"Невероятная явь войны" в повести К.Воробьёва «Убиты под Москвой». 11-й класс

Разделы: Литература, Патриотическое воспитание

Класс: 11

Ключевые слова: Битва за Москву, Великая Отечественная война 1941-1945 гг., повесть К.Воробьёва «Убиты под Москвой»


Вступление

С каждым годом всё меньше и меньше остаётся тех, кто встретил роковой рассвет 22 июня 1941 года. Тех, кто суровой осенью 1941 года защищал Москву. Они не стояли за ценой, не считали, «кому память, кому слава, кому тёмная вода». Всем, кто погиб, защищая Москву, посвящаем наш урок.

РОЛИК

Осень 1941 года…Пятый месяц немцы безудержно продвигались вперёд… На оборону Москвы встали и опытные воины, и добровольное народное ополчение, и вчерашние юнармейцы-двадцатилетние кремлёвские курсанты.

Работа в группах: 1-2 - группа читателей, 3, 4 - группа аналитиков.

1. Образы курсантов и Алексея Ястребова

Каким был путь кремлёвского курсанта лейтенанта Алексея Ястребова к победе над собой, над страхом смерти, к уверенности: «Мы их, гадов, всех потом, как вчера ночью!»?

В этом произведении мы видим нелёгкий путь возмужания главного героя. Алексей Ястребов только стал командиром взвода, поэтому отдавал приказы неуверенным голосом. Когда Алексей получает приказ от Рюмина копать окопы, он спрашивает: «Чем рыть?». Этот эпизод показывает нам его неопытность. Во время обстрела Алексей каждую мину считал «своей», ему казалось, что именно сейчас эта мина попадёт в него, поэтому он держался ближе к стене, в которую вжались курсанты. Он боялся смерти. Если поначалу убить немца, которого он считал таким же человеком, как и мы, ему было тяжело, то уже в конце мы видим другого героя. Всё для него происходит в первый раз. Первые погибшие товарищи, первый бой, впервые испытанное чувство полного душевного опустошения после страшной гибели роты и первый один на один – бой с танком. Эти эпизоды, как ступеньки, по которым поднимается Ястребов к тому моменту, когда он чувствует себя не просто повзрослевшим, но и ответственным за собственную судьбу и судьбу Родины. В финале повести главный герой не сломлен духом, на что указывают последние строчки

«- Стерва…Худая…
Так было легче идти»
- это было его обращение к смерти.

2. Образы Рюмина и Переверзева…

Как повлияла на жизнь и судьбу Алексей Ястребова жизнь и смерть Рюмина?

У каждого из нас в жизни есть человек, на которого хочется ровняться… Именно таким человеком для Алексея является Рюмин. На протяжении все повести Рюмин был главным героем и даже отцом на войне для Алексея. Ястребов старается уловить и скопировать каждое слово, каждое действие своего командира. Именно благодаря Рюмину происходит становление героя. Из мальчика, у которого «вчера соску отняли», он превращается в мужчину, в бойца, способного отвечать за свои поступки.

После смерти Рюмина, Алексей полностью осознает и начинает понимать ценность и смысл жизни. Ему больше не страшна смерть, он понимает, что смерть многолика. Теперь он уже не обычный курсант, а настоящий воин.

Поэтому можно смело сделать вывод, что жизнь и смерть Рюмина оставили мощный след на судьбе Алексея.

  1. Почему капитан Рюмин не выполнил устное распоряжение майора из штаба полка - немедленно отступать?
  2. Почему он не сообщил позднее курсантам своих подозрений о том, что рота находится в окружении?

Какой он отдал приказ и почему? («А что, если броском вперед... И разгромить, и выйти к лесу, а по нему на север и... Но обязательно разгромить! Курсанты должны поверить в свою силу, прежде чем узнать об окружении... ») («Он был уже до конца убежден, что избрал единственно правильное решение -- стремительным броском вперед. Курсанты не должны знать об окружении, потому что идти с этим назад значило просто спасаться, заранее устрашаясь. Нет. Только вперед, на разгром спящего врага, а потом уже на выход к своим…»)

Ответ: Капитан Рюмин получает от связного устное распоряжение майора из штаба полка о немедленном отступлении. Он отправляет бойца узнать, правда ли поступило такое распоряжение, но боец не возвращается и Рюмин понимает, что рота в окружении. Курсанты об этом окрухении знать не должны. Они должны верить в свои силы. Он отдает приказ атаковать близ лежащую деревню, где располагался мотопехотный батальон немцев. Рюмин понимает, что его подчиненные обречены, и дает им возможность перед смертью почувствовать себя настоящими солдатами. Действительно, курсанты вышли из боя возмужавшими, ощутившими личную причастность к спасению Родины. Они не кричали громких лозунгов, но в полной мере ощутили счастье от своей первой победы.

Как вы понимаете слова Рюмина: «За это нас нельзя простить никогда!»?

Нас, читателей, потрясает сцена самоубийства Рюмина.

Рюмин не смог простить себя за гибель роты, лично себя считает виноватым в их разгроме. Он не смог выдержать натиска в сердце и выстрелил в сердце, которое было переполнено трагедией первых дней войны.

За эти пять дней Алексей очень сильно повзрослел, искренне зауважал Рюмина и даже начал замечать схожие черты между ними. Он понимал, что в такой же ситуации он поступил бы точно так же. Таким образом показано две позиции по отношению к одной и той же проблеме: генерал-майор Переверзев срывает с себя погоны и переодевается в рядового, а капитан Рюмин стреляет себе в сердце.

Стихотворение С.Гудзенко. Перед атакой. (читает ученик)

3. Роль природы в сюжете повести

Хотя повесть военная, но совершенно неслучайно автор отводит место описанию природы, которая выступает, как бы, тоже действующим лицом.

«Снег пошел в полдень - легкий, сухой, голубой. Он отдавал запахом перезревших антоновских яблок, и роте сразу стало легче идти: ногам сообщалось что-то бодрое и веселое, как при музыке.»

Описание антоновских яблок напоминает о родном доме, о семье. И это согревало души солдат, которым суждено собственной спиной защищать тех, кто дорог их сердцу.

Начиная с пятой главы, мы чувствуем перемену как в погоде, так и в сюжете. Меняется боевая ситуация - погода тоже ухудшается и даже меняется запах, он совсем другой (от антоновских яблок к горькому запаху дубовой коры)

Чтобы подчеркнуть нестабильность, неясность судьбы бойцов, автор вводит писание тумана.

В финале повести, автор делает акцент на крупные, мохнатые снежинки, падающие на лицо Алексея Ястребова, что создавало эффект слез. Этот эпизод подчеркивает хрупкость человеческой жизни, так и в жизни в целом.

Сопоставление образов. Что объединяет двух главных героев повести: капитана Рюмина и лейтенанта Алексея Ястребова, несмотря на все их различие?

Как мы уже выяснили, в повести Константина Воробьева «Убиты под Москвой» представлено два главных героя: капитан Рюмин и лейтенант Алексей Ястребов.

На первый взгляд, герои совершенно разные: по возрасту, пожизненному опыту, по воинскому опыту. Если один – неоперившийся цыпленок, то другой уже матёрый воин, но суть этих образов одна: защита Отечества любой ценой.

Несмотря на их различие, есть и то, что их связывает. Капитан Рюмин и Алексей Ястребов отличались от всех курсантов тем, что только они догадывались о подступавшей беде. Они оба понимали отведенную им здесь роль: именно они в ответе за всё и всех.
Капитана Рюмина и лейтенанта Ястребова связывает единая нравственная высота. Алексей Ястребов совестлив и человечен. Он переживает все, что происходит с ним и его товарищами. Чувство ответственности за судьбу Отечества заставляет лейтенанта требовательней относиться к себе. Капитан Рюмин считает, что гибель бойцов – и его личный позор. Рюмин, следуя зову сердца, самостоятельно выбирает для себя наказание.

Цель, к которой идут Рюмин и Ястребов не смотря ни на что, ценой своей жизни, связывает их.

Здесь уместно обратиться к эпиграфу:

«И у мертвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за родину пали,
Но она – спасена.»
(А.Твардовский)

Через их образы показана также и преемственность поколений. Капитан Рюмин – представитель старшего поколения, человек, сохранивший лучшие традиции русской армии, черты и качества русского офицера. А Ястребов – достойный продолжатель его дела.

4. Осмысление финала. Проблематика

Как автор показывает преодоление естественного страза смерти? Осталось ли место для показного геройства?

Кровавая битва показала Ястребову настоящее лицо войны. Алексей ощущал неподдельный страх - как и любой солдат в военное время. Только после того как он увидел смерти своих товарищей понял, что такое война. (вставка из текста)

И в этот момент уже нет места показному геройству. Если в начале Алексей мечтает о героическом подвиге подобно Андрею Балконскому, мечтает чтобы все увидели его геройство, по достоинству оценил его кумир Рюмин, то в конце к возмужавшему герою уже и мысли такие не приходят. Он понял цену жизни и смерти и все ложные ценности уже не имеют никакого значения...

Есть только жизнь и только смерть, и ещё выбор, который у каждого —— СВОЙ!!!

Вопрос: Как вы считайте, почему именно таким описанием завершает автор свою повесть? Какой смысл вкладывает автор в открытый финал повести?

Ответ: Повесть заканчивается, как Алексей подбивает танк. Это описание намеренно негероическое по эмоциональности.
“Он ни о чем отчетливо не думал, потому что им владело одновременно несколько чувств, одинаково равных по силе, - оторопелое удивление перед тем, ему он был свидетелем в эти пять дней, и тайная радость тому, что остался жив; желание как можно скорее увидеть своих и безотчетная боязнь этой встречи; горе, голод, усталость и ребяческая обида на то, что никто не видел, как он сжег танк...

Подавленный всем этим, он шел и то и дело всхлипывающее шептал:

- Стерва... Худая...
Так было легче идти”

Как мы видим, финал открыт, смысл этого открытого финала в том, что он дает надежду на дальнейшую жизнь. Этот финал более оптимистичен, чем тот, что был в изначальном варианте повести. Алексей жив, он идет навстречу жизни, проклиная смерть.

К тому же открытый финал дает читателю почву для размышлений о трагической судьбе вчерашних мальчишек.

Заключение: слова В.П.Астафьева: «Повесть «Убиты под Москвой» не прочтёшь просто так, потому что от неё, как от самой войны, болит сердце, сжимаются кулаки и хочется единственного: чтоб никогда-никогда не повторялось то, что произошло с кремлёвскими курсантами, погибшими после бесславного, судорожного боя в нелепом одиночестве под Москвой…»