В центре внимания на уроке литературы должен был текст – внимательное чтение того, что хотел донести до нас, читателей, автор. Как известно, в последнее время можно “знать” литературу, не читая художественного произведения: сборники готовых сочинений, краткие пересказы - все к услугам тех, кто не привык особенно утруждать себя. Есть и другая проблема, о которой очень хорошо писал в своей книге “Зачем я сегодня иду на урок литературы” Л. С. Айзерман : темы сочинений на экзаменах предлагаются такие, что ученику, даже хорошо знакомому с текстом, не под силу справиться с такой работой. И ученики “списывают, заучивают наизусть, в лучшем случае создают компиляции из прочитанного. Так создается видимость знаний, ничего общего не имеющая с соразмышлением и эмоциональным сопереживанием. Все чаще не имеющая ничего общего даже с прочтением тех произведений, о которых говорит и пишет ученик”. (1)Конечно, коренным образом простой учитель вряд ли может исправить ситуацию, но попытаться приобщить учеников именно к чтению художественного текста он должен. И здесь свою роль могут сыграть небольшие доступные большинству учащихся самостоятельные и проверочные работы, которые позволят выяснить знание текста и понимание прочитанного. Предлагаю несколько таких работ, которые можно использовать на уроке, в качестве домашнего задания, а также для индивидуальной работы.
Самостоятельная работа по творчеству С. Есенина
Вариант 1. “Собаке Качалова”
1. Что, на ваш взгляд, заставляет поэта обращаться к собаке ? Есть что-то общее у них?
2. О чем “разговаривает” с Джимом поэт?
3. Описывая собаку, Есенин использует различные художественные средства. Какие?
- “голубчик” -
- “бархатная шерсть” -
- “дьявольски красив” -
- “как пьяный друг” -
4. Как меняется смысл стихотворения, если в строке “Не знаешь ты, что жить на свете стоит” логический акцент перенести со слова “стоит” на слово “что”?
5. Какие чувства владеют лирическим героем? Как создается это настроение?
6. К какой лирике (любовная, философская, стихи о животных и т. д. ) можно отнести это стихотворение?
Вариант 2. “Не жалею, не зову, не плачу…”
1. К какой лирике (пейзажная, философская и т. д. ) можно отнести стихотворение?
2. О чем размышляет поэт? (Проследить за развитием мысли, выделить не менее 3-х моментов)
3. В стихотворении использовано много различных художественных средств.
Определить каких.
- “золото увяданья” -
- “розовый конь” -
- “как с белых яблонь дым” -
Какую особенность художественного стиля поэта подтверждают эти цитаты?
Какой вид тропа преобладает в этом стихотворении?
4. Как понять следующие строки?
“сердце, тронутое холодком”
“страна березового ситца”
“Я теперь скупее стал в желаньях”
5. Настроение стихотворения грустное. Какие слова создают грусть?
Вариант 3. “Шаганэ ты моя, Шаганэ. . ”
1. Стихотворение относится к любовной лирике. Какую еще тему затрагивает поэт?
2. Тема любви поэта к южанке уже звучала в русской лирике. С каким стихотворением Пушкина перекликается строчка “Не буди только память во мне…”?
3. Для создания образа родины используются различные художественные средства ? Определить какие.
- “луна там огромней в сто раз…”
- “волнистая рожь”
- “Эти волосы взял я у ржи…”
Объясните, как понимать эти строки.
4. Какую роль играет многоточие.
5. Стихотворение написано в виде обращения к Шаганэ. Какие слова и выражения относятся к разговорному стилю?
М.А. Булгаков. Проверочная работа № 1. “Ершалаимские главы”
Вариант 1.
1. Угадайте героя: больше всего на свете он ненавидел запах розового масла.
2. Чем Иешуа отличается от библейского Иисуса?
3. Прокомментируйте отрывок (после того как Иешуа рассказал о своем разговоре с Иудой, в котором Иешуа высказал свою точку зрения на власть):
“Секретарь, стараясь не проронить ни слова, быстро чертил на пергаменте слова. “На свете не было, нет и не будет никогда более великой и прекрасной для людей власти, чем власть императора Тиверия ! – сорванный и больной голос прокуратора разросся. Прокуратор с ненавистью почему-то глядел на секретаря и конвой. ” Почему?
Вариант 2.
1. Угадайте героя: “Римского прокуратора называть иегемон. Других слов не говорить. Смирно стоять. Ты понял меня или ударить тебя?”
2. Как решил поступить с Иешуа Пилат, пока не прочитал последний донос?
3. “Секретарь смертельно побледнел и уронил свиток на пол…Секретарь думал теперь только об одном, верить ему своим ушам или не верить. Приходилось верить. Тогда он постарался представить себе, в какую именно форму выльется гнев вспыльчивого прокуратора при этой неслыханной дерзости арестованного”. Что такого дерзкого наговорил арестованный прокуратору?
Вариант 3.
1. Угадайте героя: “Обычно маленькие глаза свои пришелец держал под прикрытыми, немного странноватыми, как будто припухшими, веками…Но по временам широко открывал веки и взглядывал на собеседника внезапно и в упор…Это продолжалось одно мгновенье, после чего веки опять опускались, суживались щелочками. . ”
2. Как объяснил Левий Матвей свой отказ служить у Пилата?
3. Кто заплатил Иуде деньги за донос на Иешуа?
М. А. Булгаков. Проверочная работа № 2
Вариант 1.
1. Угадайте героя. “Я знаю пять языков, кроме родного, английский, французский, немецкий, латинский и греческий. Ну, немножко читаю по-итальянски.
2. Почему, когда Иван назвал Мастера писателем, он потемнел лицом и погрозил ему кулаком ?
3. “А вам, что же, мои стихи не нравятся? – с любопытством спросил Иван. – Ужасно не нравятся. – А какие вы читали? – Никаких я ваших стихов не читал ! – А как же вы так говорите?” Как Мастер объяснил свои слова?
Вариант 2.
1. Назовите настоящее имя поэта Ивана Бездомного?
2. Маргарита была замужем, но в то же время была очень одинока. Как она объясняла причины своего одиночества?
3. Писатели ожидают Берлиоза. Разговаривают о дачном поселке в Перелыгино.
“Не надо,товарищи, завидовать. Дач всего 22, и строится всего 7, а нас в МАССОЛИТЕ три тысячи. …Естественно, что дачи получили наиболее талантливые из нас. – Генералы! - напрямик врезался в склоку Глухарев – сценарист.
Бескудников, искусственно зевнув, вышел из комнаты. ” Как вы можете объяснить поведение Бескудникова?
Вариант 3.
1. “Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара кольца резною чугунною решеткой. Небольшая площадка перед домом была заасфальтирована, и в зимнее время на ней возвышался сугроб с лопатой, а в летнее время она превращалась в великолепнейшее отделение летнего ресторана под парусиновым тентом”. Что это за здание?
2. Какова судьба романа, после того как его не приняли в редакции?
3. Чем привлек Мастера Алоизий Могарыч?
Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского
1. “Поэт рабочий” (1918): приведите цитату, показывающую, что труд поэта ничем не хуже труда рабочего
2. “Сергею Есенину” (1926):
Как понимаете строчки ?
- “Подражатели обрадовались: бис! \ Над собою чуть не взвод расправу учинил”
- “Вам и памятник еще не слит, - где он, бронзы звон или гранита грань? -
- а к решеткам памяти уже понанесли посвящений и воспоминаний дрянь”
Сравните строчки Есенина и Маяковского – отношение поэтов к жизни. В чем разница?
Есенин: “В этой жизни умирать не ново, \ Но и жить, конечно, не новей”
Маяковский: “В этой жизни помирать не трудно, \ Сделать жизнь значительно трудней”
3. “Разговор с фининспектором о поэзии” (1926)
А) Как сам поэт отвечает, о чем стихотворение? (цитата)
Б) Выпишите цитаты, которые дают определение, что такое поэзия, рифма,
В) Как вы понимаете строчки, сказанные поэтом о себе?
- “А что, если я с десяток пегасов загнал за последние 15 лет?”
- “А что, если я народа водитель и одновременно – народный слуга?
- “Приходит страшнейшая из амортизаций амортизация души и сердца”
Определите, какими тропами являются выделенные слова.
4. “Юбилейное” (1924)
Как известно, футуристы в манифесте “Пощечина общественному вкусу” призывали “бросить Пушкина… с Парохода современности”. Как, судя по этому стихотворению, относится Маяковский к Пушкину и почему именно так? Аргументируйте ответ.
Как вы понимаете слова поэта “бойтесь пушкинистов”?
5. Вступление к поэме “Во весь голос”
Маяковский пишет:
Для вас, которые здоровы и ловки,
Поэт вылизывал чахоткины плевки
шершавым языком плаката…
…Я, ассенизатор и водовоз,
Революцией мобилизованный и призванный,
Ушел на фронт из барских садов
Поэзии - бабы капризной.
Как вы понимаете эти строчки?