Оглавление
- Метапредметный подход в преподавании литературы.
- Работа с понятием противоречие на уроке литературы по теме «А.С. Пушкин, стихотворение «Зимнее утро»:
- Из истории создания стихотворения;
- Какие метапредметы можно увидеть в стихотворении «Зимнее утро»;
- Что рассказывают словари о понятии «противоречие»;
- Противоречия в стихотворении Пушкина «Зимнее утро».
- Какие художественные средства помогают ярче увидеть противоречия в стихотворении.
- Смысл противоречий в стихотворении Пушкина «Зимнее утро».
- Результативность метапредметного подхода в преподавании литературы.
I. Метапредметный подход в преподавании литературы.
Федеральные государственные общеобразовательные стандарты второго поколения выдвигают требование применять в обучении метапредметный подход. Метапредметный подход в обучении был разработан учёными А. В. Хуторским, Ю. В. Громыко и некоторыми другими. Главным в метапредметном подходе является формирование у учащихся универсальных учебных действий. Метапредметные результаты – это освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, которые учат самостоятельно добывать знания. К метапредметам относятся числа, буквы, культура и её понятия, мироведение. "Метапредметное содержание образования – это деятельность, не относящаяся к конкретному учебному предмету, а напротив, обеспечивающая процесс обучения в рамках любого предмета ," – так пишет Ю. В. Громыко.
Метапредметный подход – это раскрытие философских понятий и категорий средствами учебного предмета на основе речемыслительной деятельности учащихся . Работа с метапредметами с успехом может проходить на уроках литературы. Где, как не на уроках литературы, мы можем с учениками рассуждать, раскрывая смысл таких философских категорий, как пространство и время, порядок и хаос, война и мир, добро и зло, разум и чувство, героизм, любовь и ревность, семья, патриотизм, память, противоречие и многих других. И помогают в этом художественные произведения, изучаемые на уроках.
Алгоритм создания метапредметного урока:
- Определиться с философским понятием или категорией, которую можно соотнести с литературным художественным произведением.
- Работа с понятием в различных словарях (этимологическом, толковым, энциклопедическом и других).
- Определить умение, которое будем формировать: анализ, поиск информации, обобщение, работа с текстом, составление таблицы и другое.
Пользуясь этим алгоритмом, я разработала и провела урок литературы в 6 классе «Понятие противоречие на уроке литературы по теме «А.С. Пушкин, стихотворение «Зимнее утро»».
II. Стихотворение «Зимнее утро»
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
1. Из истории создания стихотворения
Стихотворение «Зимнее утро» написано 3 ноября 1829 года в селе Павловском Тверской губернии, куда Пушкина пригласила жившая неподалеку от Михайловского Прасковья Александровна Осипова-Вульф.
В письме к Дельвигу 3 ноября 1828 года Пушкин писал: «Здесь мне очень весело. Прасковью Александровну я люблю душевно; жаль, что она хворает и все беспокоится. Соседи ездят смотреть на меня, как на собаку Мунито... На днях было сборище у одного соседа; я должен был туда приехать. Дети его родственницы, балованные ребятишки, хотели непременно туда же ехать. Мать принесла им изюму и черносливу и думала тихонько от них убраться. Но Петр Маркович их взбудоражил, он к ним прибежал: „Дети! Мать вас обманывает — не ешьте черносливу, поезжайте с нею. Там будет Пушкин — он весь сахарный... его разрежут, и всем вам будет по кусочку“. Дети разревелись: „Не хотим черносливу, хотим Пушкина“. Нечего делать, их повезли, и они сбежались ко мне, облизываясь, но, увидев, что я не сахарный, а кожаный, совсем опешили».
Но в Павловском поэта окружала не просто веселость. Здесь жила поэзия, здесь видна была прелесть русской природы, здесь, в отличие от Петербурга, проявлялась искренность человеческих чувств.
Правда, деревенское уединение и зимняя неподвижность порой удручали Пушкина. Накануне того дня, когда родилось «Зимнее утро», 2 ноября 1829 года, Пушкин написал грустное стихотворение. Прочтем лишь отрывки из него:
Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю
Слугу, несущего мне утром чашку чаю,
Вопросами: тепло ль? утихла ли метель?
Пороша есть иль нет? и можно ли постель
Покинуть для седла, иль лучше до обеда
Возиться с старыми журналами соседа?
Пороша. Мы встаем, и тотчас на коня,
И рысью по полю при первом свете дня;
Арапники в руках, собаки вслед за нами;
Глядим на бледный снег прилежными глазами,
Кружимся, рыскаем и поздней уж порой,
Двух зайцев протравив, являемся домой.
Куда как весело! Вот вечер: вьюга воет;
Свеча темно горит; стесняясь, сердце ноет;
По капле медленно глотаю скуки яд.
Читать хочу; глаза над буквами скользят.
А мысли далеко... Я книгу закрываю;
Беру перо, сижу; печально вырываю
У музы дремлющей несвязные слова.
Ко звуку звук нейдет... Теряю все права
Над рифмой, над моей прислужницею странной:
Стих вяло тянется, холодный и туманный...
И «Зимнее утро», которое Пушкин стал писать на следующий день, поначалу звучало уныло. Вот первая запись в черновике:
Под голубыми небесами
Необозримыми коврами
Лежит, как саван, белый снег.
Сначала в стихотворении зима предстала как безжизненность, мертвый холод, пустота. Ведь саван — это белое погребальное одеяние. Но Пушкин ничего не хочет воспринимать однолинейно, однозначно, плоско. Поэт всегда ищет радость и красоту. И выглянувшее редкое зимой солнце наполняет его восторгом, таким порывистым, что он хочет разбудить «красавицу», «друга прелестного», которая еще отдана неге сна:
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Чтение стихотворения учителем предваряется словарным комментарием, а после чтения ученики обмениваются впечатлениями и находят с помощью учителя ответ на вопрос: «Почему стихотворение, начавшись восторженно, кончается грустно?»
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня?
Размышляя над этим вопросом, по строфам разбираем стихотворение.
2. Какие метапредметы можно увидеть в стихотворении «Зимнее утро»?
(Память, звук, цвет, добро и зло, радость и грусть, противоречие…)
3. Как рассматривают словари понятие «противоречие»?
Большой энциклопедический словарь
ПРОТИВОРЕЧИЕ – в формальной логике – наличие (в рассуждении, тексте, теории) двух высказываний, из которых одно – отрицание другого; доказуемость конъюнкции этих высказываний или их эквивалентности; в более широком смысле – утверждение о тождестве заведомо различных объектов. Противоречие указывает либо на логическую порочность приводящего к нему рассуждения, либо на несовместимость посылок, положенных в основу этого рассуждения, – этим обстоятельством часто пользуются в опровержениях посредством приведения к противоречию и в косвенных доказательствах.
ПРОТИВОРЕЧИЕ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ – взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон объекта или системы, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, являясь источником самодвижения и развития природы, общества и познания.
Словарь русского языка С. И. Ожегова
- противоречие – взаимодействие противопоставленных и взаимосвязанных сущностей как источников самодвижения и развития (спец.) Диалектическое падеж или пуд
- противоречие – противоречие – положение ,при котором одно (высказывание, мысль, поступок) исключает другое, не совместимое с ним. Впасть в падеж или пуд П. во взглядах.
- противоречие – противоречие – противоположность интересов. Классовые противоречия.
- противоречие – противоречие – высказывание или поступок, направленные против кого-чего-нибудь Не терпит противоречий кто-нибудь. Дух противоречия (стремление во что бы то ни стало сделать не так, совсем иначе).
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой
противоречие – средний род;
1) Положение, при котором одно исключает другое, несовместимое с ним, противоположное ему. б) Несоответствие чего-либо чему-либо.
2) Высказывание или поступок, направленные против кого-либо, чего-либо; возражение. )
4. В чём противоречие в стихотворении Пушкина «Зимнее утро»?
В первой строфе поэт и красавица по-разному чувствуют, разно откликаются на окружающий их мир, на это зимнее озарение природы. Его состояние — восторг, ее — дремота, нега. Она холоднее, недаром повторяется рядом слово «север», поэт называет красавицу «звездою севера». Прекрасный, но далекий холодный свет звезды трепещет, а заря сияет.
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче... Погляди в окно...
Пушкин упорно работал над этой строфой, стремясь передать злое кружение зимней вьюги, хаос природы, стирающий прекрасные краски. И поэт хотел усилить печаль красавицы. Вглядитесь в строчки черновика:
Вечор шумела вьюга.
Вечор метель шумела.
Мгла кипела.
Мгла клубилась.
Ты сидела...
Глядя задумчиво в окно.
Появление солнца приносит поэту надежду, что красавица очнется от своей печали, от своей дремоты. Чистые, ясные краски несет зимний пейзаж. Торжественна, величава красота зимы, и Пушкин выражает свое восхищение прямым эмоциональным эпитетом («великолепными коврами»):
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Все прекрасно в картине, но она немая, нет здесь звуков жизни. В черновике это было откровенно подчеркнуто:
Речка подо льдом молчит...
Лес хоть и «чернеет», но он «прозрачный», ель под инеем все же «зеленеет», и «речка подо льдом блестит». Здесь не отсутствие жизни, как было в черновике, а ее приглушенность, заторможенность. Зима чем-то похожа на неотзывчивую красавицу, которая не может пробудиться к радости. А поэт ищет тепла, открытости, многозвучия жизни. Наверное, поэтому его взгляд обращается от холодного великолепия зимы к комнате:
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Постепенно праздничное ликование (высок. слово «озарена») заглушается бытом: печь, лежанка, санки, кобылка.
В черновике была строка:
...не велеть ли в санки
Коня черкесского запречь?
Зачем Пушкину понадобилось сменить «коня черкесского» на «кобылку бурую»? Ведь в следующей строфе появится «нетерпеливый конь», и все как будто уместно, согласно. Однако из пределов уютной комнаты все кажется милым, домашним, маленьким. «Приятно» — это чувства, знакомые красавице. А поэту хочется иного: движения, полета, простора:
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Это полетное движение, ощущение первозданности жизни — мечта поэта. Сказано не как в современной песне «мы поедем, мы помчимся», а «предадимся бегу / Нетерпеливого коня». Это высокая отданность чувству любви к жизни, это отданность стихии чувства. Но страстное желание полноты жизни и любви пресекается картиной опустошения природы. В черновике было спокойнее:
И навещать места,
Где мы гуляли.
Леса, бывало, столь густые.
Пушкин усиливает ощущение потери прежней полноты чувств, прежнего полнозвучия жизни природы. Однако никакого отчаяния. Напротив, благодарность за прежнюю радость. И грусть побеждена нежной улыбкой: «Берег, милый для меня». Из чувства ушло прежнее одушевление, как из зимней природы ушла яркая, полная движения жизнь. Но поэту памятна радость, его сердце одушевлено ею по-прежнему. Недаром красавицу и берег связывает один эпитет «милый».
Так стихотворение о зиме, которое поначалу звучало мрачно, просветляется любовью и каким-то удивительно справедливым умением поэта во всем находить красоту.
Разбор стихотворения осуществляется по вопросам, включающим все сферы читательского восприятия:
- Одинаковы ли по настроению начало и конец стихотворения? (Эмоции.)
- Почему стихотворение, начавшись восторгом, в последних строках грустнеет? (Смысл.)
- В чем отличие чувств поэта и красавицы? (Смысл.)
- Почему поэт призывает красавицу стать не «северной Авророй», а «звездою севера»? (Осознание формы на уровне художественной детали.)
- Почему возникают воспоминания о вечере? (Композиция.)
- Какой вам видится зима по стихотворению? (Воображение.)
- Почему в строфе о комнате так много уменьшительных суффиксов? (Художественная деталь.)
- Как соотнесены в стихотворении образы зимы и красавицы? (Композиция.)
После разбора стихотворения следует предложить послушать его еще раз в исполнении А. Шварца и Е. Тиме. Трактовки стихотворения чтецами разительно несхожи. Шварц читает его с безудержной радостью, в чтении Тиме звучит печаль и даже грусть.
5. Какие художественные средства помогают ярче увидеть противоречия в стихотворении?
Присмотримся ко второй и третьей строфам. Пушкин построил их на приеме антитезы: вторая строфа— это «вчера», третья — это «сегодня». Вчера злилась вьюга, луна едва проглядывала сквозь тучи, и ты была печальна. Но и эти две строфы противопоставлены всему дальнейшему. В них было рассказано все то, что видно из окна деревенского дома. А четвертая строфа возвращает нас в комнату, где тепло и уютно, где весело потрескивает только что затопленная печь.
Мысль поэта устремляется к контрасту: хорошо сидеть дома, но не лучше ли велеть подать сани и предаться бегу нетерпеливого коня?
Все у Пушкина в этом стихотворении построено на контрастах, на смене не похожих картин. И эти картины насыщены простыми, но вместе с тем выразительными подробностями («деталями»).
Возьмем снова вторую строфу, где говорится о вчерашней непогоде. Обратим внимание на ее эпитеты: небо — мутное, луна — не светлый круг, а расплывчатое пятно, и притом еще бледное; ты сидела печальная. Все окрашено в грустный тон. Начинается с того, что «вьюга злилась». Здесь многоговорящая метафора. Вьюге придана черта человеческого характера, то есть используется олицетворение. В третьей строфе все залито ярким светом погожего утра. Небо уже голубое, ковры снегов — великолепные. Лес прозрачен, ель зеленеет, сквозь иней, речка блестит подо льдом. Какая наблюдательность и какая точность видения!
До сих пор поэт давал чисто зрительные образы. Но вот четвертая строфа.
Вслушаемся: янтарный отблеск огня (меткий и точный эпитет), потрескивание сухих, охваченных пламенем поленьев? Здесь сыграли свою роль твердые звуки: [т], [р]. Этот приём звукописи получил название аллитерации.
Все художественные средства помогают ярче увидеть противоречия в стихотворении.
6. Смысл противоречий в стихотворении Пушкина «Зимнее утро». Стихотворение «Зимнее утро» написано Пушкиным в годы ссылки в Михайловском. Эти годы были наполнены не только горестным чувством одиночества и зависимости, но и счастливыми переживаниями дружбы, любви и творческого вдохновения. Это чувство, характерное для Пушкина, выражается в стихотворении в переливах разных эмоций, разных настроений: восторженное любование красотой природы и красотой подруги, веселый шутливый комплимент, обращенный к ней, и ощущение тепла и уюта дома, и мимолетное воспоминание о вчерашнем вьюжном вечере, и элегический вздох о минувшем лете и милых встречах под сенью густых лесов, и предчувствие минуты творческого вдохновения…
Противоречия помогают лучше понять автора стихотворения, художественную ткань произведения, создают условия для анализа и синтеза литературного полотна, помогают разобраться в настроении лирического героя стиха, утверждают тождество заведомо различных объектов, образов, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, являясь источником самодвижения и развития природы, общества и познания.
III. Результативность метапредметного подхода в преподавании литературы.
Метапредметный подход в изучении литературы осуществляет универсальную мыслительную деятельность учащихся, а не запоминание ими понятий, в том числе и литературных; открытие процесса возникновения того или другого знания, который проникает в другие учебные предметы (в данном случае, в литературу).