Метапредметный урок по курсу "Вокруг тебя – мир" "Шаги навстречу". 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Комментарий: Так как данный урок претендует на метапредметность, то при его проведении наполнить содержание каждого этапа работы по рассказу Е.Носова “Тридцать зёрен” можно по усмотрению учителя, сохраниться должны только цели, задачи и общая логика урока.

Цель урока: формирование гуманитарной личности через представление о “движении души” в художественном тексте.

Задачи, направленные на формирование личностных универсальных учебных действий (УДД):

– научить способам смыслоообразования с помощью тестов художественно произведения;
– познакомить с ситуациями морального выбора;
– сформировать ориентировку на нравственно-этическое содержание поступков и событий.

Задачи, направленные на развитие регулятивных УДД:

– спровоцировать приёмы самооценивания, саморегуляции в процессе решения заданий-ловушек.

Задачи, направленные на развитие познавательных УУД:

– совершенствовать навыки анализа художественного текста;
– вспомнить жанр притчи.

Оборудование:

– Презентация для интерактивной доски “Шаги навстречу”. (Приложение № 1) (для просмотра файла необходимо иметь установленное программное обеспечение для интерактивной доски SMART Board)
– Изображение ступни со стихотворением Н.Заболоцкого “Не позволяй душе лениться”. (Приложение № 2).

Литература:

– Учебное пособие “Вокруг тебя – Мир” для 6-го класса.
– Материалы сайта psy.msu.ru.
– Материалы сайта syntone.ru.

Ход урока

Вы на географии сегодня рассматривали движение. Продолжим и на уроке литературы говорить о нём.

Слайд №1. Видите волны? Это не анимация, а статическая картинка! О волнах можно говорить на уроке географии. А о каком движении можно говорить на уроках литературы или курса “Вокруг тебя – мир”? Что изучает литература? Это загадка для ума.

Урок “Вокруг тебя – мир” и движение?

Чтобы отгадать эту загадку, нам надо сделать несколько шагов, шагов навстречу друг другу. На пути будут подсказки, где они, я говорить не буду, вы сами должны догадаться. А я только скажу: “Ищи подсказку”.

Что необходимо будет делать, чтобы следить за моими подсказками. (Быть внимательными)

Слайд № 2. Первая подсказка – ищи подсказку на дороге.

Мотивация “Бегущий салатовый круг”.

Розовые кружочки на сером фоне. Всё абсолютно розовое. Но если сконцентрироваться на позитивном знаке “плюс”, который находится в середине, то случится чудо: бегущий кружок становится зеленым! Смотрим долго и розовые кружки исчезают – остаётся только зелёный. Поморгайте глазами и розовые кружки вернутся.

– Какая первая отгадка? (Иллюзия действия, зелёный свет). Не верь глазам своим!

Итак, даём зелёный свет уроку!

А какие кружочки двигались? Розовые или зелёный? А было ли вообще движение? Иллюзия движения.

Слайд № 3. Вторая подсказка – страницы 90-91. Учебное пособие “Вокруг тебя – мир” для 6-го класса.

– А для чего я вам это показала? Не спешите, не читайте ответы на странице 90-91. Подумайте. Трудно? Начали читать. Жаль. Значит, вы человек нетерпеливый, не любящий задумываться над поставленными вопросами, скорее надеетесь на свою интуицию, нежели на работоспособность и знания, да и не очень уверены в себе. Но это отступление. Двигаемся дальше…

Итак, стр.90-91 может быть нам даст отгадку? Евгений Носов написал рассказ “Тридцать зёрен”. Давайте прочитаем его. (Стр. 90-91).

– Кто–то уже отгадал, что за движение в произведениях литературы, которые мы с вами читали?

Движение души. (Дополнительный материал. ДУША (др.-евр. ruah, греч. psyche, лат. anima) — духовная сущность человека, особое начало, противопоставленное телесному и определяющее жизнь, способности и личность человека).

Слайд №3. Задание-ловушка. Виссарион Григорьевич Белинский говорил, что “у души, как и у тела, есть своя гимнастика, без которой душа чахнет, впадает в бездействие.

Виссарион Белинский
(русский мыслитель, писатель, литературный
критик, публицист, философ-западник.)

Есть гимнастика для ума, а есть, значит, гимнастика для души. Давайте придумаем упражнения для души. (5 минут)

Слайд №4.

– А в чём сила души? (Например, в сердце)

– А в чём энергия души? Мы берём энергию из пищи? (Например, из смелости).

– А что такое паралич души? (Например, равнодушие).

– А одежда души? Мысли

Движемся дальше, всё-таки мы на уроке “Вокруг тебя – Мир”.

А теперь расскажите историю, рассказанную Носовым, от имени героев: писателя и синички. Это и будет следующей подсказкой. (Составление детьми рассказов. В виде плана, основных событий, а подробности добавите устно).

После рассказов детей спросить.

– О каких действиях вы говорили? О внутренних или внешних?

У кого из персонажей было движение души?

А теперь следующая подсказка. Жанр произведения?

Слайд №5. Такие произведения, которые можно назвать произведения о движении души, называются притчами. То есть Притча — маленькая нравоучительная история вроде басни, но без морали, без прямого поучения. Мораль каждый должен извлечь из нее сам.

Хоть в заголовке жанр данного произведения и обозначении как рассказ, но если подумать, то есть все черты рассказа-притчи. Так как в иносказательной форме представлены отношения человека и природы, человека и человека. Давайте найдём в тексте слова и выражения, которые нам говорят о том, что это не просто рассказ о человеке и птице: (сантиметр за сантиметром приближалась по линейке, на которой была отмерена её судьба; пугаясь шума собственных крыльев; в неведомый мир; научили зажигать это солнце, научили насыпать тебе конопляных зёрнышек; это и называется у нас – Человек; должны что-то делать; Этим они помогают друг другу, такую книгу, чтобы каждый, кто прочитает её, положил бы на своём окне по тридцать конопляных зёрен).

Физкультминутка

1 игра. Дети встают спиной в круг, в середине остаётся один ученик. Тот, кто в середине, должен сделать за 1 минуту что-то такое, чтобы все участники круга повернулись к нему.

Если все повернулись, то спросить почему?
Если кто-то или все не повернулись, то тоже почему?

2 игра. Все встают лицом в круг, а один садится в центре. Все должны сделать за 1 минуту так, чтобы тот, кто в центре, встал.

Анализ результатов по той же схеме

– Можно ли сказать, что тот, кто обращал внимание на себя, словно раскладывал зёрнышки на пути к себе и другим.

– О чём мы говорили на уроке? О действиях и движении в человеческих отношениях.

– А кто ещё из героев курса “Вокруг тебя – мир” проложил на линейке своей жизни тридцать зёрен? (Шаварш Карапетян, спасший 20 человек, оказавшихся в тонущем троллейбусе; крестьянин, спасший таможенника и его семью в разгул стихии и т.д.)

– О каких движениях мы говорили? А почему упоминали и иллюзии? Вспомните зевак, которые описаны в балладе “Песнь о благородном человеке”. Можно назвать их жизнь, движения иллюзиями?

Рефлексия

Мой путь, или мои “тридцать зёрен” на пути к пониманию мира. Слайд №6. Что такое движение души? Продолжи предложение Движение души – это… (Ответы детей учитель фиксирует на интерактивной доске).

Домашнее задание “Письмо”

Напишите в нём, почему надо прочитать рассказ, чему он вас научил на уроке, о чём заставил задуматься. А на следующем уроке отправьте эти письма своим одноклассникам.

Слайд 7-8 – Этот мир хрупок. Всё в наших руках. Ещё одна загадка. (В руках у детей появляется нарисованная ступня человека, на обратной стороне которой напечатано стихотворение Н.Заболоцкого “Не позволяй душе лениться”.

Николай Заболоцкий

НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
1958 г.