Разработка урока по теме «Нравственная суть взаимоотношений Васи с "детьми подземелья"» (по произведению В.Г. Короленко "Дети подземелья")

Разделы: Литература


Ворохобина Н.А., учитель русског языка

Цели урока:

  • Обучать частичному анализу художественного произведения через исследование текста, творческие работы детей; совершенствовать навык выразительного чтения, умение устно и письменно выражать свои мысли.
  • Развивать интегративные качества мышления и художественного восприятия, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать эмоционально-нравственную сферу учащихся.
  • Воспитывать способность сопереживать; совершенствовать коммуникативную культуру.

Тип урока: урок-исследование с элементами дискуссии.

Форма обучения: групповая.

Предварительно учащиеся разделены на группы, выбран лидер группы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Объяснение нового материала.

1. Объяснение понятия нравственности.

– Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы (из “Толкового словаря русского языка “Ожегова”).

2. Постановка проблемного вопроса.

– Всегда ли “дурное общество” может отрицательно повлиять на человека?

3. Подведение к проблемной ситуации.

– Старый Януш не один раз говорил Васе, что Вася “сын таких почтенных родителей” и в “дурном обществе”.
Что же такое из себя представляет это “дурное общество”?
Сделал ли Вася что-либо дурное за время общения с “детьми подземелья”? (Мальчик обманывал отца, когда тот спрашивал, где сын гулял. Вася выпросил куклу у Сони для Маруси и в тайне от отца отнес игрушку). Найти и зачитать эпизод с куклой.
Прав ли отец, обвиняя сына в воровстве?

4. Психологическая установка и постановка проблемной задачи

– Глубже понять мотив таких поступков Васи нам поможет следующая работа.
Египтяне, японцы и китайцы верили, что все имеет свою душу: каждый камень, цветок, песчинка и т.д.
Попробуем и мы с вами представить, что вещи ожили на страницах нашей книги и заговорили. Пусть кукла, взятая (а, по словам отца, украденная) Васей у Сони, расскажет нам сначала о Соне (готовит 1 группа), потом о Васе (2 группа) и, наконец, о Марусе (3 группа). Это должна быть доверительная история-переживание, рассказанная от лица куклы.
Итак, с кем, по словам самой куклы, ей было приятнее всего находиться?
– Была ли другая возможность у Васи получить куклу для Маруси, например: попросить у отца? Попробуйте составить такой диалог между отцом и сыном (задание каждой группе).
– Таким образом, какие черты характера проявляются у мальчика в истории с куклой?

5. Вывод.

– Вася познакомился с абсолютно новым для него миром, который перевернул всю его жизнь. Что мальчику открылось в новом для него мире? (Существование нищих. Осознание того, что его новые друзья – нищие)
– Зачитайте этот эпизод с.60– 61.
– Что Вася нового открыл в самом себе? (Чувство сострадания, верность данному слову, радость дружбы)
– Что нового открылось мальчику в собственном отце, которого он, оказывается, совсем не знал?
– Итак, каким образом, “дурное общество” повлияло на становление личности Васи.

III. Рефлексия.

– Продолжите фразу “ Человек – это звучит гордо, потому что настоящий человек честен…”.

IV. Домашнее задание.

– Мои вопросы Васе – герою “Детей подземелья”. Составить несколько вопросов, с которыми вы хотели бы обратиться к герою.

V. Итог урока.

Оценки за урок выставляют руководители микрогрупп, аргументируя свое оценивание.
Учитель и учащиеся высказывают согласие или несогласие с оценкой.