Программа Министерства образования Российской Федерации под редакцией Курдюмовой Т.Ф., “Дрофа”, 2008 год.
Учебник: Курдюмова Т.Ф., Леонов С.А. “Литература” 9 класс в двух частях, “Дрофа”, Москва, 2006 год.
Класс: 9
Тема: “Не то, что мните вы, природа”. Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева.
Цель урока: знакомство с поэтическим взглядом Ф.И.Тютчева на природу. Освоение навыков анализа пейзажной лирики.
Задачи.
- Образовательные: познакомить учащихся с классическим образцом русской словесной культуры, обладающим высокими художественными достоинствами, совершенствовать выразительное чтение лирического произведения, умения и навыки работы “с заливкой” текста при использовании компьютера, навыки в производстве правильной литературной речи в устной и письменной формах при анализе текста.
- Развивающие: способствовать развитию образного и логического мышления и речи учащихся, чувства языка, умения понять точку зрения автора, сформировать свою точку зрения в диалоге с автором через работу в позициях: “читатель”, “читатель-актер”, “читатель-критик”, “читатель-художник”, “читатель- теоретик”.
- Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку и литературе, прививать интерес к их познанию, формировать эстетическое отношение к слову, учащегося как эстетически развитой личности, развивать его волю, интеллект, эмоции, самостоятельность мышления, творческие способности, ценностные ориентации.
Тип урока: творческий эксперимент
Информационные ресурсы:
- компьютер,
- экран,
- проектор,
- тексты стихотворения “Осенний вечер”,
- памятка создания “картины настроения” по стихотворению Ф.И.Тютчева “Осенний вечер”.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Мотивационно- целевой этап а) определение темы и цели урока. |
1. Выстраивание схемы настроения урока. 2. Объявление темы урока. Слайд №1 |
Слушают. |
2. Реализация домашнего задания. | 1. Слушает выступления учащихся. 2. Обобщение по биографии Ф.И.Тютчева. В чем же особенности биографии Ф.И.Тютчева? Слайд №2,3 |
“Слово о поэте” - рассказ- презентация 2. Слушают учителя. |
Организационно-деятельностный этап: | Первая учебная ситуация: “реконструкция” стихотворения “Осенний вечер”. Слайд №4 | 1. Индивидуальная работа учащихся : чтение стихотворения, его осмысление (позиция “читатель”); |
Учитель озвученные эпитеты записывает на доске. | затем работа в группе: учащиеся предлагают свои варианты эпитетов для каждого случая (позиция “читатель – теоретик”) | |
Предлагает свои варианты эпитетов. Слайд №5. | Работают с предложенными учителем
эпитетами. Выступления от групп. |
|
Предлагает вариант стихотворения Ф.И.Тютчева. Слайд №6 | Сравнивают (позиция “читатель – критик”).Делают выводы. | |
Вторая учебная ситуация: анализ стихотворения “Осенний вечер”. Слайд №7. | Анализируют стихотворение и делают вывод о роли эпитетов в стихотворении. Вывод записывают в тетради (позиция “читатель – теоретик”) | |
Третья учебная ситуация: создание
“картины настроения”. Организует групповую деятельность учащихся в позиции “читатель- художник”. Предлагает Памятку создания “картины настроения”. |
Работа в группе над созданием “картины
настроения” на компьютере. Позиция “читатель – художник” |
|
Слушает выступление учащихся от групп. | Презентуют свою работу от группы. | |
Предлагает свой вариант “картины настроения”. Слайд №8. | Смотрят, слушают, сравнивают и делают выводы. | |
Вывод по стихотворению “Осенний вечер”. Слайд №9. | Слушают. | |
3. Рефлексия урока. | Смогли ли вы, как непосредственные
участники эксперимента окунуться в живой мир
природы, стать эмоционально отзывчивыми,
проявить образное, ассоциативное мышление? Подводит итог работы. |
Выражают своё отношение к работе на уроке. |
4. Домашнее задание | Комментирует задание. Слайд №10 | Слушают. |