Интерес к методу проектов, возникший в нашей стране еще в девяностые годы двадцатого столетия, перерос в начале двадцать первого века в весьма устойчивую тенденцию использования новой технологии в практике преподавания различных учебных дисциплин. Учебные проекты позволяют проследить связи между различными школьными дисциплинами в контексте проблем реального мира, развивать у учащихся мыслительные умения высокого уровня благодаря работе с основополагающими идеями, вовлечь школьников в активный процесс обучения.
Метод проектов – это метод личностно-ориентированного обучения. Он развивает содержательную составляющую обучения, умения и навыки через комплекс заданий, способствующих актуализации исследовательской деятельности учащихся и аутентичным способам представления изученного материала в виде какой-либо продукции или действий.
В основе метода проектов лежит развитие у учащихся познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, а также навыков критического мышления.
Проекты способствуют расширению возможностей обучения в классе и могут значительно отличаться друг от друга по предмету и области применения, а также могут выполняться учащимися широкого спектра возрастов. Проекты позволяют учащимся принимать на себя определенные роли, например:
- решающий проблему;
- принимающий решение;
- исследователь;
- документалист.
Проекты служат конкретным важным целям образования. Они не являются развлечениями или добавлениями к «настоящему» учебному плану или просто заданиями по знакомой теме. Учебный план, реализуемый на использовании метода проектов, основан на важных вопросах, которые связывают содержательные стандарты и мышление высокого уровня с целью, находящейся в реальном мире. Учащиеся часто берут на себя роли из реальной жизни и выполняют значимые для них задания.
Применительно к предмету «литература» метод проектов – это целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.
Рассмотрим последовательно все педагогические характеристики метода проектов при изучении школьного курса литературы: целеполагание, содержание, формы организации и отчетности, а также критерии оценивания.
При этом имеется в виду, что его использование реализуется на материале ныне действующих Стандарта и учебных программ по литературе и включается в организационные рамки существующего в современной школе образовательного процесса, то есть в рамки классно-урочной системы в условиях наполняемости классов в 20-25 человек. (Опыт работы показывает, что при наполняемости класса более чем 25 человек реализация метода проектов становится проблематичной). В век ответственности за собственные поступки проекты обязательно должны находиться в соответствии с образовательными стандартами, чтобы ученики изучали соответствующее содержание и развивали необходимые умения. Многие учителя представляют использование проекта только как способ развлечь учащихся, как задание в конце учебной темы или как дополнение к заданию, лекции или тесту. Тем не менее, в проектах, согласованных со стандартами, учащиеся глубоко изучают учебный материал и применяют полученные знания к реальным жизненным ситуациям.
Поскольку метод проектов относится к технологиям личностно-ориентированного образования, его целеполагание сориентировано на развитие у школьников умений и качеств, необходимых человеку XXI века:
- познавательного интереса;
- умения самостоятельно находить информацию, связанную с текстом художественного произведения, с личностью и творчеством изучаемого автора или историко-литературным контекстом определенной эпохи;
- умения анализировать, обрабатывать, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах, представлять в виде оформленного результата деятельности;
- успешно работать с другими;
- принимать обдуманные решения;
- брать на себя инициативу;
- решать комплексные проблемы;
- управлять собой;
- эффективно общаться.
В целом современная педагогическая наука признает большое влияние метода проектов на учащихся как в учебно-познавательном, так и в воспитательном аспектах.
Поскольку реализация проектной методики происходит в рамках действующих программ, то, как правило, учитель выбирает в учебном году 3-4 из значимых тем курса литературы в данном классе, на изучение которой может быть выделено достаточное (для реализации выше названных целей) количество учебных часов. Тема проекта должна быть довольно тесно связана с программой, но может строиться и на основе какого-то ее аспекта.
Желательно, чтобы название проекта было броским и кратким, так оно будет привлекательнее выглядеть и пробуждать интерес учащихся. Название может отражать непосредственную связь с темой учебной программы (например, « Миф или реальность? Миф и реальность», «В прекрасном и яростном мире», «Героический эпос в мировой литературе», «Время и человек в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», «Образ Петра I в произведениях А.С. Пушкина»).
Проект может иметь помимо основного еще и творческое название. Например, «Благородный дворянин или жестокий разбойник?» (Образ Владимира Дубровского в романе А.С. Пушкина «Дубровский»), «Великий и беспощадный…» (Проблема личности в истории и её отражение в литературе по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова»), «… за землю Русскую!» (Особенности композиции «Слова о полку Игореве»), «Воспитание и образование: век XVIII и век XXI» (Проблема воспитания и образования в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»), «Историческая правда или художественный вымысел?» (Историческая основа произведения «Капитанская дочка» А.С. Пушкина).
В содержании проекта должно быть предусмотрено наличие значимой, в исследовательском плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска и творческого подхода для ее решения.
Таким образом, содержание проекта – это материал учебной темы, оформленный как проблемно-поисковая задача, решение которой должно быть представлено в виде материального и/или идеального продукта и обладает личностно и\или социально значимым смыслом для его участников.
Следовательно, для изучения программного материала с использованием метода проектов учителю необходимо проделать огромную предварительную работу, в основе которой лежит перевод учебного материала в плоскость проблемного обучения, с учетом следующей важной особенности: проблема не может быть научно-отвлеченной, она должна носить личностно и\или социально значимый характер.
Организационно метод проектов предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с работой в сотрудничестве, в малых группах и в коллективе.
При изучении литературы это в основном работа с разнообразными источниками информации, с использованием проблемных, поисковых и исследовательских методов, позволяющих выявить вариативные точки зрения на рассматриваемую проблему, сформировать свою точку зрения, а также необходимость обобщить собранный материал и предъявить его в наглядной, эстетически значимой форме.
Форма предъявления выполненного задания, или отчетности, может быть различной, в зависимости от замысла учителя: альманах, сборник иллюстраций, сборники собственных творческих работ, фольклорных находок, стенгазета, киносценарий, видео-, диа- или слайд-фильм, комментарий к тексту художественного произведения, наконец, если есть такая возможность, это могут быть публикация, буклет, презентация, веб-страница, выполненные на компьютере. Очень важной в данном случае представляется практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов.
В период завершения работы необходимо организовать внешнюю оценку проекта, ведь таким образом можно отследить его эффективность. Критериями оценки качества проведения проекта могут выступить:
- готовность к регулярному контакту с учителем;
- рабочие материалы;
- результаты анкетирования или интервью.
Эффективность активности и самостоятельности учащихся можно отследить по результатам их отчетов о ходе их работы в проекте. Вопросы для анкеты учащихся могут состоять из следующих позиций, которые пригодятся при разработке последующих проектов:
- Как ты организовал свою деятельность?
- В каких видах работ участвовал?
- Какими видами информации пользовался и как ее отбирал?
- Достаточно ли было тебе времени, отведенного для работы?
- Какой вид работы ты выбрал и почему?
- Использовал ли ты в работе компьютер и каким образом?
- Чему ты научился в результате работы по проекту?
- Что нового ты узнал о себе и о товарищах в группе?
- Что в заданиях понравилось (что — нет)?
Все педагоги хотят, чтобы у их учеников происходило бы формирование мыслительных умений высокого уровня и в то же время глубокое освоение учебного материала. Однако учащимся эти знания могут показаться неактуальными для реальной жизни, особенно когда учебные предметы совершенно отделены друг от друга. Поэтому на начальном этапе подготовки к изучению темы на основе метода проектов для успешной организации исследовательской деятельности учащихся учитель должен тщательно продумать направляющие вопросы проекта. Обучение приобретает смысл, когда вопросы связывают жизнь учеников и содержание изучаемых предметов. Задавая правильные вопросы, мы можем помочь ученикам заинтересоваться результатами обучения и самим управлять своим обучением.
Но, что такое правильные вопросы?
Вопросы, направляющие процесс обучения, задают структуру постоянной постановки вопросов в проектах и поддерживают мышление на всех уровнях. Вопросы обеспечивают равновесие между пониманием обязательного содержания и самостоятельным изучением интересных для учеников идей. Вопросы, направляющие процесс обучения, проходят по всему учебному курсу. Существует три типа направляющих обучение вопросов: основополагающие, проблемные и учебные.
Основополагающий и проблемные вопросы служат основанием для обучения. Они помогают ученикам распознать «как» и «почему» и поддерживают учеников в исследовательской работе и обсуждении. Они вовлекают учеников в личностное обучение и помогают в понимании темы. Хорошие основополагающие и проблемные вопросы поддерживают критическое мышление, любознательность и стремление к вопросам по теме изучаемого курса. При поиске ответов на вопросы ученики углубляются в учебный материал и формируют свое собственное понимание на основе найденной информации.
Учебные вопросы помогают ученикам определить «кто», «что», «как», «где» и «когда» и поддерживают детальное изучение основополагающих и проблемных вопросов. Они помогают ученикам сосредоточиться на фактической информации, которая должна быть изучена для соответствия стандартам обучения и достижения учебных целей.
Основополагающий вопрос — это широкий, открытый вопрос, который обращён к «большим» идеям и устойчивым концепциям. Основополагающий вопрос часто объединяет учебные предметы и помогают понять, как предметы связаны между собой.
Главное назначение основополагающего вопроса в том, чтобы нацелить учеников на более высокий уровень мышления, то есть, чтобы
- побуждать школьников к сравнению фактов, к определению самостоятельных оценок событий, объяснению явлений, интерпретированию сведений и т.п.;
- связать изучение одной темы с другими дисциплинами и темами;
- обсуждать вопросы, которые ученики будут вынуждены задавать учителю.
Основополагающий вопрос проекта должен соответствовать следующим требованиям:
- не иметь единственного и очевидного «правильного» ответа;
- вызывать интерес у учеников;
- предполагать необходимость творческого подхода к изучаемому материалу.
Существует определенное сходство между основополагающим вопросом и проблемным. Не совпадают они в основном в психологической функции, которой проблемный вопрос обычно не имеет.
В отличие от основополагающего вопроса, проблемные вопросы:
- четко связаны с учебной темой и поддерживают направление исследования, заданного основополагающим вопросом,
- поддерживают и обеспечивают ответ на основополагающий вопрос.
Проблемные вопросы являются более узкими по отношению к основополагающему вопросу, а поиск ответов на них соответствует основным направлениям исследовательской деятельности учащихся, результаты работы над которыми в совокупности дадут ответ на основополагающий вопрос. Чаще всего проблемные вопросы стимулируют воображение учеников и связывают предмет изучения с их собственными идеями и опытом, заставляют учащихся исследовать множество различных вариантов, толкают на детальное обсуждение и исследование, готовят почву для дальнейшего поиска истины.
Чтобы правильно сформулировать проблемные вопросы учебной темы, необходимо подумать:
- Какое значение имеет содержание этой учебной темы? Почему школьникам должно быть интересно изучать ее? В чем ценность изучаемого?
- Что ученики должны усвоить из этой учебной темы? Какую «большую» идею вы хотите раскрыть в этой теме? Что лежит в центре понимания этой темы?
- Какие вопросы задавали школьники, уже изучавшие эту тему? Что их заинтересовало?
- Что ученики должны будут потом делать с содержанием темы? Как школьники будут устанавливать связи, расширять и делать заключения на основе изученного материала?
- В какой момент изучения темы школьники будут в состоянии задать важнейшие вопросы и ответить на них?
Учебные вопросы:
- обычно имею единственно правильные ответы и могут быть определены как «закрытые» вопросы;
- связаны с образовательными стандартами и целями обучения, поддерживают основополагающие и проблемные вопросы;
- проверяют способность учеников вспоминать фактическую информацию. Требуют знаний - кто, что, где и когда. Например: Что такое комедия?;
- требуют знаний и навыков понимания для правильного ответа.
В соответствии с проблемными вопросами можно сформировать группы, которые будут работать в указанных направлениях.
Групповая работа, или обучение в сотрудничестве — это модель организации деятельности учащихся в составе малых групп, при которой все они вовлечены в совместную деятельность с личной ответственностью за собственные действия и действия каждого.
Работа в группах становится привлекательной для учащихся только в случае специальной ее организации, если:
- создается позитивная взаимозависимость участников группы сотрудничества (по общей цели, по разумному и справедливому распределению объема работы, по награде, по ресурсам, по ролям),
- обеспечивается индивидуальная оценка работы каждого члена группы в отдельности и группы в целом,
- учащиеся оценивают и используют в ходе групповой работы навыки межличностного общения и сотрудничества, то есть умение выслушивать других, критиковать не личность, а идею, умение работать как в качестве лидера, так и в качестве рядового члена группы.
Например, простейшая модель организации групповой работы, имеющей целью подготовку всех членов группы к проведению итоговых испытаний и реализуется в пять последовательных этапов:
- изложение материала,
- изучение (закрепление) материала в группе,
- проведение итоговых испытаний/тестирований, которые могут быть заменены викторинами,
- оценка индивидуальных достижений участников группы,
- оценка работы группы в целом.
Другая модель организации подобной работы предполагает выполнение каждым членом группы индивидуального задания в рамках общей задачи.
Например, на первом уроке:
- объявляется тема проекта и формулируется основополагающий вопрос,
- деление на группы (4-5 человек),
- по группам распределяются проблемные вопросы,
- планируется самостоятельная деятельность учащихся по вопросам,
- определяются этапы работы над проектом групп и класса в целом.
Исследовательские группы создаются в соответствии с темой проблемных вопросов.
На этом же уроке предполагается четкое структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных задач и результатов, так как каждый участник проекта должен иметь представление о том, когда (в какие точные сроки) и что (каков результат деятельности) его ждет в итоге работы в целом и на каждом этапе).
На втором и третьем уроках под руководством и с консультативной помощью учителя ведётся поисковая, аналитическая и исследовательская работа учащихся в группах.
На четвертом и пятом уроках происходит обсуждение результатов исследования, формулируются выводы, анализируются и оформляются рабочие материалы к заключительному уроку.
На последнем, шестом, уроке учащиеся представляют творческие отчеты о проделанной работе, предъявляют «продукты» своей деятельности. Итоговые результаты их труда обсуждаются таким образом, чтобы из фрагментов материала, оформленного учащимися, сложился ответ на основополагающий вопрос – главный для всего проекта. Кроме того, на этом же уроке оцениваются индивидуальная и групповая работа учащихся.
Самостоятельная деятельность учащихся в поиске ответов на поставленные проблемные вопросы изначально подразумевает отказ учителя от роли проводника и единственного источника знаний. В качестве источников информации могут быть использованы как традиционные рекомендательные списки литературы, подготовленные учителем, так и ресурсы Интернета.
В ходе изучения учебной темы учитель регулярно собирает информацию о том, что и как изучают все его ученики. Он осуществляет мониторинг обсуждений в малых группах, наблюдает за учениками, вовлеченными как в структурированную так и не в структурированную деятельность, задает вопросы в процессе работы с учениками. Такое постоянное оценивание, которое происходит до и в ходе изучения учебной темы, называется формирующим оцениванием. Учитель использует результаты данного оценивания для внесения изменений в педагогический процесс и акцентирует внимание учеников на выполнении задач проекта. Если учитель регулярно привлекает учащихся к сбору и изучению такой информации, он может помочь ученикам стать самостоятельными и независимыми.
Обобщающее оценивание, которое проводится в конце изучения учебной темы или по завершении проекта, позволяет определить основные учебные проблемы с тем, чтобы более эффективно решать их при изучении последующих тем с другими группами учеников. Ученики могут выявить проблемные вопросы и определить цели для последующего изучения.
Необходимым условием успешной реализации проектной методики является разработка критериев оценивания выполненных учащимися работ. Они создаются учителем под каждую определенную форму результата проектной деятельности.
Оценивание в учебных проектах должно быть спланировано таким образом, чтобы:
- использовались различные методы и средства оценивания;
- оценивание использовалось в процессе всего периода обучения;
- оценивались важные задачи учебной темы;
- учащиеся вовлекались в процессы оценивания.
Чтобы вовлечь учащихся в процесс оценивания, нужно предоставить им:
- информацию о четких критериях оценивания продуктов проектной деятельности (готовится заранее);
- модели и руководства по выполнению работы высокого качества;
- возможность наблюдать за собственным прогрессом;
- методы выработки конструктивных отзывов в адрес одноклассников и методы учета их отзывов для улучшения своей работы;
- время для размышлений и улучшения продуктов проектной деятельности;
- поддержку в определении новых целей для будущего учения.
При выполнении исследовательских заданий и организации изучения литературы на основе метода проектов кардинально по сравнению с традиционной меняется роль учителя.
Учитель, работая на основе проектной методики, должен быть готов к разрешению множества различных педагогических проблем, в частности:
- к изменению традиционного содержания учебных тем, к их синтезу с другими школьными дисциплинами или видами искусства, так как при выполнении учебных проектов их эффективность часто зависит от включенности в общий контекст образовательного процесса;
- к разработке методов самостоятельной поисковой и исследовательской работы учащихся в ходе выполнения учебных исследовательских проектов, методов коллективного решения проблем. Это означает, что учитель должен уметь определять проблему учебной темы, формулировать вытекающие из нее задачи исследования, выдвигать гипотезы их решения, обсуждать методы исследования, продумывать и предлагать варианты оформления конечных результатов, анализировать полученные данные, обсуждать и формулировать итоговые выводы, корректно оценивать учащихся при подведении итогов;
- к использованию в ходе совместного исследования методов “мозговой атаки”, “круглого стола”, статистических методов, творческих отчетов, просмотров и др.;
- к необходимости сочетания на уроках коллективной, групповой и индивидуальной формы работы учащихся;
- к интенсивному использованию компьютера как инструмента учебной работы учащихся и педагогов;
- к организации совместной работы с учителями различных предметов.
Проект может быть предназначен для изучения какой-либо одной темы, нескольких взаимосвязанных тем или целого тематического блока, поэтому замысел проекта вырастает из какой-либо общей проблемы, требующей разрешения и формулируемой в виде одной или нескольких определенных задач. Задумывая проект, учитель, прежде всего, мысленно представляет себе проблему, вытекающие из нее задачи, возможные пути их решения, конкретные результаты.
Существует несколько наиболее важных для осуществления проектной деятельности условий: применение исследовательского подхода, использование методов групповой работы и деятельности в сотрудничестве, обучение учащихся коммуникации.
Однако если говорить об идеальном проекте, то предполагается его соответствие следующим показателям:
- в ходе выполнения проекта должно быть предусмотрено проведение сравнительного изучения, исследования того или иного значимого факта, явления, события, имеющих или имевших место в историко-литературной реальности различных стран и эпох;
- в содержание проекта должен быть включен серьезный научный компонент (исследовательский, поисковый, творческий и др.), определяющий совместную работу и общий результат по одной и той же проблеме;
- проводимый проект должен иметь личностный компонент, то есть иметь непосредственное отношение к жизни школьников, соотноситься с их внутренним миром, с присущими данному возрасту ценностями учащихся;
- в содержание проекта должно быть включено создание чего-либо нового (выявление наиболее эффективных, приемлемых новых решений или старых идей, применимых к новым условиям);
- в результате проводимого проекта должна быть кульминация – какая-то форма презентации проекта учащимися в виде доклада, газеты, альманаха, музыкального или литературного произведения, веб-статьи, публикации и пр.;
Таким образом, метод проектов является для педагогов хорошей возможностью для поиска нового содержания учебной работы и освоения новых методических решений, а учащиеся в процессе реализации проектной деятельности легко овладевают знаниями, умениями и навыками и развивают личностные качества, необходимые для жизни.