Продолжительность: 2 часа.
Класс: предпочтительнее участие 7-го класса (если в школе один такой класс или его нельзя раздробить, то и 8-го класса).
Используемое ПО: проектор; интерактивная доска для выполнения заданий по математике и географии, компьютеры в количестве, необходимом для выполнения программ командами по информатике и географии, приложение «координатная плоскость» для выполнения заданий по математике.
Цель: Осуществить межпредметные связи, способствующие проявлению индивидуальных способностей учащихся.
Задачи:
- совершенствовать воспитание информационной культуры учащихся:
- продолжить гражданско-патриотическое воспитание учащихся;
- расширить кругозор учащихся;
- продолжить развитее продолжительного позитивного отношения к предметам;
- повторить материал по предметам;
- продолжить работу по развитию устной речи и географического мышления;
- развивать умение работать в коллективе;
- развивать творческий потенциал, находчивость и смекалку старшеклассников.
Условия игры:
Вариант ведения игры любезно позаимствован из варианта проведения военно-патриотической игры «Зарница» педагогической практики в физико-математической гимназии №21 г. Москвы (огромное спасибо учителям!) Игра состоит из четырёх этапов. Ход прохождения выбирается командами самостоятельно.
Количество баллов определяется правилами каждого этапа ответов.
Участники игры выбирают карточки с вопросами разной стоимости по своему усмотрению. Игроки стоят перед выбором: взять легкий вопрос и получить меньший балл, или получить больший балл за трудный вопрос; кого выбрать для участия самого быстрого или самого умного. Победитель игры, он же «Самый умный», определяется максимальным количеством баллов, заработанных в игре. Кроме того есть номинации поменьше по каждому предмету, входящему в данный конкурс.
Ход игры
Остров математики:
Задача №1. Творческая работа с раскрашиванием картинки на компьютере.
Учащиеся самостоятельно выбирают последовательность выполнения действий и представителей своей команды для выполнения той или иной части задания. Каждый правильно раскрашенный предмет приносит по одному баллу в копилку математики. Правильно нарисованные гномы и раскрашенные гномы – 10 баллов копилку информатики. Если учащийся сумел применить технику, имеющуюся в кабинете – 5 баллов в копилку по информатике. (Приложение «Картотека заданий» задание №1)
Задание №2. (Своя игра по математике и правильному питанию). Слайды указаны по приложению «Правильное питание»
(Слайд №1) Проблема питания всегда вызывала большой интерес у всех людей. Почему? Потому что при неправильном питании у человека начинались проблемы со здоровьем. Сегодня на занятии мы попробуем ответить на вопросы «В чём секрет правильного питания?» и «Что полезно, а что вредно для человека?» А поможет нам в этом математика и её занимательные задачи.
Наше занятие мы построим в виде игры «Своя игра» (слайд2).
Витамины вокруг нас | 10 | 15 | 20 |
Ах, эта картошка! | 10 | 15 | 20 |
Готовим вместе | 10 | 15 | 20 |
Если вы правильно отвечаете на вопрос, то получаете назначенное количество баллов. Есть блиц – вопрос, на который надо отвечать быстро. Кто ответит первым, тот и получит баллы. Есть вопрос – эстафета. Здесь участвуют все участники команды.
3. Начало игры.
Витамины вокруг нас 10. (слайды 3 и 4)
Витамины – жизненно необходимые вещества. Они нормализуют обмен веществ, способствуют лучшему усвоению пищевых веществ. Недостаток витаминов вызывает сначала недомогание, а затем различные заболевания. Богат витаминами арбуз.
Задача. (Блиц – вопрос)
Арбуз стоит 17 рублей и ещё пол арбуза.
Витамины вокруг нас 15. (слайды 5 и 6)
Витамин А участвует в механизме светового зрения, процессе регенерации кожи, формировании иммунитета – защиты организма от болезней. Недостаток витамина А вызывает поражение глаз, светобоязнь, ночную слепоту, сухость и пигментацию кожи, тусклость волос, повышенную восприимчивость к простудным заболеваниям. Одним из продуктов, богатым витамином А, является морковь.
Решив задачу, мы узнаем, сколько моркови надо съедать в день.
Задача. В 100 г моркови содержится 20 % витамина А. В день нужно съедать 8 % витамина А. Сколько грамм моркови нужно съедать в день?
Витамины вокруг нас 20. (слайды 7 и 8)
Витамин С аскорбиновая кислота. Недостаток витамина С вызывает кровоточение дёсен, расшатывание зубов, бледность и сухость кожи. Витамина С много в капусте, причём в квашеной капусте его больше, чем в свежей. Квасить капусту первыми научились римляне. Они же научили этому других европейцев. Из квашеной капусты делают замечательный вкусный и сытный салат, добавляют её в «зимние» первые блюда, тушат её.
Задача. Капуста при засолке теряет 20 % своего веса. Достаточно ли купить 14 кг свежей капусты, чтобы квашеной капусты получилось 12 кг.
Ах, эта картошка! 10. (слайд 9). (Для показа ответа желательно воспользоваться возможностями интерактивной доски и перетащить нужные части в стороны, если понадобиться копия картофеля – сделать её). Дополнительно можно заработать 5 баллов по информатике.
Задача. Выразите проценты в обыкновенной дроби и покажите ответ на картошке: 75 % картошины, 80 % картошины, 40 % картошины.
Ах, эта картошка! 15. (слайд 10)
Задача. В 100 г картофеля содержится 20 мг витамина С. При варке в неочищенном виде картофель теряет 25% витамина С. Сколько витамина С теряется в 1 кг неочищенного картофеля?
Ах, эта картошка! 20. (слайд 11)
Задача. В 100 г картофеля содержится 20 мг витамина С. При варке в очищенном виде картофель теряет 35% витамина С. Сколько витамина С теряется в 1 кг очищенного картофеля?
Готовим вместе 10. (слайд 12)
Задача. Как лепёшку тремя прямолинейными разрезами разделить на 5 частей (не равных).
Готовим вместе 15. (слайды 13 и 14)
Жиры – враг номер 1, считают многие.
Но полный отказ от жиров – это ошибка. Жиры участвуют в построении клетки. Без жиров просто-напросто не усваиваются витамины А, D, Е, К. и хотя, как известно многим, жиры могут образовываться из белка и углеводов, незаменимые жирные кислоты попадают в организм только с пищей.
Задача. Из 3 л молока получается 450 г сливок, сколько надо взять молока, чтобы получилось 750 г сливок.
Готовим вместе 20 (Задача – эстафета) (слайды 15 и 16)
Одним из вкусных и полезных блюд является винегрет. Этот салат содержит целый «ансамбль» витаминов.
Мы вычисляем рецепт винегрета.
Задача. (Задача – эстафета) Для того, чтобы приготовить 480 г необходимо
- по 25 % свёклы и картофеля,
- по 12,5 % квашеной капусты и маринованных огурцов,
- 5 % лука
- и остальное – моркови.
Составьте рецепт винегрета массой 4800 г.
Задание №3.
В компьютерном приложении «Координатная плоскость» выполнить любое из заданий (исключая задания бегун). Предложено выполнять задание трём членам команды. Участников должны выбрать сами ребята. Возможен выбор меньшего числа участников (тогда команда сможет получить меньшее количество баллов по информатике). Возможно участие большего количества человек, только им надо за то же самое время выполнить пять заданий. У участников команды звуковое сопровождение включено, у дополнительных участников отключено, так как они могут принести очки только по информатике. За каждый звуковой сигнал «не-а» с участника команды снимается один балл. За каждое правильно выполненное задание можно заработать по 10 очков по информатике, в том числе и дополнительные участники, которые могут принести даже 50 очков по информатике. По математике могут заработать очки только участники команды по 25 очком за фигурку.
Полуостров информатики.
Задание №1. Шифровальщики. (Приложение «Картотека заданий» задание №2)
Ведущий раздает карточки с заданиями каждой команде. Каждое правильно выполненное задание оценивается в пять баллов.
Ответы принимаются в письменной форме.
Задание №2.
Компьютерный практикум: Из заданного набора блюд составьте меню своего обеда в школьной столовой. Проект меню выполнить в текстовом процессоре. Ориентиром выполнения считать проект учителя. Заготовки для меню находятся в приложении «Меню». Каждое правильно выполненное задание оценивается 10 баллами.
Задание №3. Ваша задача, правильно выполнив вычисления нарисовать и раскрасить данное транспортное средство в любом графическом редакторе. За правильное выполнение всех вычислений можно получить 7 баллов в копилку математики. За правильно нарисованный и раскрашенный кораблик – 10 баллов в копилку информатики. Если задание выполняет один игрок – то 15 баллов в копилку математики и 50 баллов в копилку информатики.
Страна Литературия:
Задание №1 . Приложение Литературия «Права литературных героев». (Слайд 1)
В этой викторине каждый правильный ответ оценивается одним баллом в копилку литературы.
I. Русские народные сказки: Приложение Литературия «Права литературных героев». (Слайды 2 и 3)
Используемые сказки (по слайду 2): 8. Зимовье зверей. 7. Теремок. 6. По щучьему велению 5. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. 4. Гуси-лебеди. 3. Хаврошечка. 2. Заюшкина избушка. 1. Колобок.
Вопросы: (по слайду 2):
- В какой сказке девочка и мальчик жили одни, без родителей и опекунов? (5)
- В каких двух сказках герои воспользовались своим правом вступления в брак, хотя родители невесты были против? (3 и 6)
- В какой сказке женщина, заменяющая мать, не соблюдает права дочери: плохо кормит е1 и заставляет работать с утра до вечера? (3)
- В каких четырёх сказках было совершено покушение на жизнь главных героев? (1,4,5,8)
- В какой сказке героиня пренебрегает своими обязанностями, и из-за этого происходит много неприятностей?(4)
- В каких трёх сказках нарушено право на неприкосновенность жилища? (2,7,8)
Используемые сказки (по слайду 3):
6. Лисичка-сестричка и волк. 5. Ивашко и ведьма. 4. Петушок-золотой гребешок и жерновки. 3. Царевна-лягушка. 2. Волк и семеро козлят. 1. Морозко.
Вопросы: (по слайду 3):
- В каких трёх сказках нарушено право на неприкосновенность чужого имущества? (6,3,4)
- В каких четырёх сказках нарушено право на свободу личности (5,4,3,2)
- В каких двух сказках герои присваивают чужой голос, а потом покушаются на другого героя сказки? (2,5)
II. Сказки А. С. Пушкина: Приложение Литературия «Права литературных героев». (Слайд 4)
Используемые сказки (по слайду 4):
6. Руслан и Людмила. 5. Сказка о попе и работнике его Балде.4. Сказка о золотом петушке. 3. Сказка о мёртвой царевне. 2. Сказка о рыбаке и рыбке. 1. Сказка о царе Салтане.
Вопросы: (по слайду 4):
- В какой сказке герой отказывается выполнять условия договора?(4)
- В какой сказке три героини виноваты в посягательстве на честь и репутацию другой женщины? (1)
- В каких сказках происходит нарушение права на свободу личности или жизнь героев? (1,2,6)
- В какой сказке нарушены права, охраняющие материнство и детство? (1)
- В какой сказке женщина, заменяющая мать, не соблюдает права дочери и даже покушается на её жизнь? (3)
- В какой сказке не соблюдается право на достойную оплату труда? (5)
III. Сказки русских писателей: Приложение Литературия «Права литературных героев». (Слайд 5)
Используемые сказки (по слайду 5):
6. А Плахов. Как старик работницу нанимал. 5. Д. Мамин-Сибиряк. Серая шейка. 4. С. Аксаков. Аленький цветочек. 3. П. Ершов. Конёк-горбунок. 2. В. Гаршин. Лягушка-путешественница. 1. В. Одоевский. Мороз Иванович.
Вопросы: (по слайду 5):
- В каких сказках герои воспользовались своим правом путешествовать по своей стране и по другим странам? (2,3,4)
- В каких сказках трудолюбивые герои получают достойное вознаграждение, а лентяи остаются с пустыми руками?(1,3)
- В какой сказке не соблюдается право на восьмичасовой рабочий день? (6)
- В каких сказках нарушено право на жизнь и личную безопасность? (3,5)
IV. Сказки зарубежных писателей: Приложение Литературия «Права литературных героев». (Слайд 6)
Используемые сказки (по слайду 6):
9. Ш. Перро. Кот в сапогах. 8. Братья Гримм. Король-Дроздобород. 7. Х-Х. Андерсен. Дюймовочка. 6. Братья Гримм. Госпожа Метелица. 5. Д. Свифт. Путешествие Гулливера. 4. Р. Киплинг. Маугли. 3. Ш. Перро. Золушка. 2. Д. Родари. Приключения Чиполлино. 1. В. Гауф. Карлик Нос.
Вопросы: (по слайду 6):
- В каких сказках девочки жили с мачехами? (3,6)
- В какой сказке не соблюдается право на отдых, право на восьмичасовой рабочий день (3)
- В какой сказке нарушаются права детей при разделе наследства? (9)
- В какой сказке героиня воспользовалась правом искать в других странах убежище и защиту от преследований? (7)
- В каких сказках нарушено право на свободу личности? (1,2,5)
- В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жилища? (2)
- В какой сказке нарушено право о том, что брак может быть заключён только при согласии обеих сторон? (7,8)
- В каких сказках трудолюбивые герои получают достойное вознаграждение, а лентяи остаются с пустыми руками? (3,6)
V. Сказки советских писателей: Приложение Литературия «Права литературных героев». (Слайд 7)
Используемые сказки (по слайду 7):
8. С. Маршак. Двенадцать месяцев. 7. В Медведев. Баранкин, будь человеком. 6. А. Толстой. Приключения Буратино. 5. А. Некрасов. Приключения капитана Врунгеля. 4. Л. Лагин. Старик Хоттабыч. 3. С. Михалков. Три поросёнка. 2. Н. Носов. Незнайка на Луне. 1. Л. Гераскина. В стране невыученных уроков.
Вопросы: (по слайду 7):
- В какой сказке герой потерял свободу на многие века? (4)
- В какой сказке грабители, желающие отобрать чужую собственность, действовали в масках? (6)
- В какой сказке главный герой нарушил право неприкосновенности не только личной собственности, но и общественной? (2)
- В какой сказке женщина, заменяющая мать, не заботится о благе своей падчерицы? (8)
- В какой сказке было нарушено право на неприкосновенность жилища? (3)
- Герои каких сказок воспользовались правом путешествовать? (1,2,4,5)
В каких трёх сказках главные герои отказывались воспользоваться своим правом на получение образования? (1,6,7)
Учитель: (Приложение «Литературия») Долго сказка сказывалась… У колодца, в пустыне, у костра, в избе, где коротались долгие зимние вечера, сказку слушали, а потом пересказывали. В мире существует огромное количество народных сказок, автором которых становится тот или иной народ. Но существуют сказки не менее любимые – сказки, у которых есть автор. (Слайды1-2 приложения «Литературия»).
Человеку порой трудно разобраться в мире, в котором перемешались Добро и Зло. А так хочется убедиться, что Добро всегда побеждает. (Слайды 3-4 приложения «Литературия»).
Один из персонажей Дж. Толкина восклицает: « Трудно быть в чём-то уверенным среди такого множества чудес! Весь мир странно переменился… Как человек решит, что делать в такие времена?» На что другой персонаж отвечает ему: «Как он всегда решал. Добро и Зло не переменились с давних пор» Это основа литературной сказки. (Слайд 5 приложения «Литературия».)
Кто-то считает себя слишком взрослым для сказок. Но когда-то он станет достаточно взрослым для того, чтобы снова читать сказки. Достанет книгу с полки, сдует с неё пыль…(Слайд 6 приложения «Литературия».)
Сегодня мы с вами сдуем символически пыль с наших книг со сказками и ненадолго погрузимся в волшебный мир детства. (Слайд 7 приложения «Литературия».)
Задание №2 А поможет нам в этом интеллектуальный турнир «Угадай сказочника».
Правило конкурса: Учащимся зачитывается высказывание. Если ответа нет, то зачитывается следующее и так далее, пока кто-нибудь не отгадает. Каждое высказывание имеет определённую цену в баллах. С каждым новым прочтением цена падает. (Слайд 8 приложения «Литературия».)
- Шарль Перро (Слайд 13)
- Астрид Линдгрен (Слайд 18)
- Эрнст Гофман (Слайд 23)
- Ханс Христиан Андерсен (Слайд 28)
- Джозеф Редьярд Киплинг (Слайд 33)
- Льюис Кэрролл (Слайд 38)
- Антуан де Сент-Экзюпери (Слайд 43)
- Сельма Лагерлеф (Слайд 48)
- Джанни Родари (Слайд 53)
- Клайв Стэплз Льюис (Слайд 58)
Ивашка из Тридевятого царства – гиперссылка.
Приложение «Картотека заданий» задание №3
Задание №3. (Слайд 59 приложения «Литературия».)
Компьютерный рисунок сказочных персонажей. Оценивается композиция героев, соответствие цветов одежды оригиналу печатных изданий, а не мультипликационных и художественных фильмов. За каждую такую работу можно получить по 10 баллов в копилку литературы и по 10 баллов в копилку информатики. Максимальное количество участников от команды – 5 человек – остальные могут только давать советы и отвечать на вопросы.
Планета географии:
Отборочный тур необходим для выбора трёх человек участников первого тура. Столицей какого государства является город? (Каждый ответ приносит команде в целом по одному баллу в копилку географии).
Дели, Каир, Лиссабон, Рига, София, Астана, Джакарта, Вена, Лима, Оттава.
Задание №1.
Учитель: (слайд № 1 Приложения «Австралия»)
Хороший путешественник перед дальней дорогой всегда знакомится с картой местности, в которую он отправляется. У нас, к сожалению, есть только интерактивная карта, на которую нам необходимо нанести элементы береговой линии, острова, проливы, и другие географические объекты.
(учащиеся по очереди выходят к доске и наносят на контурную карту, выведенную на интерактивную доску географические названия объектов, которые учитель заранее приготовил на карточках) Каждое задание оценивается двумя баллами.
Географические названия:
Индийский океан, залив Карпентария, Коралловое море, Тихий океан, Тасманово море, о. Тасмания, Бассов пролив, Большой Австралийский залив, Индийский океан, м.Йорк, Большая Песчаная пустыня, , Большая пустыня Виктория, р.Муррей, р.Дарлинг, г.Косцюшко, Большой Водораздельный хребет, м.Байрон, м. Стип-Пойнт, м. Юго-Восточный, остров Тасмания, оз. Эйр.
Учитель: Давайте сравним полученную карту с физической картой Австралии (вывешивается карта). Ну что ж, получилось неплохо.
Задание №2 (слайд № 2 Приложения «Австралия»)
Учитель: Австралия была открыта позже других материков. Имена каких путешественников мы не можем не вспомнить, говоря об Австралии?
(Учащиеся обязательно называют имена А. Тасмана, Д. Кука и получают задание рассказать об исследованиях и открытиях этих путешественников. Задания подготавливаются на компьютерах)
Учитель: (Приложение исследователи)
Знаете ли вы имена других путешественников, которые изучали материк? Задание также выполняется на компьютерах, если возникают затруднения можно воспользоваться заготовками. Если учащиеся воспользовались заготовками то только 3 балла за информатику и до 5 за содержание по географии; если подсказками не воспользовались, то до 5 баллов по информатике (в зависимости от сложности исполнения работы).
Задание № 3
Каждый уважающий себя гражданин должен знать историю своей страны. Каждый ответ оценивается одним баллом по географии.
Географические рекорды России:
- Самое мелководное море на Земле и самое маленькое по площади у берегов России (Азовское);
- С каким государством у России самая протяжённая граница? (Казахстан);
- Самое глубокое море в мире и самое большое по площади в России (Байкал)
- Где в России самая холодная зима (должна быть в Оймяконе);
- Самая большая равнина России (Западно-Сибирская);
- Самые высокие горы России (Кавказ);
- Самая длинная горная система России (Урал);
- Самая полноводная река России (Лена);
- Самый высокий действующий вулкан России (Ключевская Сопка).
Задание №4.
Учитель. Очень часто в заданиях по русскому языку требуется определить, кто живёт в каком городе. Знать русский язык обязан каждый гражданин России. Каждый правильный ответ оценивается одним баллом по географии.
Кто-кто в городе живёт:
– Омичи (в Омске); Индийцы (в Индии); Томичи (в Томске); Куряне (в Курске); Челнинцы (в Набережных Челнах, Татария); Донетчане (в Донецке, Украина);
Учитель: (слайд № 3 Приложения «Австралия») Задание №5
А теперь каждой команде предлагается карточка с заданием «Кто это? Что это?» После трех минут работы с карточками команде предстоит ответь на предложенные вопросы. Если команда просто отвечает на поставленный вопрос, то получает только один балл по географии, если может ещё рассказать про описываемый объект, то в зависимости от рассказа до 5 баллов по географии (гиперссылки на слайде для перехода к прочим слайдам презентации)
«Кто это? Что это?»
Задание первой команде | Задание второй команде |
Карпентария | Мельбурн |
Сидней | Косцюшко |
Гондвана | Йорк |
Джеймс Кук | Дарлинг |
Тасмания | эвкалипт |
Муррей | казуарины |
эндемики | коала |
кенгуру | ехидна |
бутылочное дерево | эму |
вомбаты | варан |
утконос | лиана |
казуары | термиты |
динго | опоссум |
Задание №6 (слайд № 4 Приложения «Австралия») Приложение «Картотека заданий» задание №4
Учитель: Подходит к концу наше путешествие. Перед вами письмо, которое написал Врунгель после своего путешествия по Австралии. Познакомитесь с этим письмом и найдите в нем ошибки, если такие имеются.
(Команде вручается письмо Врунгеля, в котором они ищут ошибки и озвучивают их. Каждая ошибка просто озвученная – 1 балл по географии, исправленная – 2 балла по географии). Можно сразу же проверить работу ребят, так как исправленный текст на слайде появляется.