Незабытые стихи, песни, романсы забытых и малоизвестных поэтов XIX века

Разделы: Литература


Цель занятия:

  • ознакомить учащихся с жизнью и творчеством забытых и малоизвестных поэтов XIX века,
  • углубить знания учащихся дополнительным материалом по теме: “Поэзия XIX века”,
  • развивать познавательные интересы школьников в изучении русской литературы XIX века,
  • продолжить работу по формированию навыков поисково-исследовательской деятельности,
  • формировать устойчивый интерес к творческому наследию поэтов XIX века.

Оборудование: портреты русских поэтов, репродукции картин русских художников А.К. Саврасова “Грачи прилетели” и И. Левитана “Вечерний звон”, доклады и сообщения учащихся, фонохрестоматия, сборники русских народных песен, нотные издания.

ЭПИГРАФ:

Незабытые песни забытых поэтов.
Самоцветные камни различных пород.
Песни сотен и тысяч Кольцовых и Фетов…
Величайший поэт и редактор – народ.

И. Н. Розанов

Ход занятия

Звучит романс “Разуверение” (“Не искушай меня без нужды”) М. Глинки на стихи Е.А. Боратынского.

Слово учителя.

Под звуки этого замечательного романса М. Глинки, написанного на стихи нашего великого земляка Е.А. Боратынского, мне хотелось бы начать сегодняшний разговор. Тема нашего занятия “Незабытые стихи, песни, романсы забытых и малоизвестных поэтов XIX века”. Мы постараемся углубить наши знания о поэзии XIX века.

– Песни, романсы и баллады – эти и другие жанры музыкально – поэтического творчества – были и остаются ничем не заменимой частью русской художественной культуры. Доступные самым широким кругам общества, они равно волнуют и тех, кто равнодушен к другим видам искусства, и людей, искушённых в философии, науке и поэзии. Каждый найдёт в поистине безграничном мире песен то, что скажет его уму, чему отзовётся его душа.

В песенный мир на равных правах входят и великие композиторы и поэты, и никому не ведомые стихотворцы и музыканты. Музы, находя в этом мире избранников, не делают различий между маститыми и юными, между плодовитыми мастерами и авторами немногих песен и стихотворений, между теми, кто опубликовал многотомные собрания сочинений, и теми, чьи произведения не увидели свет при жизни.

Лишь немногие русские поэты писали преимущественно стихи, предназначенные для пения или подражания народным песням, были поэтами-песенниками – М. Попов, Ю. Нелединский – Мелецкий, А. Мерзляков, А. Дельвиг, Н. Цыганов, А. Кольцов… Гораздо больше таких поэтов, чьи стихи стали популярными песнями и романсами, хотя авторы не прочили им песенную судьбу. У каждого большого русского поэта, независимо от того, как они сами определяли жанр своих произведений, немало таких стихов, что будучи положенными на музыку, звучали в концертных залах, в аристократических салонах либо в домах горожан или крестьянских семьях.

И напротив, были поэты, которые сочиняли стихи в форме песен или романсов, писали “слова для музыки”, сами обозначая так свои произведения, но далеко не всем авторам было суждено услышать их в пении. Иногда даже из произведений больших и известных поэтов песнями становились не те, которым они давали такие названия, а совсем другие (например, у Некрасова, у Никитина).

Особенно удивительна судьба поэтов, чьи имена забыты и стихи затеряны в старых альманахах или нотных изданиях, а из всего, что было написано ими, сохраняется в памяти потомства и передаётся из поколения в поколение только то, что обрело песенную жизнь.

Иногда это лишь одна песня, но настолько популярная, что автор её заслуживает, чтобы имя его было с благодарностью названо. А между тем в современных нотных сборниках песен и романсов такие произведения часто печатаются с обозначением: “слова неизвестного автора”, или даже “слова народные”. И только литературно образованные люди или исследователи знают, что у таких “народных песен” (а некоторые из них действительно стали народные!) есть автор. Так текст песни “Молода ещё девица я была…” написал Е. Гребенка, “То не ветер ветку клонит…” – С. Стромилов, “Хас-Булат удалой…” – А. Аммосов, “Славное море, священный Байкал…” – Д. Давыдов (не Денис Давыдов, а сибиряк Дмитрий), “Есть на Волге утёс…” – А. Навроцкий, “Из-за острова на стрежень…” – Д. Садовников, “Вижу чудное приволье…” – Ф. Савинов.

Но авторство ещё многих широко распространённых песен пока не установлено, и, возможно, кому-нибудь из вас, ребята, удастся раскрыть тайну их создания, назвать имена поэтов, написавших “Мальбрук на вoйну едет…”, “Вот мчится тройка почтовая…”, “Липа вековая…”, “Глухой, неведомой тайгою…”, “По пыльной дороге телега несётся…”, “Далеко в стране Иркутской” и др.

Сегодня мы совершим небольшое литературно-музыкальное путешествие по XIX веку и воскресим в памяти незабытые стихи, песни, романсы забытых и малоизвестных авторов. Творчество некоторых из них стало достоянием специалистов. Некоторые незаслуженно забытые имена постепенно возвращаются в нашу русскую литературу.

Начнём мы своё путешествие с обращения к эпохе А.С. Пушкина. Ведь он для нас, по справедливому замечанию, “начало всех начал”. Разговор пойдёт об одной из любимых женщин А.С. Пушкина. (Размещаю на доске рисунок Нади Рушевой с изображением А.С. Пушкина и А.П. Керн).

Вот так изобразила Надя Рушева гениального поэта и женщину, которую он полюбил в 1825 году, назвав её “гением чистой красоты”. Назовите, пожалуйста, её имя.

(Ребята называют имя Анны Петровны Керн).

Когда и где впервые встретились А.С. Пушкин и А.П. Керн?

(В 1819 году в доме президента Академии художеств и директора Публичной библиотеки А.Н. Оленина)

Учитель: Пушкина очаровали прелестное лицо, ясные голубые глаза, мелодичный голос. Но ему не удалось привлечь внимание красавицы.

Когда и где А.С. Пушкин и А.П. Керн встретились вновь?

(В июне 1825 года, когда Пушкин находился в Михайловской ссылке).

Учитель: Однажды, придя в Тригорское, Пушкин вновь увидел свою мимолётную знакомку. Она приехала ненадолго к своей тётке – П.А. Осиповой. Встреча произошла во время обеда. Поэта вновь очаровали её красота и ум. На этот раз сама Анна Петровна, восхищённая стихами А.С. Пушкина, мечтала видеть его. Пушкину нравилось слушать пение А.П. Керн, особенно стихи слепого поэта И.И. Козлова “Венецианская ночь”, которые она пела на мотив баркароллы.

“Скажи от меня Козлову, – писал Пушкин Плетнёву в Петербург,– что недавно посетила наш край одна прелесть, которая небесно поёт его “Венецианскую ночь”… – я обещал известить о том милого и вдохновенного слепца. Жаль, что он не услышит её – но пусть вообразит красоту и задушевность”.

Итак, вы, наверное, догадались, что речь пойдёт о замечательном поэте пушкинской плеяды И.И. Козлове.

(Выступление ученицы с сообщением о И.И. Козлове “Таинство страдания”).

Учитель: Говоря о поэтах пушкинской поры, невозможно обойти поэтический и музыкальный феномен: одной из самых любимых русских народных песен до нынешнего времени является “Вечерний звон”, в основе которого, как теперь известно, не оригинальный, а переводной текст (Т. Мура). Нельзя не воздать должное поэту Ивану Козлову, сумевшему сделать перевод столь близким сердцу русского человека. Восемь композиторов написали музыку к этому стихотворению, а песня именуется народной, потому что в народной мелодии тоска по родному краю, любовь к нему выражены более ярко. “Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала… и так хватала вас за сердце, хватала прямо за русские струны”.И хотя сказано это о другой песне, когда слушаешь “Вечерний звон”, в памяти всплывают именно эти тургеневские слова.

(Исполняю вместе с ребятами русскую народную песню “Вечерний звон”. Размещаю рядом с портретом А.С. Пушкина портрет П.А. Вяземского).

Учитель: Что вы знаете о взаимоотношениях этих поэтов?

(Они были друзьями. П.А. Вяземский одним из первых угадал гения в юном арзамасце).

Учитель: Что объединяло этих поэтов?

(Любовь к литературе).

Учитель: Именно благодаря П.А. Вяземскому уцелели рабочий стол Пушкина, трость и жилет, в котором тот был на дуэли. Слушаем рассказ о П.А. Вяземском.

(Выступление ученицы с сообщением “Счастливый баловень судьбы”).

Учитель: П.А. Вяземский, остроумный и образованный, был средним поэтом, но талантливым журналистом и литературным критиком. Его поэзию знают сейчас преимущественно специалисты. Но есть у П.А. Вяземского стихи, которые давно пережили самого поэта, потому что стали одной из самых популярных русских народных песен. Послушайте её, пожалуйста, и вспомните название этой песни.

(Прослушивание фонохрестоматии с записью русской народной песни “Тройка”, созданной на стихи П.А. Вяземского “Еще тройка”. Вешаю на стену репродукцию картины А.К. Саврасова “Грачи прилетели”).

Кто автор этой картины? (Ребята называют.)

Учитель: С именем А.К Саврасова тесно связано имя одного теперь уже совершенно забытого поэта И.К. Кондратьева, автора текстов двух популярнейших русских народных песен. Послушаем рассказ о взаимоотношениях этих двух замечательных людей.

(Ученица выступает с сообщением “Продавец “Грачей”).

Исполняем под аккомпанемент гитары русскую народную песню “Очаровательные глазки”).

Учитель: Есть в нашей русской литературе такие авторы, которые написали совсем немного. Иногда это лишь одна песня, но настолько популярная, что автор её заслуживает, чтобы имя его было названо с благодарностью. Речь в данном случае идёт о С. Стромилове. (Рассказ о С.Стромилове).

(Исполняем вместе с ребятами русскую народную песню “То не ветер ветку клонит”).

Учитель: А сейчас мы поведём разговор о поэте, чьё творчество знают сейчас только специалисты. А из всего, что было написано им, осталось в памяти потомства и передаётся из поколения в поколение только то, что обрело песенную жизнь. Зовут его И.З. Суриков.

(Выступление ученицы с сообщением “Я в песне жил не головой, а жил скорбящею душой”. Исполняем вместе с ребятами русскую народную песню “Тонкая рябина”).

Учитель: Вспомните, пожалуйста, какие стихи в прозе вы читали у И.С. Тургенева.

(“Русский язык”, “Деревня”, “Как хороши, как свежи были розы” и др).

Учитель: Остановимся на стихотворении в прозе “Как хороши, как свежи были розы”. Что представляет собой заглавие этого стихотворения?

(Заглавие этого стихотворения представляет первую строчку известного стихотворения И.П. Мятлева “Розы”).

Учитель: Что вы ещё знаете об этом поэте?

(Это наш земляк, известный тамбовский поэт).

Учитель: Послушаем рассказ о жизни и творчестве этого поэта.

(Ученик рассказывает об И.П. Мятлеве, читает наизусть известное стихотворение “Розы”).

Учитель: Поэт, о котором мы сейчас будем говорить, с грустью называл себя “поэтом для немногих”. Имя его – Я.П. Полонский.

(Выступление ученицы с сообщением “Незатухающий костёр”. Исполняем вместе с ребятами “Песню цыганки”, написанную на стихи Я.П. Полонского).

Учитель: Итак, ребята, мы завершаем с вами сегодняшний разговор о незабытых песнях, стихах, романсах забытых и малоизвестных авторов XIX века. Мы убедились в том, что древо русской поэзии раскидисто, а ветви его свежи и обильны. Многогранность, многокрасочность нашей поэзии поистине удивительна. Она занимала в русском обществе важное место и пользовалась огромным вниманием. В поэзии нуждались. Питаясь народной песней, фольклором, поэзия часто сама переходила в фольклор, в песню, потерявшую даже имя автора.