Литература
-
Методика и психология изучения русского классического текста на уроках русского языка и литературы 2008
Методический принцип активной коммуникации предполагает комплексное рассмотрение содержания текста и его динамическую интерпретацию. Анализ текста на уроках русского языка носит исследовательский, творческий характер, предполагающий опору на знания и речевую интуицию. На уроке литературы в первую очередь обращаемся к исследованию ученического восприятия, его общения с миром авторских образов и идей.
-
Методика обучения смысловому чтению на уроках русского языка и литературы 2020
представлена методика обучения смысловому чтению на уроках русского языка и литературы.
-
Методика организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС на уроках русского языка и литературы 2022
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной проектно-исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Учитель должен организовать работу детей так, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
-
Методика проведения открытого урока в технологии французских мастерских: "Роман М.А. Шолохова - роман о коллективизации" 2009
На уроке стоит задача нового прочтения романа М.А. Шолохова «Поднятая целина» на основе современных исторических знаний о коллективизации и современного уровня нравственно-философских понятий о мире и человеке. Использована нестандартная форма урока – технология французских мастерских.
-
Методика проведения практических работ по литературе 2012
Как сделать изучение литературы делом, жизненно важным для подростков? Как пробудить в них интерес к серьезному чтению? Эти цели будут достигнуты, если учитель по-иному будет преподносить учащимся произведения мировой классики.
-
«Методика работы с текстовой информацией на уроках литературы с применением технологии деятельностного метода обучения» 2021
Предлагаю интегрированный урок литературы «Тема раскола (противоборство светской и духовной власти) в литературе и искусстве» по системе деятельностного подхода, который затрагивает предметное информационное пространство курсов истории, литературы и МХК. Тема «Житие протопопа Аввакума им самим написанное» продолжает раздел курса «Древнерусская литература», посвященный духовной литературе и жанру жития. Этот материал раскрывает истоки отечественной прозы и подготавливает к восприятию всей последующей литературы в историко-литературном контексте. Данный урок способствует формированию ключевых компетенций учащихся: выявлять определённые закономерности изучаемого исторического процесса, прослеживать причинно-следственные связи невысказанные в тексте напрямую, интерпретировать их и соотносить с общей идеей урока, что позволяет создать целостное представление о борьбе "священства" и "царства" в России в XVII веке и его влиянии на культуру страны.
-
Методика создания литературного клуба для учащихся младших классов 2016
Статья раскрывает особенности создания литературного клуба в начальной школе. Литературный клуб в начальной школе – это сложный организм, создание которого, а главное - удержание и развитие, требует колоссальной энергии. Непринужденная обстановка клуба, дружелюбная атмосфера, располагающая к совместному коллективному творчеству, – обязательное условие каждого заседания. Литературный клуб - это благотворная возможность творческого единения с детьми.
-
Методичекая разработка урока литературы на тему "Речь Тараса Бульбы о товариществе". 7-й класс 2016
Цели урока: рассмотреть речь Тараса Бульбы с риторических позиций, показать её композиционное значение и роль для раскрытия характера Тараса Бульбы, познакомить с элементами риторического анализа речи, продолжить формирование собирать и систематизировать материал для характеристики литературного героя; воспитывать чувство любви к Родине.
-
Методическая разработка "Использование мультимедийных технологий на уроках литературы" 2023
Цель работы заключается в разработке методов, позволяющих использовать мультимедийные технологии на уроках литературы.
-
Методическая разработка "Осень слов в поэзии С.Есенина" (урок словесности в 5-м классе) 2008
Представленные формы работы на уроке помогут учащимся прикоснуться к истокам лиризма есенинской поэзии: проследить образный звуковой ряд, выбор средств художественной выразительности. Занятие предполагает развитие личности прежде всего через восприятие художественного текста, которое способствует развитию наглядно-образного мышления в процессе сотворчества (интерпретации).
-
Методическая разработка "Работа над афоризмом. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку" 2010
Предложенные формы работы с афоризмами дают прекрасную возможность проводить системную подготовку учащихся 11-х классов к написанию творческой работы. Этапы работы при планировании изучения темы позволяют рассмотреть афоризм как литературный жанр с разных позиций.
-
Методическая разработка "Формирование культуры восприятия лирического произведения в 5–9-х классах в условиях классов малой наполняемости" 2014
Цель методической разработки – на основе анализа научной и методической литературы и многолетней практики обосновать и разработать методику формирования культуры восприятия лирического произведения в 5–9-х классах малокомплектной школы, учитывающую особенности поэтического языка, способствующую углублению восприятия лирического произведения и развивающую эмоциональную сферу учащихся 5–9-х классов в процессе изучения лирики.
-
Методическая разработка (план) урока "Мифологизмы мышления древних славян. Существа, составляющие близкое окружение человека" 2009
Занятие строится по принципу проекта, основным видом деятельности становится групповая работа. В ходе освоения темы каждая группа готовит и представляет определенный блок информации о домовых, кикиморах, овинниках. На основании этого материала анализируются произведения фольклора и литературы: заговоры и пословицы, статьи А.Блока и В.Даля, отрывки из повести В.Распутина "Прощание с Матерой", стихотворения С.Есенина о деревьях.
-
Методическая разработка «Истоки русского реализма» 2016
Методическая разработка представляет собой лекционный материал, отражающий зарождение, становление и развитие русского реализма от истоков до первой четверти XIX века. Лекция состоит из теоретического курса, разработанного преподавателем и включенного в программу изучения отечественной литературы на втором курсе по специальности «Библиотековедение».
-
Методическая разработка «По страницам жизни великого поэта…» 2016
Цель проекта: погрузить кадет в атмосферу художественной и творческой жизни М.Ю.Лермонтова, воссоздать образ поэта как личности, который может служить примером трудолюбия, храбрости и целеустремлённости; развивать навыки творческого восприятия и выразительного чтения произведений М.Ю.Лермонтова как на занятиях, так и внеурочное время; воспитывать желание понять внутренний мир поэта, пробудить творческий процесс у воспитанников «пробы пера».
-
Методическая разработка «По страницам жизни великого поэта…» 2016
Данный интегрированный проект представляет собой подбор и систематизацию литературного и музыкального материала по творчеству М.Ю. Лермонтова, который может быть использован как на занятиях гуманитарного цикла, дополнительного образования, так и во внеклассных мероприятиях.
-
Методическая разработка вечера в литературной гостиной: "Играем свадьбу" 2010
Театрализованное действо "Играем свадьбу" воспитывает у учащихся интерес к национальным традициям, обычаям, ритуалам. По большому счёту, подобные мероприятия способствуют патриотическому и духовному воспитанию молодёжи.
-
Методическая разработка внеклассного (интегрированного) мероприятия "Рукотворные мерки в литературных произведениях". 6–7-е классы 2019
Цель внеклассного мероприятия: формирование представления о единстве школьных дисциплин в понимании целостности окружающего мира.
-
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Суди меня по кодексу любви" к 100-летию Расула Гамзатова 2024
Тема патриотизма, любви к матери, уважения к женщине, бережного отношения к памяти народа – те вопросы, которые раскрывает в своём творчестве Расул Гамзатович Гамзатов. На уроках литературы изучению художественных произведений народов России уделяется мало времени, поэтому внеклассная работа помогает преодолеть дефицит учебного времени, в неформальной обстановке познакомиться с биографией и творчеством этих писателей и поэтов. Внеклассное мероприятие «Суди меня по кодексу любви» приурочено к 100-летию Расула Гамзатова и проведено в неделю словесности. Представляет собой литературно-музыкальную композицию, основанную на биографии поэта с использованием его произведений. Методическая разработка внеклассного мероприятия предназначена для использования учителями средней школы и педагогами дополнительного образования для подготовки и проведения внеклассного мероприятия в форме литературно-музыкальной гостиной. Рассчитана на обучающихся 7–11-х классов. Направлена на формирование интереса обучающихся к изучению литературы народов России, воспитание эстетического восприятия мира через поэзию и патриотизма. Рекомендовано для проведения в неделю словесности.
-
Методическая разработка внеклассного мероприятия на русской литературе "Мир А.С. Пушкина" 2008
Методическая разработка дает представление о А.С. Пушкине как о человеке неординарном, позволяет провести параллели между прошлым и настоящим. Представленный материал может быть использован при проведении внеклассной работы, при оформлении литературной газеты, альманаха.
-
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе "Шел на Берлин Отчизны сын и сын полка…" (по повести В.П. Катаева "Сын полка") с использованием ИКТ 2011
Вечер памяти предполагает знакомство учащихся с темой сиротства во время Великой Отечественной войны, правдиво воссоздает жизнь детей военной поры.
-
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе. «Круглый стол» «Как найти своего мальчишеского бога?» 2019
Форма мероприятия - встреча с писателем и последующее обсуждение книги в форме эвристической беседы - является эффективной. Возможность задать вопросы писателю, послушать отрывки из книги, взять книгу с автографом в руки – все это способствует привитию интереса к чтению. Само обсуждение книги построено на принципе медленного чтения «вслед за автором». Правильно составленные вопросы позволяют ученикам задуматься над важными проблемами (Как сделать свою жизнь интересной? Как преодолеть страх? Как заслужить уважение окружающих? Как научиться любить родную землю?). Материал можно использовать на уроках литературы, во время предметной недели. Материал предназначен для учащихся 12–14 лет.
-
Методическая разработка внеурочного мероприятия «Героизм трудового фронта» 2020
Внеурочное мероприятие посвящено теме трудового подвига народа во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Многие дети на вопрос про родственников – участников войны часто отвечают, что в их семье таких нет, потому что никто не воевал, не понимая, что, как правило, если родственники не участвовали в сражениях, то они трудились в тылу. Работа на заводах, в колхозах, в научных институтах и т.п. не воспринимается как участие в войне и вклад в победу. Задача мероприятия показать роль трудового тыла в Победе над врагом и важность каждой семьи в этом.
-
Методическая разработка для проведения интегрированного урока литературного чтения и музыки (3-й класс) 2005
В статье представлена методическая разработка интегрированного урока литературного чтения и музыки для 3-го класса по теме “Осенняя природа в произведениях И.А. Бунина “Листопад” и П.И. Чайковского “Времена года””. Интеграция позволяет развивать умение сравнивать и соотносить поэтическое и музыкальное произведение по содержанию и выделять главное.
-
Методическая разработка завершающего урока по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" (8-й класс) 2009
Представленный вашему вниманию урок-спектакль, урок – погружение в мир гоголевских героев проводится в конце изучения комедии Н.В. Гоголя, подводит итог изученному материалу, даёт учителю возможность не только определить степень усвоения материала, но и реализовать творческие возможности учеников.
-
Методическая разработка занятия внеурочной деятельности на тему "Малиновский А.С. Открытие уникального иконописца – Григория Журавлева" 2015
Произведения самарских писателей помогают учащимся познать край, где жили и творили писатели, а также литературные произведения разных жанров. Ведь именно в родном крае сохранились многие документы и свидетельства, способствующие воспитанию у школьников любви и уважения к нашему краю, формированию чувства кровного родства с его прошлым и настоящим.
-
Методическая разработка занятия по литературе по повести В.Г. Распутина "Живи и помни" 2011
Занятие составлено как прочтение отдельных эпизодов повести. Слайды презентации с использованием иллюстраций и кадров картины Александра Прошкина (2007) помогут в этом прочтении. Война – причина не только физической гибели людей, но и духовной, потому что если в сильных она воспитывала стойкость, героизм, то в сердцах слабых – трусость, жестокость, отчаяние.
-
Методическая разработка и презентация к проведению занятия по повести В.Г. Распутина "Пожар" "Что ты есть, молчаливая наша земля?.." 2012
На уроке поднимается вопрос о нравственной проблематике современной прозы на примере повести В.Г. Распутина «Пожар»; рассматривается идейный замысел, проблемы произведения.
-
Методическая разработка интегрированного занятия по теме «Проблема счастья» (на примере поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо») 2016
Занятие направлено на повторение, обобщение и систематизацию материала по дисциплинам "Литература" и "Обществознание". Через повторение и систематизацию темы "Духовная сфера" рассматривается проблема "счастья" в поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".
-
Методическая разработка интегрированного урока литературы и истории в 11-м классе на тему "Человек в тоталитарном государстве" 2013
Цели урока: актуализировать и систематизировать имеющиеся знания обучающихся по темам: "Тоталитарное государство" и "Взаимосвязь человека и тоталитарной системы в рассказе Солженицына А.И. "Один день Ивана Денисовича"; контроль сформированности усвоения информации из разных источников по пройденной теме.