Цель урока:
- знакомство с биографией Ломоносова, его ролью в развитии русской литературы,
- знакомство с жанром “ода”,
- выявление особенностей од Ломоносова.
Оборудование: презентация.
Ход урока
Рожденный под хладным небом северной России, с пламенным воображением рыбака сделался отцом российского красноречия и вдохновенного стихотворства…
Н.М. Карамзин
1. Вступительное слово (заранее подготовленный ученик).
М. В.Ломоносов - естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Родился 8(19) ноября в д. Денисовка (ныне с. Ломоносово) в семье помора. В 19 лет ушел учиться (с 1731 в Славяно-греко-латинской академии в Москве, с 1735 в Академическом университете в Санкт-Петербурге, в 1736-41 в Германии). С 1742 адъюнкт, с 1745 академик Петербургской АН. В 1748 основал при АН первую в России химическую лабораторию. По инициативе Ломоносова основан Московский университет (1755). Открытия Ломоносова обогатили многие отрасли знания. Развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества. В период господства теории теплорода утверждал, что теплота обусловлена движением корпускул. Сформулировал принцип сохранения материи и движения. Исключил флогистон из числа химических агентов. Заложил основы физической химии. Исследовал атмосферное электричество и силу тяжести. Выдвинул учение о цвете. Создал ряд оптических приборов. Открыл атмосферу на Венере. Описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Опубликовал руководство по металлургии. Подчеркивал важность исследования Северного морского пути, освоения Сибири. Будучи сторонником деизма, материалистически рассматривал явления природы. Автор трудов по русской истории, критиковал норманнскую теорию. Крупнейший русский поэт-просветитель XVIII в., один из основоположников силлабо-тонического стихосложения. Создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания. Автор поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, фундаментальных филологических трудов и научной грамматики русского языка. Возродил искусство мозаики и производство смальты, создал с учениками мозаичные картины. Член Академии художеств (1763). Похоронен в Санкт-Петербурге в Некрополе XVIII в..
2. Работа с учебником-хрестоматией.
После прочтения статьи учебника (стр. 51-53) школьники отвечают на вопросы. (вопросы и задания размещены на слайдах презентации).
Чтение отрывков из произведений Ломоносова (сопровождается пояснениями с карточек).
“К статуе Петра”. Выразительно читает учитель.
Дополнение: Карточка 1. (заранее подготовленный ученик)
Фигура Петра I всегда была для Ломоносова идеалом государя: он был прежде всего работником на благ России. Он ценит в царе то, что он “царствуя служил”, “свои законы сам примером утвердил”, “монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки” (Пётр, под видом простого офицера обучался в Голландии корабельному делу); также Ломоносов относит к великим деяниям то, что царь “строил град”, “художников сбирал и обучал солдат”. В многочисленных надписях, одах, посвящённых Петру I, поэт наделяет императора такими эпитетами, как “премудрый герой”, “Отечества отец”. Ломоносов посвятил Петру и Полтавской битве огромное мозаичное полотно, которое было не только результатом открытий Ломоносова в химии, но и было ярким художественным произведением. Похвальная надпись, которая приведена в учебнике, была сделана в 1746 году, когда была сооружена статуя царя.
“Ода на день восшествия…”. Отрывок из оды выразительно читает ученик.
Карточка 2. (заранее подготовленный ученик)
В ноябре 1741г, через 15 лет после смерти Петра, гвардейцами Преображенского полка на престол была возведена дочь великого царя – Елизавета Петровна. С её именем связывали надежды на то, что она, как отец, продолжит создавать России славу – продолжит развивать науки, ремёсла, промышленность России. В это верил и Ломоносов.
“Случились вместе два астронома в пиру”.
Чтение текста (выразительно читает учитель).
3. Обсуждение стихотворения и определение признаков “низкого штиля”: (как итог прочитанного данного стихотворного текста).
- предмет изображения – не высокая и важная тема государственного служения, а шутка;
- небольшой объём произведения.;
- отсутствие “высокой” лексики, присутствие обыденных персонажей – повара, предметов быта: очаг, жаркое.
4. Подведение итогов урока.
Запись домашнего задания. ( размещено на слайде!)