Разработка урока по творчеству Марины Цветаевой: "Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!"

Разделы: Литература


Цель:

  1. Познакомить с основными вехами жизни М.И. Цветаевой. Определить основные черты личности поэта на протяжении всей жизни.
  2. Осуществить первичное знакомство с лирикой.
  3. Создать атмосферу погружения в творчество поэта, пробудить интерес к поэту.

Оборудование:

  • фотографии,
  • плакат-цитата,
  • проигрыватель,
  • сборники стихов,
  • гроздья рябины,
  • осенние листья;
  • оформление стенда к уроку,
  • выставка книг Цветаевой.

Эпиграф урока:

“Вся моя жизнь – роман с собственной душой” или “Возьмите стихи – это и есть моя жизнь...”.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Основная часть. Опрос-повторение

1. Итак, на прошлом уроке мы говорили о серебряном веке русской поэзии. Что такое поэзия серебряного века? (Период расцвета поэзии в первые два десятилетия XX в.)

2. Как возник этот термин? (По аналогии с золотым веком).

3. Назовите потов серебряного века.

4. Какие ассоциации вызывает у вас звучание этих слов “Серебряный век”? (Создает в нашем воображении особый мир, настраивает на разговор о чем-то возвышенном и прекрасном). Что характерно?

5. Чем интересна судьба поэта Н. Гумилева?

III. Основная часть

1. Вступительное слово учителя к теме:

Особое место среди поэтов Серебряного века принадлежит М.И. Цветаевой (фото). Пожалуй, сегодня мы впервые будем говорить о женщине-поэте, о человеке необычайно интересной и трагической судьбы.

Обратите внимание на тему урока. Это слова М. Цветаевой.

– Скажите, к кому обращены эти слова?

(К прохожему. А прохожим может быть каждый из нас. Значит Цветаева обращается к каждому из нас.)

– Ее слова что это? Просьба ли? Призыв или требование?

– Как вы думаете?

(Наверное, и первое и второе, и третье.)

Понятно одно: Цветаева очень хотела неравнодушия к себе, к своему творчеству, немножко любви и внимание. Видимо, это то, чего ей так не хватало при жизни.

Поэтому цель нашего урока: знакомясь с творческой и человеческой судьбой Марины Цветаевой не пройти мимо, не остаться равнодушными к памяти о ней, о замечательном поэте Серебряного века. Потому что она была в истории, в жизни, литературе. Она была и творила, и любила, и страдала, и жила. И понять как – это тоже цель нашего урока. И, наверное, в том, чтобы для кого-то из вас просто Цветаева превратилась в мою Цветаеву.

2. Запишите тему урока, эпиграф (фонозапись, стихотворения “Идёшь на меня похожий!”) Мне кажется, сама Ц. произнесла бы эти слова с какой-то затаённой, до конца не выстраданной болью.

– Почему? Потому что при жизни её стихи были мало кому известны. И после её смерти сборники не печатались. Свой читатель у Цветаевой появился недавно: лет 15 назад, после 85-го года.

Книги о Цветаевой, о её творчестве, сборники стихов были изданы к знаменательным датам: к 100-летию и 50-летию со дня смерти. Обращение к выставке книг “Моим стихам...”

Поразительно, что сама Цветаева ещё в 20 лет предугадала свою неизвестность, свою нелёгкую творческую судьбу.

В 20 лет она напишет эти пророческие строки: “Моим стихам, написанным так рано... (Читает учитель)”.

И она была права: сё сейчас изучают в школе, её издают, на её стихи написаны песни.

А самое главное – она имеет своего читателя, которого она имела при жизни, о котором она так мечтала. (Её имя произносят почтительно).

Для многих открытие Цветаевой началось с песен на её стихи, которые прозвучали в телефильме “Ирония судьбы или с лёгким паром”, “Мне нравится...” и “У зеркала” Вот одна из них: (Звучит песня “Мне нравится...”)

– Прослушав песню, можно сказать, о чём она писала?

3. Эпиграф нашего урока: “Вся моя жизнь – роман с собственной душой” – это слова Цветаевой. Ещё она говорила: “Возьмите стихи – это и есть моя жизнь”.

Следуя её совету, обратимся к её стихам, хотелось бы, что бы, читая и слушая их, вы могли представить: какой она была, к чему стремилась её душа, о чём её стихи?! Готовясь к уроку, я прочла у Цветаевой короткое стихотворение, но какая простая мудрость в нём о терпимости. (Читает учитель: “Я знаю правду!”)

– А теперь слово вам! (Чтение стихов наизусть учащимися)

Спасибо всем, кто читал. Итак, что вы можете сказать о Цветаевой, о её” стихах?!

Вывод учителя: стихи Цветаевой непросты, в них нужно вчитываться, вдумываться. Я думаю, узнав её биографию, вы лучше её поймёте.

Итак, по ходу моего рассказа составляем хронологическую таблицу:

Даты сведения Биографические Творчество
     

4. Рассказ учителя № 1

М.И. Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 г. с субботы на воскресенье, полночь, на Иоанна Богослова, в Трёхпрудном переулке, это почти в центре Москвы в небольшом уютном доме.

Потом она напишет о своём рождении: “Красною кистью рябина зажглась...” и т.д. Как и многие поэты, Марина верила указующим знакам судьбы. Она прочитала гороскоп своей судьбы: полночь, листопад, рябина, жаркая и горькая на излёте осени. Рябина, пылающая и горькая на излёте осени, станет символом её судьбы, горькой, пылающей творчеством и постоянно грозившей уйти в забвение.

5. Рассказ учащимся о родителях

Она родилась в семье профессора-искусствоведа И.В. Цветаева и его жены Марии Александровны, талантливой пианистки (показать фото родителей на стенде “Сегодня на уроке”) и т.д.

Дополнение учителя: от отца Марина унаследовала необыкновенное трудолюбие, любовь к искусству, бескорыстие. Влияние отца скажется в том, что иные образы и сюжеты античного мира встречаются в её произведениях. Своих дочерей она назовёт греческими именами: Ариадна и Ирина.

“От матери – любовь к стихам, музыкальность, пылкую романтическую натуру. После такой матери мне осталось одно – стать поэтом” – писала Цветаева.

Вывод учителя и учащихся:

– Что её окружало с детства? В какой атмосфере она росла?! (В мире поклонения искусству: музыки, поэзии, литературе).

6. Рассказ учителя № 2

Стихи начала писать в 6 лет. Любимым поэтом с детства до конца дней стал Пушкин. В 3 года она узнала, что Пушкина убили на дуэли. Она писала потом: “Пушкин был первым моим поэтом, и моего первого поэта убили. Убили, потому, что своей смертью он никогда бы не умер, жил бы вечно”. Напишет книгу прозы: “Мой Пушкин” (показать на выставке), где она пишет о своей любви к нему, к роману “Евгений Онегин”: Пушкин меня заразил любовью, словом – любовь. Я влюбилась в Татьяну и в Онегина. И если потом я всю жизнь: первая писала, первая подавала руку, не страшась суда, то только потому, что Татьяна это сделала на моих глазах. И если потом, когда уходили, не подавала руки и т. п., то только потому, что тогда, в саду, Татьяна застыла статуей”.

Татьяна для Марины – это урок смелости, урок гордости, урок верности, судьбы, одиночества.

Может быть, отсюда истоки её страстной, гордой поэзии о любви, любви невозможной, невзаимной. О такой любви она написала (звучит песня “У зеркала”, замечательное стихотворение “Мой милый, что тебе я ...”) (чтение стихотворения).

Юность

Шли годы. Марина взрослела, училась в гимназии. А её поэтический талант креп изо дня в день.

В 1910 г. в 18 лет, ещё не сняв гимназической формы, тайком от семьи, выпустила первый поэтический сборник “Вечерний альбом” (фото первого сборника).

– Как вы думаете, почему она, назвала сборник именно так?

– О чём были ее стихи? (О детстве, о влюблённости, о смерти, т.к. рано потеряла мать).

– Заметили ли эту книгу? (Да и одобрили).

– Кто? (Н. Гумилёв, В. Брюсов, М. Волошин).

2) Сообщение уч-ся о М. Волошине:

“Первым, кто прочитал альбом и сразу на него отозвался был М. Волошин. Главное, что отметил в её стихах – искренность. “Это очень юная и неопытная книга: её нужно читать подряд, как дневник, тогда каждая строка будет понятна. Это прекрасная книга о детстве из детства, исполненная истинно женским обаянием” Он даже написал Марине стихи: “К” нам душа так радостно...” (фото М. Волошина)

Рассказ учителя № 3. Понятно, что для гимназистки эти отзывы были огромной радостью и поддержкой. А Волошин станет ее другом и учителем на всю жизнь. Они встретятся и Марина станет частым гостем в доме Волошина в Коктебеле. Это было счастливое время: морские прогулки, разговоры о поэзии, творческие вдохновения. Она много писала.

Встреча с Эфроном

Именно здесь решилась её судьба. Они встретились 5 мая 1911 г. на пустынном коктебельском берегу. Она собирала камушки. Он стал помогать ей – красивый, грустный юноша, с поразительно огромными глазами взглянув в них, Марина загадала: если он найдёт и подарит ей сердолик, я выйду за него замуж. Сердолик он нашёл и вложил ей в ладонь розовый, крупный камень, который Марина хранила всю жизнь и который чудом уцелел и по сей день С. Эфрон, её возлюбленный, был ровно на год моложе её Они обвенчались в январем.

1912 г. – свадьба Марины и Сергея, венчание (фото Марины и Сергея показать на стенде).

Есть такие голоса
Что смолкаешь, им не вторя,
Что предвидишь чудеса.
Есть огромные глаза
Цвета моря... – это о нём

Из дневника Марины Цветаевой этих лет: “Серёжу я люблю бесконечно и навеки. Он необычайно и благородно красив, он прекрасен внешне и внутренне. Если бы вы знали, какой это пламенный, великодушный и глубокий юноша. Наш брак до того не похож на обычный. Мы никогда не расстанемся. Наша встреча-чудо...” (зачитать 13 стр. книги).

3) Чтение стиха учащимся: “Ждут нас пыльные дороги...”

– Это стих из II сборника “Волшебный фонарь”, который выйдет тоже в 1912 г., в год её бестревожного счастья. В нём будет много стихов о любви, посвященных мужу, сюда войдут стихи, посвященные дочери, которая родится 5 сентября 1912, рано утром, под звон колоколов. (Фото дочери)

Вывод-обобщение:

– Какими событиями будет богат для Ц. 1912 г.?!

Влияние.

Рассказ учителя № 4.

Говоря о развитии ее таланта, нельзя не сказать о тех, под чьим влиянием развивается её талант. Это были А. Ахматова, А. Клок. О. Мандельштам.

4) Сообщение учащегося. О поэтах Ахматовой, Блоке и Мандельштаме:

“Ближе всего по духу ей была тогда Ахматова, Она посвятит ей немало стихов. “О. муза, прекраснейшая из муз...” – называла её”.

Божеством от поэзии считала Блока и как божеству поклонялась:

Имя твоё – птица в руке
Имя твоё – льдинка на языке
Одно-единственное движенье губ
Имя твоё – пять букв.

Увлечена была О. Мандельштамом. Стихи, посвященные ему, читаются как пылкие нежные признания в любви, (фото поэтов).

Вывод № 4. Вот эти поэты - современники вдохновляли её, под их влиянием формировался сё талант.

– Итак, кто из поэтов оказал влияние на Цветаеву?

Война

1913 – Выход 3 сборника из двух книг.

Вот по этим 3-м книгам знать Цветаеву в России до революции. Они вызвали большой интерес к автору.

1914 – Начинается I мировая война и недолгое бестревожное время заканчивается. Судьба распорядилась так, что Цветаева провела годы I мировой войны, революции в России. Её муж будет на фронте. А она одна останется с детьми (в апреле 1417 г. у неё родится вторая дочь Ирина).

– О чём писала Цветаева накануне революции, в годы Первой мировой войны?

О войне, где слышится голос в защиту страдающего народа. Жалость и печаль переполняли её сердце: стих “Белое солнце и низкие, низкие тучи”:

Чем прогневили тебя эти серые хаты
Господи! И для чего стольким простреливать грудь.
Поезд прошёл и завыл, и завыли солдаты,
И запылил, запылил отступающий путь...

С народным горем в её душу и стих входит тема родины, России, входила широким полем и высоким небом. В ее стихах (1916–1917 гг.) этих лет появится много пространства, дорог, бегущих туч, каких-то злобных теней. Эти тревожные стихи войдут в ее книгу “Вёрсты”, которая не будет опубликован сюда войдут стихи и поэмы, написанные в годы революции и гражданской войны, но они не станут достоянием читателя “по-моему литературному равнодушию”, как скажет она потом “Я жила, а мои книги лежали”.

Быт

А жить ей было мучительно трудно. В годы революции и гражданской войны она вынуждена была, как и миллионы людей, жить среди голода и нищеты, среди холода и смертей, на руках с двумя детьми.

1918 – Её муж был в рядах белой армии. О его судьбе она не знала почти 3 года. Ее томила разлука, мучила неизвестность.

Зачитать стр. 17 книги: “Домашний быт был каторжным. Не было денег. Всё, что можно было продать – продано, сжечь – сожжено, чтобы не замёрзнуть”. Она отдала дочерей в приют, чтобы как-нибудь спасти от голода, но голод был в приюте.

5) Сообщение учащегося: смерть дочери Ирины, быт Цветаевой чтение стиха “Дочери”.

Учитель. И на фоке этой неожиданной смерти - неизвестность о судьбе мужа. Она жила в ожидании развязки, между жизнью и смертью 3 года.

“Спасало лишь одно - поэзия, надежда на встречу с любимым.

В темной, отсыревшей квартире, при свете коптилки, появлялись стихи, настоящие жемчужины, отшлифованные скорбью, омытые слезами с посвящением С. Эфрону (сборник “Лебединый стан”).

Трижды выступала на вечерах, срываясь в эпатаже: выходила с офицерской сумкой, прославляя белое движение за то, что её любимый был гам. Сказать” что она его любила, ничего не сказать, она его боготворила.

Из дневника: “Если вы живы..., если Бог сделает чудо – оставит вас в живых, я буду ходить за вами, как собака (стр. 119 № 3 – журнал).

Только в 1921 г. она узнала, что он жив и находится в Праге. В дневнике запишет (с. 18 книги): “С сегодняшнего дня – жизнь...” и начнёт готовиться к отъезду.

Эмиграция

1922 – Марина Цветаева покидает Россию. Её эмиграция была не политическим актом, а поступком любящей женщины.

17 лет она проживёт за границей Берлин. Прага, Париж – по этим дорогам прошла вся судьба Марины. Эмиграция оказалась бедой, нищетой, бесконечными трудностями, тоской и незаслуженным позором в официальных кругах её родины.

3 года она проживёт в Чехии, под Прагой. Это будет самый светлый период жизни за границей. Впервые здесь опубликовала несколько книг, её стихи читали, у неё были друзья, здесь у неё родился сын Георгий (1925).

1925–1939 – живёт в Париже: ни стихи, ни поэмы, ни проза не появятся в её книгах после 25-го года, потому что книг не будет. Рок, о котором она писала, настигнет её и здесь, вдали от родины.

Подлинным для неё несчастьем будет полное отсутствие читателя и слушателя. Однажды, отвечая корреспонденту, сказавшему, что ее не помнят, ока написала: “Нe помнят, а не знают. Я жила, а книги лежали. До эмиграции – 3 большие книги стихов пропали – не напечатаны.

Потом я уезжаю за границу, а мой читатель остаётся в России, куда мои стихи не доходят. Итак, здесь без читателя, в России без книг “Разве это не подлинная трагедия для поэта!? В эти годы часто обращается к прозе.

Дальнейшие события сложились так, что она не могла плодотворно работать (1937 – возвращение в Россию дочери и мужа). Цветаева чувствует свою ненужность.

1939 – возвращение в Россию. Её муж и дочь были обвинены в измене Родине и были арестованы.

Родина встретила её неприветливо. Она была здесь чужая, скиталась по чужим углам вместе с сыном.

Она старалась писать, делала переводы, разбирала архив.

1941 – началась война, эвакуация в Елабугу. Силы ее были на исходе. Пыталась устроиться посудомойкой при столовой Литфонда 26 августа.

Одиночество, невозможность работать, мысли о гибели мужа, ненужность читающей России – привели к самоубийству:

Отказываюсь – быть.
В бедламе нелюдей
Отказываюсь – жить!
С волками площадей
Отказываюсь – выть.

Поэт умирает – а его поэзия остаётся. Сбылось её пророчество: “Моим стихам настанет свой черёд” Её имя прочно вошло в историю нашей поэзии, духовной культуры и думается – навсегда.

Заканчивая рассказ о её судьбе, хочется вспомнить её замечательные стихи: “Уж, сколько их упало в эту бездну...”, которое звучит нам, как завещание - напутствие (чтение стихов, музыка).

Вывод: Я думаю, что, познакомившись с сё судьбой, вы лучше поймете её стихи; возможно и полюбите их.

IV. Закрепление-обобщение

– В чём трагедия судьбы М. Цветаевой как творческой личности?

– Назовите темы её поэзии Сборники.

– Что привело ее к самоубийству? Причины.

– Ваше мнение: почему после смерти её не издавали?

V. Итоги урока. Оценки. Плакат “Милые дети” (напутствие М. Цветаевой детям).

VI. Д\з:

1) Конспект;

2) Стихи наизусть;

3) Перспективное задание: детство и юность Блока.