Проект рассчитан на 5 уроков и на работу во внеурочное время.
Ставим перед учащимися основополагающий вопрос: “Как сохранить равновесие между милосердием и справедливостью?” Формируем группы исследования, распределяем задачи и обсуждаем возможные методы исследования.
В результате работы образуем 4 группы, рассматривающие следующие темы:
- “Духовный поединок Иешуа и Понтия Пилата”,
- “Цель визита Воланда в Москву”,
- “Кто несет слово истины в романе?”,
- “Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого любит...”
Работа в группах по обсуждению проблемных вопросов, постановке цели и задачи и выдвижению гипотезы.
1-я группа.
Вопрос: “Кто сильнее: грозный прокуратор Иудеи или бродячий философ Иешуа Га-Ноцри?”
Цель: через сопоставление образов данных героев рассмотреть проблему милосердия и справедливости.
Задачи: сравнить образы данных героев; выяснить, кто из них духовно сильнее; проследить, как под влиянием Иешуа меняется характер Понтия Пилата.
Гипотеза: в ходе вечной борьбы добра и зла побеждают справедливость, истина, милосердие.
План исследования:
- Описание Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата.
- Столкновение двух миров.
- Сила убеждения Иешуа.
- Трусость Понтия Пилата и наказание за нее.
- Позднее раскаяние.
- Победа справедливости и милосердия.
2-я группа.
Вопрос. “Почему Князь Тьмы совершает в романе Булгакова не только злые, но и добрые поступки?”
Цель: рассмотреть образы Воланда и его свиты с точки зрения справедливого воздаяния за добро и зло.
Задачи: выяснить, какова функция Князя Тьмы в романе; понять, за что наказывает Воланд.
Гипотеза: Воланд наказывает или награждает людей в зависимости от их заслуг, по справедливости.
План исследования:
- Воланд и его свита.
- Кого и за что наказывает Воланд?
- Какова цель “ужасных опытов” в “Варьете”?
- К кому проявляет Воланд снисхождение и... милосердие?
- Функция Князя Тьмы в романе.
3-я группа.
Вопрос: “Почему Мастера можно назвать учеником Иешуа, а Ивана Бездомного -— учеником Мастера?”
Цель: анализ образов Мастера и Ивана Бездомного с точки зрения справедливости и истины.
Задачи: понять, достоин ли Мастер своего героя Иешуа; проследить эволюцию образа Ивана Бездомного.
Гипотеза: в романе слово истины несут Иешуа и его последователи: Левий Матвей, Мастер и Иван Бездомный, поэтому их можно назвать учениками.
План исследования:
- Что такое истина?
- Судьба Мастера.
- Достоин ли Мастер Иешуа?
- Эволюция образа Ивана Бездомного.
- Почему Иван Бездомный заслужил доверие Мастера?
4-я группа.
Вопрос: “Как через образ Маргариты решается проблема милосердия и справедливости?”
Цель: выяснить, что ближе героине: милосердие или справедливость.
Задачи: рассмотреть образ главной героини; проследить эволюцию взаимоотношений Мастера и Маргариты; понять, на что способна Маргарита ради своего возлюбленного.
Гипотеза: Для Маргариты торжество возмездия и справедливости выше милосердия, она готова мстить обидчикам Мастера.
План исследования:
- История любви Мастера и Маргариты.
- Мотив соблазна.
- Маргарита в борьбе за свою любовь.
- Зеркальный образ в Ершалаимском тексте.
- В чем смысл сцены прощения Фриды?
Таким образом план исследования — 1 этап.
2-й этап — обсуждение, предложения, координация действий группы.
3-й этап — ребята подбирают наиболее значимые цитаты из текста романа, аргументы.
4-й этап — вывод, итоги исследования:
1-я группа. “Иешуа не отступил от истины, готов идти к ней при помощи убеждения, слова, прощает Пилата и, подтвердив, что казни не было, предоставляет ему возможность успокоить свою совесть. Это возвысило и обессмертило его. Иешуа заслужил “свет”. Пилат, предав Иешуа, лишается покоя, он тоже получает бессмертие, но оно рождает в душе ужас, “более всего в мире он ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу”. Следовательно, Иешуа духовно сильнее Понтия Пилата”.
2-я группа. “Цель визита Воланда в Москву заключается не только в желании убедиться в том, что время не меняет людей, но и исполнить роль судьи, который несет справедливость и каждому воздает по заслугам”.
3-я группа. “Спустя 2 тысячи лет после казни Иешуа появляется Мастер, которого можно назвать учеником Иешуа, он несет слово истины, но, как и Пилат, испугался действительности. Далее слово истины, которое заключается в торжестве добра, милосердия, всепрощения, несет Иван Николаевич Понырев”.
4-я группа. “Маргарите ближе справедливость, но и милосердие ей не чуждо”.
5-й этап. Подготовка макета презентации и буклета.
6-й этап. Защиту проектов целесообразно провести в форме конференции.
Домашнее задание.
1) Создать презентацию и буклет по теме, подготовиться к защите проекта.
2) Назначаем оппонентов для каждой группы. Они знакомятся с ходом исследования и выводами, готовят вопросы и рецензии.) Ребята представляют свое исследование в виде мультимедийной презентации.
“Все будет правильно, на этом построен мир”, — заверил Воланд. Иешуа считает, что милосердие превыше справедливости. Справедливость, в представлении Булгакова, не сводится к наказанию, она не может существовать без милосердия. ГАРМОНИЯ МИРА заключается в соединении жестокой справедливости Воланда и бесконечном милосердии Иешуа. От каждого из нас зависит, насколько гармоничен будет наш мир.