Цель: раскрыть и проанализировать особенности жанра баллады в творчестве Э.Асадова.
Задачи:
- Образовательная – познакомить учащихся с творчеством Э.Асадова, научить анализировать жанровые особенности баллады.
- Развивающая – продолжить работу по развитию речи учащихся; развивать навыки формирования связного монологического высказывания; навыки анализа текста.
- Воспитательная – содействовать воспитанию чувства прекрасного, любви, уважения к близким; формировать у учащихся понятия нравственности, порядочности, чести; воспитывать любовь и уважение к русской поэзии.
Оборудование: портрет Э.А. Асадова, выставка книг поэта, индивидуальные групповые задания, цитаты из стихотворений поэта, презентация.
Формы работы на уроке: групповая, коллективная, индивидуальная.
Методы: проблемный, частично-поисковый.
Компетенции обучающихся:
- Регулятивные УУД: постановка индивидуальной и коллективной цели, планирование деятельности, анализ текста, умение представить результат и защитить его, волевая саморегуляция, самооценка.
- Познавательные УУД: поиск информации, анализ и синтез, обобщение, смысловое чтение.
- Коммуникативные УУД: умение слушать, аргументировать свое мнение, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
- Личностные УУД: умение выделять нравственный аспект поведения, анализировать поступки, оценивать их с точки зрения морали и этики, знание моральных норм.
ХОД УРОКА
1 этап. Вступительное слово учителя.
Говоря о творчестве Э. Асадова, мы отмечаем особую близость его лирики читателю. В этом «созвучии» – души поэта и души читателя – сила поэзии Э. Асадова. Многие строки из его стихотворений можно назвать крылатыми:
Буквально все проблемы разрешаются,
Когда в сердцах есть главное: любовь!
Человек, когда он человек,
Без любви на свете жить не может.
Кто умеет в буднях быть счастливым,
Тот и впрямь счастливый человек!
Тот, кто вобрал в себя красоту,
Плохим человеком уже не будет!
Не привыкайте никогда к любви!
Не позволяйте выдыхаться чувствам!
Какая мудрость, сила, проницательность
заключены в этих словах! Мы понимаем, что человек,
из-под пера которого родились эти строки, должен
был многое испытать, многое переосмыслить,
прежде чем прийти к такой мудрости. Но из всех
испытаний Эдуард Асадов вынес тонко чувствующую
душу, сердце, открытое любви и красоте.
«Сражаюсь, верю, люблю» – эти слова стали
девизом поэта, его жизненным кредо. Но любое
сражение и любая вера потеряли бы всякий смысл
без самого главного, ради чего стоит жить на
свете, – без любви.
2 этап. Переход к теме урока
Более глубоко и проникновенно раскрыть это
прекрасное чувство помог Асадову жанр баллады.
Поэт осовременивает этот жанр, придает ему новое
звучание, хотя и остается верен классическим
особенностям жанра.
Учитель. Ребята, что такое баллада?
Каковы особенности жанра баллады?
Ученик. Баллада представляет собой
лирическое стихотворение с напряженным, острым
сюжетом. Герои в балладах вступают в конфликт
(спор, разногласие, столкновение) друг с другом.
Баллада нередко содержит моральный урок и несет
поучительный смысл.
Учитель. Еще особенностью жанра баллады
является оптимистический финал: победа добра,
любви, красоты и романтическая атмосфера.
3 этап. Постановка цели урока
Цель нашего урока – раскрыть особенности жанра баллады в творчестве Э. Асадова. Для этого возьмем следующие баллады: «Сатана», «Эдельвейс», «Трусиха», «Баллада о ненависти и любви», «Три друга». Вы работаете в группах, у каждой группы свое индивидуальное задание, на выполнение которого я отвожу семь минут. После чего от каждой группы должен прозвучать полный, развернутый ответ.
Раздача заданий.
1 группа. Задание – проанализировать сюжет следующих баллад Э. Асадова: «Сатана», «Эдельвейс», «Баллада о ненависти и любви», «Три друга».
План ответа:
- Как строится сюжет баллад?
- Что лежит в основе сюжета?
- Какие ситуации подчеркивают остроту сюжета?
- Как сюжет помогает понять характеры героев? Сделайте вывод.
2 группа. Задание – проанализировать композицию следующих баллад Э. Асадова: «Сатана», «Эдельвейс», «Трусиха», «Баллада о ненависти и любви», «Три друга».
План ответа:
- Для каких баллад характерна «кольцевая» композиция?
- Какой конфликт лежит в основе композиции баллад?
- Какие структурные элементы композиции можно выделить?
- Как особенности композиции помогают понять идею баллад?
3 группа. Задание – охарактеризовать героев следующих баллад Э. Асадова: «Сатана», «Эдельвейс», «Трусиха», «Баллада о ненависти и любви», «Три друга».
План ответа:
- Знаем ли мы имена героев? Сколько им лет?
- Что является средством характеристики героев?
- Как раскрываются характеры героев?
- На стороне каких героев автор? Что восхищает поэта, с чем он не согласен?
4 группа. Задание – какие черты романтизма свойственны следующим балладам Э. Асадова: «Сатана», «Эдельвейс», «Трусиха», «Баллада о ненависти и любви», «Три друга»?
План ответа:
- Проанализируйте пейзаж. Почему его можно назвать романтическим?
- Какие образы, детали создают романтическую обстановку в балладах?
- Проанализируйте финал баллад. Какой финал характерен?
Приступаем к работе!
4 этап. Работа в группах
5 этап. Выступления учеников
1 группа.
Сюжет в балладах Асадова строится на
взаимоотношениях героев, сюжет раскрывает
чувства, дает развитие чувства. В балладе
«Сатана» чувство показано с момента зарождения в
детских душах, когда сердца детей еще не могли
узнать, определить любовь. Дети лишь понимали,
что неравнодушны друг к другу. Это чувство они
приняли за ненависть. Дальше сюжет раскрывает
судьбу героев, их будущее. Они повзрослели и
осознали, что все это время любили друг друга.
В основе сюжета лежит ситуация, испытание, в
котором проявляются истинные характеры и
чувства героев, как в балладе «Трусиха», где
сцена встречи с грабителями в парке показала, что
смелость, мужественность героя была показной,
фальшивой, он испугался и не сумел защитить
любимую. Героиня же, которая восхищалась
воображаемыми подвигами своего друга, а себя
называла трусихой, сумела решительно встать на
защиту своей любви. Любовь сделала ее сильной,
способной на подвиг.
Баллады остросюжетны. В основе сюжета «Баллады о
ненависти и любви» острая, критическая ситуация
– крушение военного самолета, главный герой
серьезно ранен, но вокруг никого лишь все
усиливающаяся метель. Единственной связью с
людьми оказывается рация, по которой его
поддерживают сначала боевые товарищи, потом
доносится голос жены. На просьбы любящей жены
потерпеть, дождаться окончания бурана, своего
спасения герой отвечает отказом:
«Держись! Часов через пять рассвет.
Ведь ты же живешь еще! Ты же дышишь?!
Ну есть ли хоть шанс?
– К сожалению, нет…»
Как поступить женщине, когда ее любимый человек отказывается жить? Если любовь не смогла поднять его, поможет ненависть! И любящая, верная жена придумывает историю о своей измене. Ненависть, оскорбленное чувство чести, зажженное этими словами в сердце героя, поднимает его с земли, все сильнее стучит в груди его сердце и пульсирует кровь. Герой спасен.Так сюжет помогает понять характеры героев. Она – любит, но не боится опуститься в глазах любимого на самое дно, заставить себя ненавидеть, чтобы спасти его. Он – может оставить на земле свою любовь, но не может оставить оскорбленной свою честь!
2 группа.
Для многих баллад Э. Асадова характерна кольцевая композиция. Например, в балладе «Трусиха» в конце стихотворения тот же пейзаж, те же герои, что и в начале, но изменились их отношения. «Шли, смеясь по набережной хмурой…» – этими строками открывается стихотворение. Но испытание, через которое проводит героев автор, расставляет все на свои места. После очевидной трусости, проявленной героем, любовь невозможна:
«Где без слов по набережной хмурой
Шли, чуть слышно гравием шурша…»
Таким образом, кольцевая композиция в балладе
«Трусиха» делает акцент на том, как герои прошли
жизненное испытание, как раскрылись их натуры, и
какие после этого возможны между ними отношения.
Во многих балладах присутствует диалог, разговор
героев. В балладе « Эдельвейс» есть пример
внутреннего диалога героя, обращение к самому
себе. Герой задает себе вопросы, сомневается в
них, отвергает, потом соглашается. Внутренний
диалог раскрывает всю глубину волнения героя,
нерешительность, сомнения:
«А что, если вдруг возьму и вернусь
И выпрошу тот цветок?!
Высмеян буду? Согласен. Пусть.
Любой ценой получу!
Не верит? Не надо! Но я вернусь
И ей тот цветок вручу».
В основе композиции баллад лежит внутренний конфликт, конфликт чувств: ненависти и любви, трусости и смелости, подлинной и мнимой дружбы.
3 группа.
Асадов оставляет своих героев
безымянными, т.к. имена неважны. Главное –
чувства героев, отношения. В балладе «Сатана»
чувство показано в развитии, автор раскрывает
постепенное осознание героями своего чувства. «Ей
–12, 13 – ему»: они чувствуют, что относятся друг
к другу не так, как к остальным. «Ей –15, 16 –
ему»: они взрослеют, детский смех уступает
место злым насмешкам. Наконец, «Ей – 19, 20 –
ему»: осознание того, что зародившееся в
детских сердцах чувство было любовью!
В «Балладе о ненависти и любви» опять Он и Она, ни
имен, ни фамилий, ни возраста героев. Главное – в
другом. Асадов показывает возможную жизненную
ситуацию и пример великой силы чувств, которые
помогли преодолеть, казалось, непреодолимое –
смерть.
Характеры героев раскрываются в действии, через
их поступки. В балладе «Трусиха» поступок героя,
когда он побоялся ответить грабителям и встать
на защиту своей любви, раскрывает истинную его
натуру. А девушка, которая боялась переплыть
реку, ни минуты не колеблясь, дала решительный
отпор бандитам, выказав свое мужество и силу.
Автора восхищает в героях сила чувства. Например,
«Баллада о ненависти и любви». Сколько любви,
внутренней силы нужно иметь, чтобы в минуту,
которая может быть последней минутой жизни
любимого, говорить ему об измене, заставить себя
ненавидеть, пусть для того, чтобы спасти его
жизнь. Далеко не каждая женщина сможет так
поступить: услышав голос умирающего мужа, найти в
себе силу, не только самой суметь взять себя в
руки, справиться со своим горем, но и прийти на
помощь любимому.
4 группа.
Стихотворениям Э. Асадова свойственна
романтическая приподнятость. Романтизм
придает особое очарование его лирике,
эмоциональность, окрыленность. В балладах
присутствуют традиционные романтические образы:
луна, небо, звезды.
В романтической поэтике в описании природы
всегда есть выражение внутреннего состояния
лирического героя. В балладе «Эдельвейс» после
того, как герой узнал о даре цветка зарождать
любовь, в сердце его зажглась надежда на взаимное
чувство. Отклик его душе мы находим в природе:
В ночи над садами звезды зажглись…
Но любимая не поверила в силу цветка, отняла у героя надежду, и:
Толкаются звезды и падая вниз,
С шипеньем идут на дно.
Идут на дно и мысли героя о возможном счастье.
Но в конце стихотворения – торжество чувства
любви, высшая грань счастья, и природа ликует
вместе с героями:
Звездами вспыхнули небеса,
Ночь в заревом огне…
Ночь светла от разгорающейся любви!
В этой балладе цветок Эдельвейс становится
романтическим символом:
«А вот эдельвейс, царящий почти в облаках.
За ним был предпринят рискованный рейс,
И вот он в моих руках»
На пути у любви много испытаний. Цветок также
трудно достать, как пробудить чувство любви в
сердце человека. Поэтому именно об этом цветке
ходят легенды, что тот, кто вручит эдельвейс
любимому человеку, встретит взаимное чувство.
Эдельвейс становится символом двух любящих
сердец, которые в своей любви приближаются к
облакам, небу, свету.
В стихотворениях создается романтическая
обстановка: Он и Она, ночной пустынный город,
сиянье звезд. Никого вокруг, лишь Он, Она и целый
мир!
Сюжет баллад острый, конфликтный, но финал всегда
оптимистический. Перед нами торжество истинных,
сильных чувств: любви в «Балладе о ненависти и
любви», дружбы в балладе «Три друга», настоящей
смелости, силы духа в балладе «Трусиха»
Невероятно оптимистический финал в балладе
«Эдельвейс» – торжество чуда:
Люди, есть на земле чудеса!
Люди, поверьте мне!
Этим строкам невозможно не верить.
Такой просветленный финал – торжество добра,
любви, красоты – неотъемлемая черта романтизма.
6 этап. Объяснение домашнего задания
Учитель. Итак, цель, которую мы ставили перед собой, достигнута, особенности жанра баллады раскрыты и проанализированы. На дом вам будут предложены 4 задания, из которых вы выберете только одно, которое больше соответствует вашим желаниям, способностям.
- Проанализировать любимое стихотворение Э. Асадова.
- Написать сочинение – эссе на тему: «Чем привлекает меня лирика Э. Асадова?»
- Составить научную статью: особенности жанра баллады в творчестве Э. Асадова.
- Инсценировать одну из баллад Э. Асадова.
7 этап. Подведение итога урока. Вывод учителя
Э.А. Асадов раскрывает в своих произведениях многие «вечные» темы: тему родины, дружбы, природы. Но главная, центральная тема в творчестве Асадова – ЛЮБОВЬ! Да, любовь бывает разной: счастливой или несчастливой, взаимной или безответной, любовь – радость и любовь – страдание. Но какая бы она ни была, любовь всегда возвышает человека, делает его сильнее, лучше, чище. И в заключение нашего урока пусть прозвучит еще одно замечательное стихотворение Э. Асадова, которое представляет собой апофеоз любви и верности, в котором чувство любви раскрыто с наивысшей силой!
8 этап. Чтение дуэтом стихотворения Э.Асадова «Я могу тебя долго ждать»