Метод проектов – совокупность последовательных учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов. Метод проектов предполагает развитие познавательных навыков обучаемых, критического и творческого мышления, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
По мнению Килпатрика, проектной является любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. Он, автор получившей всемирную известность работы «Метод проектов», отстаивал тезис о том, что школа должна готовить детей к столкновению с проблемами, пока еще не проявившими себя, но уже скрытыми в будущем.
Учитель, по мнению Килпатрика, должен выполнять роль не лектора, а консультанта: рассказывать, где искать информацию, объяснять, как полученные знания и навыки могут пригодиться детям в повседневной жизни. Важная особенность проектного метода: в результате всегда должен быть создан какой-то продукт. Некоторые его идеи получили развитие и не потеряли актуальности и в наши дни, прежде всего, идея повышения эффективности обучения школьников посредством самостоятельно ими спланированной и интересующей их деятельности.
Методом проектов может реализовываться способ обучения в группах по технологии сотрудничества. Главным отличием метода проектов является то, что в результате совместной групповой деятельности учащиеся не просто получают новые знания, а создают какой-либо продукт, материальный результат совместного труда.
Работа над проектом тщательно планируется преподавателем и обсуждается с обучаемыми.
В методике принято выделять 7 основных этапов работы над проектом:
- Организационно-установочный.
- Выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта.
- Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся.
- Структурирование проекта с выделением подзадач дни определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов.
- Работа над проектом.
- Подведение итогов, оформление результатов.
- Презентация проекта.
Проекты могут иметь разную сложность. Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы и предполагать углубление знаний учащихся по этому вопросу, дифференциацию процесса – умения. Однако чаще всего темы проектов относятся к какому-то вопросу, актуальному для практической жизни и требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а сразу из нескольких областей, а также творческого мышления и исследовательских навыков.
В основе проектного обучения, как форме обучения – сотрудничестве, лежат принципы проведения научного исследования. Подтверждением этого тезиса является то, что деятельность обучаемых при работе над проектом проходит те же этапы, что и при проведении научного исследования:
- Формулировки проблемы и вытекающих из них задач исследования.
- Выдвижение гипотезы и предложений по их решению.
- Обсуждение методов исследования.
- Проведение сбора данных.
- Анализ полученных данных.
- Подведение итогов, корректировка, выводы (возможно использование в ходе совместного исследования метода «мозгового штурма», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, презентация и т.д.).
Все это очень напоминает и этапы написания реферата, а по сути, является алгоритмом любой интеллектуальной деятельности. Отличительная особенность проекта состоит в том, что в нем делается большой упор на планировании деятельности (проект – буквально «брошенный вперед») и на самостоятельности действий ученика. Самостоятельность касается и постановки целей и задач, и принятия решений, но более всего – выполнения самого проекта. Понятно, что при этом качественно меняется роль учителя и учеников в процессе обучения: учитель (он же руководитель проекта) выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта, учащиеся – в роли активных участников процесса проектирования, а не пассивных статистов. Наконец, проект предполагает в качестве обязательного условия его выполнения рефлексию деятельности, то есть оценку того, что учащемуся дало выполнение того или иного учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как их следует избежать в будущем.
В технологии проектной деятельности проект может быть не только монопредметным (выполняться по какому-то одному предмету), но и межпредметным (интегрируется тематика нескольких предметов, например, литературы, истории, мировой художественной культуры) и даже надпредметным (Пушкинский вечер в школе, спектакль по произведениям Пушкина). Ученикам были предложены следующие темы: «Вина и застолье в системе ценностей русской культуры первой половины XIX века (на материале поэзии Пушкина и поэтов пушкинской плеяды); «К Talon помчался...». «Альбомы пушкинской эпохи» и др. Все темы так или иначе имеют отношение к Пушкину и его эпохе. С ее изучения мы и начали работу над проектом адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своей деятельности. В конце ученики писали сочинение «Как я работал(а) над проектом».
Выбор тем и проектная группа. Общая тема – «Пушкинский проект» – была нами выбрана. Но вот что предложить каждому конкретному ученику?
- Прочитать литературу о дуэли, законспектировать, сделать выписки.
- Изложить содержание прочитанного в виде реферата по следующему плану:
- История дуэли.
- Социально-знаковая роль дуэли.
- Дуэль и честь.
- Отношение общества к дуэли и дуэлянтам.
- Этика дуэльного поведения.
- Дуэльная традиция.
- Параллельно читать произведения, в которых тема дуэли является ведущим мотивом («Евгений Онегин», «Выстрел», «Княжна Мери», «Испытание» и «Вечер на бивуаке» Бестужева-Марлинского).
Разумеется, не все из прочитанного или написанного вошло позже в окончательный текст, однако такой широкий подход к теме является непременным условием ее глубокого и полного освещения. Помощь руководителя проекта сведена к минимуму. Ученик остается один на один с чистым листом бумаги и испытывает всем известные муки творчества. Однако и учителю не до отдыха: приходится два-три раза, читать черновики (сначала по главам, потом и весь текст), отклонять написанное, добавлять необходимое, осуществлять редакторскую правку. Но и это еще не все. Учитель (ученик ничего не знает об этом) читает всю литературу по каждой из предложенных тем, готовит свои планы, подбирает факты и цитаты, то есть проделывает всю ту работу, что и каждый из проектантов, только в свернутом виде – он не пишет саму работу. На все это уходит не меньше полугода – работа адская, но зато и удовольствие ни с чем не сравнимое. Надеюсь, читатель не забыл, что мы занимались Пушкиным (а некоторые еще Грибоедовым, Гоголем) и его эпохой.
В общем, каждый шел своим путем, сообразуясь с собственным замыслом и даже с собственной интуицией, но в итоге получились законченные исследования.
Хотя проект выполняли не все, класс не остался в стороне и с интересом следил за нашей работой. Время от времени мы заслушивали на уроках по «Евгению Онегину» доклады проектантов, в частности: «Мода пушкинских времен, или о чем может рассказать костюм литературного героя», «Балы пушкинской эпохи и сцены бала в «Евгении Онегине», «Что непонятно современному читателю в описании дуэли Онегина и Ленского (Печорина и Грушницкого)» и др.
Готовые проекты учащихся нашей школы:
Приложение 1 Проект ученика 8А класса Чекина Александра «Какими картами и в какую игру играли герои поэмы А.С. Пушкина «Пиковая дама»?
Приложение 2 Проект ученицы 10 класса Тимченко Кристины «Предчувствие любви».
Приложение 3 Проект ученицы 9 класса Юлии Грековой по литературе «Мой дедушка».