«Невыразимое подвластно ль выраженью?» (Черты романтизма как литературного направления)

Разделы: Литература

Класс: 8

Ключевые слова: романтизм


Тема: «Невыразимое подвластно ль выраженью?» (Черты романтизма как литературного направления).

Возрастная группа: 8 класс

Цель: организовать работу учащихся по самостоятельному изучению нового материала, а затем по взаимообучению тому, что было изучено самостоятельно.

Задачи:

  • смоделировать для обучающихся условия «погружения» в «романтические дали», используя аудио, иллюстративные ряды;
  • организовать мыслительные процессы, идущие от внешних сходств и различий романтических произведений к внутренним через поставленные вопросы, самостоятельную работу.

Ход урока

Содержание

Деятельность учащихся

Слово учителя, интерактивная беседа. 

  • Ребята, вы любите мечтать? О чем вы мечтаете? Куда уносит вас фантазия?

Каждому из нас хочется от житейской прозы уйти в мир мечты, тем самым стать романтиком. Мы видим в своих грезах романтически величественные и яркие картины природы, прекрасные и значительные события человеческой жизни, чистую, поэтическую любовь.
Романтика, по словам К. Г. Паустовского, «не дает нам успокоиться и показывает всегда новые, сверкающие дали, иную жизнь, она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни».
2 минуты

Слушают учителя, отвечают на вопросы, делятся мыслями.

Включаются слайды. Презентация1.

Учитель:
Там есть голубые утесы
И всех ветров голоса,
Белые альбатросы
И алые паруса… (Эдуард Асадов. Остров романтики)
Тебе служу, тебя пою,
Пишу, лелею и люблю!..
Моя отрада, мой кумир –
Огромный, страстный, дивный мир!.. (Забава Прошина. Мой дивный мир…)
Учитель: Давайте откроем этот мир, совершим путешествие по океану романтизма!
1 минута

Смотрят, слушают музыку, вчитываются в стихотворные строки.

Анализ и обсуждение высказывания критика В. Г. Белинского: «Классицизм и романтизм - вот два слова…, с коими мы засыпали и просыпались, за кои дрались насмерть, о коих спорили до слез и в классах, и гостиных, и на площадях, и на улицах…»

  • Какую информацию вы извлекли?
  • В чем особенность построения высказывания?
  • Какие средства выразительности использовал критик?

Учитель:

  • Вглядимся в портрет Екатерины Второй. Какие его особенности вы можете отметить? (Это придворно-аристократический портрет, он весь пронизан холодной театральностью и официальностью).
  • Отметим особенности другого портрета. Как вы думаете, этот портрет написан в той же традиции? (Внимание к психологической характеристике, домашние аксессуары вытеснили официально-парадные).

4 минуты

Отвечают на вопросы, находят средства выразительности: антитезу, антонимы, повтор союзов.

Анализируют особенности «официального» классического портрета Екатерины Второй.
Анализируют особенности портрета Портрет Мадам Рекамье (Франсуа Паскаль Симон Жерар).

Сопоставительный анализ стихотворных текстов, размещенных на слайде.
4 минуты
Проектор выключается

Читают выразительно и отмечают особенности любовной лирики классицистов и романтиков.

Теоретический блок. Самостоятельное изучение материала. Изучение нового материала организуется в парах каждого из трех рядов (всего 5 парт в каждом ряде). Весь теоретический материал разделен на 4 блока, которые загружены на ноутбуки, имеющиеся на каждой парте. Один блок материала – для одной пары каждого ряда.
Учитель предлагает учащимся изучить предложенный материал, оформить его ярко и кратко в виде схемы иди кластера.
Блоки для изучения:

  • Национальные особенности романтизма. Презентация2.
  • Признаки романтизма как художественной системы. Презентация3.
  • Особенности личности романтического героя. Презентация4.
  • Особенности портрета романтического героя. Презентация5.

Время на выполнение задания – 6 минут

Изучают, делают записи, готовятся к обучению товарищей по данному блоку.

Этап взаимообучения. В разных местах класса (доска, дверь, боковая часть шкафа) закреплены флипчарты для каждого ряда. Учащиеся подходят к своему флипчарту и, закрепляя на нём скотчем свои кластеры, объясняют товарищам то, что им удалось узнать по своей теме. Объяснение ведется в соответствии с порядком, указанном на флипчарте (начиная с первой парты). Когда каждая из пар выступит, учитель предлагает ребятам задать необходимые вопросы и сфотографировать полученную таблицу для перенесения ее в тетрадь дома (допускается распечатка и вклеивание в тетрадь).

10 минут.

Пары размещают составленные схемы, объясняют свой блок материала, отвечают на вопросы, если они будут возникать. Фотографируют.

Романтизм в искусстве. (Включается проектор)

Учитель читает отрывок из письма Петра Вяземского В.А. Жуковскому:

«Романтизм, как домовой, многие верят ему, убеждение есть, что он существует, но где его приметить, как обозначить, как наткнуть на него палец?»

Движение романтизма - это движение грандиозное. В центре внимания оказались внутренний мир человека и его сложные взаимоотношения с внешним миром: народом, страной, историей, своей судьбой.

Задание:

Говорят, что образ жизни и сфера деятельности определяет не только внутренний мир человека, но и его внешность. Попробуйте по портретам известных людей определить, чем они занимались. По каким чертам портрета вы это поняли? Внимание! Все эти люди - романтики!

3 минуты

Слушают, анализируют, строят догадки о том, кем являются представленные на портретах романтики, обосновывают свое мнение.

Знакомство с примером романтического метода в изобразительном искусстве.

Учитель: Обратите внимание на картину Фридриха Каспара «Странник над морем тумана».

  • Какие чувства она вызывает?

На картине изображён странник (сам художник), стоящий на тёмной, крутой скале. Он повёрнут спиной к зрителю, волосы развеваются на ветру. Странник смотрит на клочья тумана, глубины горных расщелин. Острые пики кое-где возвышаются над туманом, а вдалеке видны горные гряды. Над ними — небо в линиях облаков.

Эта картина — больше, чем просто пейзаж. Здесь природа представляет собой внешнее выражение внутреннего состояния, настроения героя, изображённого на переднем плане. Горы и облака являются частью души героя, также как и он сам является частью их.

3 минуты

Смотрят, отвечают на вопросы, делают свои предположения, слушают учителя

Знакомство с примером романтического метода в музыке.
 
Учитель: Послушаем один музыкальный шедевр. Попробуйте доказать, что автором музыки является композитор-романтик.

3 минуты

Слушают звуковое сопровождение видеоряда, которое задает необходимый эмоциональный тон, делают записи.

Творческо-поисковый этап.

Учитель: В начале 19 века слово «романтизм» превратилось в боевой клич всех, кто не признавал никаких художественных авторитетов, кто утверждал, что самое главное – человеческая личность, и поэтому создавал героев сильных, смелых, активных.

Учитель: А хотите узнать, какое стихотворение могли бы написать на своем знамени русские романтики?

Стихи принадлежат А.С. Пушкину.

Стихотворение короткое, всего 4 строки.

Великим быть желаю,

Так звучит первая строка.

  • Прокомментируйте ее с точки зрения романтизма как литературного направления.

Обсуждение

  • Попробуйте сочинить вторую строку.

Открывается и комментируется вторая строка стихотворения:

Люблю России честь

После обсуждения открывается третья строка стихотворения:

Я много обещаю...

Делаются выводы и обобщения.

Открывается четвертая строка стихотворения, но лишь ее половина:

Исполню?

Стихотворение почти прочитано. Но оно еще не звучит. Нет самой главной строки. Если вы выполните задание, мы прочтем все стихотворение.

Перед вами 2 варианта Пушкинского текста: черновой и окончательный (Приложение1). Мне кажется, что для читателя, разбирающегося в том, что такое романтизм, нетрудно будет определить истину.

Раскрытие интриги

Бог весть.

Посмотрите, как от строки к строке проявляются все качества романтиков – от стремления к абсолютной свободе, через поединок личности и судьбы до трагических сомнений и отчаяния.

5 минут

Фантазируют, пишут, озвучивают сочиненные строчки.

Читают, обсуждают, придумывают, соотносят свои варианты с фактическим материалом стихотворения. Делают выводы и обобщения.

Учитель: Подведем итоги. Какой же вклад внесли романтики в развитие литературы?
2 минуты

Слушают, смотрят, анализируют.

Домашнее задание:

Теорию учить. Найти значение имени МЦЫРИ. Учебник стр. 106-110, прочитать поэму стр.111-129

1 минута

 

Презентация 1

Презентация 2

Презентация 3

Презентация 4

Презентация 5

Приложение