«Недаром помнит вся Россия…» 1812 г. в русской литературе. 5-й класс (навстречу 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 г.)

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Ход урока

Вступительное слово учителя. Поиск и формулирование обучающимися темы и целей урока.

Есть исторические события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. И каждое новое поколение становится сильнее духом, потому что узнает, от какого крепкого корня ведет род. О таком историческом событии начала 19 века говорят и первые строки на экране. Вспомните, кто автор этих строк и продолжите их. (" Бородино" М. Ю. Лермонтова)

В этом учебном году вы проанализировали это произведение и узнали, что Отечественная война 1812 года заняла прочное место в русской литературе. Как в связи с этим вы сформулируете тему сегодняшнего урока? Запишите в тетрадь. (Отечественная война 1812 года в русской литературе).

Чему вы должны научиться на сегодняшнем уроке? Как вы думаете? Обратите внимание на центральную часть доски.

Это план изучения нами новой темы:

  1. Исторические зарисовки о героических личностях Отечественной войны 1812 года: Наполеоне Бонапарте, М. И. Кутузове, Д. В. Давыдове.
  2. Басня И. А. Крылова " Волк на псарне" как отражение отношений Кутузова и Наполеона.
  3. Великое Бородинское сражение в стихотворении М. Ю. Лермонтова " Бородино".
  4. Анализ стихотворений Ф. И. Тютчева " Неман", М. Ю. Лермонтова " Два великана", отрывка из романа " Евгений Онегин" А. С. Пушкина
  5. Образ Пети Ростова (по роману Л. Н. Толстого " Война и мир"), черты характера будущего защитника Родины.

Итак, какие же цели сегодняшнего урока можно поставить?

(на доске записано неполностью):

- узнать о жизни:

- вспомнить ранее изученные произведения:

- учиться : читать стихотворения и :. Их;

- уметь определить : :. Защитника Родины;

- знать, как Отечественная война 1812 года отражается в :..

Посмотрите, как ход урока выглядит в схеме, запишите ее в тетрадь.

Героические личности - Авторская позиция - Образ защитника Родины в стихах о войне 1812 года - Отражение отечественной войны в русской литературе.

Проверка домашнего задания:

- В качестве домашнего задания вам, ребята, было предложено познакомиться с историческими материалами, рассказывающими об этом героическом событии. Проверим, как вы с этим справились. Для этого приготовьте карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, внимательно слушайте мои вопросы и, выбрав нужный ответ, поднимайте карточку с цифрой, под которой он находится. Внимание: (вопросы и ответы на слайдах презентации)

1. Как известно, на первом этапе войны русская армия отступала, стремясь соединить свои разрозненные части; ей удалось соединиться в районе:

А) Витебска

Б) Смоленска

В) Бородино

Г) Малоярославца

2. Кто из русских генералов водил своих сыновей, одному из которых было 11 лет, в атаку против французов, чтобы поднять боевой дух своих солдат:

А) П. А. Тучков

Б) Н. Н. Раевский

В) А. П. Ермолов

Г) Д. С. Дохтуров

3. Откуда тайно бежал Наполеон, бросив остатки своей армии:

А) из Бородина

Б) с реки Березины в декабре 1812 года

В) из Москвы

Г) из Тарутино

Молодцы! Правильно отвечаете на вопросы (учитель озвучивает правильные ответы)

Работа над темой урока

- 1812 год явился не только важнейшей страницей истории России, но и принципиального значения вехой в истории русской литературы. Какие произведения об этой войне вы знаете?

Поэтическая летопись Отечественной войны богата и выразительна. Здесь и мудрый Крылов, и знаменитые Жуковский, Пушкин, Лермонтов, страстный в торжестве Языков, провидец Тютчев, талантливый Ф. Глинка, бравый гусар Денис Давыдов и др.

Объединитесь, пожалуйста, в группы и определите, о каком герое Отечественной войны 1812 года идет речь в предложенном поэтическом тексте. Подготовьте выразительное чтение (2 минуты).

Определите, о каком герое Отечественной войны 1812 года идет речь:

:которого Россия,
В свои годины роковыя,
Радушно видит на коне,
В кровавом зареве пожаров,
В дыму и прахе боевом,
Отваге, пламенных гусаров
Живым примером и вождем.

Ответ: Н. М. Языков о:.(Д. Давыдове)

Определите, о каком герое Отечественной войны 1812 года идет речь:

Усач. Умом, пером остер он, как француз,
Но саблею французам страшен:
Он не дает топтать врагам нежатых пашен
И, закрутив гусарский ус,
Вот потонул в густых лесах с отрядом -
И след простыл!... То невидимкой он, то рядом,
То, вынырнув опять, следом
Идет за шумными французскими полками
И ловит их, как рыб, без невода, руками.
Его постель-земля, а лес дремучий-дом!
И часто он, с толпой башкир и с козаками,
И с кучей мужиков, и конных русских баб,
В мужицком армяке, хотя душой не раб,
Как вихорь, как пожар, на пушки, на обозы,
И в ночь, как домовой, тревожит вражий стан.
Но милым он дарит, в своих куплетах, розы.
:! Это ты, поэт и партизан!...

Ответ: Ф. Н. Глинка о :.(Д. Давыдове)

Определите, о каком герое Отечественной войны 1812 года идет речь:

Хвала тебе, наш бодрый вождь,
Герой под сединами!
Как юный ратник, вихрь и дождь,
И труд он делит с нами.
О, сколь с израненным челом
Пред строем он прекрасен!
И сколь он хладен пред врагом,
И сколь врагу ужасен!

Ответ: В. А. Жуковский о :(М. И. Кутузове)

Определите, о каком герое Отечественной войны 1812 года идет речь:

Два демона ему служили,
Две силы чудно в нем слились,
В его главе-орлы парили,
В его груди-змии вились:.
Ширококрылых вдохновений
Орлиный, дерзостный полет,
И в самом буйстве дерзновений
Змеиной мудрости расчет.
Но освящающая сила,
Непостижимая уму,
Души его не озарила
И не приблизилась к нему:

Ответ: Ф. И. Тютчев о :(Наполеоне)

Определите, о каком герое Отечественной войны 1812 года идет речь:

Надменный! Кто тебя подвигнул?
Кто обуял твой дивный ум?
Как сердце русских не постигнул
Ты с высоты отважных дум?

Ответ: А. С. Пушкин о :(Наполеоне)

- Скажите пожалуйста, каких самых известных людей этой войны вы знаете? (Наполеон, Кутузов).

- У какой группы стихотворение о М. И. Кутузове?

(уч-ся читают стих-е, называя автора).

- Расскажите об этом легендарном полководце подробнее.

(рассказ ученика сопровождается слайдами).

Михаил Илларионович Кутузов начал свой боевой путь в 19 лет. Большой школой военного искусства явилось для него участие в русско-турецких войнах под командованием Суворова. Свое первое ранение Кутузов получил в 1774 году в бою под Алуштой, когда, подхватив знамя у раненого знаменосца, повел в бой батальон.

Кутузов пользовался огромной любовью и уважением в армии, которой отдал 50 лет своей жизни. Благодаря мудрой и стратегической линии, проводимой им, армия Наполеона, считавшаяся непобедимой, была разгромлена.

- У какой группы стихи о Наполеоне?

Выразительное чтение стихов.

- Кто такой Наполеон Бонапарт? Расскажите, пожалуйста.

(рассказ ученика сопровождается слайдами)

Французский полководец и государственный деятель, заложивший основы современного французского государства, свою профессиональную службу начал в 1785 году в чине младшего лейтенанта артиллерии, выдвинулся в период Великой французской революции, достигнув после взятия Тулона чина дивизионного генерала, затем командующего Итальянской армией.

В ноябре 1799 года совершил государственный переворот, в результате которого стал первым консулом, фактически сосредоточив тем самым в своих руках всю полноту власти. В 1804 году провозгласил себя императором.

Победоносные наполеоновские войны способствовали превращению Франции в главную державу на континенте. Поражение Великой Армии в войне 1812 года против России положило начало крушению империи Наполеона. Последние годы жизни провел на острове Св. Елены пленником англичан.

- А имя Дениса Давыдова, я думаю, вам неизвестно. Послушайте внимательно.

(рассказ ученика сопровождается показом слайдов).

Выдающаяся храбрость, военные таланты, дар оригинального поэта сделали Дениса Давыдова одним из самых известных и любимых героев войны 1812 года. Давыдов явился организатором первого армейского партизанского отряда, который был сформирован в канун Бородинского сражения и состоял из 50 гусар и 80 казаков. Боевые действия отряда прославили имя Давыдова не только в России, слава о его подвигах вышла далеко за ее пределы. Лихой гусар, офицер, он не знал страха в сражении. Беспощадный к врагам, он добрый, веселый среди товарищей. Денис Давыдов справедливо написал о своей роли в войне: " Я врубил имя свое в 1812 год".

- Почитайте, пожалуйста, о нем стихотворения.

- Займите, пожалуйста, свои места.

- В каком литературном произведении, какое мы изучали, показано противоборство двух великих полководцев Кутузова и Наполеона?

(Крылов "Волк на псарне")

- Кто прочтет ее наизусть?

- Скажите, при помощи каких изобразительных средств автор достигает своего замысла? (антитеза, сравнение)

- Говоря о войне 1812 года, нельзя не сказать о решающем сражении этой войны. Какое литературное произведение правдиво рассказывает о нем, напомните композицию этого стихотворения (Лермонтов "Бородино", диалог, монолог).

- Попросим выразительно прочитать его наизусть. (показ слайдов)

- Велико значение этого лермонтовского стихотворения. Во время Великой Отечественной войны, защищая столицу в июле 1941 года, политрук Клочков именно со словами: "Ребята, не Москва ль за нами?" обратился к 28 героям - панфиловцам во время легендарного боя у станции Дубосеково. Они стояли насмерть и не пропустили фашистов к Москве.

26 августа Россия отмечает День воинской Славы - День Бородинского сражения.

- А сейчас, ребята, вам предстоит поработать в парах. 1 ряд работает со стихотворением Ф. И. Тютчева "Неман", 2 ряд с отрывком из романа "Евгений Онегин" А. С. Пушкина, 3 ряд со стихотворением Лермонтова " Два великана".

Ваша задача: выразительно прочитать стихотворение перед классом, проанализировать его, в парах заполнить таблички анализа. Когда вы слушаете ответы одноклассников, заполняйте таблицу самооценки устного высказывания. Работы сдаете, на следующем уроке подведем итоги, совпали ли ваши оценки с моими. (5 минут)

Ф.И.ученика (цы)  
Анализируемое стихотворение  
Тема  
Идея стихотворения  
ИВС стихотворения  
Размер  
Рифма  

Анализ стихотворения. 5 класс

  1. Время создания стихотворения. Историческая справка. Сведения об авторе.
  2. Тема стихотворения. Идея стихотворения.
  3. Композиция (какие части выделяются в стихотворении).
  4. "Мир" стихотворения (есть ли сюжет, герои, либо на первом плане- передача переживаний, настроений).
  5. Лирический герой (авторское "я") в стихотворении.
  6. Изобразительно- выразительные средства (тропы, фигуры речи).
  7. Размер стихотворения (хорей-ударение на первом слоге, ямб-ударение на втором слоге).
  8. Рифма стихотворения (перекрестная-АБАБ, смежная-ААББ, кольцевая-АББА).

Критерии оценки устного высказывания

  1. Правильность сообщаемых фактов.
  2. Полнота ответа.
  3. Композиционное оформление.
  4. Речевое оформление.
  5. Понимание изучаемой темы.

Имя

Критерии

           
Правильность            
Полнота            
Композиция (построение ответа)            
Речь (правильность)            
Применение знаний            
Оценка (Ф.И.ученика(цы)            
Оценка учителя            

Ф. И. Тютчев. "Неман" см. Приложение2

Переходом армии Наполеона через Неман началась Отечественная война 1812г. В июне 1812 г. Неман перешли 420 тыс. человек. Позднее присоединились еще 150 тыс. В декабре Наполеон оставил менее 30 тыс. солдат.

А. С. Пушкин. Отрывок из романа "Евгений Онегин" см. Приложение3

Когда пожар охватил Москву и сделал невозможным дальнейшее пребывание в Кремле, Наполеон поселился в Петровском дворце, построенном в 1776 году, который и стал таким образом "свидетелем падшей славы" французского императора.

М. Ю. Лермонтов "Два великана" см. Приложение4

Стихотворение написано в связи с 20-летием Отечественной войны 1812 г. Аллегорически изображается поражение Наполеона в столкновении с русским витязем - Кутузовым и его ссылка на остров Св. Елены, где через несколько лет Наполеон и умер.

Прослушав анализ стихотворений, заполнив таблицы анализа и самооценки устного высказывания, учащиеся сдают их учителю.

- Ребята, предлагаю вам найти в раздаточном материале отрывок из романа - эпопеи Л. Н. Толстого "Война и мир", посвященного времени Отечественной войны 1812 года. Мы сейчас выразительно прочитаем его и ответим на вопросы см. Приложение5

Вопросы:

  1. Как вы охарактеризуете самого юного 15 летнего героя романа Петю Ростова, участника партизанского движения в войне 1812 года? (доброта, искренность, наивность, душевность, честность, смелость, неопытность, эмоциональность, желание сделать так, чтобы всем было хорошо, желание быть взрослым, защищать Родину).
  2. Что чувствовал Петя перед боем? (желание оказаться в самом центре событий)
  3. Как Толстой передает чувства Денисова, именно под его командованием находился мальчик? (потрясение Денисова писатель передает через описание его состояния).
  4. Какие чувства вы переживали, читая о гибели Пети?
  5. Какое значение, по-вашему, имеет этот образ в романе? (Да, Петя смел и решителен, но неопытен и опрометчив в поступках, он не мог реально оценить свои возможности. Желание быть взрослым, эмоции заглушили чувство опасности. Гибель Пети - страшная трагедия для его родителей, близких. Смертью мальчика Толстой показывает неестественность, жестокость, разрушающую силу войны, бесчеловечность, а значит, призывает к миру.

- Да, юный Петя Ростов и русские герои, о которых мы сегодня говорили, защищали свою Родину. Как вы думаете, какие качества надо вырабатывать в себе, чтобы стать настоящим защитником Родины?

Выберете, пожалуйста, из предложенных качеств наиболее, на ваш взгляд, подходящие. Поработайте в парах. (1-2 мин.)

  • СМЕЛОСТЬ РЕШИТЕЛЬНОСТЬ ОТВАГА
  • МУЖЕСТВЕННОСТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОБРОТА
  • УМЕНИЕ СОЧУВСТВОВАВТЬ ПОМОГАТЬ ПОРЯДОЧНОСТЬ
  • УМЕНИЕ БЫСТРО ОЦЕНИВАТЬ ОБСТАНОВКУ И ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЕ
  • ЧЕСТНОСТЬ ОРГАНИЗОВАННОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
  • ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ
  • НАСТОЙЧИВОСТЬ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ
  • ХОРОШАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
  • ЧУВСТВО ЮМОРА

- Какие качества вы отложили?

ТРУСОСТЬ ПРЕДАТЕЛЬСТВО ЭГОИЗМ

РАССЕЯННОСТЬ СЛАБОХАРАКТЕРНОСТЬ ПОШЛОСТЬ ЛЕНЬ

ЛЖИВОСТЬ БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ

- Сейчас где можно применять качества, позволяющие стать патриотом? как их воспитывать?

(через отношение к учебе, спорту, помощь близким, отношения с одноклассниками, учителями, взрослыми)

Домашнее задание

- В связи с этим я предлагаю вам в качестве домашнего задания написать небольшое сочинение - рассуждение " Каким я вижу настоящего защитника Родины?". Нужно привести 1-2 аргумента из художественной литературы и соблюсти правильную композицию рассуждения (тезис, доказательства, вывод).

Желающие могут выучить любое стихотворение из анализируемых сегодня на уроке и прочитать его выразительно.

Рефлексия

- Итак, к каким же выводам мы сегодня на уроке пришли? Подведем итоги. Обратимся к поставленным целям в начале урока (на доске):

  • Мы узнали о жизни великих полководцев Кутузова, Наполеона, гусара - поэта Д. Давыдова;
  • Вспомнили изученные произведения на тему Отечественной войны 1812 года: басню " Волк на псарне" Крылова, стихотворение "Бородино" Лермонтова;
  • Старались выразительно читать стихотворения, анализировали стихи Тютчева "Неман", отрывок из романа "Евгений Онегин" Пушкина, Лермонтова "Два великана";
  • Говорили о роли Пети Ростова в романе Л. Н. Толстого "Война и мир";
  • Определили, какие качества важны для настоящего защитника Родины;
  • Узнали, что тема Отечественной войны 1812 года занимает одно из главных мест, и к ней обращаются с целью воспитать в русском человеке патриотизм.

- Сегодня все ребята (перечислить), активно участвующие в уроке, получают "пятерки".

Спасибо вам за урок!

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4