Тема урока: Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Многоплановость и сложность социально-психологического конфликта.
Тип урока: Урок анализа художественного произведения методом проектов.
Цели урока:
- обучающая: самостоятельная деятельность студентов по изучению содержания романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», практическое решение проблемы, поставленной совместно с преподавателем;
- развивающая: развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления; формирование навыков публичного выступления, защиты своих проектов;
- воспитательная: стимулирование интереса студентов к проблемам, определенным писателем в романе, формирование творческого отношения к выполнению заданий, и через овладение некоторой суммой знаний, через проектную деятельность раскрытие значимости практического применения полученных знаний.
Методы и приемы: самостоятельная работа по изучению содержания романа, разработка проекта, определение способа подачи материала при защите проекта, презентации, творческие работы, инсценировки, чтение стихотворений, составление кроссвордов и заданий для других групп.
Межпредметные и внутрипредметные связи:
- Литература 6–9 классов Произведения о Санкт-Петербурге.
- История 9 класс. Русское общество во 2 половине XIX века.
- Основы права. Т 1. 5 Отрасли российского права. Уголовное право.
Время проведения: 90 минут.
Оборудование и оснащение:
- Компьютерная презентация «Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание».
- Комплект раздаточного материала.
- Образцы сочинений, рефератов студентов.
- Оценочные ведомости «Наш проект глазами товарищей»
- Бодряшкина М.А. Проектирование учебного занятия. // Среднее профессиональное образование. – 2009. – № 12. – с. 28.
- Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века: Вторая половина: 10 кл. – М.: Просвещение, 1999. – с. 232–275
Ход урока
Слово преподавателя о цели занятия, о проделанной учебной группой предварительной работе по изучению творчества Ф.М. Достоевского, о многоплановости и сложности социально-психологического конфликта в романе «Преступление и наказание», о важности проектов, подготовленных студентами в течение двух недель, и презентаций, как итогов проделанной работы.
Каждая презентация строится по определенному плану:
- один из студентов группы представляет тему проекта, ее актуальность, суть, цель, задачи, механизм реализации проекта, указывает основные этапы в реализации проекта, указывает время, потраченное на разработку данного проекта, называет форму представления итогов проведенной работы, а также то, каких результатов данная группа студентов ждет от реализации деятельности, определяет реалистичность проекта;
- презентация итогов разработки проекта.
Студенты других групп по итогам презентации оценивают деятельность всей группы в целом и каждого студента в отдельности по пятибалльной системе. В конце занятия каждому студенту учебной группы товарищами будет выставлена средняя арифметическая оценка. Дополнительные баллы за оригинальность, творчество, находчивость может выставить преподаватель.
Презентация проектов
Проект № 1. Петербург Достоевского. Пелетминцев К., Водопьянов А., Морозов А., Налбандян С.
Название (тема) проекта
Петербург Достоевского.
Актуальность проекта
Проблема людей и города. Какие люди, такой город. Бедные люди и жёлтый город. Город неравенства.
Суть проекта
Выразить, показать мнения героев о тогдашнем Петербурге, о том, кто как относится к Петербургу.
Цель проекта
Попробовать убедить людей в том, что из-за нагнетающей обстановки не стоит совершать ошибки.
Задачи проекта
Понять, осмыслить мнения героев, обратить внимание на Петербург, на всё зло, творящееся вокруг.
Механизм реализации проекта
Показ в сценке мнения героев. Сообщение о Петербурге. Изучение произведения Достоевского.
Этапы реализации проекта
1) Вступление о Петербурге. Чтение Пелетминцевым Константином своего стихотворения о Петербурге.
2) Мнения Достоевского, о себе и о Петербурге.
3) Мнения Свидригайлова о себе и о Петербурге.
4) Мнения Раскольникова о себе и о Петербурге.
5) Вывод, сделанный следователем о вине Раскольникова.
Время осуществления проекта
В течение 2 недель и презентация 5-10 минут.
Презентация итогов разработки проекта
Мы не знаем, как ответить на данный вопрос, но покажем это в действии.
Ожидаемые результаты от реализации проекта
Показать группе то, что происходило в Петербурге, выслушать мнения студентов-участников проекта, получить зачет по теме.
Реалистичность проекта
По пятибалльной системе, мы можем оценивать свой проект четверкой, так как все было как-то однообразно. Тема требует разработки проблемы о современном городе и его влиянии на жизнь людей.
Проект № 2. Семейство Мармеладовых. Соколова Н., Никонова В., Лебедева О., Крепышева О.
Название (тема) проекта
«Семейство Мармеладовых»
Актуальность проекта
Наша тема актуальна в современной жизни. Тема нищеты, а точнее обнищавшей семьи и пьянства Мармеладова.
Суть проекта
Изучить произведение «Преступление и наказание», выделить данную проблему из всего текста.
Цель проекта
Изучить и понять роман «Преступление и наказание».
Задачи проекта
Донести суть темы проекта до одногруппников, раскрыть облик Екатерины Ивановны.
Механизм реализации проекта
Соколова Н. – Нахождение материала, его изучение, составление и оформление реферата, играет роль Е.И. Мармеладовой.
Никонова В. – Представление реферата, роль репортёра.
Представление итогов.
Этапы реализации проекта
Изучение произведения, подготовка реферата по теме, инсценировка.
Время осуществления проекта
с 5.12.08. по 17.12.08.
Презентация итогов разработки проекта
Мы предлагаем компьютерную презентацию темы, реферат и разыгрываем интервью с Е.И. Мармеладовой.
Ожидаемые результаты от реализации проекта
Получить положительные оценки, уяснение роли Мармеладовых в системе героев романа.
Реалистичность проекта
В реальной жизни есть такие случаи и их не мало. Мы посвятили проект именно этому. Этот проект поможет и нам, и слушателям глубже осознать бытовые вопросы жизни.
Приложение 2. Презентация «Проект «Семейство Мармеладовых»
Проект № 3. Женские образы в романе Достоевского «Преступление и наказание». Арзуманова Э., Айзятуллова К., Овсянникова Е., Чайкина Н., Смирнова Ю.
Название (тема) проекта
Женские образы в романе Достоевского «Преступление и наказание».
Актуальность проекта
Роль женщины в современном обществе.
Суть проекта
Показать всем, как жили в то время девушки. И на какие жертвы им приходилось идти ради счастья своего и своей семьи.
Цель проекта
Раскрыть женские образы в романе Достоевского.
Задачи проекта
Раскрытие женских образов, показать некоторые типы, обобщение.
Механизм реализации проекта
Сценка: «На уроке по изучению романа».
Этапы реализации проекта
Репетиция:
а) Чтение текста «Преступление и наказание»
б) Разработка сценария.
Время осуществления проекта
13 дней
Презентация итогов разработки проекта
Сценка в форме урока с показом женских типов: Сони Мармеладовой, Екатерины Ивановны, девушки с улицы.
Ожидаемые результаты от реализации проекта
Хорошие оценки, одобрение группой нашего сценария. Умение раскрыть себя в конкретной ситуации.
Реалистичность проекта
Такое возможно и в наше время. В перспективе разработать проект о роли женщины-специалиста в обществе, в производстве.
Проект № 4. Теория Родиона Раскольникова о двух разрядах людей и её опровержение. Морозов Д., Румянцев Д., Дегтярева О., Деркач Л.
Название (тема) проекта
Теория Родиона Раскольникова о двух разрядах людей и её опровержение.
Актуальность проекта
О том, какие бывают люди, сильные и слабые.
Суть проекта
Доказать, что теория Родиона, сыграть их и объяснить.
Цель проекта
Чтобы все поняли нашу идею и идею самого Раскольникова.
Задачи проекта
Убедиться, что теория не верна, что теория рождена условиями жизни героя, его окружением.
Механизм реализации проекта
Подготовка и рассказ.
Этапы реализации проекта
В начале для всех предлагается разгадать кроссворд, как бы подготовка к основе, затем шёл доклад, в котором раскрывается характер героя, затем это было показано вживую как это было, а потом стихи о Родионе Раскольникове.
Время осуществления проекта
С начала прохождения произведения по сей день.
Презентация итогов разработки проекта
Это вы смогли увидеть и услышать во время нашего выступления на основе сообщения – доклада, пантомимы «Убийство старухи-процентщицы» с комментарием.
Ожидаемые результаты от реализации проекта
Мы ожидаем положительных эмоций, а также осознание зрителями того, в чём же всё-таки суть идеи Раскольникова.
Реалистичность проекта
В том, что было показано всё вживую, и выдумано самими по изучению романа, проявили творчество и фантазию.
Проект № 5. Криминал в романе «Преступление и наказание». Вишняков А., Костромов Н., Джолдошев Н., Косарев И.
Название (тема) проекта
Криминал в романе «Преступление и наказание».
Актуальность проекта
Важно сформулировать критическое отношение, общество стали криминальным, важно показать, как эти вопросы решались в 19веке.
Суть проекта
Изучение текста художеств, произведения и на его основе сформулировать проблему.
Цель проекта
Изучить роман «Преступление и наказание».
Задачи проекта
- Подготовить доклад о совершенном преступлении;
- Продемонстрировать путь Раскольникова до места преступления;
- Дать оценку действиям героя.
Механизм реализации проекта
Участники-студенты ставят цели, разрабатывают способы изучения и представления презентации.
Этапы реализации проекта
В течение пятнадцати дней:
а) Почитали учебник
б) Выбираем материал из текста
в) Распределение ролей
г) Написания сценария и доклада
Время осуществления проекта
С 3 декабря
Презентация итогов разработки проекта
Серия из фильма «Преступление Раскольникова» «Трудная дорога падения». Авторы Джолдошев Н. и Костромов Н. читают текст по очереди.
Ожидаемые результаты от реализации проекта
Повысить интерес к творчеству; проявить творчество.
Реалистичность проекта
Такой способ помогает более красочно представить материал, самореализация в этом проекте.
Подведение итогов занятия. Оценка выступлений студентов. Задания для самостоятельной подготовки.