске написан эпиграф урока: “… Почему же всё-таки выбрали именно эту эпоху? ...Это время, когда оформлялись черты новой русской культуры, культуры нового времени, которому – нравится это нам или нет – принадлежим и мы”.
Ю.М. Лотман
Слово учителя: когда готовишься к уроку, всегда важно найти слова, с которых он начинается, своеобразный эпиграф. (Указать на слова, написанные на доске.) Это слова из нашего учебника. Сначала они могут показаться странными. Более двух столетий назад была написана комедия.
Какое же отношение имеет она, да и то время к нашей жизни? Какие уроки может извлечь современный человек из истории Митрофанушки? Но наш разговор будет неполным, если не затронем мы основную тему, предлагаемую нашим учебником – традиция и новаторство. Какую роль играют они при создании художественного произведения?
- Как вы понимаете эти два термина?
(Ответы детей.)
II. Беседа о России XVIII века
- Как, по–вашему, какие традиции могли влиять на русскую литературу в период ее формирования?
(Фольклорная, древнерусская, духовная.)
- Что объединяло эти три пласта литературы?
- Но вот я беру учебник и читаю: “Давайте вместе вспомним историю России XVIII века…
(работа с учебником)
- Столетье безумно и мудро!..
Се гениев твоих столетье!..
- Расскажите немного о реформах Петра I и о России.
(В своих ответах дети, опираясь на изученный дома материал, говорят о двойственности реформ Петра.)
- Символическое событие для русской культуры произошло в конце века во Владимире: по распоряжению Екатерины II из Успенского собора был удален иконостас, созданный преподобным Андреем Рублевым, и установлен новый, в стиле барокко, при этом сама императрица оказалась помещенной среди изображений святых в виде великомученицы Екатерины.
- Почему это событие называют символическим ? (Искусство подчиняется идеологии, понятие Родины подчиняется понятию государства?)
- Для своего времени это было оправдано? (Да, отказ от старых традиций, создание новых).
- Откройте тетради. Дома вы описывали классицистские принципы. Каковы они ? (Ответы. “Евгений Онегин”)
- Какие жесткие рамки для художника! Что ж, давайте посмотрим, каков результат?
III. Беседа о героях
- О любом драматическом произведении мы судим по его героям.
- Вот носители добра: Стародум, Правдин, Милон, Софья. Какие они?
(Говорящие фамилии. Ратуют за просвещение и справедливость. Диалоги героев, монологи Стародума. Но герои неярки!).
- Почему нам с таким трудом удалось охарактеризовать героев? (Как будто нарисованы одной краской. Эти герои созданы по тем самым классицистским принципам, о которых мы говорили выше. Жесткие рамки.)
- В “Недоросле” запоминаются как раз другие герои.
IV. Театрализованный момент
Голос: Не позволю, сударыня, в который раз дитя оговаривать! Третий век над ним изгаляются. (Выходит Простакова, вернее ученица, исполняющая ее роль).
Простакова: Чем вы, болваны, оправдаетесь! Много дитя ест! Мало дитя учится! А сами!? То – то, молчите!
Учитель: Успокойтесь, госпожа Простакова. Вовсе не собираемся мы над сынком вашим изгаляться, как вы изволили выразиться. Просто хотим разобраться в некоторых теоретических вопросах.
Простакова: Слов-то таких в жизни не слыхала! Митрофанушка, друг мой, подь сюды!
Митрофанушка: Иду, маменька.
Учитель: А правда, ребята, чем же плох Митрофанушка? (Ответы детей. Выделим глупость и невежество.)
Митрофанушка: Да где уж я глуп! Всегда вспоминают ответ мой про двери (зачитывает отрывок из комедии). Чем же это глупый ответ?
Учитель: А я и не знаю. По мне, ответ интересен.
Митрофанушка: Я, сударыня, оригинальное, образное мышление продемонстрировал.
Учитель: Ребята, вы с ним согласны? (Ответы детей. Митрофан хитер. Он находит выход из любой ситуации.)
Простакова: Весь-то он в меня!
Учитель: Ребята, чем похож Митрофанушка на мать? (Простакова тоже хитра, тоже человек с сильной волей. Вспомнить историю с географией.)
Простакова: А давайте мой ответ да в ваше время перенесем.
- Всем необходимо изучать электронику.
- Для какой нужды?
- Чтобы уметь, к примеру, починить телевизор, коли сломается.
- А телемастер на что? Это его дело.
V. Итог.
Ребята, да что же это получается! Пока все, что обычно ставится героям в упрек, господа Простаковы себе в заслугу обернули!
Что же это за пьеса такая: добродетель бледна, порок ярок! И все законы классицизма нарушены, жесткие рамки сломаны! Денис Иванович Фонвизин, получается, нарушил все традиции. В чем же он видит язвы общества?
(Жестокость, глупость, невежество.).
- А не являются ли эти качества следствием чего-то другого? Ведь мы сейчас что-то важное упускаем?
- Вот представьте себе: Митрофанушку выучили всем наукам, и он занял важный пост. Что будет? Вспомним вопрос из тетради: чем опасен Митрофанушка? (Можно научить хорошим манерам языкам и географии, а, человек будет чудовищем.)
(Бездуховность! – вот мать всех пороков)
- В спор с Митрофаном, Простаковой , Скотининым вступали не Стародум, Милон и Софья. А кто? (Дети называют героев русской литературы, известных им.)
И вот здесь уместно вспомнить второй вопрос: почему Фонвизин нарушил правила классицизма?
- Главная традиция русской литературы – стремление воспитать человеческую душу, указать путь от тьмы к свету.
- А кто же проходит этот путь в “Недоросле” (Читатель, зритель!)
- В чём же значение комедии “Недоросль”? (В борьбе традиции и новаторства всегда побеждает нравственность.)
Какой же урок преподал Митрофанушка?
(В борьбе традиций и новаторства побеждает то, что нравственно. К этому выводу учитель подводит детей.)