Цель: посредством анализа текста произведения и составления ЛСМ формировать у обучающихся собственную позицию относительно событий, отраженных в романе А. Н. Толстого.
Задачи.
- Формировать знания по теме "Космос" на основе полученной информации, позволяющей видеть мир в его целостности.
- Способствовать развитию умений и навыков работы с текстом в творческих исследовательских группах.
- Обучать формулировать проблему текста, определять авторскую позицию, формулировать собственную позицию, оценивать утверждения, сделанные в процессе урока, исходя из своих представлений о мире.
- Обучать отвечать аргументированно, приводя для доказательства своей позиции примеры из текста.
- Обучать написанию сочинений-рассуждений по произведениям художественной литературы.
- Обучать работать в коллективе.
УУД:
Личностные: оценивать поступки, объяснять нравственные оценки и мотивы, самоопределяться в системе ценностей, пользоваться правилами поведения, общими для всех людей, в том числе для выхода из конфликтов, признавать свои плохие поступки и отвечать за них.
Регулятивные: определять цель, самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему занятия и составлять план, самостоятельно исправлять ошибки, действовать по плану, оценивать степень успешности и достижения цели по критериям, определять причины успеха и неуспеха.
Познавательные: находить информацию в текстах, таблицах и других источниках, в том числе используя ИКТ, владеть разными видами чтения: вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию.
Коммуникативные: доносить свою позицию, понимать других, сотрудничать, участвовать в диалоге: слушать и слышать другого, создавать устные и письменные тексты для решения задач общения с помощью учителя и самостоятельно, работать в паре, в группах в разных ролях, предотвращать и преодолевать конфликты - идти на взаимные уступки, уметь договариваться.
Этап урока (Приложение)
1. Мотивация к учебной деятельности
Цель: вырабатывать на личностно значимом уровне внутренней готовности реализации нормативных требований учебной деятельности.
2. Актуализация и пробное учебное действие.
Цель: подготовка мышления учащихся и организация ими внутренней потребности к построению нового знания.
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель: подвести обучающихся к осознанию того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: выбор способа и средств их реализации.
5. Реализация построенного проекта и решение исходной задачи.
Цель: обучающиеся должны построить новое знание и формировать умение его применения на практике.
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Цель: обучающиеся должны усвоить новый способ действия.
Аутотренинг-релаксация:
Путешествие на Марс
7. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: включить новый способ действия в систему знаний.
8. Рефлексия учебной деятельности на занятии.
Цель: обучающиеся оценивают результаты своей деятельности, осознают метод построения и границ применения нового способа действия.
9. Дифференцированное домашнее задание
Приложение 1. На протяжении урока ученики самостоятельно проводят пролонгированное оценивание. Листы оценивания лежат на столах. Итоговую оценку выставляет учитель после проверки рабочих тетрадей с учетом баллов обучающихся.
Приложение 2. Рабочая тетрадь ученика.
Приложение 3. Эпизод для театрализации.
Приложение 4. Время по этапам (для хранителей времени).
Приложение 5. Презентация к уроку.
Приложение 6. Синквейны (домашнее задание)