Невербальная составляющая коммуникации включается в личность человека, ее нельзя отделить от самого человека. Общение происходит по двум каналам: вербальному и невербальному. Внимание ученых к художественному произведению вызвано прежде всего тем, что текст отражает и вербальные, и невербальные компоненты коммуникации. Литература, с одной стороны, отражает явления жизни, с другой стороны, учит читателей.
Отражение невербальных средств в литературном произведении - явление сложное, так как автор сначала наблюдает их в устном общении, переосмысливает, излагает в произведении, читатель проходит подобный путь, но в обратном направлении: он воспринимает невербальные средства в тексте, анализирует и может использовать их в устном общении. Несомненно автор всегда опирается на опыт читателя, ведь каждый читатель испытывает чувства. «В результате этого в художественном тексте как бы происходит постоянная апелляция к паралингвистической компетенции читателя через невербальные компоненты, описывающие эмоции и переживания персонажей». [1]
([1]http://31f.ru/dissertation/page,6,626-dissertaciya-verbalizaciya-paralingvisticheskix-aktov-v-xudozhestvennom-tekste-sovremennoj-nemeckoj-literatury.html)
А.Н.Толстой показывает, что писатель должен ощущать связь между тем, что человек делает и что чувствует. Речь без чувств, эмоций, жестов не может передавать душевное состояние человека, именно поэтому А.Н.Толстой призывает писателей прочувствовать душевное состояние героя, четко представить образ, а без взаимосвязи вербального и невербального это сделать невозможно. Жест - отражение душевного мира героя и мира произведения.
В учебнике для общеобразовательных учреждений под общей редакцией В.Я.Коровиной обращается внимание на умение Л.Н.Толстого передать переживания героев: «Автор «Детства» и «Отрочества» проявил себя глубоким и тонким мастером, психологом, критика отмечала его исключительную способность передавать его тайные, сокровенные мысли и чувства человека». [2]
([2] Литература. 7 класс / автор-составитель В.Я. Коровина. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. - Ч. 1. - М.: Дрофа, 2008. С. 277.)
Значение приобретает сама атмосфера произведения, в которую нужно окунуться вместе с учениками на уроках. Мир произведения насыщается звуком, цветом, запахом, объемом, которые воспринимаются в тесном взаимодействии, то есть они воздействуют на все органы чувств, что невозможно осуществить, не прибегая к описанию невербальных компонентов общения. И.А.Бунин так характеризовал книгу «Жизнь Арсеньева»: "Жизнь Арсеньева" можно было бы вполне назвать "Жизнью Дипона" или "Жизнью Дирана". Я хотел показать жизнь одного человека в узком кругу вокруг него. Человек приходит в мир и ищет себе в нем место, как и миллионы ему подобных… Арсеньев, Дипон, Диран, можете назвать героя как угодно, суть дела от этого нисколько не изменится". [3]
([3] Крутикова Л.В. "…В этом злом и прекрасном мире…". Цит. по мат. с http://russianway.rchgi.spb.ru/Bunin/bun73.html.)
Получается, что герои не только несут свои переживания, не только передают чувства, оказываются в разных ситуациях, зачастую типичных, но они обобщают все происходящее, заставляя читателя отождествляться с героями. Каждое произведение является частью чего-то большого, а все произведения вместе создают один общий мир, показывая его с разных сторон через многогранные характеры персонажей.
Все герои живут в одном мире, как будто сосуществуют невдалеке друг от друга, но у каждого из них есть свой внутренний мир, который приоткрывается с помощью книги. В учебнике для общеобразовательных учреждений под общей редакцией В.В.Агеносова важное место отводится анализу восприятия человека и его жизни через произведения И.А.Бунина: «Человек и его жизнь под пером Бунина предстают прочно спаянными с огромными массивами бытия - всей национальной и мировой историей, величием народного космоса, соотносятся с вечностью». [4]
([4] Русская литература XX века / под общей редакцией В.В.Агеносова. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. - Ч. 1 - М.: Дрофа, 2003. - С. 197-198.)
В качестве примера использования невербальных средств общения в художественном произведении рассмотрим взгляд.
Алан Пиз писал, что на протяжении многих веков человечество задумывалось над значением взгляда и его влиянии на поведение человека. Мы все используем такие фразы, как «у нее большие детские глаза» [5], «у нее завлекающий взгляд», «она бросила на него гневный взгляд», «у нее бегающие глаза», «у него такой блеск в глазах» или «он меня сглазил» [6]. Многие писатели уделяли внимание глазам, объясняя это внимание тем, что глаза - зеркало души, то есть именно они отображают душевное состояние героя. Хотя взгляд сочетается с другими средствами общения, в рассказах И.А.Бунин делает взгляд ведущей чертой портретной характеристики героев. «По степени использования взгляда в его контактоустанавливающей функции все общества делятся на «контактные» и «неконтактные». [7]
([5] Пиз А. Язык телодвижений (как читать мысли по жестам). - М., 2007. - С. 107. Цит. по мат. с http://megafast.ru/2007/02/21/alan_piz_jazyk_telodvizhenijj_kak_chitat_mysli_po_zhestam.html.
[6] Там же.
[7]Горелов И., Енгалычев В. Безмолвный мысли знак (рассказы о невербальной коммуникации). - М., 1991. - С. 139.)
В произведениях писатели вводит взгляд как средство невербального общения для нескольких целей:
- взгляд как важная составная часть портретной характеристики героя;
- взгляд как средство выражения отношения героев друг к другу;
- взгляд как средство выражения чувств и эмоций героя.
Во всех случаях невербальное общение дополняет или заменяет общение словами, раскрывая сюжет и ситуацию, отношения между героями более точно. Рассмотрим каждую цель подробнее.
Взгляд как важная составная часть портретной характеристики героя. Описание героя с помощью взгляда может быть обращено в две стороны: описывается взгляд героя на кого-либо или что-либо или взгляд кого-либо на героя. В первом случае взгляд представляется более острым, во втором присутствует более полное описание и встречается чаще.
«Темные аллеи». Характеристика взгляда (кучера) со стороны: «…взгляд был тоже вопрошающий, строгий и вместе с тем усталый». [8] Описание взгляда кучера рассказывает про тяжесть его жизнь. Возможно, угрюмость взгляда была вызвана холодом осеннего ненастья, из-за чего все вокруг кажется непривлекательным.
([8] Бунин И. А. Темные аллеи. - М., 2004. - С. 35.)
Взгляд как средство выражения отношения героев друг к другу. Глаза - зеркало души, и они могут многое сказать другому человеку. В большинстве случаев человек не может контролировать знаки невербального общения, поэтому они рассказывают о его тайных мыслях. Однако знаки невербального общения, в том числе и взгляд, могут использоваться, чтобы рассказать нечто важное, что нельзя произнести вслух в силу каких-либо причин.
«Дубки». Описание взгляда барина: «Мы молчим, сидим в оцепенении, в ужаснейшем замешательстве, понимаем, что он сразу понял все, она не подымает ресниц, я изредка на него взглядываю...» [9] Герой взглядом дает понять, что их чувства раскрыты, но сказать этого вслух он не может, потому что тогда совершенно скомпрометирует свою возлюбленную. Замешательство героев выдало их старосте, мужу героини, который удушил свою жену из-за того, что она открылась в своих чувствах другому.
([9] Бунин И. А. Темные аллеи. - М., 2004. - стр. 170.)
Взгляд как средство выражения чувств и эмоций героя. С помощью взгляда герои говорят о своих чувствах, о радости или ненависти, точнее определяя отношение к сказанному или увиденному.
И.А.Бунин «Антигона». Описание взгляда Катерины Николаевны: «И он с веселой дерзостью схватил левой рукой ее правую руку. Она, стоя спиной к полкам, взглянула через его плечо в гостиную и не отняла руки, глядя на него со странной усмешкой, точно ожидая: ну, а дальше что? Он, не выпуская ее руки, крепко сжал ее, оттягивая книзу, правой рукой охватил ее поясницу. Она опять взглянула через его плечо и слегка откинула голову, как бы защищая лицо от поцелуя, но прижалась к нему выгнутым станом». [10] В отрывке сложно определить, с какой именно целью героиня взглядывает на героя. С одной стороны, она спрашивает у него взглядом, что он сделает дальше, а с другой стороны - говорит о ее покорности его воле и готовности во всем следовать за ним, потому что ей нравится происходящее.
[10] Бунин И. А. Темные аллеи. - М., 2004. - С. 76.)
Такие детали произведений, как жесты, взгляды, прикосновения, выявляют особенности детализации в произведениях, раскрывают сложные взаимоотношения героев, поэтому приведенные выше примеры следует включить в анализ произведений на уроке. На уроках по литературе следует использовать анализ и других средств невербального общения, таких как жест, положение героя в пространстве по отношению к другому герою и так далее. Их рассмотрение сделает урок насыщенным и интересным, позволит разнообразить школьную программу, повысить мотивацию учеников к учебе (в частности, к литературе), привлечь внимание учеников к различным проблемам общения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Бунин, И.А. Темные аллеи. - М., 2004.
- Горелов И., Енгалычев В. Безмолвный мысли знак (рассказы о невербальной коммуникации). - М., 1991.
- Зуева, Е.А. Вербализация паралингвистических актов в художественном тексте современной немецкой литературы: Дис. канд. фил. н. [электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/verbalizatsiya-paralingvisticheskikh-aktov-v-khudozhestvennom-tekste-sovremennoi-nemetskoi-l?ysclid=lp3qesdpn6197243947
- Крутикова Л.В. "…В этом злом и прекрасном мире…". [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russianway.rchgi.spb.ru/Bunin/bun73.html.
- Литература. 7 класс / автор-составитель В.Я.Коровина. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. - Ч. 1. - М.: Дрофа, 2008.
- Пиз А. Язык телодвижений (как читать мысли по жестам). - М., 2007. - С. 107.
- Русская литература XX века / под общей редакцией В.В.Агеносова. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. - Ч. 1 - М.: Дрофа, 2003.