Методическая разработка "Осень слов в поэзии С.Есенина" (урок словесности в 5-м классе)

Разделы: Литература


Цель урока перспективная - нравственно-эстетическое воспитание.

Цель урока непосредственная - обеспечить максимальное восприятие и раскрытие задушевности пейзажной лирики С. Есенина.

Задачи:

  • прикоснуться к истокам лиризма есенинской поэзии: проследить образный, звуковой ряд; цветопись;
  • выявить эмоционально-личностную оценку автора;
  • продолжить знакомство с выбором средств художественной выразительности;
  • интерпретация стихотворения через визуализацию.

Ход урока

Звучит эмоционально настраивающая экспозиция – музыка Брамса.

I. Вступление.

Сегодня, как всегда, я шла через школьный двор. И, наверное, впервые подумала, что это привычное для меня и Вас место целый микромир – мир природы, который странным образом соприкасается с моей жизнью, с миром отдельного человека. Под ногами у меня лежали листья – усталые, притихшие. Я не удержалась и подняла один из них – и вот он здесь, с нами – одинокий вестник осени!

Какие чувства, мысли посещают чаще всего человека этой порой? (Грустные; грусть). Конечно, грустные. И это не случайно. Грусть… У каждого слова, как и у природы, есть свое время года, в котором оно имеет свой цвет, звук, лад. Так и для слов, за которыми мы сегодня идем наблюдать, наступила осень. И слова эти замерли и притихли в поэзии С. Есенина. Поэтому тема нашего урока будет звучать так: "Осень слов в поэзии С. Есенина" (записываем на доску и в тетради).

А эпиграфом пусть будет одно из "осенних" слов, слово – настроение – грусть…; а многоточие в конце этого слова будет указывать на бесконечность этого чувства, которое мы попытаемся уловить в поэзии С. Есенина.

II. Творческая работа.

Под звуки музыки учитель читает стихотворение С. Есенина "Отговорила роща золотая…" (Предварительно учащиеся получают задание: слушая стихи, музыку, попы-таться представить образы, настроение, которыми проникнуто данное стихотворение. После окончания чтения еще некоторое время звучит музыка; учащиеся выполняют визуализацию). Окончив работу, отдельные ученики (по желанию) показывают и поясняют свои работы.

III. Анализ.

На доске делаем запись.

Что увидел? Картинный план.

Что почувствовал? Партитура чувств.

Какие осенние слова падают в строки Есенина? Мы все видали листопад, а видел ли кто, как падают слова и какого они цвета, настроения, какие звуки сопровождают их? (на доске выписана первая строфа из стихотворения) учащиеся пытаются "высветить" основные образы, слова – чувства, слова – краски, слова – звуки.

А какие средства художественной выразительности использует поэт?

Эпитеты: золотая, березовый язык и т. д.

Метафоры: язык берез и т. д.

Олицетворения: отговорила роща и т. д.

IV. Музыкальная интерпретация и "проба пера".

- Грустный спектакль разыгран Осенью в стихотворениях Есенина. В нем есть свои актеры – слова. Вы, как художники, придумали им свой костюм, и музыка к спектаклю уже есть. (Прослушивание песни на слова С. Есенина "Отговорила роща…").

- Как музыка помогает понять замысел поэта? (В песне звучит главный мотив осени: грусть, одиночество, желание вырваться из этого осеннего плена и умчаться ввысь за журавлями).

- Давайте придумаем начало своей истории, своей сказки. (Ставлю на стол осеннюю ветку, одинокий лист, включаю музыку. Учащиеся за пять минут придумывают только начало (поэтическая строчка или начало сказки) Дома эта работа будет окончена)

V. Заключение.

- Мы сделали свое открытие: слова могут творить чудеса. Но магия одного слова раскрывается в сопряжении с другими словами, которые помогают ему ожить, зазвучать. А главным волшебником является автор. И если мы услышим его слово, то поймем душу поэта.