Метапредметный урок литературы на тему "Мастер слова". 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7


Цель: исследовать, осознать и оценить понятие «мастерство» в применении к поэтическому искусству, на основе чего сформировать способы оценить качественный поэтический текст.

Задачи:

  • Учебные: расширять словарный запас воспитанников, познакомиться с «инструментами создания» поэтического произведения, повторить литературоведческие понятия, связанные с анализом поэтического текста.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к поэтическому слову, формировать  эстетический вкус, любовь к родному языку.
  • Развивающие: развивать креативные способности, актуализировать такое явление в жизнедеятельности человека, как « творчество», развивать понятие «мастер слова», развивать ассоциативное мышление, учить высказывать свою точку зрения в диалоге, быть активным.

Тип урока: урок развития речи с метапредметным результатом.

Технологии: технология критического мышления, технология проблемного обучения.

Форма организации урока: проблемно-диалоговая.

Формируемые компетенции: коммуникативные, познавательные и регулятивные.

Оборудование: презентация (Приложение 1), раздаточный материал, видеофрагмент «Как распускается роза», «Смерть генерала Кутайсова»

Ход урока

I. Организационно-мотивационный этап (слайд 1)

– Ребята, чем мы занимаемся на уроках литературы? (читаем, анализируем произведения, говорим о писателях….) Наш урок мы начнем с того вида деятельности, которым обычно занимаемся на уроке, с чтения текста: (слайд 2)

Настоящий поэт – это капитан в океане мечты… Он творец божественного искусства и, конечно же, мастер слова, чье произведение переживает своего автора и продолжает путь в вечности.

– Кто герой этого текста? Кто его главное действующее лицо? (поэт)

– Какие синонимы  к слову «поэт» есть в тексте? (творец, мастер слова, автор)

А как вы думаете, почему поэта можно назвать «творцом»?

Преподаватель: Поэзия  в переводе с греческого – «творчество».  Каждый из вас хотя бы раз в жизни занимался творчеством. Возможно, кто-то рисовал картину, кто-то выпиливал из дерева изящный подсвечник, кто-то сочинял стихи и писал сочинение, кто-то добился уже высоких результатов от своего творчества. Поделитесь с нами, какие чувства вы испытывали от своего творчества. (Радость; возможно, удивление «Я могу?!», наслаждение от результата своего плода ……………………………) Молодцы! Не зря еще в XIX веке  Н.В. Гоголь говорил: «Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить»

– А всегда ли поэта можно назвать «мастером слова»? Вот об этом мы сегодня и будем говорить на уроке. Какова же тема нашего занятия? (слайд 3)

Воспитанники формулируют тему занятия. (Тема нашего урока «Мастер слова»)

– А какая же цель сегодня стоит перед нами?

Воспитанники формулируют цель занятия (осознать понимание «мастер слова» и необходимости совершенствовать мастерство слова, учиться мастерству слова)

II. Актуализация знаний (слайд 4)

– Что обозначает слово «мастер»? Когда мы хотим узнать значение слова, куда мы можем обратиться? Где можем найти информацию? (обратиться к родителям, учителю, к толковому словарю…) Мы же обратимся к толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова:

1. Квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области. Часовых дел м.    Скрипичный м.

2. Специалист, достигший высокого искусства в своем деле. Мастера искусств.

Какого работника можно назватьквалифицированным? (имеющий соответствующее образование, диплом, опытный, повышающий квалификацию)

А теперь найдите «ключевые слова» во втором определении (специалист высокогоискусства) Что значит «высокого искусства»? (виртуоз своего дела, добивается лучших результатов, «первый»  в своем деле)  

– Каждого ли квалифицированного работника можно назвать «мастером своего дела»?     Я вижу желание высказать свое мнение. Наверное, многие из вас знают ответ. Но этот вопрос важен настолько, что мы постараемся глубже вникнуть в проблему на протяжении урока и ответим, я уверена, на него в конце урока. А у тех, кто определился с ответом, будет возможность проверить свои суждения. Пусть это будет один из ключевых вопросов нашего занятия. А одно из ключевых слов в теме нашего занятия слово «мастер». Давайте представим себе какого – нибудь мастера. Например, строителя, врача, юриста, садовника….Что должен иметь в своем арсенале каждый из мастеров, чтобы приступить к творчеству? (инструменты). Правильно, и у каждого мастера есть свои инструменты, необходимые именно ему)

А как вы думаете, какие инструменты нужны мастеру слова, мастеру поэтического слова, чтобы создать свое творение? (слайд 5) (стихотворные размеры, уметь подбирать рифму, знать средства художественной выразительности). Давайте проверим, насколько мы владеем инструментами для создания поэтического произведения.

III. Практический этап урока.

1. Какие стихотворные размеры вы знаете? (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест)

    – Зачем надо знать стихотворные размеры? Наверняка, великие поэты: А.С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов… и. т. д., садясь за перо, не думали над хореями, ямбами ….. (Есть в музыке понятие – абсолютный слух, так и в поэзии. Есть люди, обладающие особенным даром – поэтическим слухом. Что это? Это умение найти слово, поставить его так, чтобы придать нужный оттенок и ему, и всей фразе, это способность из обыкновеннейших слов создать мелодию, придать ей мысль и чувство. Есть люди, у которых этот дар есть от рождения, есть и те, кто смог развить его, читая стихи, сочиняя их)

 Задание: определите стихотворный размер (слайд 6)

  1. Минута – и стихи свободно потекут…. (А. С. Пушкин) ямб
  2. Муза в уборе весны постучалась к поэту (А. Блок) дактиль
  3. Тот поэт, врагов кто губит (С. Есенин) хорей
  4. Поэты в миру оставляют великое имя (А.Башлачев) амфибрахий

2. Работа с рифмой. (слайд 7-8)

– Помимо умения обращаться с различными стихотворными размерами, настоящий поэт должен «дружить» еще с одним крайне важным элементом стиха – рифмой. Что называется рифмой? Почему так важна рифма? (именно благодаря рифме стихотворения приобретают то божественное благозвучие, которое нас завораживает, рифма, как эхо, повторяет последние звуки предшествующего стиха; рифма – признак стихотворения, т. е. произведения искусства)

Это интересно! В. Брюсов подобрал 51 рифму к слову «счастье» и 17 рифм к слову «любовь».

Задание 2: подберите  рифму к слову: «творец» (венец, стрелец, кузнец, отец, певец, овец, гонец, молодец,….) (слайд 8) Представьте, что вам дали задание написать стихотворение с этими словами. Есть такое стихотворение, которое называется МОНОРИ́М – стихотворение, написанное  на одну рифму. Как вы будете действовать? Все ли эти слова подходят стилистически? Почему?

3. Как простые слова становятся царственными? (слайд 9-11)Как «разукрасить»  стихотворение?Сделать его ярким, красивым, выразительным?Что еще надо помнить поэту? (о средствах художественной выразительности)

Задание: Просмотрите видеоролик «Как распускается роза»(слайд 10)Какие эмоции  вы испытали?Давайте с помощью изобразительных средств языка опишем то, что увидели…( воспитанники подбирают эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения……..)

4. Форма стихотворения.(слайд 12)

– Прослушайте стихотворение: преподаватель читает стихотворение Джеймса Уаннертона:

Пробует слова на вкус, взвешивает на руке.
Какое из них  – его? Такое его, чтобы стало общим?
Такое, чтобы  стало твоим навсегда и моим  навек?
Чтобы звенело, звало и рвалось
В синюю бездну небес, ведя за собою?
Только поэт это знает, если он мастер и человек.

– Вам понравилось стихотворение? От какого «обязательного» элемента стиха отказывается поэт в своем произведении? (от рифмы). Попробуйте объяснить, какой эффект придает стихотворению отсутствие одного из факторов организации стиха?

(Стихотворение написано белым стихом, который не имеет рифмы. Подобный отказ от рифмы придает стихотворению эффект простоты и безыскусственности, спокойного и непринужденного рассказа)

Подведение итогов проделанной работы (слайд 13): перечислите те инструменты, с помощью которых работает мастер слова, без которых невозможно создать поэтические произведение:

  • рифма
  • знание размеров стихосложения
  • форма стиха
  • средства художественной изобразительности

По ходу работы воспитанники заполняют таблицу:

    

Инструменты

                

рифма

знание размеров стихосложения

форма стиха

средства художественной изобразительности

 

– А как вы думаете этого достаточно, чтобы создать поэтическое произведение? Арабский писатель Хамиль Джубран говорил: «Поэзия – это поток радости, боли, изумления и малая толика слов из словаря» Как вы понимаете слова писателя? (нужно вдохновение, чувства, дар, уметь фантазировать, мыслить образно…..) (слайд 14)

А можно ли этому научиться?

– А знаете ли вы, что существуют приемы для развития поэтической интуиции, для тренировки чувственности, воображения? Прием развития ассоциативного мышления:

Задание: «На что это похоже?» (слайд 15) Придумайте как можно больше ассоциаций на данную  картинку, представьте себе, что вы впервые видите этот предмет…

рис.1

А где черпает вдохновение  поэт? Куда можно отправиться, чтобы получить положительные эмоции, желание описать свои чувства, эмоции, желание поделиться ими … (Надо учиться видеть в «обыденном, казалось бы, самом простом» вещи необыкновенные. Взгляните на эти деревья, на это небо – отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия)

А всегда ли только положительные явления, события, стороны жизни могут вдохновить?

(Нет,……… так, например, война 1812 г. и все, что с ней связано (смерть, гибель людей….) стала мощным толчком для создания большого количества од, гимнов, героических поэм, патриотических стихотворений…..)

Просмотр видеоролика « Смерть генерала Кутайсова» (слайд 16)

Генерал Кутайсов писал стихи; кстати, владел 6-ю иностранными языками….Смерть героя  вдохновила русское войско? А может ли она вдохновить юного поэта?

Читает свое стихотворение воспитанник Падалкин Артем «Посвящение генералу Кутайсову»

Карьеру начал с 15 лет,
Верой  и правдой служа.
Было не мало ярких побед,
Но вдруг вмешалась судьба!

Стратегию выбрав, идет  на врага
Пришпорив коня, собрав волю в кулак,
Кутайсов  шёл в бой, в  нём отвага жила
Ярость и смелость атак!

В стремительной битве, себя не жалея
Кутайсов герой шел отстаивать  честь!
И вдруг на седле ярким  флагом алеет
Кровь генерала – страшная весть…

Молодость, пыл превратились в могилу
Жизнь молодую, в миг погасив.
Смерть генерала так всех поразила.
«В бой!! За Кутайсова!» – раздался призыв.

Солдаты себя не жалея ни капли,
Врага били на смерть, давая отпор
С отвагой и жаждой немедленной мести,
За генерала  верша приговор!!!

– Артем, как вы создавали свое произведение? Поделитесь с нами своим опытом? (изучил биографию генерала Кутайсова, которая меня очень заинтересовала, узнал о его подвиге в годы 1812 г, узнал о том, что он много учился, подавал большие надежды……. )

– Какие чувства, эмоции испытали вы, когда работали над созданием этого  стихотворение? Процесс создания был легким или вы испытывали трудности?  Какие чувства испытываете сейчас? После прочтения? Вас волнует то, как воспринимают слушатели это стихотворение? (Мы пишем стихи не только для себя,  мы хотим поделиться своими мыслями с другими, нам хочется, чтобы у нас были свои читатели…) А быть хорошим читателем – это важно?

Продолжаем заполнять таблицу: (слайд 17)

Творческий путь мастера слова

Инструменты

Качества

рифма

знание размеров стихосложения

форма стиха

средства художественной изобразительности

вдохновение

чувства, эмоции

желание

чужой опыт

чтение литературы

интуиция

IV. Подведение итогов, рефлексия:

Итак, я хочу вернуться к тому вопросу, который задала в начале урока:

– Каждого ли квалифицированного  работника можно назвать  «мастером своего дела»? А надо ли стремиться к мастерству? 

Обязательно ли вдохновлённый творец, мастер «высокого искусства» имеет диплом?

Мы сегодня говорили о процессе поэтического труда, его необходимой составляющей, как любого другого труда…А это всегда  путь, путь к мастерству, мы с вами проделали творческий путь мастера слова, который всегда состоит из «техники» и вдохновения, как впрочем и любой другой труд строится на этих двух понятиях.

– А зачем мы сегодня говорим на эту тему? Где вам пригодятся знания, которые мы сегодня получили? Вы мне можете сказать, что будущим мужчинам ни к чему поэзия…. Так ли это?

V. Выставление оценок

VI. Домашнее задание на выбор (Приложение 1)