Метод проекта на современном уроке литературы

Разделы: Литература


Проект рассчитан на 5 уроков и на работу во внеурочное время.

Ставим перед учащимися основополагающий вопрос: “Как сохранить равновесие между милосердием и справедливостью?” Формируем группы исследования, распределяем задачи и обсуждаем возможные методы исследования.

В результате работы образуем 4 группы, рассматривающие следующие темы:

  1. “Духовный поединок Иешуа и Понтия Пилата”,
  2. “Цель визита Воланда в Москву”,
  3. “Кто несет слово истины в романе?”,
  4. “Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого любит...”

Работа в группах по обсуждению проблемных вопросов, постановке цели и задачи и выдвижению гипотезы.

1-я группа.

Вопрос: “Кто сильнее: грозный прокуратор Иудеи или бродячий философ Иешуа Га-Ноцри?”

Цель: через сопоставление образов данных героев рассмотреть проблему милосердия и справедливости.

Задачи: сравнить образы данных героев; выяснить, кто из них духовно сильнее; проследить, как под влиянием Иешуа меняется характер Понтия Пилата.

Гипотеза: в ходе вечной борьбы добра и зла побеждают справедливость, истина, милосердие.

План исследования:

  1. Описание Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата.
  2. Столкновение двух миров.
  3. Сила убеждения Иешуа.
  4. Трусость Понтия Пилата и наказание за нее.
  5. Позднее раскаяние.
  6. Победа справедливости и милосердия.

2-я группа.

Вопрос. “Почему Князь Тьмы совершает в романе Булгакова не только злые, но и добрые поступки?”

Цель: рассмотреть образы Воланда и его свиты с точки зрения справедливого воздаяния за добро и зло.

Задачи: выяснить, какова функция Князя Тьмы в романе; понять, за что наказывает Воланд.

Гипотеза: Воланд наказывает или награждает людей в зависимости от их заслуг, по справедливости.

План исследования:

  1. Воланд и его свита.
  2. Кого и за что наказывает Воланд?
  3. Какова цель “ужасных опытов” в “Варьете”?
  4. К кому проявляет Воланд снисхождение и... милосердие?
  5. Функция Князя Тьмы в романе.

3-я группа.

Вопрос: “Почему Мастера можно назвать учеником Иешуа, а Ивана Бездомного -— учеником Мастера?”

Цель: анализ образов Мастера и Ивана Бездомного с точки зрения справедливости и истины.

Задачи: понять, достоин ли Мастер своего героя Иешуа; проследить эволюцию образа Ивана Бездомного.

Гипотеза: в романе слово истины несут Иешуа и его последователи: Левий Матвей, Мастер и Иван Бездомный, поэтому их можно назвать учениками.

План исследования:

  1. Что такое истина?
  2. Судьба Мастера.
  3. Достоин ли Мастер Иешуа?
  4. Эволюция образа Ивана Бездомного.
  5. Почему Иван Бездомный заслужил доверие Мастера?

4-я группа.

Вопрос: “Как через образ Маргариты решается проблема милосердия и справедливости?”

Цель: выяснить, что ближе героине: милосердие или справедливость.

Задачи: рассмотреть образ главной героини; проследить эволюцию взаимоотношений Мастера и Маргариты; понять, на что способна Маргарита ради своего возлюбленного.

Гипотеза: Для Маргариты торжество возмездия и справедливости выше милосердия, она готова мстить обидчикам Мастера.

План исследования:

  • История любви Мастера и Маргариты.
  • Мотив соблазна.
  • Маргарита в борьбе за свою любовь.
  • Зеркальный образ в Ершалаимском тексте.
  • В чем смысл сцены прощения Фриды?

Таким образом план исследования — 1 этап.

2-й этап — обсуждение, предложения, координация действий группы.

3-й этап — ребята подбирают наиболее значимые цитаты из текста романа, аргументы.

4-й этапвывод, итоги исследования:

1-я группа. “Иешуа не отступил от истины, готов идти к ней при помощи убеждения, слова, прощает Пилата и, подтвердив, что казни не было, предоставляет ему возможность успокоить свою совесть. Это возвысило и обессмертило его. Иешуа заслужил “свет”. Пилат, предав Иешуа, лишается покоя, он тоже получает бессмертие, но оно рождает в душе ужас, “более всего в мире он ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу”. Следовательно, Иешуа духовно сильнее Понтия Пилата”.

2-я группа. “Цель визита Воланда в Москву заключается не только в желании убедиться в том, что время не меняет людей, но и исполнить роль судьи, который несет справедливость и каждому воздает по заслугам”.

3-я группа. “Спустя 2 тысячи лет после казни Иешуа появляется Мастер, которого можно назвать учеником Иешуа, он несет слово истины, но, как и Пилат, испугался действительности. Далее слово истины, которое заключается в торжестве добра, милосердия, всепрощения, несет Иван Николаевич Понырев”.

4-я группа. “Маргарите ближе справедливость, но и милосердие ей не чуждо”.

5-й этап. Подготовка макета презентации и буклета.

6-й этап. Защиту проектов целесообразно провести в форме конференции.

Домашнее задание.

1) Создать презентацию и буклет по теме, подготовиться к защите проекта.

2) Назначаем оппонентов для каждой группы. Они знакомятся с ходом исследования и выводами, готовят вопросы и рецензии.) Ребята представляют свое исследование в виде мультимедийной презентации.

“Все будет правильно, на этом построен мир”, — заверил Воланд. Иешуа считает, что милосердие превыше справедливости. Справедливость, в представлении Булгакова, не сводится к наказанию, она не может существовать без милосердия. ГАРМОНИЯ МИРА заключается в соединении жестокой справедливости Воланда и бесконечном милосердии Иешуа. От каждого из нас зависит, насколько гармоничен будет наш мир.