Оборудование: портрет А.П.Чехова, выставка его произведений, методическая литература по изучению творчества А.П.Чехова, классная газета, изданная к данному уроку редколлегией класса.
По возможности, мультимедийная аппаратура, созданная учениками и учителем презентация урока.
Цели и задачи урока:
- углубление и расширение знаний по поэтике А.П.Чехова;
- повторение особенностей жанра рассказа и особенностей чеховских рассказов;
- закрепление знаний по теории литературы;
- развитие речи учащихся (ответы на вопросы, словарная работа, монологическая речь);
- создание проблемной ситуации (понятия: “лишний” человек, попрыгунья, душечка – будут изучаться в 9-10-м классах, а некоторых учащихся объявленная тема сподвигнет прочитать рассказы в более раннем возрасте);
- создание ситуации исследования;
- развитие навыков деятельности в коллективе (работа в группах);
- повторение изученного ранее (рассказ И.С.Тургенева “Бирюк”, рассказы А.П.Чехова);
- воспитание у учащихся уважительного отношения к родителям, старшим членам семьи, воспитание необходимости заботы о них, недопустимости грубости к ним.
Ход урока
Вступительное слово учителя
Рассказы А.П. Чехова коротки, но каждый раз, вчитываясь в них, можно за видимой простотой находить глубину смысла и сложность художественного построения. (В презентации мелькают заголовки рассказов Чехова с кратким комментарием, заявленные в теме урока: “Душечка”, “Смерть чиновника”, “Унтер Пришибеев”, “Попрыгунья”, “Человек в футляре” и другие, или учитель знакомит учащихся с названиями рассказов А.П. Чехова, показывая книги, или знакомство с многообразием чеховских рассказов происходит через чтение и изучение выпущенной газеты).
Чехов – и в этом отличие и сила его художественного языка – никогда не проповедует, не поучает, не вкладывает свои выводы в “уста” героев. Он использует иные, более действенные, но и более тонкие и сложные средства выражения авторской позиции.
Уже в ранних юмористических рассказах писатель рассматривал разнообразные виды “ложных представлений” - стереотипных жизненных программ, стандартов, по которым строится поведение человека.
По такому шаблону строилось поведение Червякова, Тонкого, Хамелеона, Пришибеева.
Учитель просит учащихся кратко охарактеризовать стереотипные жизненные программы героев уже изученных рассказов Чехова.
(Основные понятия в ответах – чинопочитание, раболепство, беспринципность, убежденность в превосходстве одного человека над другим, самоуничижение , демонстрация полного отказа от человеческого достоинства, когда героя к этому никто не принуждает. При всех внешних психологических и социальных различиях и Червяков, и Хамелеон, и Пришибеев оказываются абсолютно родственны в на ином, глубинном уровне. В каждом из рассказов автор рассматривает очередную разновидность стереотипа, шаблона мышления и поведения. У этих героев свое понимание “порядка”, который заведен не ими и который следует любой ценой оберегать.
Страшная сила застывших представлений, заставляющая человека мыслить и поступать по стандарту, столкновения между носителями разных “правд” станут постоянными темами произведений писателя.
Правда в мире Чехова – это реальная жизнь, чаще всего трудная и суровая. Это жизнь средних “обыкновенных” людей, составляющих большую часть человечества.
Вспомним писателей, которых чаще интересовали исключительные герои, действующие в исключительных обстоятельствах. (А.С.Пушкин “Капитанская дочка” - Пугачев, М.Ю.Лермонтов – “Мцыри”, “Песня про купца Калашникова”).
Наша задача, применив уже имеющиеся знания по поэтике А.П.Чехова, проанализировать рассказ “На мельнице”, написанный в 1886 году. Увидеть “правду” каждого героя произведения, познакомиться с их стереотипами поведения. Для решений данной задачи класс разделится на 4 группы . Работа в группах по 8-10 минут. (Если в классе 25 учащихся – по 6-7 учащихся в группе). Участники группы сами выбирают ответственного за монологический ответ по теме, мысли к ответу “собираются” у всех работающих в группе учащихся. Учитель сам может распределить учащихся по группам, но лучше, чтобы ребята сделали это сами.)
Анализ текста рассказа
Проверка домашнего задания: примерный план рассказа. (Зачитывается несколько вариантов, выбирается лучший, выставляются оценки).
- Мельник Алексей Бирюков у порога своей хижины.
- Приезд монастырских монахов.
- Диалог Алексея с монахами. Обвинение их в воровстве.
- Отвратительная ругань мельника на Евсея.
- Невыполненная просьба монахов. /Оставшийся без внимания “протест” монахов.
- Неожиданный приход матери мельника.
- Диалог матери и мельника. Заочное знакомство читателей с жизнью родных мельника.
- Слухи о разбойничьих проделках мельника.
- Отношение окружающих к мельнику.
- “Помощь” мельника матери.
Нужные для выполнения заданий и ответов на вопрос фрагменты текста зачитываются отвечающими учениками.
Можно использовать карточки с наводящими вопросами для полных ответов учащихся.
Если сделана презентация, то вопросы, иллюстрация, фотографии, возможно, и правильные ответы могут показываться через аппаратуру.
1-я группа: анализ портрета Алексея Бирюкова.
Черты характера героя, проявляющиеся через портрет.
Роль пейзажа в начале рассказа в раскрытии характера героя.
Сравнительный анализ Бирюка из рассказа И.С.Тургенева “Бирюк” и Алексея Бирюкова. (Задания учебника 1, стр.268, 5, стр.269)
(“.. фигурой и лицом похожий на топорных толстокожих матросов…”, “… лениво сосал потухшую трубку”, “…в серых штанах из грубого солдатского сукна”, “в больших тяжелых сапогах”, большое черствое, как мозоль, тело мельника… не ощущало холода”, лицо по обыкновению апатично, маленькие застывшие глазки угрюмо исподлобья глядели по сторонам”).
Учащиеся 1-й группы делают вывод о том, что Алексей Бирюков, очевидно, грубый, бездушный человек, о чем говорят эпитеты, сравнение. Его тяжелый характер явно отражен в описании сырой и холодной осени. Если тело А.Бирюкова не ощущает холода, то оно не ощущает и тепла. Осенью человек уже не ждет тепла.
Художественная портретная деталь “маленькие заплывшие глазки” - “зеркало” его души, не способной чувствовать и переживать.
Необходимо обратить внимание и на “говорящую” фамилию героя – Бирюков. Учащиеся вспоминают рассказ И.С.Тургенева “Бирюк”.
“Бирюк” - волк, зверь, человек-нелюдим. Но герои не только похожи своей нелюдимостью, но и различны своим поведением. А.Бирюков ненавидит людей, никого не жалеет, даже собственную мать. А Бирюк Тургенева способен понять чужую боль и помочь человеку в трудной ситуации, так как сам знает, что такое безвыходная ситуация и человеческое горе. Мельник – это маленький, но хозяин частной собственности. У него водятся деньги, от него зависят другие люди, на него работают работники-рабы, поэтому он считает, что имеет право относиться к другим людям, стоящим ниже его, грубо, пренебрежительно. Именно такой стереотип поведения главенствовал в жизни Российского общества 19 века.
Также учащиеся 1-й группы напоминают учащимся всего класса определения портрета, эпитета, сравнения, художественной детали. Если ответы неточные или не даны, то их дополняют учащиеся других групп. (Определения проецируются на экране)
Если учащиеся отвечают неполно, то учитель дает слово учащимся, имеющим дополнения к ответу, из 1-ой группы или других групп, использует наводящие вопросы. И так при работе каждой группы.
Учащиеся всей группы оцениваются по ответу ученика, выбранного для монологического ответа. Учащиеся об этом заранее предупреждены, поэтому выбирать отвечающего нужно очень ответственно.
Отметки за ответ можно выставлять и сразу после отчета группы, но лучше это сделать в конце урока, когда все ответят, так как в результате активной работы над вопросами других групп учащиеся могут повысить балл.
2-я группа анализирует черты характера Алексея Бирюкова, проявляющиеся через его диалоги (повторяется определение) с монахами, с матерью.
Учащиеся сравнивают слова матери и сына и находят авторские ремарки к этому разговору. (Задание № 2,3 стр.268 учебника). Отвечают на вопрос о горькой авторской иронии по отношению к матери.
Монахи – это служители церкви, добропорядочные люди. (Работа с толковым словарем – лексическое значение слова “монахи”). Живут собственным трудом. Однако Алексей считает себя хозяином не только своей мельницы, но и реки, на которой стоит его мельница, потому что он “реку на откуп взял” - поясняется значение данной фразы – “взял в аренду”. Алексей готов написать жалобу мировому. Для него все люди – воры, негодяи, бездельники, что монахи, что архимандрит ( работа с толковым словарем). При этом он сам является вором: не отдал долг Назару Андреевичу, но считает, что ему позволено вести себя как он хочет. Не терпит замечаний и критики в свой адрес. Оказывается, что Алексей уже бил монахов Виссариона и Антипия.
Удивительно, что монахи готовы терпеть такое хамское, грубое и нечеловеческое обращение. Они тоже усвоили свой стереотип поведения с богатыми, готовы все стерпеть (как вам угодно, бейте и других, монахи вздыхают, пока мельник ругался, но не перечат ему). Сказывается и влияние веры, соблюдение христианских заповедей.
Ругань для мельника – дело привычное, что сосание трубки. Значит, ругает он всех, кто приезжает к нему на мельницу молоть зерно. Почему же все его терпят? В ближней округе больше нет мельницы! И все смирились! А Алексей, не чувствуя отпора, совершенно распустился, распоясался от безнаказанности. Автор уверен, что если он напишет жалобу мировому, то мировой признает мельника правым.
Работа со словарем учебника (стр.264 – мировой).
Мать называет сына “ Алешенькой”, как в детстве. А он бормочет ей в ответ приветствие, не глядя (не на мать), а на старуху и хмурясь”. Мать соскучилась. У нее о сыне изболелась душа, А он, не реагируя на чувства матери, угрюмо устраивает ей суровый допрос, грубо спрашивает: “Все водку трескаете?”
На просьбу матери помочь материально брату Алексей не отвечает, старательно набивая трубку. Трубка сейчас важнее просьбы матери. Ее просьба не тронула сердце сына. Ему безразлична судьба родного брата и племянников, живущих в страшной нищете.
Чехов, очевидно, считает, хотя никаких моралистических выводов в рассказе нет, что мать должна таким образом воспитать сына, чтобы он всегда был готов ей помочь. Но ведь не стал матери поддержкой и сын Василий, денег для которого она просит. Обоим сыновья все равно, что происходит с матерью: жива она или померла . Наверное, Василий - пьяница, не может работать и обеспечивать себя, мать и четверых детей. Детки оборванные, да и мать сидит на его шее. И вот мать вынуждена унижаться перед собственным сыном. Хотя Алексей при своих доходах мог забрать мать к себе, тем самым облегчить участь своего брата.
Алексей не навещает свою мать, а ей по старости стало к нему очень тяжело приходить. Он запрягает лошадь и готов уехать, даже не закончив разговор с матерью.
Между строк звучит вопрос автора: а разве не должны дети содержать престарелых родителей своих, родивших их, давших им жизнь, поднявших их на ноги?
Сын “закоснел” в своем богатстве, его кошелек наполнен деньгами, они и есть его семья – мать, брат, племянники. Он относится грубо и пренебрежительно не только к тем, кто от него зависит, но и к собственной матери. Все, по его мнению, недостойные люди. А он достиг многого в жизни, поэтому уверен в своей правоте.
К мельнице боятся подходить. Только страх умереть с голоду без муки, без хлеба заставляет людей привозить зерно для помола.
Мельника обвиняют в насилии, грабеже, воровстве коней. Люди мечтают о смерти мельника, на справедливый суд над ним.
На просьбу матери (уважь старуху, дай на бедность, вшестером в одной комнате спим, брат ведь, родная кровь) Алексей дал ей только двугривенный. Уважил! В конце рассказа звучит горькая ирония автора над унижением матери перед сыном, не считающим мать за человека, не испытывавшим к матери не только любви и уважения, но и простой человеческой жалости.
3-я группа. Выполняет задание № 4 учебника (стр.269).
Что в сцене прощания сына с матерью создает тяжелое впечатление?
Чем объясняется подробное изображение каждого жеста мельника, вручающего матери двугривенный?
Сопоставление сцены прощания матери и сына с иллюстрацией Кукрыниксов.
Не дождавшись помощи, мать, прощаясь с сыном, дарит ему принесенный гостинец – пряник, взятый для Алексея у дьяконицы (жена дьяка – работа с толковым словарем). Страшна реакция неблагодарного и жестокого сына, крикнувшего матери “Отстаньте!” и отстранившего ее руку. Она, несмотря на страшную нищету, ни на секунду не забывает о своих детях, жалеет их, хочет их видеть. Будучи сама голодна (пряник – небывалое лакомство), отдает пряник не голодным внукам, а Алексею. Но Алексею не нужна ничья любовь, даже материнская, ведь он не человек, а зверь. Но даже звери уважают вожаков стаи или стада.
Сцена настолько тяжела, что трудно удержать слезы жалости по отношению к матери и негодование по отношению к Алексею. Удивительно, что он только отстранил руку матери, а не ударил несчастную женщину. А ведь мог!
Трагизм сцены подчеркивается поведением монахов, которые от жестокости Бирюкова вскрикнули и в ужасе развели руками. Даже пьяный Евсей окаменел, но он уставился на хозяина не удивленно, не укоряющее, а испуганно, потому что тоже, очевидно, часто был бит Алексеем.
Поведение окружающих вроде бы на миг вернуло Алексея к человеческому поведению, он смог испытать другое чувство – не презрение и равнодушие, а испуг. И автор, и читатель с нетерпением ждет: вот сейчас в груди Алексея проснется давно забытое чувство жалости и любви. Но стереотип поведения “хозяина жизни” победил.
Для подробного изображения действий мельника (сыном его трудно назвать) Чехов использует ряд однородных сказуемых (торопливо пролез и достал, покрутил, помял, оглянулся, опять помял, бумажки и серебряные деньги, скользя, попадали обратно в кошелек, а в руке остался один только двугривенный). Порыва души не получилось. Жадность к деньгам победила проснувшееся? или не проснувшееся? чувство сыновней любви и жалости к семье родного брата (пусть учащиеся сами ответят на данный вопрос, возможно, возникнет спор). Да и двугривенный было жалко отдавать. Вот почему мельник так долго тер его между пальцами, крякал и краснел от жадности.
К финалу рассказа Алексей перестает быть Алесем Бирюковым, теряет имя, фамилию и становится мельником, для которого главное в жизни - получение прибыли от работы мельницы, наличие денег в кошельке. Именно туго набитый скомканными деньгами кошелек, с которым Алексей не расстается, и дает ему, по его мнению, право так относиться к людям.
Давая монологический ответ, учащиеся используют указанную иллюстрацию, где изображена именно анализируемая сцена. Художники изобразили героев в соответствии с текстом и духом рассказа.
4-я группа. Отвечает на вопрос № 6 учебника (стр.269)
Ответьте на вопрос: “Как Алексей Бирюков превратился в жадного и бесчеловечного мельника”.
Особенностью работы 4-ой группы является то, что высказываются все участники группы. К ним подключаются учащиеся из других групп. “Собираем” как можно больше причин, чтобы при выполнении домашнего задании каждый учащийся смог бы выбрать высказывания, созвучные с его мыслями.
Внимательно выслушав, выступления 3-х групп, имея собственное мнение, учащиеся 4-й группы дают ответ.
- Стереотипы поведения людей усвоенны Алексеем еще со времени бедного детства: богатый всегда прав, богатому все дозволено. Итак, виновата среда.
- Была поставлена цель – разбогатеть. Чехов не рассказывает, каким путем это произошло. Но если и сейчас, разбогатев, Алексей обманывает, грабит, насильничает, то мы не ошибемся, если, скажем, что пути к покупке мельницы Алексеем не выбирались, хотя и умен, и красавец, и купец из купцов, но душа непонятно какая, не похож на настоящего человека. Кто, как ни мать, лучше всех знает и охарактеризует своего сына.
- Возможно, мать воспитывала сыновей правильно. Ведь завел второй сын семью, четверых детей. Но жизнь такова, что из бедности вырваться он не смог, вот и запил. Нет рядом нормальных людей, не с кем общаться, интересы всех окружающих заняты проблемой выживания. Мало-помалу время затягивало одного сына в пьянство, а другого – в бесчеловечность. Время проверяет любые чувства, любые убеждения, переделывает человека. Сам человек слаб перед жизнью, проблемами, временем. Виноват сам человек.
- Алексею кажется, что он живет и действует правильно. Ведь он людям дает хлеб, жизнь, только не ради высоких целей (и здесь время совершило свою подмену), а ради денег. Деньги стали главной целью жизни. Уверенность в своей правоте.
- Никто не перечит, не защищает себя от грубости и хамства. От безнаказанности. Жаловаться бесполезно: власть всегда на стороне тех, кто может заплатить.
- В рассказе ярко звучит мотив превращения. Оно происходит как постепенный переход от живого, еще не устоявшегося к заведенному, раз и навсегда оформившемуся. Ведь, очевидно, раньше Алексей давал матери деньги, а потом перестал. Вот почему она говорит, что она знала, что не даст. Поэтому, если в классе возник спор ( проснулись ли чувства в Алексее или нет, правы в нем оказались те, кто ответили - нет, иначе бы у рассказа был другой финал).
- Указать тот момент, когда человек начинает деградировать, невозможно, иначе это бы было возможно предотвратить.
- Нет веры в Христа, не соблюдает заповеди, не боится Бога. Когда ругается, поминает Дьявола. Люди разобщены, каждый живет своими чувствами, интересами, программами, стереотипами, своими правдами. И когда одному нужна помощь, отклик, другой занят своими интересами, программой, стереотипом. Людей разделяют невидимые перегородки. Контакт чрезвычайно затруднен. Даже между самыми родными людьми.
- Из-за разобщенности человек оказывается слабым перед превращением в зверя. Он не способен понять то решающее событие в своей жизни, которое приведет его к “омертвению души”.
- “На мельнице” - это рассказ о том, как непомерно трудно оставаться человеком и монахам, и Евсею, и брату мельника, и его матери, и самому Алексею. В рассказе. Может быть, нет ни одного настоящего человека.
- Жадность одолела. Нет оправданий. Поведение мельника отвратительно. Во что может превратиться человек, которому дано все, чтобы жить нормальной, полезной жизнью ( и умный, и красивый, и сильный (лошадь втолкнул в оглобли, как собачонку).
Бонусные вопросы для повышения оценки работы на уроке
- Некоторые критики считали, что такой правдивостью, а порой жестокостью Чехов убивал “все человеческие надежды”. Согласны ли вы с этим высказыванием? Да, почему? Нет, почему? (Устно)
- Являются ли явления жизни, описанные Чеховым, приметами только конца 19 века? Встречаются ли такие ситуации в наше время? Только в России?
Выставляются отметки всем учащимся, присутствующим на уроке.
Домашнее задание
1) Всем письменно ответить на вопрос последней группы (1 стр.-1,5 страницы).
2) Прочитать рассказ “Тоска”, выявить мотивы, звучавшие на сегодняшнем уроке. Письменно – план рассказа.
Используемая литература
- Русская литература 19-20 вв. Том 1. Стр. 393-416, Москва, “Аспект Пресс”, 2000 г.
- Преподавание литературы в 10-м классе, “Аркти”, Москва 2003 г., стр. 172-179.
- “Сложность простоты. Рассказы и пьесы Чехова. Издательство Московского университета. Москва 1998 г.