"Не то, что мните вы, природа…" Пейзажная лирика Тютчева. Творческий эксперимент

Разделы: Литература


Программа Министерства образования Российской Федерации под редакцией Курдюмовой Т.Ф., “Дрофа”, 2008 год.

Учебник: Курдюмова Т.Ф., Леонов С.А. “Литература” 9 класс в двух частях, “Дрофа”, Москва, 2006 год.

Класс: 9

Тема: “Не то, что мните вы, природа”. Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева.

Цель урока: знакомство с поэтическим взглядом Ф.И.Тютчева на природу. Освоение навыков анализа пейзажной лирики.

Задачи.

  • Образовательные: познакомить учащихся с классическим образцом русской словесной культуры, обладающим высокими художественными достоинствами, совершенствовать выразительное чтение лирического произведения, умения и навыки работы “с заливкой” текста при использовании компьютера, навыки в производстве правильной литературной речи в устной и письменной формах при анализе текста.
  • Развивающие: способствовать развитию образного и логического мышления и речи учащихся, чувства языка, умения понять точку зрения автора, сформировать свою точку зрения в диалоге с автором через работу в позициях: “читатель”, “читатель-актер”, “читатель-критик”, “читатель-художник”, “читатель- теоретик”.
  • Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку и литературе, прививать интерес к их познанию, формировать эстетическое отношение к слову, учащегося как эстетически развитой личности, развивать его волю, интеллект, эмоции, самостоятельность мышления, творческие способности, ценностные ориентации.

Тип урока: творческий эксперимент

Информационные ресурсы:

  • компьютер,
  • экран,
  • проектор,
  • тексты стихотворения “Осенний вечер”,
  • памятка создания “картины настроения” по стихотворению Ф.И.Тютчева “Осенний вечер”.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
Мотивационно- целевой этап

а) определение темы и цели урока.

1. Выстраивание схемы настроения урока.

2. Объявление темы урока.

Слайд №1

Слушают.
2. Реализация домашнего задания. 1. Слушает выступления учащихся.

2. Обобщение по биографии Ф.И.Тютчева.

В чем же особенности биографии Ф.И.Тютчева?

Слайд №2,3

“Слово о поэте” - рассказ- презентация

2. Слушают учителя.

Организационно-деятельностный этап: Первая учебная ситуация: “реконструкция” стихотворения “Осенний вечер”. Слайд №4 1. Индивидуальная работа учащихся : чтение стихотворения, его осмысление (позиция “читатель”);
Учитель озвученные эпитеты записывает на доске. затем работа в группе: учащиеся предлагают свои варианты эпитетов для каждого случая (позиция “читатель – теоретик”)
Предлагает свои варианты эпитетов. Слайд №5. Работают с предложенными учителем эпитетами.

Выступления от групп.

Предлагает вариант стихотворения Ф.И.Тютчева. Слайд №6 Сравнивают (позиция “читатель – критик”).Делают выводы.
Вторая учебная ситуация: анализ стихотворения “Осенний вечер”. Слайд №7. Анализируют стихотворение и делают вывод о роли эпитетов в стихотворении. Вывод записывают в тетради (позиция “читатель – теоретик”)
Третья учебная ситуация: создание “картины настроения”.

Организует групповую деятельность учащихся в позиции “читатель- художник”.

Предлагает Памятку создания “картины настроения”.

Работа в группе над созданием “картины настроения” на компьютере.

Позиция “читатель – художник”

Слушает выступление учащихся от групп. Презентуют свою работу от группы.
Предлагает свой вариант “картины настроения”. Слайд №8. Смотрят, слушают, сравнивают и делают выводы.
Вывод по стихотворению “Осенний вечер”. Слайд №9. Слушают.
3. Рефлексия урока. Смогли ли вы, как непосредственные участники эксперимента окунуться в живой мир природы, стать эмоционально отзывчивыми, проявить образное, ассоциативное мышление?

Подводит итог работы.

Выражают своё отношение к работе на уроке.
4. Домашнее задание Комментирует задание. Слайд №10 Слушают.