Цели:
- развитие умения логически мыслить, комментируя избранные страницы поэмы Н.А.Некрасова (IV часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо»);
- выявление роли личности в управлении собственной судьбой;
- воспитание уважения к мнению оппонента.
Методы: направленное чтение, составление характеристик – пятистиший, дискуссионная карта, эссе, круглый стол.
ХОД УРОКА
I. Метод круглого стола. Побуждение интереса к учению
Что вы понимаете под словом «личность»? Как это
ассоциируется со словом «лицо»?
/Человек как член общества, имеющий
индивидуальность, особые отличительные черты,
единственный в своём роде. Счастливый –
удачливый, успешный./
Есть ли такие яркие, запоминающиеся личности в
поэме Н.А. Некрасова « Кому на Руси жить хорошо»,
где семеро правдоискателей ищут счастливого.
II. Реализация значения. Поиск ответов на вопросы
Характеристики героев поэмы. Рассказы учащихся на основе составленных пятистиший.
1. Первым в галерее личностей оказывается Ермил Гирин. Сам он в действии не участвует, мы узнаём о нём из рассказов крестьян. Образ получается объективным. Ермил решил купить мельницу. Он долго спорил на торгах с купцом Алтынниковым и, в конце концов, назвал большую сумму. Но подьячие стали требовать задаток, который составлял почти тысячу рублей. Денег при Гирине не было, он попросил час времени, отправился на торговую площадь и обратился к людям за помощью. В своём обращении к народу Ермил говорит, что ему важна не материальная выгода, а «обида велика!», потому что подьячие были настроены против него. Деньги, которые крестьяне несут Ермилу, имеют огромную ценность – не материальную, а этическую. Здесь проявляется способность простых людей к добру. Неважно, сколько даёт человек, важно, что он хочет помочь, пусть даже последним, имеющимся у него. Позже, когда Ермил отдаёт одолженные деньги, особое внимание уделяется честности: чей-то невостребованный лишний рубль уже на закате дня отдал слепым. Чем же заслужил Ермил любовь и доверие народа? Рассказывают, что, когда Ермил служил писарем, он помогал всем по мере возможности, не требуя за это никакой благодарности, он даже отказывался от вознаграждения. В конце концов, Ермила Гирина по просьбе всех крестьян барин назначил бурмистром. Он «царствовал» по чести, по совести, но всё же крестьяне вспоминают за ним один грех: «из рекрутчины меньшого брата Митрия повыгородил он». Но Ермил после этого стал «тосковать, печалиться». Кончилось тем, что отец нашёл его собирающимся повеситься. Крестьяне судили так: вернуть сына Ненилы Власьевны, а Митрия отправить служить, да взять с Гирина штраф – часть рекруту, часть Власьевне, часть миру на вино. Так и поступили. Но после этого Ермил уволился от вотчины и «снял в аренду мельницу», вновь начав жить «по правде». Дальнейшая судьба Ермила связана, видимо, с желанием искупления своего греха. Хотя прямого указания на то, что он не пожелал выдать бунтовщиков вотчины помещика Обрубкова, и нет, но предыстория позволяет сделать именно такой вывод. Он сидит в остроге, страдает (именно готовность и способность к страданию являются у Некрасова основным критерием внутренней состоятельности человека).
2. Замечательной личностью представляется Савелий, богатырь святорусский. Корёжина – особое, замкнутое легендарное пространство и время, максимально отдалённые от реальности. Все решения, все действия принимаются и проводятся коллективно. Зло крепостной системы не коснулось корёжских крестьян, потому что они не знали о нём. Здесь возникает определённый парадокс: узнать, что такое свобода, можно, лишь утратив её. Потеряв свободу, они получили представление о ней. Таким образом, понятие «свобода» может существовать лишь в сопоставлении с «рабством», иначе оно теряет всякий смысл. «Страдающий мужик», предстает не просто как богатырь, но как богатырь святорусский. «Русского богатыря» нельзя взять силой, но можно хитростью. Господин Шалашников с его воинской силою оказывается бессильным против Корёжины. Зато «тихонький шельмец» Фогель сумел сделать так, что корёжинцы сами же себя закабалили. Богатырство русского мужика – «богатырство духа», а заключается оно в терпении, во внутреннем смирении, готовности принять мир таким, каков он есть. Человек должен чувствовать себя способным преодолеть любое испытание, налагаемое на него жизнью и Богом. Именно поэтому можно быть «клеймёным», но не «рабом». Савелий наказан потому, что решился изменить самому себе: пошёл на насилие, то есть выбрал богатырство внешнее. Сам он произносит такую фразу: «Недотерпеть – пропасть, перетерпеть – пропасть!..» Нужно найти золотую середину между «богатырством духа» и «богатырством внешней силы», а Савелий её не находит.
Ермил Гирин
|
Савелий
|
Ермил Гирин, Савелий живут и являются частью крестьянского мира, но они как бы возвышаются над толпой, стремятся воздействовать на людей, являясь для них нравственным ориентиром. Они готовы жить и трудиться во имя других людей. Бесспорно, они яркие, запоминающиеся личности. Но у каждого из них есть свой грех, счастливыми себя они не считают.
3. Как прожить жизнь, не нарушая христианских
заповедей: «Не убий», «Прощай врагов своих»?
Как жить так, чтобы люди тебя уважали и сам себя
уважать мог? Может ли человек, зависящий от
других, быть счастливой, успешной,
самодостаточной личностью? Вновь обратимся к
тексту Некрасова.
4. Притча «Про холопа примерного – Якова верного» Чтение.
Рассказ на основе характеристик.
Яков
|
Помещик Поливанов
|
– Как вы думаете, почему рассказ о Якове верном заканчивается причитаниями господина Поливанова: «Грешен я, грешен! Казните меня!»? Не нарушает ли человек заповеди Бога, убивая самого себя? Соотносится ли такая притча с разговором о личности? Притча всё-таки про холопа примерного, а не про господина Поливанова. Значит – разрешить проблему можно так, как Яков, который не считает самоубийство грехом: «Нашёл душегуба! Стану я руки убийством марать, нет, не тебе умирать!» Почему же Поливанов причитает: «грешен, казните»? Где проходит граница между преступлением и подвигом? Попробуем ответить на это, прочитав следующую по сюжету легенду «О двух великих грешниках», в которой задаётся тот же вопрос.
5. Легенда «О двух великих грешниках». Чтение. Рассказ на основе характеристик.
Кудеяр
|
Пан Глуховский
|
Легенда не случайно названа «О двух великих грешниках». Пан Глуховский – извращённый, одержимый сластолюбием погубитель и растлитель является грешником. Но и Кудеяр, убив пана Глуховского, не избавился от чувства вины перед собственной совестью.
Дискуссионная карта
ДА 1. Кудеяр убивает людей
ради женщин, золота, вина. |
ВОПРОС Разрешает ли Некрасов кровь по совести? |
НЕТ 1. Кровь перестала течь,
когда господь пробудил совесть. |
III. Вывод
Нет, Некрасов не разрешает кровь по совести. Убивший всегда грешник, преступник. Убийство – всегда грех, независимо от благородных или неблаговидных целей убийства. Это видно уже из названия легенды «О двух великих грешниках». Невозможно счастье, достигнутое вследствие убийства. Можно и в тяжёлых, страшных условиях быть достойным уважения (иметь честь), достаточным (богат тем, что имею), поступать согласно совести.
После прочтения поэмы Н.А. Некрасова, вечный вопрос «Кому на Руси жить хорошо» я понимаю так: свободу, волю, счастье каждый выбирает по себе. Всё будет зависеть только от личности ищущего счастье.
Некрасов приводит читателя к мысли о том, что в народном представлении о счастье главным является не богатство. Народный идеал счастья предполагает человеколюбие, сострадание, братство, добро, честь, правду и свободу. Только тогда тебя уважать будут, и сам себя уважать сможешь, станешь счастливой, успешной личностью.