Цель урока: продолжить разговор о творчестве М.Ю.Лермонтова; помочь учащимся выяснить, в чём секрет долголетия баллады М.Ю.Лермонтова “Бородино”.
Задачи урока:
- познакомить детей с балладой М.Ю.Лермонтова “Бородино” и показать её героический характер;
- углублять знание о литературной балладе;
- совершенствовать умения и навыки выразительного чтения и анализа поэтического текста;
- воспитывать уважение к великому прошлому России.
Оборудование урока: компьютер, проектор, портрет М.Ю.Лермонтова, историческая справка о Кутузове и Наполеоне
Ход урока
Вступительное слово учителя:
Что след в душе оставит нашей?
Ты – человек,
Твои дела в истории как вехи жизни.
Чем вспомнится твоя судьба:
Семьёй, богатством иль делами
Во благо главного – Отчизны.
Беседа:
Как вы думаете, ребята, чем может гордиться человек, проживший жизнь? (Своими успехами в работе, семьёй, своими детьми, личные достижениями в какой-либо области и т.д.)
А бывает ли, на ваш взгляд, когда что-то является предметом гордости целого народа? (История, участие народа в исторических событиях.)
Чем памятен для нашей страны 1812 год?
Темой нашего разговора будет Бородинское сражение и произведение, запечатлевшее это событие – баллада М.Ю.Лермонтова. (Слайд 1)
Учитель: М.Ю.Лермонтов родился в 1814 году, когда Отечественная война 1812 года уже закончилась, а русские войска были в Париже.
В раннем детстве маленький Миша живо интересовался историей: он лепил из цветного воска героев-воинов, придумывал их речи и диалоги и сам как будто переносился в их время. Когда Михаил узнал, что брат бабушки был участником Бородинского сражения, он ходил за ним по пятам, расспрашивая обо всём. Тогда бабушка сказала внуку, что там пол-России побывало, и он может спросить у местных крестьян, которые были в ополчении и участвовали в этом сражении.
Тогда-то Миша со многими поговорил, стараясь подробнее всех расспросить о сражении.
Позже Лермонтов узнал, что и его отец, Юрий Петрович, тоже воевал на той войне. Мальчик очень гордился этим.
Тема отечественной войны 1812 года интересовала М.Ю.Лермонтова на протяжении всей его жизни. К этой теме поэт обращается не раз в своих произведениях.
Когда юному поэту исполнилось 15 лет, он напишет стихотворение “Поле Бородина”. Это стихотворение ляжет в основу баллады “Бородино”.(Слайд 2)
После этого стихотворения М.Ю.Лермонтов ещё раз обратился к теме Отечественной войны 1812 года в стихотворении “Два великана”, написанного в сказочно-былинной манере. (Слайд 3)
Прочитайте отрывок из стихотворения “Два великана”.
Кто же эти сказочные великаны? Почему поэт называет Кутузова и наполеона великанами?
Работа в паре: Прочитайте историческую справку. Докажите, что Кутузов и Наполеон – две яркие фигуры всемирной истории 19 века (Приложение 2), (Приложение 3).
Ответ учащихся № 1. (Слайд 4)
Какими качествами должен обладать человек, которому доверили быть главнокомандующим, за которым пошла русская армия и одержала победу?
Ответ учащихся № 2. (Слайд 5)
Учитель: В 2012 году мы отметим 200-летие Бородинского сражения. Огромное событие для русского народа. Как же всё было?
12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородином, деревней в 124 км к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. (Слайд 6) К началу сражения русская армия насчитывает: 120 тысяч человек, 640 орудий, французская армия насчитывает: 130–135 тысяч человек, 587 орудий. (Слайд 7)
Перед сражением французским войскам зачитали приказ наполеона, который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы. В русской армии, которой командовал Кутузов, отслужили торжественный молебен и понесли вдоль линии войск, считавшуюся чудотворной икону Смоленской Божьей Матери. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит – России. Вот как вспоминает это сражение один из очевидцев: “Трудно себе представить ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении. Многие из сражавшихся побросали своё оружие, сцеплялись друг с другом, раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мёртвыми. Кавалерия скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанною кровью; раскалённые пушки не могли выдерживать действие пороха и лопались с треском…”
Потери русских составили 45,6 тысяч человек, французы потеряли, по русским данным, от 50 до 58 тысяч человек. В резерве у русских сохранилось не более 5 тысяч человек, а у французов – вся гвардия (19 тысяч человек). Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено. И всё же не сбылось пророчество Наполеона: “Через три года я буду господином всего света. Остаётся Россия, но я раздавлю её…”. Ему пришлось признать: “Из пятидесяти сражений, данных мною, в битве под Москвою выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Русские стяжали право быть непобедимыми”.
Мы же вслед за русским генералом А.П.Ермоловым можем с гордостью повторить: “У Бородино французская армия расшиблась о русскую”.
Учитель: Сегодня мы знакомимся с балладой М.Ю.Лермонтова “Бородино”. Давайте вспомним особенности этого жанра. (Слайд 8)
Ученик: Чтение баллады «Бородино» наизусть подготовленным учеником.
Беседа по прочитанному:
Почему это произведение можно назвать балладой? (Лермонтов изображает
конкретное событии – Бородинское сражение, рассказывает об участниках этого
сражения, а также выражает свои чувства и переживания.)
О каких событиях рассказывает баллада? (Отступление, недовольство в рядах
русской армии, ожидание боя, утро первого дня сражения, гибель офицеров,
ожидание самого грозного дня, атака врага, рукопашный бой, вечер после битвы,
сдача Москвы.)
Почему диалог, с которого начинается повествование, переходит в монолог? Как вы
себе представляете рассказчика? Где он был во время боя? (Слайд 9)
(Рассказчик – участник сражения, он вспоминает своих однополчан.)
Докажите строчками из текста, что он рассказывает о своих однополчанах.
Итак, перед нами лиро-эпическое произведение, в основе которого сюжет, 13 строф,
которые передают рассказ старого солдата. Назовите элементы сюжета и найдите в
тексте баллады:
Экспозиция
Завязка
Развитие действия
Кульминация
Развязка
Какие слова усиливают картину ужаса от происходящего? («И ядрам пролетать
мешала гора кровавых тел»)
В каких словах звучат гордость и торжество?
О чём же рассказал старый воин, непосредственный участник событий? (Он рассказал
о масштабе события, величии битвы).
Учитель: Своеобразие лермонтовской строфы заключается в том, что мы можем не только познакомиться с основными событиями, но и услышать, как это происходило. Услышать бой помогает использованный Лермонтовым подбор звуков, имеющий художественно-выразительное значение. В литературоведении этот приём называется Звукопись (запись в тетради).
Найдите примеры в тексте.
Что собой представляла русская армия в 1812 году? (Слайд 10) (Запись в
тетради.)
Учитель: Игра «Подбери строки к иллюстрации». (Слайд 11–14)
Словарная работа: Определите значение выделенных слов. (Слайд 15)
Викторина (слайд 16).
Итог урока:
Почему и теперь нас волнуют чувства участников сражения?
Что в этом произведении заключено такого, что оно живёт, и будет жить?
Какие чувства рождает у нас рассказ старого солдата?
(Гордость за наших предков, уважение к их подвигу, желание походить на них.)
Домашнее задание:
- Выучить наизусть первые 9 строф баллады.
- Составить кроссворд по тексту баллады.
- Сделать иллюстрации к балладе. (Слайд 17)
Что след в душе оставит нашей?
Ты – человек,
Твои дела в истории как вехи жизни.
Чем вспомнится твоя судьба:
Семьёй, богатством иль делами
Во благо главного – Отчизны.
Учитель: Спасибо за урок.