Литература
-
Метапредметное занятие по теме «Философия вселенского счастья в романе А.Н. Толстого "Аэлита"» 2015
Анализ текста произведения и составление ЛСМ у учащихся формирует собственную позицию относительно событий, отраженных в романе А.Н. Толстого.
-
Метапредметный подход в преподавании литературы 2013
Работа с метапредметами с успехом проходит на уроках литературы. Здесь на примере художественных произведений можно с учениками рассуждать, раскрывая смысл таких фундаментальных понятий, как пространство и время, порядок и хаос, война и мир, добро и зло, разум и чувство, героизм, эмоции, любовь и ревность, семья, патриотизм, память, противоречие и многих других.
-
Метапредметный подход как одна из составляющих стандартов второго поколения 2012
Представлена статья о метапредметном подходе в преподавании литературы, о том, что такое метапредмет, метазнания, метаурок.
-
Метапредметный урок литературы на тему "Мастер слова". 7-й класс 2013
Цель урока: исследовать, осознать и оценить понятие «мастерство» в применении к поэтическому искусству, сформировать способы оценки поэтического произведения. Занятие расширяет словарный запас воспитанников, знакомит с «инструментами» поэтического произведения.
-
Метапредметный урок по курсу "Вокруг тебя – мир" "Шаги навстречу". 6-й класс 2013
Урок по рассказу Е.Носова "Тридцать зерен" рассматривает метапредметную категорию "движение", "движение души". Так как урок претендует на метапредметность, то при его проведении наполнить содержание каждого этапа работы по рассказу Е.Носова можно по усмотрению учителя, сохраниться должны только цели, задачи и логика урока.
-
Метапредметный урок по рассказам В.В.Набокова "Рождество", "Облако, озеро, башня". 11-й класс 2016
Метапредметный урок на формирование и отработку универсальных учебных действий учащихся в старшем звене, который по традиции проводится в один из дней предметной недели. Целью его является повторение основных теоретических сведений за курс основной и средней школы по литературе, формирование навыков коммуникативного общения, развития творческого и критического мышления и познавательного интереса учащихся к предметам гуманитарного цикла.
-
Метафора как средство выражения национального мировидения 2011
В представленной научно-исследовательской работе раскрыто понятие метафоры как языкового приема в рамках художественного произведения. Статья строится на материале рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник».
-
Метафорический портрет слова "страх" 2014
Создание метафорического портрета на уроках литературы решает следующие задачи: дает ключ ученику к обозначению и раскрытию содержания внутреннего мира; осваивается метафорическая форма мысли как результат взаимодействия концептуального и визуального типов мышления; гармонизируется интеллектуальная и эмоционально-образная сфера личности учащегося.
-
Метод проекта в развитии творческого мышления учащихся на уроке литературы. Тема: "Рыцарь мечты" и его феерия "Алые паруса" 2013
Автор открывает перед учащимися художественное произведение с новой, неожиданной стороны, открывает новые имена и новые перспективы. Активизирует художественно-эстетические потребности, формирует ключевые компетентности и умения создавать исследовательские проекты в процессе подготовки к уроку.
-
Метод проекта как средство развития интереса к чтению 2015
Проектная деятельность – это педагогическая технология, которая нацелена на приобретение и применений новых знаний путем самообразования. Этот метод развивает творческую инициативу, подразумевает сотрудничество, создает положительную мотивацию и как следствие – вызывает интерес к художественному произведению. Прием работы над проектом мы покажем на примере повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», (программа В.Я. Коровиной, 7-й класс).
-
Метод проекта на современном уроке литературы 2016
К процессу изучения романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» каждый учитель ищет свой путь. Можно заинтересовать старшеклассников, предложив им участие в исследовательском проекте. Он поможет учителю построить систему уроков так, чтобы соединить рассмотрение смысловых узлов, проблем и сюжетных линий в одно целое. Учащиеся смогут выбрать задание по желанию, а приобретение новых знаний станет для них увлекательным занятием и насущной потребностью.
-
Метод проектирования 2010
Метод проектов – целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение исследовательской или социально значимой прагматической проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и (или) идеального продукта. В основе метода проектов лежит развитие познавательной активности учащихся.
-
Метод проектов как способ быть полезным обществу. Творческий проект "Вторая жизнь книги" 2016
Работая над творческим проектом «Вторая жизнь книги», ребята не только почерпнули сведения об авторе, познакомились с историей создания произведения, вдумчиво прочитали его, придумали и выполнили эскизы обложек, познакомились с технологией ремонта книг, но и принесли реальную помощь школе: обновили ее библиотечный фонд.
-
Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности учащихся 2013
В статье представлены исследовательские проекты учащихся по темам: «Какими картами и в какую игру играли герои поэмы А.С. Пушкина «Пиковая дама»; «Предчувствие любви»; «Мой дедушка».
-
"Метод проектов как технология личностно-ориентированного образования на уроках литературы" 2010
Создание условий, в которых у учащихся будут развиваться компетентности, основанные на ценностях, знаниях и умениях, необходимых человеку в XXI веке, – задача сегодняшнего дня. Одним из путей формирования и развития таких компетентностей является внедрение в образовательный процесс учебных проектов. Проекты позволяют проследить связи между различными учебными предметами задействовать у учащихся мышление высокого уровня.
-
Метод проектов на уроках литературы Дальнего Востока 2010
В данной статье приведен дыухлетний опыт использования проектов в 5-м и 6-м классе на уроках литературы Дальнего Востока, при тесном сотрудничестве со школьным краеведческим музее, в котором собран богатый материал о коренных жителях Ванинского района - орочах.
-
Метод проектов при изучении романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2010
На занятии на основе опыта раскрываются особенности использования метода проектирования по изучению содержания романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». У студентов развиваются познавательные навыки, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивается критическое мышление.
-
Метод учебного проекта в практике преподавания русского языка и литературы 2021
В последние годы учителя-филологи часто сталкиваются с отсутствием интереса к чтению у учащихся, узким кругозором, неумением анализировать и обобщать. Организуя проектную деятельность на уроках и во внеурочное время, учитель дает ученикам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, проявить себя и раскрыть свою личность. Рассмотрим, что такое учебный проект для ученика и учителя и каковы особенности проектного метода в учебном процессе.
-
Методика "Eduscrum" на уроках литературы 2023
Использование методики EduScrum, позволит достаточно быстро и эффективно организовать урок, в котором роль учителя будет уже не как транслятора знаний, а в какой-то степени навигатора образовательного процесса. Обучение с применением данной методики позволяет ученикам овладеть компетенциями целеполагания и планирования, командного взаимодействия, коммуникации, самоорганизации.
-
Методика анализа романа Л.Н. Толстого "Анна Каренина" в школе 2006
Роман Л.Н. Толстого "Анна Каренина" поможет осмыслить важность проблемы семьи и брака. Выбор пути анализа учителем в значительной степени определяется уровнем литературного развития школьников. Анализ "вслед за автором". Анализ образов - персонажей - самый привычный путь разбора. Выборочно направленный анализ как самостоятельный путь разбора. При изучении романа Л.Н. Толстого важно учитывать психолого-педагогические особенности учащихся старшего школьного возраста.
-
Методика и психология изучения русского классического текста на уроках русского языка и литературы 2008
Методический принцип активной коммуникации предполагает комплексное рассмотрение содержания текста и его динамическую интерпретацию. Анализ текста на уроках русского языка носит исследовательский, творческий характер, предполагающий опору на знания и речевую интуицию. На уроке литературы в первую очередь обращаемся к исследованию ученического восприятия, его общения с миром авторских образов и идей.
-
Методика обучения смысловому чтению на уроках русского языка и литературы 2020
представлена методика обучения смысловому чтению на уроках русского языка и литературы.
-
Методика организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС на уроках русского языка и литературы 2022
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной проектно-исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Учитель должен организовать работу детей так, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
-
Методика проведения открытого урока в технологии французских мастерских: "Роман М.А. Шолохова - роман о коллективизации" 2009
На уроке стоит задача нового прочтения романа М.А. Шолохова «Поднятая целина» на основе современных исторических знаний о коллективизации и современного уровня нравственно-философских понятий о мире и человеке. Использована нестандартная форма урока – технология французских мастерских.
-
Методика проведения практических работ по литературе 2012
Как сделать изучение литературы делом, жизненно важным для подростков? Как пробудить в них интерес к серьезному чтению? Эти цели будут достигнуты, если учитель по-иному будет преподносить учащимся произведения мировой классики.
-
«Методика работы с текстовой информацией на уроках литературы с применением технологии деятельностного метода обучения» 2021
Предлагаю интегрированный урок литературы «Тема раскола (противоборство светской и духовной власти) в литературе и искусстве» по системе деятельностного подхода, который затрагивает предметное информационное пространство курсов истории, литературы и МХК. Тема «Житие протопопа Аввакума им самим написанное» продолжает раздел курса «Древнерусская литература», посвященный духовной литературе и жанру жития. Этот материал раскрывает истоки отечественной прозы и подготавливает к восприятию всей последующей литературы в историко-литературном контексте. Данный урок способствует формированию ключевых компетенций учащихся: выявлять определённые закономерности изучаемого исторического процесса, прослеживать причинно-следственные связи невысказанные в тексте напрямую, интерпретировать их и соотносить с общей идеей урока, что позволяет создать целостное представление о борьбе "священства" и "царства" в России в XVII веке и его влиянии на культуру страны.
-
Методика создания литературного клуба для учащихся младших классов 2016
Статья раскрывает особенности создания литературного клуба в начальной школе. Литературный клуб в начальной школе – это сложный организм, создание которого, а главное - удержание и развитие, требует колоссальной энергии. Непринужденная обстановка клуба, дружелюбная атмосфера, располагающая к совместному коллективному творчеству, – обязательное условие каждого заседания. Литературный клуб - это благотворная возможность творческого единения с детьми.
-
Методичекая разработка урока литературы на тему "Речь Тараса Бульбы о товариществе". 7-й класс 2016
Цели урока: рассмотреть речь Тараса Бульбы с риторических позиций, показать её композиционное значение и роль для раскрытия характера Тараса Бульбы, познакомить с элементами риторического анализа речи, продолжить формирование собирать и систематизировать материал для характеристики литературного героя; воспитывать чувство любви к Родине.
-
Методическая разработка "Использование мультимедийных технологий на уроках литературы" 2023
Цель работы заключается в разработке методов, позволяющих использовать мультимедийные технологии на уроках литературы.
-
Методическая разработка "Осень слов в поэзии С.Есенина" (урок словесности в 5-м классе) 2008
Представленные формы работы на уроке помогут учащимся прикоснуться к истокам лиризма есенинской поэзии: проследить образный звуковой ряд, выбор средств художественной выразительности. Занятие предполагает развитие личности прежде всего через восприятие художественного текста, которое способствует развитию наглядно-образного мышления в процессе сотворчества (интерпретации).