Ход урока
Вступительное слово учителя. Поиск и формулирование обучающимися темы и целей урока.
Есть исторические события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. И каждое новое поколение становится сильнее духом, потому что узнает, от какого крепкого корня ведет род. О таком историческом событии начала 19 века говорят и первые строки на экране. Вспомните, кто автор этих строк и продолжите их. (" Бородино" М. Ю. Лермонтова)
В этом учебном году вы проанализировали это произведение и узнали, что Отечественная война 1812 года заняла прочное место в русской литературе. Как в связи с этим вы сформулируете тему сегодняшнего урока? Запишите в тетрадь. (Отечественная война 1812 года в русской литературе).
Чему вы должны научиться на сегодняшнем уроке? Как вы думаете? Обратите внимание на центральную часть доски.
Это план изучения нами новой темы:
- Исторические зарисовки о героических личностях Отечественной войны 1812 года: Наполеоне Бонапарте, М. И. Кутузове, Д. В. Давыдове.
- Басня И. А. Крылова " Волк на псарне" как отражение отношений Кутузова и Наполеона.
- Великое Бородинское сражение в стихотворении М. Ю. Лермонтова " Бородино".
- Анализ стихотворений Ф. И. Тютчева " Неман", М. Ю. Лермонтова " Два великана", отрывка из романа " Евгений Онегин" А. С. Пушкина
- Образ Пети Ростова (по роману Л. Н. Толстого " Война и мир"), черты характера будущего защитника Родины.
Итак, какие же цели сегодняшнего урока можно поставить?
(на доске записано неполностью):
- узнать о жизни:
- вспомнить ранее изученные произведения:
- учиться : читать стихотворения и :. Их;
- уметь определить : :. Защитника Родины;
- знать, как Отечественная война 1812 года отражается в :..
Посмотрите, как ход урока выглядит в схеме, запишите ее в тетрадь.
Героические личности - Авторская позиция - Образ защитника Родины в стихах о войне 1812 года - Отражение отечественной войны в русской литературе.
Проверка домашнего задания:
- В качестве домашнего задания вам, ребята, было предложено познакомиться с историческими материалами, рассказывающими об этом героическом событии. Проверим, как вы с этим справились. Для этого приготовьте карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, внимательно слушайте мои вопросы и, выбрав нужный ответ, поднимайте карточку с цифрой, под которой он находится. Внимание: (вопросы и ответы на слайдах презентации)
1. Как известно, на первом этапе войны русская армия отступала, стремясь соединить свои разрозненные части; ей удалось соединиться в районе:
А) Витебска
Б) Смоленска
В) Бородино
Г) Малоярославца
2. Кто из русских генералов водил своих сыновей, одному из которых было 11 лет, в атаку против французов, чтобы поднять боевой дух своих солдат:
А) П. А. Тучков
Б) Н. Н. Раевский
В) А. П. Ермолов
Г) Д. С. Дохтуров
3. Откуда тайно бежал Наполеон, бросив остатки своей армии:
А) из Бородина
Б) с реки Березины в декабре 1812 года
В) из Москвы
Г) из Тарутино
Молодцы! Правильно отвечаете на вопросы (учитель озвучивает правильные ответы)
Работа над темой урока
- 1812 год явился не только важнейшей страницей истории России, но и принципиального значения вехой в истории русской литературы. Какие произведения об этой войне вы знаете?
Поэтическая летопись Отечественной войны богата и выразительна. Здесь и мудрый Крылов, и знаменитые Жуковский, Пушкин, Лермонтов, страстный в торжестве Языков, провидец Тютчев, талантливый Ф. Глинка, бравый гусар Денис Давыдов и др.
Объединитесь, пожалуйста, в группы и определите, о каком герое Отечественной войны 1812 года идет речь в предложенном поэтическом тексте. Подготовьте выразительное чтение (2 минуты).
Определите, о каком герое Отечественной войны 1812 года идет речь:
:которого Россия,
В свои годины роковыя,
Радушно видит на коне,
В кровавом зареве пожаров,
В дыму и прахе боевом,
Отваге, пламенных гусаров
Живым примером и вождем.
Ответ: Н. М. Языков о:.(Д. Давыдове)
Определите, о каком герое Отечественной войны 1812 года идет речь:
Усач. Умом, пером остер он, как француз,
Но саблею французам страшен:
Он не дает топтать врагам нежатых пашен
И, закрутив гусарский ус,
Вот потонул в густых лесах с отрядом -
И след простыл!... То невидимкой он, то рядом,
То, вынырнув опять, следом
Идет за шумными французскими полками
И ловит их, как рыб, без невода, руками.
Его постель-земля, а лес дремучий-дом!
И часто он, с толпой башкир и с козаками,
И с кучей мужиков, и конных русских баб,
В мужицком армяке, хотя душой не раб,
Как вихорь, как пожар, на пушки, на обозы,
И в ночь, как домовой, тревожит вражий стан.
Но милым он дарит, в своих куплетах, розы.
:! Это ты, поэт и партизан!...
Ответ: Ф. Н. Глинка о :.(Д. Давыдове)
Определите, о каком герое Отечественной войны 1812 года идет речь:
Хвала тебе, наш бодрый вождь,
Герой под сединами!
Как юный ратник, вихрь и дождь,
И труд он делит с нами.
О, сколь с израненным челом
Пред строем он прекрасен!
И сколь он хладен пред врагом,
И сколь врагу ужасен!
Ответ: В. А. Жуковский о :(М. И. Кутузове)
Определите, о каком герое Отечественной войны 1812 года идет речь:
Два демона ему служили,
Две силы чудно в нем слились,
В его главе-орлы парили,
В его груди-змии вились:.
Ширококрылых вдохновений
Орлиный, дерзостный полет,
И в самом буйстве дерзновений
Змеиной мудрости расчет.
Но освящающая сила,
Непостижимая уму,
Души его не озарила
И не приблизилась к нему:
Ответ: Ф. И. Тютчев о :(Наполеоне)
Определите, о каком герое Отечественной войны 1812 года идет речь:
Надменный! Кто тебя подвигнул?
Кто обуял твой дивный ум?
Как сердце русских не постигнул
Ты с высоты отважных дум?
Ответ: А. С. Пушкин о :(Наполеоне)
- Скажите пожалуйста, каких самых известных людей этой войны вы знаете? (Наполеон, Кутузов).
- У какой группы стихотворение о М. И. Кутузове?
(уч-ся читают стих-е, называя автора).
- Расскажите об этом легендарном полководце подробнее.
(рассказ ученика сопровождается слайдами).
Михаил Илларионович Кутузов начал свой боевой путь в 19 лет. Большой школой военного искусства явилось для него участие в русско-турецких войнах под командованием Суворова. Свое первое ранение Кутузов получил в 1774 году в бою под Алуштой, когда, подхватив знамя у раненого знаменосца, повел в бой батальон.
Кутузов пользовался огромной любовью и уважением в армии, которой отдал 50 лет своей жизни. Благодаря мудрой и стратегической линии, проводимой им, армия Наполеона, считавшаяся непобедимой, была разгромлена.
- У какой группы стихи о Наполеоне?
Выразительное чтение стихов.
- Кто такой Наполеон Бонапарт? Расскажите, пожалуйста.
(рассказ ученика сопровождается слайдами)
Французский полководец и государственный деятель, заложивший основы современного французского государства, свою профессиональную службу начал в 1785 году в чине младшего лейтенанта артиллерии, выдвинулся в период Великой французской революции, достигнув после взятия Тулона чина дивизионного генерала, затем командующего Итальянской армией.
В ноябре 1799 года совершил государственный переворот, в результате которого стал первым консулом, фактически сосредоточив тем самым в своих руках всю полноту власти. В 1804 году провозгласил себя императором.
Победоносные наполеоновские войны способствовали превращению Франции в главную державу на континенте. Поражение Великой Армии в войне 1812 года против России положило начало крушению империи Наполеона. Последние годы жизни провел на острове Св. Елены пленником англичан.
- А имя Дениса Давыдова, я думаю, вам неизвестно. Послушайте внимательно.
(рассказ ученика сопровождается показом слайдов).
Выдающаяся храбрость, военные таланты, дар оригинального поэта сделали Дениса Давыдова одним из самых известных и любимых героев войны 1812 года. Давыдов явился организатором первого армейского партизанского отряда, который был сформирован в канун Бородинского сражения и состоял из 50 гусар и 80 казаков. Боевые действия отряда прославили имя Давыдова не только в России, слава о его подвигах вышла далеко за ее пределы. Лихой гусар, офицер, он не знал страха в сражении. Беспощадный к врагам, он добрый, веселый среди товарищей. Денис Давыдов справедливо написал о своей роли в войне: " Я врубил имя свое в 1812 год".
- Почитайте, пожалуйста, о нем стихотворения.
- Займите, пожалуйста, свои места.
- В каком литературном произведении, какое мы изучали, показано противоборство двух великих полководцев Кутузова и Наполеона?
(Крылов "Волк на псарне")
- Кто прочтет ее наизусть?
- Скажите, при помощи каких изобразительных средств автор достигает своего замысла? (антитеза, сравнение)
- Говоря о войне 1812 года, нельзя не сказать о решающем сражении этой войны. Какое литературное произведение правдиво рассказывает о нем, напомните композицию этого стихотворения (Лермонтов "Бородино", диалог, монолог).
- Попросим выразительно прочитать его наизусть. (показ слайдов)
- Велико значение этого лермонтовского стихотворения. Во время Великой Отечественной войны, защищая столицу в июле 1941 года, политрук Клочков именно со словами: "Ребята, не Москва ль за нами?" обратился к 28 героям - панфиловцам во время легендарного боя у станции Дубосеково. Они стояли насмерть и не пропустили фашистов к Москве.
26 августа Россия отмечает День воинской Славы - День Бородинского сражения.
- А сейчас, ребята, вам предстоит поработать в парах. 1 ряд работает со стихотворением Ф. И. Тютчева "Неман", 2 ряд с отрывком из романа "Евгений Онегин" А. С. Пушкина, 3 ряд со стихотворением Лермонтова " Два великана".
Ваша задача: выразительно прочитать стихотворение перед классом, проанализировать его, в парах заполнить таблички анализа. Когда вы слушаете ответы одноклассников, заполняйте таблицу самооценки устного высказывания. Работы сдаете, на следующем уроке подведем итоги, совпали ли ваши оценки с моими. (5 минут)
Ф.И.ученика (цы) | |
Анализируемое стихотворение | |
Тема | |
Идея стихотворения | |
ИВС стихотворения | |
Размер | |
Рифма |
Анализ стихотворения. 5 класс
- Время создания стихотворения. Историческая справка. Сведения об авторе.
- Тема стихотворения. Идея стихотворения.
- Композиция (какие части выделяются в стихотворении).
- "Мир" стихотворения (есть ли сюжет, герои, либо на первом плане- передача переживаний, настроений).
- Лирический герой (авторское "я") в стихотворении.
- Изобразительно- выразительные средства (тропы, фигуры речи).
- Размер стихотворения (хорей-ударение на первом слоге, ямб-ударение на втором слоге).
- Рифма стихотворения (перекрестная-АБАБ, смежная-ААББ, кольцевая-АББА).
Критерии оценки устного высказывания
- Правильность сообщаемых фактов.
- Полнота ответа.
- Композиционное оформление.
- Речевое оформление.
- Понимание изучаемой темы.
Имя Критерии |
||||||
Правильность | ||||||
Полнота | ||||||
Композиция (построение ответа) | ||||||
Речь (правильность) | ||||||
Применение знаний | ||||||
Оценка (Ф.И.ученика(цы) | ||||||
Оценка учителя |
Ф. И. Тютчев. "Неман" см. Приложение2
Переходом армии Наполеона через Неман началась Отечественная война 1812г. В июне 1812 г. Неман перешли 420 тыс. человек. Позднее присоединились еще 150 тыс. В декабре Наполеон оставил менее 30 тыс. солдат.
А. С. Пушкин. Отрывок из романа "Евгений Онегин" см. Приложение3
Когда пожар охватил Москву и сделал невозможным дальнейшее пребывание в Кремле, Наполеон поселился в Петровском дворце, построенном в 1776 году, который и стал таким образом "свидетелем падшей славы" французского императора.
М. Ю. Лермонтов "Два великана" см. Приложение4
Стихотворение написано в связи с 20-летием Отечественной войны 1812 г. Аллегорически изображается поражение Наполеона в столкновении с русским витязем - Кутузовым и его ссылка на остров Св. Елены, где через несколько лет Наполеон и умер.
Прослушав анализ стихотворений, заполнив таблицы анализа и самооценки устного высказывания, учащиеся сдают их учителю.
- Ребята, предлагаю вам найти в раздаточном материале отрывок из романа - эпопеи Л. Н. Толстого "Война и мир", посвященного времени Отечественной войны 1812 года. Мы сейчас выразительно прочитаем его и ответим на вопросы см. Приложение5
Вопросы:
- Как вы охарактеризуете самого юного 15 летнего героя романа Петю Ростова, участника партизанского движения в войне 1812 года? (доброта, искренность, наивность, душевность, честность, смелость, неопытность, эмоциональность, желание сделать так, чтобы всем было хорошо, желание быть взрослым, защищать Родину).
- Что чувствовал Петя перед боем? (желание оказаться в самом центре событий)
- Как Толстой передает чувства Денисова, именно под его командованием находился мальчик? (потрясение Денисова писатель передает через описание его состояния).
- Какие чувства вы переживали, читая о гибели Пети?
- Какое значение, по-вашему, имеет этот образ в романе? (Да, Петя смел и решителен, но неопытен и опрометчив в поступках, он не мог реально оценить свои возможности. Желание быть взрослым, эмоции заглушили чувство опасности. Гибель Пети - страшная трагедия для его родителей, близких. Смертью мальчика Толстой показывает неестественность, жестокость, разрушающую силу войны, бесчеловечность, а значит, призывает к миру.
- Да, юный Петя Ростов и русские герои, о которых мы сегодня говорили, защищали свою Родину. Как вы думаете, какие качества надо вырабатывать в себе, чтобы стать настоящим защитником Родины?
Выберете, пожалуйста, из предложенных качеств наиболее, на ваш взгляд, подходящие. Поработайте в парах. (1-2 мин.)
- СМЕЛОСТЬ РЕШИТЕЛЬНОСТЬ ОТВАГА
- МУЖЕСТВЕННОСТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОБРОТА
- УМЕНИЕ СОЧУВСТВОВАВТЬ ПОМОГАТЬ ПОРЯДОЧНОСТЬ
- УМЕНИЕ БЫСТРО ОЦЕНИВАТЬ ОБСТАНОВКУ И ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЕ
- ЧЕСТНОСТЬ ОРГАНИЗОВАННОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
- ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ
- НАСТОЙЧИВОСТЬ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ
- ХОРОШАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
- ЧУВСТВО ЮМОРА
- Какие качества вы отложили?
ТРУСОСТЬ ПРЕДАТЕЛЬСТВО ЭГОИЗМ
РАССЕЯННОСТЬ СЛАБОХАРАКТЕРНОСТЬ ПОШЛОСТЬ ЛЕНЬ
ЛЖИВОСТЬ БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ
- Сейчас где можно применять качества, позволяющие стать патриотом? как их воспитывать?
(через отношение к учебе, спорту, помощь близким, отношения с одноклассниками, учителями, взрослыми)
Домашнее задание
- В связи с этим я предлагаю вам в качестве домашнего задания написать небольшое сочинение - рассуждение " Каким я вижу настоящего защитника Родины?". Нужно привести 1-2 аргумента из художественной литературы и соблюсти правильную композицию рассуждения (тезис, доказательства, вывод).
Желающие могут выучить любое стихотворение из анализируемых сегодня на уроке и прочитать его выразительно.
Рефлексия
- Итак, к каким же выводам мы сегодня на уроке пришли? Подведем итоги. Обратимся к поставленным целям в начале урока (на доске):
- Мы узнали о жизни великих полководцев Кутузова, Наполеона, гусара - поэта Д. Давыдова;
- Вспомнили изученные произведения на тему Отечественной войны 1812 года: басню " Волк на псарне" Крылова, стихотворение "Бородино" Лермонтова;
- Старались выразительно читать стихотворения, анализировали стихи Тютчева "Неман", отрывок из романа "Евгений Онегин" Пушкина, Лермонтова "Два великана";
- Говорили о роли Пети Ростова в романе Л. Н. Толстого "Война и мир";
- Определили, какие качества важны для настоящего защитника Родины;
- Узнали, что тема Отечественной войны 1812 года занимает одно из главных мест, и к ней обращаются с целью воспитать в русском человеке патриотизм.
- Сегодня все ребята (перечислить), активно участвующие в уроке, получают "пятерки".
Спасибо вам за урок!