Цель: воспитание чувства толерантности у учащхся на уроках литературы через сравнительный анализ художественных произведений.
Задачи:
- Познакомиться с бытовой культурой эвенков, их традициями, укладом жизни.
- Попытаться определить роль мифов, приданий, легенд, сказок эвенкийского эпоса в повести "Мне сняться небесные олени" .
- Сопоставить образ бабушки Катерины Петровны в повести В. П. Астафьева "Последний поклон" и Эки- Огдо А. Немтушкина "Мне снятся небесные олени".
В 2005 году произошло событие огромной значимости - объединение Красноярского края, Таймыра и Эвенкии в единый субъект РФ. Мы понимаем, что кроме природно-экономических, исторических связей, существует между людьми связь духовная.
А что мы знаем о жителях Севера? К сожалению, очень мало. Мало кто знает, что в крае проживают представители 124 северных национальностей. Большинство из них насчитывают не более тысячи человек. Столь не похожие друг на друга названия коренных народов: нганасаны, кеты, энцы, эвенки - переводится одинаково - "человек". И этих самых "человеков" осталось на территории Красноярского края очень мало, сейчас в мире всего 237 энцев, из них 213 живут в нашем крае. У них нет письменности, и поэтому язык, самобытная культура и история крошечного народа могут исчезнуть.
Нам представляется, что учителя литературы должны быть первыми в том, чтобы на своих уроках вовлекать учеников в поликультурную среду региона, воспитывать уважительное отношение к культуре народностей, населяющих регион. Изучение повести эвенкийского писателя А. Н. Немтушкина "Мне снятся небесные олени" - один из способов включения учащихся в поликультурную среду. Важная мысль читается с его страниц: если "русский человек не понимает самоощущение представителя малочисленного народа, а представитель малочисленного народа утратил чувства принадлежности к России, это большая беда для общества, для государства, ведь Россия - многонациональная страна:".
Кто знает, кто читает сегодня А. Немтушкина? Увы, очень немногие.
:Была у Алитета Николаевича Немтушкина возможность стать шаманом. Тетушка Сынкойт хотела предать племяннику свои немалые знания, которые начинались с тайн звездного неба и заканчивались тайнами человеческой души. Шаманом он не стал. А стал поэтом, прозаиком.: Немногие знают, что стихи он писал на родном эвенкийском языке, а прозу - на русском. Первые стихи Алитет написал в 20 лет. Уникальная для эвенкийского народа профессия! А.Н. Немтушкин лишь на пять лет младше эвенкийской письменности.
Примечателен и другой факт биографии: в 1992 году он был удостоен Государственной премии Российской Федерации. Его произведения актуальны и сегодня.
Для писателя книга "Мне снятся небесные олени" -дань памяти своему народу. Правдиво описаны в повести "Мне снятся небесные олени" события военного и послевоенного времени в эвенкийской тайге. Это не просто лирическая повесть, это страдание за судьбу эвенков, признание им в любви.
Убеждены, что повесть "Мне снятся небесные олени" А.Н.Немтушкина будет прочитана учениками с интересом. А какой это благодатный материал для разговора на уроке:
Работа в группах:
- обычаи, нравы, традиции эвенков;
- особый эвенкийский менталитет (внешняя сдержанность и внутренняя чуткость);
- проблема чести и бесчестия героев;
- нравственные ценности эвенков.
Вместе с героями повести, слушая сказки дедушки Бали, ребята узнают, отчего у глухаря глаза красные, почему темные полоски у бурундука. Они без труда смогут определить песни-импровизации, сказки о животных, загадки, бытовые предании, убедятся в том, что эвенкийский фольклор разнообразен. Не вызовет трудностей вопрос: "Как Вы понимаете смысл заглавия". Автор, как и его сородичи, убежден в том, что ":священные небесные олени несут на своих крыльях помыслы человека. Именно им, небесным оленям, эвенки доверяют самое дорогое - верность Родине, любовь к ней. Лебеди несут любовь, а журавли - верность. С тех пор заведено: эвенки не стреляют в лебедей и журавлей. Грех стрелять в любовь и Родину. Самые сильные, эмоционально насыщенные строки посвящены образу бабушки - Эки - Огдо. Алитет Немтушкин родился в семье охотника. "Правда, я не родился, а меня нашли в тайге под колодиной", - шутит автор, повторяя слова бабушки Огдо, которая воспитала его, потому как все взрослые мужчины рода Хэйкогиров, в том числе и отец, не вернулись с войны.
Пронзительные строки описания детства героя, его воспоминания и картины тундры и берегов Енисея. Невольно обращаешься к судьбе еще одного писателя - В. П. Астафьева. Ребята имеют читательский опыт, знают рассказы "Конь с розовой гривой", "Фотография, на которой меня нет". Как тесно переплетены две судьбы, как много общего в детских душах Бабушки Катерина Петровна и Эки - Огдо заменили и мать, и отца, были для писателей ангелами - хранителями. В судьбах маленьких героев много различного, но объединяет их то, что благодаря именно бабушкам, они стали настоящими людьми.
Ученикам можно предложить дать сравнительную характеристику Катерины Петровны и Эки - Огдо. В описании внешности дети увидят и общее, и различное. "Лишь сейчас глядя на свои высохшие, не искалеченные пальцы, бабушка Эки думает: не они ли пеленали счастье?.."
"Свет костра осветил ее сухонькое, будто сильно изношенное лицо, видны стали все трещинки, все морщинки на нем. Для Амарчи лицо бабушки самое доброе, самое красивое на свете:".
"Последний поклон" В. П. Астафьев: ":. глядя на большие, рабочие руки в жилах на морщинистое, с отголоском прежнего румянца лицо, на глазах зеленоватые, темнеющие со дна:.. на эти косицы ее, торчащие, будто у девочки, в разные стороны:.. я тыкался лицом в ее рыхлую грудь:.."
Как у хранительницы очага у бабушки Эки - Огдо золотые руки, она была хорошей рукодельницей, домохозяйкой. "Огдо с детства умела держать в руках иголку и скребок для выдержки кожи.: В первое же лето Огдо, на зависть своей свекрови, обновила своими родовыми узорами суконные зипуны, летние унты. Всеми цветами радуги засияла одежда мужиков".
"Последний поклон" В. П. Астафьев: ":но все-таки мерила хорошо, чертила по - мастерски мелом, прикидывала на меня, раскроенный кусочек трека.: Кроила штаны целый день, шить их принялась на завтра. Осторожно крутит, будто с духом собирается".
Воспитывали бабушки своих внуков в строгости, но, понимая их, они давали мальчикам поблажки.
Приведем цитаты из произведений: "Мне снятся небесные олени"
": бабушка не любила, когда ребятишки еду выпрашивали:",
"Последний поклон" В. П. Астафьев: "Бабушка знает все мои повадки, она никогда не позволяет таскаться с кусками хлеба".
Для писателей бабушки - ангелы - хранители (так их называли внуки), стали настоящими мамами, оценивающими жизнь.
Необычайно суровой и голодной выдалась и вторая половина зимы.
"Росли холмики могил, и от них наша древняя земля становилась ещё родней и дороже", - замечает автор. Замёрзла на охоте, запалила свое сердце, "ушла, как ездовой олень", бабушка Эки. Чуть не замёрз её внучок Амарча - спасли его люди. Сиротку отдадут в дом для детей - сирот.
Безрадостными были и для В.П.Астафьева детдомовские воспоминания. В трудное военное время прошло детство двух писателей. Но они выстояли, потому что рядом, как ангелы - хранители, были бабушки. Именно они, Екатерина Петровна и Эки - Огдо, научили различать добро и зло, выстоять в трудную годину, не сломиться, остаться человеком. Самое святое чувство, пронесенное через всю жизнь, связано у писателей с бабушками.
Повесть А.Н. Немтушкина отличается жизненной правдой. Уникальность материала произведения позволяет решать как учебные задачи, (обучение эстетическому анализу текста, интерпретации текста) так и воспитательные.
"Прощай, мой мальчик! Прощай, Амарча! - заканчиваются страницы замечательной повести А. Немтушкина. - Не растеряй, мой мальчик, на тех дорогах свои первые тропинки, лица людей, что учили тебя добру: Возьми их с собой:". Вот поэтому советуем детям взять с собой во взрослую жизнь добрую, светлую повесть А. Н. Немтушкина.
"Мне кажется иногда, - признался как - то писатель, - что мы все еще умираем. Страшно становится от ощущения, что я из последнего поколения эвенков.Как остановить этот процесс? Как оживить уцелевшие осколки нашей культуры". Нам думается, для начала надо быть всем вместе. Национальная проблема должна быть не только экономической, политической, социальной, но и духовной. Необходимо знать, понимать, уважать литературу народов, живущих в Красноярском крае, только тогда можно считать себя патриотом своего родного края, по - настоящему образованным человеком, быть толерантным.