В ходе подготовки и проведения данного урока решались задачи:
- Усиление практической направленности урока, мотивации познавательной деятельности;
- Воспитание чувства ответственности человека перед природой;
- Развитие коммуникативных умений (диалогической и монологической речи, сжатого пересказа, инсценирования), развитие навыков составления сценария литературного произведения, определения темы, идеи художественного произведения, определения сверхзадачи художника;
- Знакомство с особенностями киноискусства как синтеза литературы, изобразительного искусства, музыки.
Подготовка к уроку.
За две недели до урока учащиеся разбиваются на творческие группы (Госкино, сценаристы, режиссер и его помощники, композиторы, зрители) и получают задания.
Госкино
К вам пришла творческая киногруппа просить деньги на съемки фильма по рассказу В. Астафьева “Белогрудка”
Вы сомневаетесь, кому дать деньги – создателям “Белогрудки” или же другой киногруппе для съемок фильма о Звездных войнах. Продумайте вопросы, которые вы бедете задавать создателям фильма “Белогрудка”. Перед вами важный выбор. Вы должны понять, какой из фильмов, какая из двух проблем важнее и должна быть воплощена на экране.
Вступите в диалог со съемочной группой фильма “Белогрудка”.
Сценаристы
1. Подготовьте краткий пересказ рассказа В.Астафьева “Белогрудка”. Определите тему и основную мысль сценария. Подготовьте доказательства того, что проблемы, затронутые в сценарии, являются самыми важными проблемами современности. Убедите в этом дирекцию Госкино.
2. Напишите сценарий ключевых сцен:
- мальчики находят и разоряют гнездо Белогрудки;
- разговор отца с сыном.
3. Подберите актеров и поставьте эти сцены.
Режиссер и его помощники
1. Подготовьтесь к разговору с чиновниками Госкино. Вам нужны деньги для съемок фильма по рассказу В.Астафьева “Белогрудка”. Дирекция Госкино решает вопрос, кому дать деньги на фильм – вам или другой киногруппе для создания фильма о Звездных войнах. Докажите, что проблемы, затронутые в вашем фильме, являются более острыми, важными проблемами современности. Убедите в этом дирекцию Госкино.
2. Подумайте, какими вы видите ключевые сцены фильма “Белогрудка”:
- Мальчики находят и разоряют гнездо Белогрудки;
- Разговор отца с сыном.
Определите, какова основная мысль этих сцен. Какую задачу должны выполнить актеры в каждой сцене? Что они должны донести до зрителей и как.
Посмотрите подготовленные актерами сцены и сделайте замечания, выскажите советы и предложения по игре актеров и постановке сцен.
3. К вам пришли два композитора, написавшие песни к фильму. Каждый из них убеждает вас, что его песня созвучна главной мысли фильма. Но вы должны выбрать одну и объяснить почему, не обижая при этом отвергнутого автора.
4. В каких сценах вы будете использовать “крупный план”, “замедленную съемку”, “возвращающийся кадр”, “аэросъемку”? Обоснуйте свой выбор.
5. Отберите из представленных вам кинопроб – лучшую. Обоснуйте свой выбор.
Композиторы
1. Ваша задача – сочинить (подобрать) музыку к фильму по рассказу В.Астафьева к следующим ключевым сценам:
- Белогрудка у разоренного гнезда.
- Пес поедает куненка.
- Месть Белогрудки.
- На косогоре.
Убедите режиссера и его помощников, почему именно эту музыку вы выбрали.
Охарактеризуйте музыку (мажор, минор, тревожность, взволнованность, отчаяние, трагичность, величавость, покой, торжественность и т.д.)
Обратитесь за помощью к учителю музыки.
2. Нужна ли музыка к сцене “Мальчики скармливают куненка собаке”? Если нужна – какая? Если нет – обоснуйте почему.
3. Вам поручили написать песню к кинофильму и вы написали ее. Это песня “Просьба”. Убедите режиссера, что эта песня уместна и созвучна главной мысли фильма. В начале или в конце фильма она будет звучать. Исполните песню.
Зрители
1. Оцените работу киногруппы (сценаристов, режиссера и его помощников, композитора, актеров)
2. Чья работа вам больше понравилась и почему?
Какие рекомендации, советы, предложения вы выскажете?
Какие вопросы вы хотели бы задать киногруппе?
Какими словами вы выразите свою благодарность создателям фильма?
Оборудование:
Рисунки-иллюстрации к рассказу Астафьева.
Звукозапись песни А.Пахмутовой на стихи Р.Рождественского “Просьба” и текст самой песни.
Распечатка заданий для творческой группы.
Таблички с названиями творческих групп.
Портрет В.Астафьева.
Словарь:
Экология, Красная Книга, тема, идея, сценарий, сценарист, кинопроба (черновик какой-либо сцены), мизансцена (размещение актеров), сверхзадача.
Эпиграф:
Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце, сердце человечье!Р.Рождественский
Ход урока
Слово учителя (инструкция к игре). Игра имеет правила. Каждый участник игры должен знать, что будет делать и как.
- Цель игры одна. Какая? (Создание фильма)
Итак, каждый из участников представится и назовет свои задачи.
Госкино – чиновники, решают вопросы финансирования, отбирают проекты, т.е. выполняют госзаказ, они прогнозируют кассовый успех фильма.
Режиссеры – работают с актерами, делаем кинопробы, ставим фильм.
Сценаристы – пишут сценарий, работают с литературным произведением, четко представляют себе идею художественного произведения.
Композиторы – зная сценарий фильма, сочиняют музыку, органичную сценарию.
Актеры – подчиняются режиссеру, доносят суть образа, идею, сверхзадачу фильма.
Зрители – оценивают работу создателей фильма.
Учитель – ведущий игры.
Общие правила игры
- Войди в образ! Говори согласно заданной роли.
- Говори конкретно, доказательно и убедительно.
- Внимательно, не перебивая, выслушивай собеседника.
- В диалоге выигрывает знающий, красноречивый и вежливый.
Обращение к словарю.
Ведущий: С чего начинается фильм, работа над ним? (Создание сценария, переговоры с чиновниками о выделении денег).
1 задание. Диалог между чиновниками Госкино и съемочной группой (режиссер и его помощники, сценаристы)
Ведущий: Итак, задача ясна (прочтите условия диалога): “выбить” деньги для фильма, убедить Госкино.
Подведение итогов. Итак, цель достигнута.
2 задание. Съемки фильма.
Обсуждение 5 вопроса задания для режиссеров и их помощников. Выбор лучших кино проб (Почему?)
3 задание.
Ведущий: Но прежде чем приступить к следующему заданию, выясним, чем отличается работа сценаристов и режиссеров. (Сценарист пишет сценарий (литературную запись фильма). Режиссер-постановщик ставит фильм).
- Что значит ставить фильм? (Это значит определить место действия и дать рекомендации актерам).
Что сейчас и будет сделано.
Актеры под руководством режиссера разыгрывают сцены по сценариям, написанным учениками-сценаристами:
1. Мальчики находят и разоряют гнездо белогрудки. (Режиссер руководит игрой актеров, исходя из основной мысли – показать беззаботность и легкомыслие мальчиков)
2. Разговор отца с сыном. (Режиссер руководит игрой актеров, исходя из основной мысли – предостережение и осуждение поступка)
3. – Месть белогрудки. (Режиссер руководит игрой актеров, исходя из основной мысли – наше зло, вызов природе возвращается к нам бумерангом).
4 задание. Работа режиссера с оператором. Ответы по 4 вопросу задания режиссерам.
Вывод: крупным планом нужно снять сцены - белогрудка в гнезде, нежно облизывает своих детенышей, которые зависят от внешнего мира, от его доброты.
Замедленная съемка – “мертвая хватка”, “пес поедает куненка”, “пес повис на цепи”.
Ведущий: Как показать, что пес не виноват? (Мальчик дает ему куненка, а миска у собаки пустая, она сидит на цепи).
Аэросъемка – косогор с высоты.
5 задание. Работа композиторов над фильмом.
Ведущий: Зачем нужна музыка к кинофильму?
Композиторы предлагают варианты музыкального сопровождения к эпизодам и аргументируют свой выбор.
В конце фильма звучит песня “Просьба” (класс вместе исполняет)
6 задание.
Ведущий: Итак, работа над фильмом завершена. Фильм вышел на экраны. И после просмотра фильма встреча создателей со зрителями.
Слово зрителей (по заданию)
Чью работу вы считаете наиболее интересной?
Подведение итогов урока.
Учитель: Чему научила игра? (Общаться с другими людьми, отстаивать свое мнение. Разрабатывать сценарий. Инсценированию. Входить в образ. Определять основную мысль, сверхзадачу эпизодов. Подбирать музыку к литературным произведениям)
Просьба
Музыка А.Пахмутовой
Слова Р.Рождественского
Раненая птица в руки не давалась.
Раненая птица птицею осталась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивает птица.
Припев:
Птицы, рыбы и звери в души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди. Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо!
А море без рыб - не море!
И земля без зверей не земля!!!
Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце, сердце человечье!
Припев.
Люди-человеки, страны и народы,
Мы теперь навеки должники природы!
Надо с этим долгом как-то расплатиться!
Пусть расправит крылья раненая птица.
Припев.