"Не привыкайте никогда к любви!". Жанр баллады в творчестве Э. Асадова. 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9


Цель: раскрыть и проанализировать особенности жанра баллады в творчестве Э.Асадова.

Задачи:

  • Образовательная – познакомить учащихся с творчеством Э.Асадова, научить анализировать жанровые особенности баллады.
  • Развивающая – продолжить работу по развитию речи учащихся; развивать навыки формирования связного монологического высказывания; навыки анализа текста.
  • Воспитательная – содействовать воспитанию чувства прекрасного, любви, уважения к близким; формировать у учащихся понятия нравственности, порядочности, чести; воспитывать любовь и уважение к русской поэзии.

Оборудование: портрет Э.А. Асадова, выставка книг поэта, индивидуальные групповые задания, цитаты из стихотворений поэта, презентация.

Формы работы на уроке: групповая, коллективная, индивидуальная.

Методы: проблемный, частично-поисковый.

Компетенции обучающихся:

  • Регулятивные УУД: постановка индивидуальной и коллективной цели, планирование деятельности, анализ текста, умение представить результат и защитить его, волевая саморегуляция, самооценка.
  • Познавательные УУД: поиск информации, анализ и синтез, обобщение, смысловое чтение.
  • Коммуникативные УУД: умение слушать, аргументировать свое мнение, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
  • Личностные УУД: умение выделять нравственный аспект поведения, анализировать поступки, оценивать их с точки зрения морали и этики, знание моральных норм.

ХОД УРОКА

1 этап. Вступительное слово учителя.

Говоря о творчестве Э. Асадова, мы отмечаем особую близость его лирики читателю. В этом «созвучии» – души поэта и души читателя – сила поэзии Э. Асадова. Многие строки из его стихотворений можно назвать крылатыми:

Буквально все проблемы разрешаются,
Когда в сердцах есть главное: любовь!
Человек, когда он человек,
Без любви на свете жить не может.
Кто умеет в буднях быть счастливым,
Тот и впрямь счастливый человек!
Тот, кто вобрал в себя красоту,
Плохим человеком уже не будет!
Не привыкайте никогда к любви!
Не позволяйте выдыхаться чувствам!

Какая мудрость, сила, проницательность заключены в этих словах! Мы понимаем, что человек, из-под пера которого родились эти строки, должен был многое испытать, многое переосмыслить, прежде чем прийти к такой мудрости. Но из всех испытаний Эдуард Асадов вынес тонко чувствующую душу, сердце, открытое любви и красоте.
«Сражаюсь, верю, люблю» – эти слова стали девизом поэта, его жизненным кредо. Но любое сражение и любая вера потеряли бы всякий смысл без самого главного, ради чего стоит жить на свете, – без любви.

2 этап. Переход к теме урока

Более глубоко и проникновенно раскрыть это прекрасное чувство помог Асадову жанр баллады. Поэт осовременивает этот жанр, придает ему новое звучание, хотя и остается верен классическим особенностям жанра.
Учитель. Ребята, что такое баллада? Каковы особенности жанра баллады?
Ученик. Баллада представляет собой лирическое стихотворение с напряженным, острым сюжетом. Герои в балладах вступают в конфликт (спор, разногласие, столкновение) друг с другом. Баллада нередко содержит моральный урок и несет поучительный смысл.
Учитель. Еще особенностью жанра баллады является оптимистический финал: победа добра, любви, красоты и романтическая атмосфера.

3 этап. Постановка цели урока

Цель нашего урока – раскрыть особенности жанра баллады в творчестве Э. Асадова. Для этого возьмем следующие баллады: «Сатана», «Эдельвейс», «Трусиха», «Баллада о ненависти и любви», «Три друга». Вы работаете в группах, у каждой группы свое индивидуальное задание, на выполнение которого я отвожу семь минут. После чего от каждой группы должен прозвучать полный, развернутый ответ.

Раздача заданий.

1 группа. Задание – проанализировать сюжет следующих баллад Э. Асадова: «Сатана», «Эдельвейс», «Баллада о ненависти и любви», «Три друга».

План ответа:

  1. Как строится сюжет баллад?
  2. Что лежит в основе сюжета?
  3. Какие ситуации подчеркивают остроту сюжета?
  4. Как сюжет помогает понять характеры героев? Сделайте вывод.

2 группа. Задание – проанализировать композицию следующих баллад Э. Асадова: «Сатана», «Эдельвейс», «Трусиха», «Баллада о ненависти и любви», «Три друга».

План ответа:

  1. Для каких баллад характерна «кольцевая» композиция?
  2. Какой конфликт лежит в основе композиции баллад?
  3. Какие структурные элементы композиции можно выделить?
  4. Как особенности композиции помогают понять идею баллад?

3 группа. Задание – охарактеризовать героев следующих баллад Э. Асадова: «Сатана», «Эдельвейс», «Трусиха», «Баллада о ненависти и любви», «Три друга».

План ответа:

  1. Знаем ли мы имена героев? Сколько им лет?
  2. Что является средством характеристики героев?
  3. Как раскрываются характеры героев?
  4. На стороне каких героев автор? Что восхищает поэта, с чем он не согласен?

4 группа. Задание – какие черты романтизма свойственны следующим балладам Э. Асадова: «Сатана», «Эдельвейс», «Трусиха», «Баллада о ненависти и любви», «Три друга»?

План ответа:

  1. Проанализируйте пейзаж. Почему его можно назвать романтическим?
  2. Какие образы, детали создают романтическую обстановку в балладах?
  3. Проанализируйте финал баллад. Какой финал характерен?

Приступаем к работе!

4 этап. Работа в группах

5 этап. Выступления учеников

1 группа.

Сюжет в балладах Асадова строится на взаимоотношениях героев, сюжет раскрывает чувства, дает развитие чувства. В балладе «Сатана» чувство показано с момента зарождения в детских душах, когда сердца детей еще не могли узнать, определить любовь. Дети лишь понимали, что неравнодушны друг к другу. Это чувство они приняли за ненависть. Дальше сюжет раскрывает судьбу героев, их будущее. Они повзрослели и осознали, что все это время любили друг друга.
В основе сюжета лежит ситуация, испытание, в котором проявляются истинные характеры и чувства героев, как в балладе «Трусиха», где сцена встречи с грабителями в парке показала, что смелость, мужественность героя была показной, фальшивой, он испугался и не сумел защитить любимую. Героиня же, которая восхищалась воображаемыми подвигами своего друга, а себя называла трусихой, сумела решительно встать на защиту своей любви. Любовь сделала ее сильной, способной на подвиг.
Баллады остросюжетны. В основе сюжета «Баллады о ненависти и любви» острая, критическая ситуация – крушение военного самолета, главный герой серьезно ранен, но вокруг никого лишь все усиливающаяся метель. Единственной связью с людьми оказывается рация, по которой его поддерживают сначала боевые товарищи, потом доносится голос жены. На просьбы любящей жены потерпеть, дождаться окончания бурана, своего спасения герой отвечает отказом:

«Держись! Часов через пять рассвет.
Ведь ты же живешь еще! Ты же дышишь?!
Ну есть ли хоть шанс?
– К сожалению, нет…»

Как поступить женщине, когда ее любимый человек отказывается жить? Если любовь не смогла поднять его, поможет ненависть! И любящая, верная жена придумывает историю о своей измене. Ненависть, оскорбленное чувство чести, зажженное этими словами в сердце героя, поднимает его с земли, все сильнее стучит в груди его сердце и пульсирует кровь. Герой спасен.Так сюжет помогает понять характеры героев. Она – любит, но не боится опуститься в глазах любимого на самое дно, заставить себя ненавидеть, чтобы спасти его. Он – может оставить на земле свою любовь, но не может оставить оскорбленной свою честь!

2 группа.

Для многих баллад Э. Асадова характерна кольцевая композиция. Например, в балладе «Трусиха» в конце стихотворения тот же пейзаж, те же герои, что и в начале, но изменились их отношения. «Шли, смеясь по набережной хмурой…» – этими строками открывается стихотворение. Но испытание, через которое проводит героев автор, расставляет все на свои места. После очевидной трусости, проявленной героем, любовь невозможна:

«Где без слов по набережной хмурой
Шли, чуть слышно гравием шурша…»

Таким образом, кольцевая композиция в балладе «Трусиха» делает акцент на том, как герои прошли жизненное испытание, как раскрылись их натуры, и какие после этого возможны между ними отношения.
Во многих балладах присутствует диалог, разговор героев. В балладе « Эдельвейс» есть пример внутреннего диалога героя, обращение к самому себе. Герой задает себе вопросы, сомневается в них, отвергает, потом соглашается. Внутренний диалог раскрывает всю глубину волнения героя, нерешительность, сомнения:

«А что, если вдруг возьму и вернусь
И выпрошу тот цветок?!
Высмеян буду? Согласен. Пусть.
Любой ценой получу!
Не верит? Не надо! Но я вернусь
И ей тот цветок вручу».

В основе композиции баллад лежит внутренний конфликт, конфликт чувств: ненависти и любви, трусости и смелости, подлинной и мнимой дружбы.

3 группа.

Асадов оставляет своих героев безымянными, т.к. имена неважны. Главное – чувства героев, отношения. В балладе «Сатана» чувство показано в развитии, автор раскрывает постепенное осознание героями своего чувства. «Ей –12, 13 – ему»: они чувствуют, что относятся друг к другу не так, как к остальным. «Ей –15, 16 – ему»: они взрослеют, детский смех уступает место злым насмешкам. Наконец, «Ей – 19, 20 – ему»: осознание того, что зародившееся в детских сердцах чувство было любовью!
В «Балладе о ненависти и любви» опять Он и Она, ни имен, ни фамилий, ни возраста героев. Главное – в другом. Асадов показывает возможную жизненную ситуацию и пример великой силы чувств, которые помогли преодолеть, казалось, непреодолимое – смерть.
Характеры героев раскрываются в действии, через их поступки. В балладе «Трусиха» поступок героя, когда он побоялся ответить грабителям и встать на защиту своей любви, раскрывает истинную его натуру. А девушка, которая боялась переплыть реку, ни минуты не колеблясь, дала решительный отпор бандитам, выказав свое мужество и силу.
Автора восхищает в героях сила чувства. Например, «Баллада о ненависти и любви». Сколько любви, внутренней силы нужно иметь, чтобы в минуту, которая может быть последней минутой жизни любимого, говорить ему об измене, заставить себя ненавидеть, пусть для того, чтобы спасти его жизнь. Далеко не каждая женщина сможет так поступить: услышав голос умирающего мужа, найти в себе силу, не только самой суметь взять себя в руки, справиться со своим горем, но и прийти на помощь любимому.

4 группа.

Стихотворениям Э. Асадова свойственна романтическая приподнятость. Романтизм придает особое очарование его лирике, эмоциональность, окрыленность. В балладах присутствуют традиционные романтические образы: луна, небо, звезды.
В романтической поэтике в описании природы всегда есть выражение внутреннего состояния лирического героя. В балладе «Эдельвейс» после того, как герой узнал о даре цветка зарождать любовь, в сердце его зажглась надежда на взаимное чувство. Отклик его душе мы находим в природе:

В ночи над садами звезды зажглись…

Но любимая не поверила в силу цветка, отняла у героя надежду, и:

Толкаются звезды и падая вниз,
С шипеньем идут на дно.

Идут на дно и мысли героя о возможном счастье.
Но в конце стихотворения – торжество чувства любви, высшая грань счастья, и природа ликует вместе с героями:

Звездами вспыхнули небеса,
Ночь в заревом огне…

Ночь светла от разгорающейся любви!
В этой балладе цветок Эдельвейс становится романтическим символом:

«А вот эдельвейс, царящий почти в облаках.
За ним был предпринят рискованный рейс,
И вот он в моих руках»

На пути у любви много испытаний. Цветок также трудно достать, как пробудить чувство любви в сердце человека. Поэтому именно об этом цветке ходят легенды, что тот, кто вручит эдельвейс любимому человеку, встретит взаимное чувство. Эдельвейс становится символом двух любящих сердец, которые в своей любви приближаются к облакам, небу, свету.
В стихотворениях создается романтическая обстановка: Он и Она, ночной пустынный город, сиянье звезд. Никого вокруг, лишь Он, Она и целый мир!
Сюжет баллад острый, конфликтный, но финал всегда оптимистический. Перед нами торжество истинных, сильных чувств: любви в «Балладе о ненависти и любви», дружбы в балладе «Три друга», настоящей смелости, силы духа в балладе «Трусиха»
Невероятно оптимистический финал в балладе «Эдельвейс» – торжество чуда:

Люди, есть на земле чудеса!
Люди, поверьте мне!

Этим строкам невозможно не верить.
Такой просветленный финал – торжество добра, любви, красоты – неотъемлемая черта романтизма.

6 этап. Объяснение домашнего задания

Учитель. Итак, цель, которую мы ставили перед собой, достигнута, особенности жанра баллады раскрыты и проанализированы. На дом вам будут предложены 4 задания, из которых вы выберете только одно, которое больше соответствует вашим желаниям, способностям.

  • Проанализировать любимое стихотворение Э. Асадова.
  • Написать сочинение – эссе на тему: «Чем привлекает меня лирика Э. Асадова?»
  • Составить научную статью: особенности жанра баллады в творчестве Э. Асадова.
  • Инсценировать одну из баллад Э. Асадова.

7 этап. Подведение итога урока. Вывод учителя

Э.А. Асадов раскрывает в своих произведениях многие «вечные» темы: тему родины, дружбы, природы. Но главная, центральная тема в творчестве Асадова – ЛЮБОВЬ! Да, любовь бывает разной: счастливой или несчастливой, взаимной или безответной, любовь – радость и любовь – страдание. Но какая бы она ни была, любовь всегда возвышает человека, делает его сильнее, лучше, чище. И в заключение нашего урока пусть прозвучит еще одно замечательное стихотворение Э. Асадова, которое представляет собой апофеоз любви и верности, в котором чувство любви раскрыто с наивысшей силой!

8 этап. Чтение дуэтом стихотворения Э.Асадова «Я могу тебя долго ждать»