Разработка урока по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Разделы: Литература


Цель: проследить, как развивается сюжетная линия “Мастер–Маргарита”, путем анализа выяснить какие нравственные проблемы ставятся автором и как они решаются.

Задачи

Образовательная: развитие навыков оценки и интерпретации стиля писателя, продолжить формирование навыка проблемного анализа прозаического произведения.

Развивающая: решение философских проблем, аргументация своей точки зрения.

Воспитывающая: воспитание чувства любви, доброты, искренности.

Оборудование: иллюстрации к произведению, роман М.Булгакова “Мастер и Маргарита”, портрет писателя.

Ход урока

I. Слово учителя (рисунок 1)

Вот мы и дожили до того времени, когда стали экранизировать произведения М.А.Булгакова и А.И.Солженицына. Недавно прошел фильм по роману “Мастер и Маргарита”, а сейчас, если вы обратили внимание, показывают экранизацию романа Солженицына “В круге первом”. У нас появилась возможность сравнить написанное и увиденное. Если кого-то заинтересуют эти книги, они есть в школьной библиотеке, можете прочитать их. Хотя они сложны для восприятия, помните, что в них в завуалированной форме описываются страшные страницы нашей истории.

Но сегодня, как вы поняли из эпиграфа (За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?! Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь), мы поговорим о другом.

Вы познакомились с романом “Мастер и Маргарита”. Мы с вами разобрали две сюжетные линии: философскую (Понтий Пилат и Иешуа) и мистическую (Воланд и москвичи). Нам осталось разобраться с любовной линией (Мастер и Маргарита). Задача нашего урока сегодня – понять основную мысль этой линии романа сначала через слово, затем делая проблемный анализ отрывков из произведения.

Ознакомьтесь с планом урока.

1. Блиц-опрос.

2. Анализ выразительных средств языка в романе.

3. Проблемный анализ глав по вопросам.

4. Вывод.

II. Слово учителя.

Итак, вы готовы? Тогда вперед. Проверим, внимательно ли вы прочитали текст. Читаем и сразу отвечаем на вопросы (на мониторе)

1. Какие цветы несла Маргарита? (желтую мимозу) (рисунок 2)

2. Кто был реальным прототипом Иешуа Га-Ноцри? (Иисус Христос)

3. Куда Воланд забросил Степу Лиходеева? (в Ялту)

4. Сколько сюжетных линий в романе? (три)

5. Что получил в награду Мастер за свои муки на земле? (вечную загробную жизнь)

6. Чем была примечательна личность Азазелло? (клыком и куриной косточкой в кармашке пиджака)

7. В каком городе произошла казнь Иешуа? (Ершалаим)

8. Какая сцена из романа изображена здесь? (бал у Воланда) (рисунок 3)

III. Слово учителя.

Путь к пониманию текста лежит через слово. Анализируя предложенные вам отрывки, вы будете оперировать некоторыми литературоведческими терминами. Повторим их определения (на монитор выводятся названия терминов – гипербола, метафора, метонимия, эпитет, оксюморон, сравнение, градация и т. д.).

Учащимся находят предложенные для анализа отрывки (рекомендуется разделить класс на группы для анализа, отрывок не должен превышать в объеме одну страницу). Они должны не только найти и перечислить средства выразительности, но и раскрыть их роль и значение в данном тексте.

IV. Слово учителя.

Надеюсь, что вы прониклись атмосферой романа. Теперь ответьте на предложенные вопросы, анализируя прочитанное.

1. Откуда мы впервые узнаем о встрече Мастера и Маргариты? (из рассказа Мастера в сумасшедшем доме Бездомному) Были ли они счастливы до встречи друг с другом? Была ли это случайность?

2. В чем особенность завязавшегося разговора? Чем необычна вспыхнувшая любовь? (можно прочитать отрывок из текста)

3. Счастье – не в богатстве. Какие страницы романа убеждают нас в этом? (можно прокомментировать строки из произведения или прочитать отрывок из главы 19, от слов “прежде всего” до слов “она говорила правду”).

4. Почему исчез Мастер? (рисунок 4, рисунок 5. рисунок 6)

5. Что делает Маргарита во имя любви? Был ли у Маргариты выбор? А что вы могли бы сделать ради любви? (рисунок 7)

6. Справедлив ли приговор Левия Матвея Мастеру “Он не заслужил света, он заслужил покой”?

7. Представим себе, что желание Маргариты исполнилось: они с Мастером остались в их маленькой квартирке. Что ждало их? (подчеркнуть, в какой исторической обстановке это происходило, т.к. их могло ждать только плохое – либо расставание, либо смерть).

8. Просмотреть видеозапись отрывка из фильма “Мастер и Маргарита” или прочитать отрывок из главы 30. Прокомментировать увиденное или прочитанное (объяснить выбор Маргариты – обрести вечную жизнь).

V. Слово учителя.

Заметили ли вы, что мы с вами решали философскую проблему, которую вынесли в тему урока “Любовь – прежде всего!? Что вы решили для себя, какой психологический портрет Маргариты перед вами вырисовался? Вспомните, какой вопрос задает нам автор? (“Что же нужно было этой женщине?! Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами?) Даже он сам не знал, что будет с его героиней. Наверно, в сущности своей она и есть соблазнительница и совратительница, которая с помощью колдовских сил Воланда увела Мастера от людей, от жизни человеческой.

Согласны ли вы со словами Булгакова, вынесенными в эпиграф? Какой вывод вы сделали? Какие вечные проблемы мы обсудили?

V. Домашнее задание

I группа – подготовить пересказ 31–32 глав,

II группа – пересказ эпилога,

III группа – ответить на вопросы:

1. Почему свита Воланда изменила свой внешний облик?

2. Каким образом автору удается передать “муки совести” прокуратора, длящиеся более 2000 лет?

3. Кем и как решается судьба Понтия Пилата?