Перефразируя известную фразу, скажу так: «Вся наша жизнь – проект». Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и осуществить его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Самые современные области человеческой деятельности основаны на проектировании. Многочисленные исследования показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным типом мышления.
Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся – проектной деятельности. Метод проектов направлен на то, чтобы развивать активное самостоятельное мышление учащихся, умение ориентироваться в информационном пространстве и научить учеников не просто запоминать и воспроизводить знания, которые даёт школа, а уметь применять их на практике. Учитель переходит от задачи «дать новые знания» к задаче «создать условия для получения новых знаний».
Проектной деятельностью я с ребятами занимаюсь второй год. Начала работать с учениками 5 класса: я осваивала новый метод – и они приобретали навыки проектирования. Я считаю, что именно в среднем звене важно дать навыки исследовательской деятельности, чтобы в старших классах выполнение проекта было успешным.
На каких уроках работать над проектом? Предмет определила быстро – литература Дальнего Востока: благодатное содержание курса и огромные возможности проявить творческие способности, т. к. дидактического, наглядно-иллюстративного, познавательно-развлекательного материала почти нет. Зато есть школьный краеведческий музей, материалы которого позволяют проводить исследовательскую работу и создавать свой проектный продукт. Наш музей известен не только в Хабаровском крае, но и в России, много раз приезжали гости из зарубежных стран. В 2008 году в краевом конкурсе школьных музеев мы получили Диплом II степени. Историко-культурным центром при правительстве России музею был присуждён почётный знак «За патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Огромную помощь оказала заведующая музеем И. И. Шеварёва, предоставляя архивы музея и консультируя меня и ребят.
Анализ работы над проектами в 5 и 6 классах позволил мне увидеть изменения, произошедшие за время работы, выявить плюсы и минусы. Рассмотрим их поэтапно. (Приложение 1)
- Погружение в проект.
Первый этап осуществления проекта самый короткий, но очень важный для получения ожидаемых результатов. Мотивация к работе – залог успеха, т. к. служит для осознания обучаемыми социальной и (или) личностной значимости необходимости данного проекта. Ученик определяет: почему это важно для него лично.
Мотивация к проекту по теме «Сказки народов Дальнего Востока» (5 кл.): помочь себе и другим узнать значение слов, увидеть предметы, скрытые за словами; стать непосредственным участником в создании будущих уроков.
Мотивация к проекту по теме «Мифология Дальнего Востока» (6 кл.). Ежегодно в Хабаровском крае проходит конкурс «Край родной дальневосточный». В начале учебного года одна из работ, выполненная моими ребятами в 5 классе, была отправлена на конкурс и заняла 1 место. Это произвело на них большое впечатление. Поэтому они решили создать работы, которые будут в следующем году предоставлены на конкурс; продолжить помогать учителю накапливать творческий материал к урокам.
- Выявление проблемы.
В основе каждого проекта лежит проблема. Нет проблемы – нет проекта. Проблема должна быть актуальна, а её решение должно иметь общественную и практическую значимость. Мы поставили следующие проблемные вопросы.
5 класс: Какую тайну скрывают слова в сказках народов Дальнего Востока? Каким образом через слово в сказках мы приобщаемся к культуре и быту коренных народов Дальнего Востока?
6 класс: Есть ли связь между прошлым и настоящим? Какие мудрые мысли заключены в мифах народов Дальнего Востока? Откуда берёт начало наше мировоззрение?
- Определение темы и целей проекта, задач исследования.
5 класс:
Тема: сказки народов Дальнего Востока.
Цель проекта: на основе текстов дальневосточных сказок раскрыть лексическое значение слов, называющих предметы быта и культуры народов Дальнего Востока.
Задачи проекта: составить картотеку слов, связанных с бытом и культурой народов Дальнего Востока; подобрать справочный и иллюстративный материал; разработать и подготовить итоговую творческую работу, обобщающую накопленный материал.6 класс:
Тема: мифы народов Дальнего Востока.
Цель проекта: увидеть взаимосвязь между прошлым и настоящим, основываясь на мифологию коренных народов Дальнего Востока.Задачи проекта: подобрать и прочитать тексты мифов, научную литературу по выбранной теме; найти материал в школьном музее; создать коллекцию иллюстраций для оформления работы; разработать и подготовить итоговую творческую работу.
Выводы: В 5 классе предложения и формулировки были сделаны мной, обсуждены учащимися и единогласно приняты. Пассивная роль учащихся. В 6 классе: личностное присвоение проблемы, совместный выбор темы. Самостоятельная формулировка цели и задач, обсуждение, уточнение, конкретизация и принятие учащимися. Активная роль учащихся.
Организация деятельности: формирование проектных групп, планирование деятельности по решению задач проекта, выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов и творческого названия проекта каждой группы.
План работы необходим: он позволяет учителю спланировать во времени учебную деятельность, наиболее чётко определить задачи этапа, выявить недоработки, корректировать деятельность учащихся, учитывать индивидуальные особенности учащихся в определении задач и сроков работы. План организует учащихся, учить их планировать свою работу, позволяет видеть работу над проектом в динамике, наиболее понятно определить задачи этапа, корректировать деятельность, определяет индивидуальную значимость в работе над проектом, работа на каждом этапе оценивается.
В 5 классе ребята разделились на 3 группы по желанию, но с учётом разных возможностей учащихся. По моему совету были распределены роли в группах. Совместно спланировали работу класса, каждая группа определила план своей работы. Формы презентации результатов были предложены тоже мной, группа выбрала свою форму.
В 6 классе учащиеся уже сами выбирали количество участников в проекте: парные и индивидуальные. Преимущество отдали персональным проектам. Это позволяет: план работы над проектом выстроить и отследить с максимальной точностью; у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него; учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии; формирование у учащегося важнейших обще учебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом. Основываясь на опыт прошлого года, ученики самостоятельно спланировали работу и выбрали форму презентации результатов.
- Осуществление деятельности: исследовательская деятельность, оформление результатов, подготовка отчёта о проделанной работе.
Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить сам процесс. Это связано с тем, что оценка за проект ставится на основании презентации его продукта. Но ведь именно в процессе деятельности формируются необходимые навыки и умения. Чтобы оценка получилась максимально объективной и всеобъемлющей, участникам необходимо внимательно отнестись к составлению, а преподавателям - к последующему анализу портфолио проекта ("проектной папке"). Грамотно составленный портфолио раскрывает весь ход работы над проектом после того, как он уже завершен.
5 класс: Самостоятельная работа групп:- анализ сказок и составление картотеки;
- работа с различным справочным материалом (словари, энциклопедии), объяснение лексического значения слов;
- работа с источниками информации, сбор материала о предметах быта и культуры, встретившихся в сказках;
- подбор иллюстративного материала, создание собственных рисунков;
- выступление творческих групп с анализом проделанной работы;
- подготовка презентации результатов в черновом варианте, обсуждение и утверждение;
- подготовка учителем паспорта проекта (один на класс);
- оформление результатов;
- подготовка защиты проекта по памятке.
6 класс: Самостоятельная работа:
- самостоятельная работа согласно индивидуальному плану проекта;
- консультации по графику;
- работа над материалом с учётом замечаний учителя;
- подготовка чернового варианта проекта;
- отчёт в классе о проделанной работе;
- подготовка презентации результатов;
- предварительная защита работ в классе, обсуждение, советы учащихся по оформлению;
- доработка презентации;
- заполнение «Паспорта проекта» каждым участником с помощью учителя.
- Защита проекта: представление готового продукта исследования, рефлексия деятельности и результата, взаимооценка и самооценка деятельности и её результативности.
Каждый проект имеет видимый результат: в теоретическом проекте – решение конкретной проблемы, в практическом – конкретный продукт, готовый к внедрению. Результаты выполненных проектов должны быть осязаемы, они должны применяться в повседневной жизни, иначе для чего работать над проектом. Для учащихся значимость собственной деятельности, является большим стимулом для выполнения следующего проекта.
В 5 классе защита начиналась с моей презентации «Слова светятся отражённым светом вещей», которая обобщала нашу работу над проектом (Приложение 2). Далее выступали все группы, каждому члену группы была отведена своя роль (распределял учитель). Оценивали работы ученики 9 класса, которые уже выполнили и защитили свои проекты. Учащиеся, подводя итоги своей работы, заполнили «Отчёт о выполненной работе» и «Лист контроля прогресса проектной деятельности».Продукт проекта (иллюстративно-пояснительный): презентация «О чём рассказали слова?», буклет «Тайны слов», справочник «Через призму слова».
В 6 классе проект защищали все участники, самостоятельно выбрав форму отчёта. Оценивали работу одноклассники и сам выступающий. Были заполнены «Лист оценивания проекта», «Анкеты участников проекта».
Продукт проекта (познавательный, практико-ориентированный, занимательный): презентации «Тайна имён родов народов Дальнего Востока» (Приложение 3), «Как создавалась Земля», «Живительная сила огня», «Кто такой шаман»; буклеты «Интересные приметы», «Благопожелания», «Откуда ты родом?»; кроссворды по легендам и мифам народов Дальнего Востока.
Анализируя двухлетнюю работу над проектом, ребята в анкетах отвечали, что проект нужен им для жизни, для урока, для других учеников 5-6 классов (им могут пользоваться другие), чтобы «показать всем». Ученики участвуют в проекте, потому что интересно, «заинтересовало, понравилось», понадобиться в жизни, «хочу узнать что-то новое», «хочется попытаться, попробовать свои силы», «показать другим на что я способна», «проявить себя в классе», «хочу поехать на конкурс и защитить работу». Во время работы ребята отмечают, что им было интересно и трудно, они много узнали. Самое трудное в подготовке проекта: искать материал, создавать черновой вариант работы, «собрать всё вместе», работать на компьютере. Самое важное, считают участники проекта, - закончить проект, «выступить отлично, рассказать без ошибок, не опозориться», понять тему. Было много разных пожеланий на будущее: «я бы приготовила проект лучше», отправила на конкурс, изменил бы, «сделала бы интереснее», «сделала бы неотразимый проект», «вставала музыку», хотят больше заниматься после уроков.
Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности. При этом результат проекта является скорее не конечной целью, а началом новой стадии в непрерывном процессе самообразования.
Проект - это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Проект дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим. Конечно, продуктивным является рассмотрение этого метода в сочетании с традиционными методами обучения, в качестве дополнительного элемента в организации самостоятельной работы ученика. Проектная деятельность позволяет преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт учащихся.