Тема: «Невыразимое подвластно ль выраженью?» (Черты романтизма как литературного направления).
Возрастная группа: 8 класс
Цель: организовать работу учащихся по самостоятельному изучению нового материала, а затем по взаимообучению тому, что было изучено самостоятельно.
Задачи:
- смоделировать для обучающихся условия «погружения» в «романтические дали», используя аудио, иллюстративные ряды;
- организовать мыслительные процессы, идущие от внешних сходств и различий романтических произведений к внутренним через поставленные вопросы, самостоятельную работу.
Ход урока
Содержание |
Деятельность учащихся |
Слово учителя, интерактивная беседа.
Каждому из нас хочется от житейской прозы уйти в мир мечты, тем самым стать романтиком. Мы видим в своих грезах романтически величественные и яркие картины природы, прекрасные и значительные события человеческой жизни, чистую, поэтическую любовь. |
Слушают учителя, отвечают на вопросы, делятся мыслями. |
Включаются слайды. Презентация1. Учитель: |
Смотрят, слушают музыку, вчитываются в стихотворные строки. |
Анализ и обсуждение высказывания критика В. Г. Белинского: «Классицизм и романтизм - вот два слова…, с коими мы засыпали и просыпались, за кои дрались насмерть, о коих спорили до слез и в классах, и гостиных, и на площадях, и на улицах…»
Учитель:
4 минуты |
Отвечают на вопросы, находят средства выразительности: антитезу, антонимы, повтор союзов. Анализируют особенности «официального» классического портрета Екатерины Второй. |
Сопоставительный анализ стихотворных текстов, размещенных на слайде. |
Читают выразительно и отмечают особенности любовной лирики классицистов и романтиков. |
Теоретический блок. Самостоятельное изучение материала. Изучение нового материала организуется в парах каждого из трех рядов (всего 5 парт в каждом ряде). Весь теоретический материал разделен на 4 блока, которые загружены на ноутбуки, имеющиеся на каждой парте. Один блок материала – для одной пары каждого ряда.
Время на выполнение задания – 6 минут |
Изучают, делают записи, готовятся к обучению товарищей по данному блоку. |
Этап взаимообучения. В разных местах класса (доска, дверь, боковая часть шкафа) закреплены флипчарты для каждого ряда. Учащиеся подходят к своему флипчарту и, закрепляя на нём скотчем свои кластеры, объясняют товарищам то, что им удалось узнать по своей теме. Объяснение ведется в соответствии с порядком, указанном на флипчарте (начиная с первой парты). Когда каждая из пар выступит, учитель предлагает ребятам задать необходимые вопросы и сфотографировать полученную таблицу для перенесения ее в тетрадь дома (допускается распечатка и вклеивание в тетрадь). 10 минут. |
Пары размещают составленные схемы, объясняют свой блок материала, отвечают на вопросы, если они будут возникать. Фотографируют. |
Романтизм в искусстве. (Включается проектор) Учитель читает отрывок из письма Петра Вяземского В.А. Жуковскому: «Романтизм, как домовой, многие верят ему, убеждение есть, что он существует, но где его приметить, как обозначить, как наткнуть на него палец?» Движение романтизма - это движение грандиозное. В центре внимания оказались внутренний мир человека и его сложные взаимоотношения с внешним миром: народом, страной, историей, своей судьбой. Задание: Говорят, что образ жизни и сфера деятельности определяет не только внутренний мир человека, но и его внешность. Попробуйте по портретам известных людей определить, чем они занимались. По каким чертам портрета вы это поняли? Внимание! Все эти люди - романтики! 3 минуты |
Слушают, анализируют, строят догадки о том, кем являются представленные на портретах романтики, обосновывают свое мнение. |
Знакомство с примером романтического метода в изобразительном искусстве. Учитель: Обратите внимание на картину Фридриха Каспара «Странник над морем тумана».
На картине изображён странник (сам художник), стоящий на тёмной, крутой скале. Он повёрнут спиной к зрителю, волосы развеваются на ветру. Странник смотрит на клочья тумана, глубины горных расщелин. Острые пики кое-где возвышаются над туманом, а вдалеке видны горные гряды. Над ними — небо в линиях облаков. Эта картина — больше, чем просто пейзаж. Здесь природа представляет собой внешнее выражение внутреннего состояния, настроения героя, изображённого на переднем плане. Горы и облака являются частью души героя, также как и он сам является частью их. 3 минуты |
Смотрят, отвечают на вопросы, делают свои предположения, слушают учителя |
Знакомство с примером романтического метода в музыке. 3 минуты |
Слушают звуковое сопровождение видеоряда, которое задает необходимый эмоциональный тон, делают записи. |
Творческо-поисковый этап. Учитель: В начале 19 века слово «романтизм» превратилось в боевой клич всех, кто не признавал никаких художественных авторитетов, кто утверждал, что самое главное – человеческая личность, и поэтому создавал героев сильных, смелых, активных. Учитель: А хотите узнать, какое стихотворение могли бы написать на своем знамени русские романтики? Стихи принадлежат А.С. Пушкину. Стихотворение короткое, всего 4 строки. Великим быть желаю, Так звучит первая строка.
Обсуждение
Открывается и комментируется вторая строка стихотворения: Люблю России честь После обсуждения открывается третья строка стихотворения: Я много обещаю... Делаются выводы и обобщения. Открывается четвертая строка стихотворения, но лишь ее половина: Исполню? Стихотворение почти прочитано. Но оно еще не звучит. Нет самой главной строки. Если вы выполните задание, мы прочтем все стихотворение. Перед вами 2 варианта Пушкинского текста: черновой и окончательный (Приложение1). Мне кажется, что для читателя, разбирающегося в том, что такое романтизм, нетрудно будет определить истину. Раскрытие интриги Бог весть. Посмотрите, как от строки к строке проявляются все качества романтиков – от стремления к абсолютной свободе, через поединок личности и судьбы до трагических сомнений и отчаяния. 5 минут |
Фантазируют, пишут, озвучивают сочиненные строчки. Читают, обсуждают, придумывают, соотносят свои варианты с фактическим материалом стихотворения. Делают выводы и обобщения. |
Учитель: Подведем итоги. Какой же вклад внесли романтики в развитие литературы? |
Слушают, смотрят, анализируют. |
Домашнее задание: Теорию учить. Найти значение имени МЦЫРИ. Учебник стр. 106-110, прочитать поэму стр.111-129 1 минута |
|