Цель урока: формирование гуманитарной личности через представление о “движении души” в художественном тексте.
Задачи, направленные на формирование личностных универсальных учебных действий (УДД):
– научить способам смыслоообразования с помощью тестов художественно произведения;
– познакомить с ситуациями морального выбора;
– сформировать ориентировку на нравственно-этическое содержание поступков и событий.
Задачи, направленные на развитие регулятивных УДД:
– спровоцировать приёмы самооценивания, саморегуляции в процессе решения заданий-ловушек.
Задачи, направленные на развитие познавательных УУД:
– совершенствовать навыки анализа художественного текста;
– вспомнить жанр притчи.
Оборудование:
– Презентация для интерактивной доски “Шаги навстречу”. (Приложение № 1) (для просмотра файла необходимо иметь установленное программное обеспечение для интерактивной доски SMART Board)
– Изображение ступни со стихотворением Н.Заболоцкого “Не позволяй душе лениться”. (Приложение № 2).
Литература:
– Учебное пособие “Вокруг тебя – Мир” для 6-го класса.
– Материалы сайта psy.msu.ru.
– Материалы сайта syntone.ru.
Ход урока
Вы на географии сегодня рассматривали движение. Продолжим и на уроке литературы говорить о нём.
Слайд №1. Видите волны? Это не анимация, а статическая картинка! О волнах можно говорить на уроке географии. А о каком движении можно говорить на уроках литературы или курса “Вокруг тебя – мир”? Что изучает литература? Это загадка для ума.
Урок “Вокруг тебя – мир” и движение?
Чтобы отгадать эту загадку, нам надо сделать несколько шагов, шагов навстречу друг другу. На пути будут подсказки, где они, я говорить не буду, вы сами должны догадаться. А я только скажу: “Ищи подсказку”.
Что необходимо будет делать, чтобы следить за моими подсказками. (Быть внимательными)
Слайд № 2. Первая подсказка – ищи подсказку на дороге.
Мотивация “Бегущий салатовый круг”.
Розовые кружочки на сером фоне. Всё абсолютно розовое. Но если сконцентрироваться на позитивном знаке “плюс”, который находится в середине, то случится чудо: бегущий кружок становится зеленым! Смотрим долго и розовые кружки исчезают – остаётся только зелёный. Поморгайте глазами и розовые кружки вернутся.
– Какая первая отгадка? (Иллюзия действия, зелёный свет). Не верь глазам своим!
Итак, даём зелёный свет уроку!
А какие кружочки двигались? Розовые или зелёный? А было ли вообще движение? Иллюзия движения.
Слайд № 3. Вторая подсказка – страницы 90-91. Учебное пособие “Вокруг тебя – мир” для 6-го класса.
– А для чего я вам это показала? Не спешите, не читайте ответы на странице 90-91. Подумайте. Трудно? Начали читать. Жаль. Значит, вы человек нетерпеливый, не любящий задумываться над поставленными вопросами, скорее надеетесь на свою интуицию, нежели на работоспособность и знания, да и не очень уверены в себе. Но это отступление. Двигаемся дальше…
Итак, стр.90-91 может быть нам даст отгадку? Евгений Носов написал рассказ “Тридцать зёрен”. Давайте прочитаем его. (Стр. 90-91).
– Кто–то уже отгадал, что за движение в произведениях литературы, которые мы с вами читали?
Движение души. (Дополнительный материал. ДУША (др.-евр. ruah, греч. psyche, лат. anima) — духовная сущность человека, особое начало, противопоставленное телесному и определяющее жизнь, способности и личность человека).
Слайд №3. Задание-ловушка. Виссарион Григорьевич Белинский говорил, что “у души, как и у тела, есть своя гимнастика, без которой душа чахнет, впадает в бездействие.
Виссарион Белинский
(русский мыслитель, писатель, литературный
критик, публицист, философ-западник.)
Есть гимнастика для ума, а есть, значит, гимнастика для души. Давайте придумаем упражнения для души. (5 минут)
Слайд №4.
– А в чём сила души? (Например, в сердце)
– А в чём энергия души? Мы берём энергию из пищи? (Например, из смелости).
– А что такое паралич души? (Например, равнодушие).
– А одежда души? Мысли
Движемся дальше, всё-таки мы на уроке “Вокруг тебя – Мир”.
А теперь расскажите историю, рассказанную Носовым, от имени героев: писателя и синички. Это и будет следующей подсказкой. (Составление детьми рассказов. В виде плана, основных событий, а подробности добавите устно).
После рассказов детей спросить.
– О каких действиях вы говорили? О внутренних или внешних?
У кого из персонажей было движение души?
А теперь следующая подсказка. Жанр произведения?
Слайд №5. Такие произведения, которые можно назвать произведения о движении души, называются притчами. То есть Притча — маленькая нравоучительная история вроде басни, но без морали, без прямого поучения. Мораль каждый должен извлечь из нее сам.
Хоть в заголовке жанр данного произведения и обозначении как рассказ, но если подумать, то есть все черты рассказа-притчи. Так как в иносказательной форме представлены отношения человека и природы, человека и человека. Давайте найдём в тексте слова и выражения, которые нам говорят о том, что это не просто рассказ о человеке и птице: (сантиметр за сантиметром приближалась по линейке, на которой была отмерена её судьба; пугаясь шума собственных крыльев; в неведомый мир; научили зажигать это солнце, научили насыпать тебе конопляных зёрнышек; это и называется у нас – Человек; должны что-то делать; Этим они помогают друг другу, такую книгу, чтобы каждый, кто прочитает её, положил бы на своём окне по тридцать конопляных зёрен).
Физкультминутка
1 игра. Дети встают спиной в круг, в середине остаётся один ученик. Тот, кто в середине, должен сделать за 1 минуту что-то такое, чтобы все участники круга повернулись к нему.
Если все повернулись, то спросить
почему?
Если кто-то или все не повернулись, то тоже
почему?
2 игра. Все встают лицом в круг, а один садится в центре. Все должны сделать за 1 минуту так, чтобы тот, кто в центре, встал.
Анализ результатов по той же схеме
– Можно ли сказать, что тот, кто обращал внимание на себя, словно раскладывал зёрнышки на пути к себе и другим.
– О чём мы говорили на уроке? О действиях и движении в человеческих отношениях.
– А кто ещё из героев курса “Вокруг тебя – мир” проложил на линейке своей жизни тридцать зёрен? (Шаварш Карапетян, спасший 20 человек, оказавшихся в тонущем троллейбусе; крестьянин, спасший таможенника и его семью в разгул стихии и т.д.)
– О каких движениях мы говорили? А почему упоминали и иллюзии? Вспомните зевак, которые описаны в балладе “Песнь о благородном человеке”. Можно назвать их жизнь, движения иллюзиями?
РефлексияМой путь, или мои “тридцать зёрен” на пути к пониманию мира. Слайд №6. Что такое движение души? Продолжи предложение Движение души – это… (Ответы детей учитель фиксирует на интерактивной доске).
Домашнее задание “Письмо”Напишите в нём, почему надо прочитать рассказ, чему он вас научил на уроке, о чём заставил задуматься. А на следующем уроке отправьте эти письма своим одноклассникам.
Слайд 7-8 – Этот мир хрупок. Всё в наших руках. Ещё одна загадка. (В руках у детей появляется нарисованная ступня человека, на обратной стороне которой напечатано стихотворение Н.Заболоцкого “Не позволяй душе лениться”.
Николай Заболоцкий
НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
1958 г.