Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Разделы: Литература


Метод проектов – совокупность последовательных учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов. Метод проектов предполагает развитие познавательных навыков обучаемых, критического и творческого мышления, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

По мнению Килпатрика, проектной является любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. Он, автор получившей всемирную известность работы «Метод проектов», отстаивал тезис о том, что школа должна готовить детей к столкновению с проблемами, пока еще не проявившими себя, но уже скрытыми в будущем.

Учитель, по мнению Килпатрика, должен выполнять роль не лектора, а консультанта: рассказывать, где искать информацию, объяснять, как полученные знания и навыки могут пригодиться детям в повседневной жизни. Важная особенность проектного метода: в результате всегда должен быть создан какой-то продукт. Некоторые его идеи получили развитие и не потеряли актуальности и в наши дни, прежде всего, идея повышения эффективности обучения школьников посредством самостоятельно ими спланированной и интересующей их деятельности.

Методом проектов может реализовываться способ обучения в группах по технологии сотрудничества. Главным отличием метода проектов является то, что в результате совместной групповой деятельности учащиеся не просто получают новые знания, а создают какой-либо продукт, материальный результат совместного труда.

Работа над проектом тщательно планируется преподавателем и обсуждается с обучаемыми.

В методике принято выделять 7 основных этапов работы над проектом:

  1. Организационно-установочный.
  2. Выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта.
  3. Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся.
  4. Структурирование проекта с выделением подзадач дни определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов.
  5. Работа над проектом.
  6. Подведение итогов, оформление результатов.
  7. Презентация проекта.

Проекты могут иметь разную сложность. Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы и предполагать углубление знаний учащихся по этому вопросу, дифференциацию процесса – умения. Однако чаще всего темы проектов относятся к какому-то вопросу, актуальному для практической жизни и требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а сразу из нескольких областей, а также творческого мышления и исследовательских навыков.

В основе проектного обучения, как форме обучения – сотрудничестве, лежат принципы проведения научного исследования. Подтверждением этого тезиса является то, что деятельность обучаемых при работе над проектом проходит те же этапы, что и при проведении научного исследования:

  1. Формулировки проблемы и вытекающих из них задач исследования.
  2. Выдвижение гипотезы и предложений по их решению.
  3. Обсуждение методов исследования.
  4. Проведение сбора данных.
  5. Анализ полученных данных.
  6. Подведение итогов, корректировка, выводы (возможно использование в ходе совместного исследования метода «мозгового штурма», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, презентация и т.д.).

Все это очень напоминает и этапы написания реферата, а по сути, является алгоритмом любой интеллектуальной деятельности. Отличительная особенность проекта состоит в том, что в нем делается большой упор на планировании деятельности (проект – буквально «брошенный вперед») и на самостоятельности действий ученика. Самостоятельность касается и постановки целей и задач, и принятия решений, но более всего – выполнения самого проекта. Понятно, что при этом качественно меняется роль учителя и учеников в процессе обучения: учитель (он же руководитель проекта) выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта, учащиеся – в роли активных участников процесса проектирования, а не пассивных статистов. Наконец, проект предполагает в качестве обязательного условия его выполнения рефлексию деятельности, то есть оценку того, что учащемуся дало выполнение того или иного учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как их следует избежать в будущем.

В технологии проектной деятельности проект может быть не только монопредметным (выполняться по какому-то одному предмету), но и межпредметным (интегрируется тематика нескольких предметов, например, литературы, истории, мировой художественной культуры) и даже надпредметным (Пушкинский вечер в школе, спектакль по произведениям Пушкина). Ученикам были предложены следующие темы: «Вина и застолье в системе ценностей русской культуры первой половины XIX века (на материале поэзии Пушкина и поэтов пушкинской плеяды); «К Talon помчался...». «Альбомы пушкинской эпохи» и др. Все темы так или иначе имеют отношение к Пушкину и его эпохе. С ее изучения мы и начали работу над проектом адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своей деятельности. В конце ученики писали сочинение «Как я работал(а) над проектом».

Выбор тем и проектная группа. Общая тема – «Пушкинский проект» – была нами выбрана. Но вот что предложить каждому конкретному ученику?

  1. Прочитать литературу о дуэли, законспектировать, сделать выписки.
  2. Изложить содержание прочитанного в виде реферата по следующему плану:
    • История дуэли.
    • Социально-знаковая роль дуэли.
    • Дуэль и честь.
    • Отношение общества к дуэли и дуэлянтам.
    • Этика дуэльного поведения.
    • Дуэльная традиция.
  3. Параллельно читать произведения, в которых тема дуэли является ведущим мотивом («Евгений Онегин», «Выстрел», «Княжна Мери», «Испытание» и «Вечер на бивуаке» Бестужева-Марлинского).

Разумеется, не все из прочитанного или написанного вошло позже в окончательный текст, однако такой широкий подход к теме является непременным условием ее глубокого и полного освещения. Помощь руководителя проекта сведена к минимуму. Ученик остается один на один с чистым листом бумаги и испытывает всем известные муки творчества. Однако и учителю не до отдыха: приходится два-три раза, читать черновики (сначала по главам, потом и весь текст), отклонять написанное, добавлять необходимое, осуществлять редакторскую правку. Но и это еще не все. Учитель (ученик ничего не знает об этом) читает всю литературу по каждой из предложенных тем, готовит свои планы, подбирает факты и цитаты, то есть проделывает всю ту работу, что и каждый из проектантов, только в свернутом виде – он не пишет саму работу. На все это уходит не меньше полугода – работа адская, но зато и удовольствие ни с чем не сравнимое. Надеюсь, читатель не забыл, что мы занимались Пушкиным (а некоторые еще Грибоедовым, Гоголем) и его эпохой.

В общем, каждый шел своим путем, сообразуясь с собственным замыслом и даже с собственной интуицией, но в итоге получились законченные исследования.

Хотя проект выполняли не все, класс не остался в стороне и с интересом следил за нашей работой. Время от времени мы заслушивали на уроках по «Евгению Онегину» доклады проектантов, в частности: «Мода пушкинских времен, или о чем может рассказать костюм литературного героя», «Балы пушкинской эпохи и сцены бала в «Евгении Онегине», «Что непонятно современному читателю в описании дуэли Онегина и Ленского (Печорина и Грушницкого)» и др.

Готовые проекты учащихся нашей школы:

Приложение 1 Проект ученика 8А класса Чекина Александра «Какими картами и в какую игру играли герои поэмы А.С. Пушкина «Пиковая дама»?

Приложение 2 Проект ученицы 10 класса Тимченко Кристины «Предчувствие любви».

Приложение 3 Проект ученицы 9 класса Юлии Грековой по литературе «Мой дедушка».