Невероятная сила войны в повести К.Воробьева "Убиты под МосквоЙ"

Разделы: Литература


Цели:
  • учиться анализировать произведение и вычленять в нём главное;
  • давать оценку поступкам героев;
  • выявить роль пейзажных зарисовок в произведении;
  • расположить учащихся к прямоте и доверительности высказываний;
  • заставить задуматься о ценности человеческой жизни;
  • воспитывать чувство уважения к нашей истории, любовь к Родине;
  • развивать мышление и устную речь учащихся.

Оборудование: портрет К. Воробьева, тексты повести «Убиты под Москвой», слайды о войне.

Методические приемы: аналитическая беседа, комментированное чтение, пояснения учителя, выразительное чтение.

Ход урока

Вступительное слово учителя

С каждым годом все меньше и меньше остается среди нас тех, кто встретил роковой рассвет 22 июня 1941 года. Тех, кто суровой осенью 1941 года защищал Москву, кто познал кровавый снег Сталинграда, кто «пол-Европы по-пластунски пропахал». Они не стояли за ценой, добывая победу, не считали, «кому память, кому слава, кому темная вода».

Память о войне…

Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова.

Почему-то именно эти строки А.Твардовского вспомнились мне, когда я взяла в руки сборник произведений К.Воробьева, чтобы еще раз перечитать повесть «Убиты под Москвой» перед сегодняшней встречей.

И перечитывая ее правдивые, драматические страницы, вновь открывала что-то новое. Прав Виктор Петрович Астафьев: «Повесть «Убиты под Москвой» не прочтешь просто так, потому что от нее, как от самой войны, болит сердце».

Ребята дома вы тоже прочитали повесть К.Воробьева «Убиты под Москвой». Легко ли было ее читать? Понравилось вам это произведение? Как представлена тема войны в повести?

(Учащиеся высказывают свои точки зрения)

Учитель: О ком рассказывает К. Воробьев в своей повести?

Ответы учащихся: Перед нами трагическая судьба 239 кремлёвских курсантов, погибших под Москвой за пять дней ноября 1941 года. Враг рвался к Москве, любой ценой его надо было остановить. Рота кремлёвских курсантов, окончив курс по ускоренной программе, была отправлена на фронт.

(Звучит куплет песни «До свидания, мальчики»).

Курсанты очень молоды и фронт им рисовался «зримым и величественным сооружением из железобетона, огня и человеческой плоти». «Двести сорок человек? И все одного роста?» – спрашивает подполковник.

Вопрос к учащимся: Какие же они, юноши из роты кремлёвских курсантов, ведомые капитаном Рюминым?

Ответы учащихся:

1. «Рост – 183», – сказал капитан.

Рост героев К. Воробьёва – это высокий рост, гордый рост. Это рост, по которому набирали в кремлёвские курсанты. Они богатыри и внешне похожие на былинных героев, и внутренне. Наверное, именно это почувствовал в них «маленький, измученный подполковник», который зачем-то привстал на носки сапог. (Зачитывается текст).

2. Гордость – их душевный постулат. Трудно быть гордым, слишком дорого им обходится гордость. За гордость не гладят по головке, не награждают. От гордых стараются избавиться. Да и сами они, не терпя лжи, готовы совершить суд над собой. Так свершает его капитан Рюмин, хотя рота, которой он командовал, полегла не по его вине. Но он принимает вину на себя. Это он не сказал роте, что она попала в окружение, он повёл её на верную смерть. Но по-другому он поступить не мог. Ещё раньше до этого на верную смерть его и его роту послали другие. Но Рюмин не хочет валить вину на этих других. На того майора спецвойск, который со «щупающей душу усмешкой» послал их в бой. Рюмин принял весь позор и всю боль на себя. (Зачитывается текст).

Учитель: Давайте подумаем над тем, зачем понадобился капитану Рюмину ночной бой с мотомехбатальоном противника. Ведь рота обречена, гибель курсантов неизбежна – они в окружении.

Учащиеся отвечают на вопрос, зачитывают отрывки из повести:

1. Курсанты не должны знать об окружении, потому что идти с этим назад – значило просто спасаться, заранее устрашась. Курсанты должны поверить в свою силу, прежде чем узнают об окружении.

Рюмин бросает курсантов в атаку, чтобы они смогли почувствовать себя солдатами, а не погибли, даже не удостоившись боя.

2. Решения, действия, поступки капитана Рюмина воспитывают в курсантах мужество, достоинство, стойкость. Ему было важно, чтобы кремлёвцы сохранили в себе всё человеческое.

Учитель: Попытаемся осмыслить личность молодого человека на войне. Какими курсанты видят мир и себя в нём? О чём они думали, мечтали, чего хотели, к чему стремились?

Учащиеся: Весь ужас первых месяцев войны, всё – это бывшее, настоящее и грядущее показано, как сквозь призму, через понимание, восприятие главного героя повести – Алёши Ястребова, который «уже две недели как произведён в лейтенанты и назначен командиром взвода». (Зачитывается текст).

Учитель: Какие же качества воплощает К. Воробьёв в этом юноше – курсанте? Что более всего дорого нам в нём?

Учащиеся:

1. Алексей Ястребов наделён автором способностью глубоко и сильно чувствовать всё живое. Он радуется «лёгкому, голубому, нетронутому, чистому» снегу, отдававшему «запахом перезревших антоновских яблок».

«Немного морозное, хрупкое, как стекло, утро вызывало в нём какое-то неуёмное, притаившееся счастье», – радость этому хрупкому утру, радость беспричинная с которой хотелось быть наедине, но чтобы кто-нибудь видел это издали.

Учитель: Природа и война. Для чего автор вводит пейзажные зарисовки?

Учащиеся: Пейзажные фоны еще резче подчёркивают хрупкость жизни на войне, противоестественность войны.

2. Человечный и совестливый, Алексей Ястребов острейшим образом переживает и обдумывает всё, что происходит с ним и его товарищами. ( Зачитывается текст: «Всё его существо противилось тому, что происходило, – он не то что не хотел, а просто не знал, куда, в какой уголок души поместить хотя бы временно и хотя бы тысячную долю того, что свершалось. В его душе не находилось места, куда бы улеглась невероятная явь войны»).

3. Но явь войны, её ужас, труд и быт существуют. И хотя в открытом окопе было что-то затаённо мирное и почти легкомысленное, но это окоп, это война…Не такой представлялась война Алексею Ястребову. Первый бой, который снился ему, как победа под крики «Ура», протекает совсем иначе. Взвод не кричит «Ура», а орёт бессловесно и жутко, и этот крик потом переходит в вой, потому что ничего вокруг понять нельзя, потому что хочется хотя бы в вое слиться со всеми.

4. Курсанты вооружены только самозарядными винтовками, гранатами и бутылками с бензином. И пройденный ими путь по Подмосковью в эти пять дней полон страданий и нечеловеческих мук. Но в героях неистребимо высокое чувство патриотизма, неиссякаема их любовь к Родине.

5. Чувство ответственности за судьбу Отечества заставляет Ястребова быть особенно требовательным к себе. («Нет сначала я сам. Надо сперва самому…»). Это чувство помогает ему одержать победу над собой, над своей слабостью и страхом.

Учитель: Курсанты молоды, а в юности так свойственно подражать. Кто и почему стал для курсантов идеалом и кумиром, предметом восхищения и преклонения?

Учащиеся:

1. Это капитан Рюмин: он воплотил в себе достоинство и честь настоящего русского офицера. Ему подражают курсанты, упрямо нося фуражки чуть-чуть сдвинутыми на правый висок. И каждый курсант – ещё в ту, мирную пору – ходил в увольнительную с такой же хворостинкой.

2. Алёша Ястребов, радуясь «своему гибкому молодому телу в статной командирской шинели», думает о себе: «Как наш капитан».

3. Даже все оттенки голоса капитана сохраняет лейтенант Ястребов, отдавая приказы. Рюмину он безоговорочно верит и без слов понимает. В слепом ночном бою в селе, когда вот-вот должно было наступить что-то небывало страшное и таинственное, Алексей хотел одного – видеть Рюмина, быть с ним рядом.

4. К. Воробьёв выделяет высочайшую человечность Ястребова, «сердце которого упрямилось до конца поверить в тупую, звериную жестокость этих самих фашистов, он не мог себя заставить думать о них иначе, как о людях, которых он знал или не знал – безразлично. Именно человечность заставляет его «обессиленного, смятого холодной внутренней дрожью», подойти к убитому им немцу.

Учитель: Немецкие танки раздавили роту, которая храбро дралась, но ничего не могла сделать против них со своими самозарядными винтовками и бутылками с горючей смесью. Она задержала эти танки, но полегла. И мёртвое тело Рюмина, которое не успели зарыть в могилу, тоже раздавил танк. В живых остаётся Алёша Ястребов.

На пределе сил он вступает в единоборство с фашистским танком. Сцена эта написана К. Воробьёвым с разрывающей душу ясностью и напряжением. (Зачитывается текст).

Учитель: Почему Ястребов одерживает победу?

Учащиеся: Потому что в трагически жестоком мире, где хозяин всему теперь война, сохранил достоинство и человечность, кровную, неразрывную связь с детством, с малой Родиной. Он остаётся жить, чтобы помнить.

Выводы:

Верный окопной правде войны, К. Воробьёв, поведав о гибели молодых, красивых, полных жизни безоружных людей, брошенных под немецкие самолёты и танки, поставленных в нечеловеческие условия, рассказал, как там было на самом деле.

Повесть «Убиты под Москвой», как и другие честные и талантливые произведения, не только сохраняет нашу историческую память, усиленную глубоким переживанием трагической истории кремлёвских курсантов, но и становится повестью – предупреждением.

Учитель: Какие же духовные ценности героев повести важны и для нас?

Учащиеся:

  • достоинство;
  • мужество;
  • человечность;
  • стойкость;
  • любовь к Родине.

Заканчивается урок выразительным чтением стихотворения о войне.