Разработка урока по теме "Чехов на Дальнем Востоке"

Разделы: Литература


Тема урока: Чехов на Дальнем Востоке.

Цели урока

  1. Повторить и обобщить полученные знания о некоторых этапах жизненного и творческого пути писателя.
  2. Развивать познавательный интерес, творческую деятельность учащихся в процессе устной и письменной монологической речи.
  3. Показать необходимость знаний по истории и географии на уроках литературы.
  4. Формировать навык анализа произведения на примере книги очерков “Остров Сахалин”.
  5. Воспитывать патриотические чувства.

Оборудование к уроку: портрет писателя, географическая карта, карточки-задания, плакаты с высказываниями писателей, компьютер, проектор.

Эпиграф к уроку

Чехов овладел своим представлением жизни и освещает её с “высшей точки зрения”

А.М. Горький

Ход урока

Приложение 1

1. Оргмомент. “Здравствуйте, садитесь”. Староста группы докладывает об отсутствующих на уроке. Учитель проверяет наличие письменных принадлежностей.

2. Повторение ранее пройденного материала по вопросам.

  • Как вы понимаете слова, произнесенные народным художником М. Куприяновым о Чехове: “У Чехова всем движет неистребимая любовь к человеку, помогавшая ему лучше понимать людей и создавать незабываемые образы. Оттого они так узнаваемы, жизненны”?
  • Кем по профессии был А.П. Чехов? Что вам известно об этом?
  • Изучая биографию А.П. Чехова, мы отметили с вами 21 апреля 1890 года. Что это за дата?

3. Актуализация

Слово учителя: “Из уроков истории вам должно быть известно, что в Сибири и на Дальнем Востоке царизм сгноил тысячи замечательных патриотов России за то, что они добивались отмены варварских методов эксплуатации трудящегося народа. Известно, что только в период с 1823 по 1889 год по Московско-сибирскому ссыльному тракту проследовало на каторгу и в ссылку около восьмисот (800) тысяч осуждённых. Наиболее тяжелые условия для политических каторжан царизм создал в конце 19 века в Забайкалье и на Сахалине. Практически каторжане и затем ссыльные поселенцы, отбывшие каторгу в этих областях России, никуда не могли уехать на жительство. Их обычно селили в Амурской и Приморской областях, частично – в Забайкалье и на Сахалине. Здесь, на Дальнем Востоке, осужденные находились до конца своей жизни.

Антон Павлович, как и многие другие гуманисты, знал о положении в Сибири и на Дальнем Востоке лишь ту информацию, которая помещалась в официальных изданиях с разрешения царской цензуры. Он хотел знать правду. Вот именно об этом периоде из жизни великого писателя мы сегодня и порассуждаем.”

Откроем тетради, запишем тему и эпиграф к уроку.

4. Объяснение нового материала.

Вначале предоставим слово тем, кто подготовил сообщение о самом путешествии А.П.Чехова на Дальний Восток. (выступают учащиеся, получившие опережающее задание)

1 учащийся рассказывает о решении писателя посетить остров Сахалин.

2 учащийся рассказывает и показывает по карте маршрут писателя:

3 учащийся – о деятельности Чехова на Сахалине

Слово учителя

Действительно, впечатления от поездки стали материалом для книги очерков “Остров Сахалин”. “Боже мой, как богата Россия хорошими людьми” – вот итог этого длинного пути.

Давайте непосредственно обратимся к страницам этой книги и попробуем выделить основные проблемы, вычлененные самим автором. Распределимся по группам – (могут быть ряды).

Работа с карточками.

Задания одинаковые для всех – выразительно прочитать отрывок из книги очерков, выделить основную мысль текста и определить проблему. /можно записать задание на доске/; определить средства художественной изобразительности в описании природы, жизни людей. Необходимо ответить на вопросы и выписать проблему на доске.

Карточка №1

“Амур здесь очень широк, до моря осталось только 27 вёрст; место величественное и красивое… подул ветер, Амур нахмурился и заволновался, как море. Пока я плыл по Амуру, у меня было такое чувство, как будто я не в России, а где-то в Патагонии или в Техасе; не говоря уже об оригинальной, не русской природе… Между тем уже заходит солнце, и волны на Амуре темнеют …”.

Карточка №2

“День был тихий и ясный. На палубе жарко, в каютах душно, в воде + 18. такую погоду хоть Чёрному морю впору. На правом берегу горел лес; сплошная зеленая масса выбрасывала на себя багровое пламя; клубы дыма слились в длинную, чёрную, неподвижную полосу, которая висит над лесом… Пожар громадный, но кругом тишина и спокойствие, никому нет дела до того, что гибнут леса. Очевидно, зелёное богатство принадлежит здесь одному только богу.”

Карточка №3

“Когда в девятом часу бросали якорь, на берегу в пяти местах большими кострами горела сахалинская тайга. Сквозь потемки и дым, стлавшийся по морю, я не видел пристани и построек и мог только разглядеть тусклые постовые огоньки… Страшная картина, грубо скроенная из потемок, силуэтов гор, дыма, пламени и огненных искр, казалась фантастическою. На левом плане горят чудовищные костры, выше них – горы, из-за гор поднимается высоко к небу багровое зарево от дальних пожаров; похоже, как будто горит весь Сахалин… И всё в дыму, как в аду”.

Карточка №4

“Вместо пристани куча больших скользких камней… Пока я взбирался на гору и подходил к избе, меня окружали тучи комаров, буквально тучи, было темно от них, лицо и руки мои жгло, и не было возможности защищаться. Я думаю, что если здесь оставаться ночевать под открытым небом, не окружив себя кострами, то можно погибнуть или, по крайней мере, сойти с ума. Хорошая погода здесь бывает редко… Говорят, что весною этого года здесь работала промерная экспедиция и во весь май было только три солнечных дня. Извольте работать без солнца! Теперь здесь тихо, но посмотрели бы вы осенью: ветер, пурга, холод, волны валяют через борт, - хоть пропадай!”

Карточка №5

“Узнав, что я намерен пробыть на Сахалине несколько месяцев, генерал предупредил меня, что жить здесь тяжело и скучно. – Отсюда все бегут, - сказал он, - и каторжные, и поселенцы, и чиновники. Каторжные поселенцы, за немногими исключениями, ходят по улицам свободно, без кандалов и без конвоя, и встречаются на каждом шагу толпами и в одиночку. Они во дворе и в доме, потому что они кучера, сторожа, повара, кухарки и няньки… Идешь мимо какой-нибудь постройки, тут каторжные с топорами, пилами и молотками. А ну, думаешь, размахнется!...”

Карточка №6

“Для переписи я пользовался карточками… в первой строке… название поста или селения. Во второй строке: номер дома по казенной описи… в десятой – грамотность... “Умеешь ли читать?” - и это во многих случаях спасало меня от неверных ответов, потому что крестьяне, не пишущие и умеющие разбирать только по-печатному, называют себя неграмотными “Где уж нам? Какая наша грамота?” - и лишь при повторении вопроса говорят: “…Народ мы темный, одно слово – мужики”.

Карточка №7

“Что касается каторжных работ, производимых в самом Александровске, то здесь приходится наблюдать, главным образом, строительные и всякие хозяйственные работы: возведение новых построек, ремонт старых, содержание на городской манер улиц, площадей… Самыми тяжкими считаются плотницкие работы. Арестант, бывший на родине плотником, несет здесь настоящую каторгу, и в этом отношении он гораздо несчастливее маляра или кровельщика. Вся тягость работы… в том, что каждое бревно, идущее в дело, каторжный должен притащить из леса, а рубка в настоящее время производится за восемь верст от поста… Зимою они отмораживают себе руки и ноги и часто даже замерзают, не дотащив бревна до поста”.

Карточка №8

“… стоят и лежат люди с зелеными, искривленными лицами, страдающие от морской болезни, а около барж плавают утерянные весла… люди терпят ненужные мучения. Однажды во время выгрузки парохода я слышал, как смотритель тюрьмы сказал: “У меня люди целый день не ели”. В тюрьме каждый день работают кашевары, хлебопеки, портные, сапожники, водоносы, поломойки, дневальные, скотники… Доктор, у которого я квартировал, имел повара, дворника, кухарку и горничную. Для младшего тюремного врача это очень роскошно… вопрос о прислуге на Сахалине – обидный и грустный вопрос, как, вероятно, везде на каторге, и не новый”.

Карточка №9

“Теперь для полноты остается упомянуть еще о местном коренном населении – гиляках. Живут они на северном Сахалине… никогда не умываются, так что даже этнографы затрудняются назвать настоящий цвет их лица; белья не моют, а меховая одежда их и обувь имеют такой вид, точно они содраны только что с дохлой собаки. Сами гиляки издают тяжелый, терпкий запах, а близость их жилищ узнается по противному, иногда едва выносимому запаху вяленой рыбы и гниющих рыбных отбросов… о болезненности и смертности гиляков ничего не известно (их жены и даже дети курят табак, мелкие черви покрывают земли в их жилищах), надо думать, что это нездоровая гигиеническая обстановка не остается без дурного влияния на их здоровье”.

Карточка №10

“…смотритель поселений приказал 25 поселенцам собраться около надзирательской и объявил им, что постановлением начальника острова они перечислены в крестьянское сословие. Постановление было подписано генералом 27 января, а объявлено поселенцам 26 сентября. Радостное известие было принято всеми молча…Крестьяне, пока еще не отбыли на материк, живут в постах или селениях и ведут хозяйство при тех же неблагоприятных условиях, как поселенцы и каторжные. Они все еще продолжают зависеть от тюремного начальства и снимать шапки за 50 шагов, если живут на юге; с ними обходятся лучше и не секут их, но все же это не крестьяне в настоящем смысле, а арестанты”.

Карточка №11

“В ссыльной колонии на 100 мужчин приходится 53 женщины…В Сибири женщины среди каторжных и поселенцев составляют менее 10%... Так называемый женский вопрос на Сахалине поставлен безобразно. На остров поступают не одни только преступницы… к первому января 1890 года во всех трех округах преступницы составляли 11,5% всего числа каторжных… это все больше убийцы, жертвы любви и семейного деспотизма… лет 15-20 назад каторжные женщины по прибытии на Сахалин тотчас же поступали в дом терпимости… теперь, когда прибывает партия женщин в Александровск,… ее торжественно ведут с пристани в тюрьму… мужики- поселенцы идут за толпой с честными, простыми мыслями: им нужна хозяйка. Писарям же и надзирателям нужны “девочки”… часть из них назначается в прислуги к чиновникам… Другая часть женщин поступает в гаремы писарей и надзирателей, третья же, большая, в избы поселенцев, причем женщин получают только те, кто побогаче. Женщину может получить и каторжный… если он человек денежный и пользуется влиянием в тюремном мирке”.

Карточка №12

“Свободная женщина, в первое время по прибытии на Сахалин, имеет ошеломленный вид. Остров и каторжная обстановка поражают ее. Она плачет день и ночь… Изо дня в день мысль работает все в одном направлении: чего бы поесть и чем бы покормить детей. (сожительницы же получают от казны ежедневно по три фунта хлеба). Едва дочерям минет 14-15 лет, матери торгуют ими дома или же отдают их в сожительницы к богатым поселенцам и надзирателям”.

Карточка №13

“На Сахалине всего детей 2122, включая и тех подростков, которым в 1890-м году исполнилось 15 лет. Из них прибыло из России с родителями 644, родилось на Сахалине и по пути следования в ссылку 1473… Невысокий процент детей старших возрастов среди сахалинских уроженцев объясняется и детскою смертностью, и тем, что в прошлые годы было на острове меньше женщин… рождение каждого нового человека в семье встречается неприветливо; над колыбелью ребенка не поют песен и слышатся одни только зловещие причитывания. Отцы и матери говорят, что детей нечем кормить, что они на Сахалине ничему хорошему не научатся, и “самое лучшее, если бы господь милосердный прибрал их поскорее”. Если ребенок плачет или шалит, то ему кричат со злобой: “Замолчи, чтоб ты издох!”… В настоящее время дети беднейших поселенцев и каторжных получают от казны так называемые “кормовые”: детям от 1 года до 15 лет выдается по полтора, а круглым сиротам, калекам, уродам и близнецам по три рубля в месяц… полученные полтора или три рубля тратится по усмотрению отцов и матерей”.

Карточка №16

“Хлеб был в самом деле ужасный. При взломе он отсвечивал на солнце мельчайшими капельками воды, прилипал к пальцам и имел вид грязной, осклизлой массы, которую неприятно было держать в руках… весь хлеб был одинаково недопечен, из дурно смолотой муки и, очевидно, с невероятным припеком… три фунта хлеба… содержат муки гораздо меньше, чем следует по табелю”.

Карточка №17

“Палач стоит сбоку и бьет так, что плеть ложится поперек тела…У Прохорова волосы прилипли ко лбу, шея надулась; уже после 5-10 ударов тело, покрытое рубцами еще от прежних плетей, побагровело, посинело; кожица лопается на нем от каждого удара… но надзиратель кричит только: “Сорок два! Сорок три!”. До 90 далеко. Я выхожу наружу…”.

Карточка №18

“Александровский лазарет… рассчитан на 180 кроватей. Кровати деревянные. На одной лежит каторжный из Дуэ, с перерезанным горлом; рана в пол вершка длины, сухая, зияющая… больной жалуется, что на работе его придавило обвалом и ушибло ему бок; он просился в околоток, но фельдшер не принял его, и он… хотел зарезаться. Повязки на шее нет; рана предоставлена самой себе… у хирургических больных повязки грязные, морской канат какой-то, подозрительный на вид, точно по нем ходили. Фельдшера и прислуга недисциплинированны, вопросов не понимают и производят впечатление досадное”.

Обобщение

На доске появляется запись: Проблемы, выделенные автором в книге “Остров Сахалин”.

  • Красота и гибель природы
  • Условия жизни людей
  • Проблемы коренных жителей
  • Отношение властей к каторжанам
  • Издевательства надзирателей
  • Проблемы женщин и детей
  • Тяжелый труд каторжан
  • Безграмотность
  • Проблемы, касающиеся здоровья, питания.

(Сопровождается показом слайдов презентации (Приложение 2), подготовленной до урока учащимися, и беседой по тексту.)

Вопросы к учащимся:

Покажите, как автор рисует дальневосточную природу. Какие художественные средства он использует при описании Амура?

Какая проблема остаётся актуальной и в наши дни? (пожары в тайге)

Посмотрев на рисунок с изображением каторжанина, (слайд №7) опишите этого человека. Что можно сказать о нём?

Как автор показывает жизнь на Сахалине?

Итак, ещё раз обратите внимание на эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Что особенно сильно поразило вас при знакомстве с книгой очерков на сегодняшнем уроке?

Что нового о Чехове вы открыли для себя?

Слово учителя о значении поездки А.П. Чехова на Дальний Восток.

На Сахалине А.П. Чехов пробыл 3 месяца и 2 дня. Видел всё и вынес горчайшие впечатления: “ Вопиющая бедность! Бедность, невежество и ничтожество, могущие довести до отчаяния”. Вернулся и написал свой труд – книгу очерков “Остров Сахалин”. Беседует с чиновниками, общественными деятелями, посылает на остров книги и учебники. В стране были произведены сборы пожертвований для организации на острове детских приютов, школ, больниц и библиотек.

Антон Павлович Чехов делает реальные дела. Писатель вскрыл такие злоупотребления тюремной и каторжной администрации, которые обеспокоили само правительство. Была назначена специальная комиссия для расследования положения на Сахалине. Сюда стали приезжать русские и иностранные исследователи, высокопоставленные чиновники Главного тюремного управления. В 1893 году побывал князь Голицын, приезжал начальник Главного тюремного управления М,Н, Галкин-Враской и др.

Таким образом, книга Чехова оказала огромное влияние не только на судьбы тысяч каторжан и ссыльнопоселенцев, но и подготовила общественное мнение России к ликвидации сахалинской каторги. Официально каторга отменена 6 апреля 1906 года

5. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Домашнее задание. Написать миниатюру “Мое открытие Чехова”.

Урок окончен.