Пояснительная записка
Литература как учебная дисциплина является одной из ведущих в системе воспитания гармонически развитой личности. Вместе с писателем читатель осваивает мир посредством художественных образов, которые воздействуют на его чувства и мысли, поэтому курс литературы играет важную роль в духовном становлении личности, интеллектуальном, эмоциональном и нравственном его развитии. В связи с этим цель литературного образования может быть представлена следующим тезисом: формирование духовно-богатой личности через подготовку квалифицированного читателя.
Однако, общеизвестно, что одной из главных проблем литературного образования сегодня является катастрофическое падение интереса к серьезному читателю.
Моя задача - открыть детям литературу как искусство слова, помочь им вместе с писателем освоить окружающий мир с помощью художественных образов; создать комфортные условия для свободного творческого развития в процессе обучения.
В трудное время, в жестокое время человек не может и не должен пройти мимо прекрасного. Как бы ни трактовали критики и философы лозунг Достоевского, красота и любовь, способность и готовность сопереживать боли другого - в них спасение нашего народа и наших детей.
В связи с этим, чрезвычайно важно возвратить детей в мир книги, в мир чтения, вдумчивого, когда сюжет и художественное слово проникают в мозг и душу читателя, погружают его в мир, отображенный художником слова, делают его реальным.
Изучение произведения, на мой взгляд, должно строиться на целостном его восприятии, когда литературные герои и явления рассматриваются в конкретной исторической ситуации, но при этом идет поиск различия в значении и оценке произведения в период его создания и во время прочтения.
В данной работе представлена методика проведения урока по роману М.А.Шолохова «Поднятая целина»
Выбор этой темы считаю актуальным, т.к. до сих пор широко обсуждается и в печати, и на разных научных конференциях, семинарах творчество М.А.Шолохова: идет спор о его сложной образной системе, проблематике, творческой истории произведений. Это, несмотря на то, что на немалое расстояние отодвинуты от нас отраженные события, и мы постепенно стали привыкать к тому, будто первая мировая война осталась за горами времени, гражданскую заслонила Отечественная. Коллективизация - тоже дело вроде бы давнее. Словом, острота сюжетов как будто бы должна сгладиться. В век атома, космодромов, лавины техники иными стали проблемы, чем в те годы, когда трактор, автомобиль, радио, электрическая лампочка в деревне принимались за чудо. Но вот настало время перестройки - и все прошлое, что было, приблизилось, встало перед нами как реальность, которое требует нового осмысления. Особенно время революции и последующие семьдесят с лишним лет. И Шолохов, один из самых наблюдательных свидетелей эпохи, яркий летописец, в чем-то должен быть прочитан иначе, нежели раньше. Таким образом, на уроке стояла задача нового прочтения «Поднятой целины», прочтения спокойного, трезвого, без метаний из крайности в крайность, на основе современных исторических знаний о коллективизации и современного уровня нравственно-философских понятий о мире и человеке, рассмотрение романа не изолированно от других произведений, посвященных коллективизации, а в системе.
При подготовке к уроку сформулированы вопросы для самоанализа урока:
- Что на уроке будет зависеть от меня, а что от студентов?
- Что «открываю», кому и зачем?
- Какие цели ставлю и на какой результат рассчитываю?
- Какие виды и формы познавательной деятельности использую?
- Как будет развиваться поиск истины? Диалогичным ли будет содержание урока?
- Как будет создана ситуация успеха, рефлексии, полилога студентов? И будет ли на уроке «чудо - вовремя сказанное, нужное слово» (А.Грин)?
- В каком соотношении будут импровизация и заранее приготовленное?
Работа над литературным текстом - это всегда творческий процесс. Для меня много значит личностное отношение студентов к прочитанному. Так как содержательный, необычно построенный урок не может не запечатлеться в памяти. В работе постаралась отойти от традиционного урока, предполагающего ведущую роль учителя, мало приспособленного для свободного творческого общения студентов, заинтересованного обсуждения, осмысления литературного произведения и не представляющего возможностей всем без исключения для раскрытия себя, и использовала нестандартную форму урока - технологию французских мастерских.
Использовала различные методические приемы: использование литературных связей с историей (историческая обстановка 20-30-х годов); с удмуртской литературой, сообщение об истории казачества; анализ эпизодов, работа по группам; постановка вопросов и их обсуждение; использование кадров из фильма и др.
Разнообразие содержания и форм освоения учебного материала значительно ослабляет тормозящее влияние стандартной привычной организации учебных занятий и соответственно повышает эффективность учебно-воспитательного процесса, его результативность.
Тема: Роман М.А.Шолохова «Поднятая целина» - роман о коллективизации.
Цели:
- Познакомиться с историей создания романа;
- Ввести студентов в художественный мир писателя;
- Путем анализа эпизодов романа увидеть отражение Шолоховым противоречий коллективизации, чрезвычайную сложность человеческих отношений в период коллективизации;
- Сформировать нравственную оценку изображаемых картин;
- Формировать навыки аналитического мышления;
- Развивать навыки самостоятельной и коллективной работы.
Оборудование: портрет, роман «Поднятая целина», иллюстрации к роману, магнитофонная запись, видеокассета, книжная выставка, приложения.
Методические приемы:
- Постановка проблемных вопросов для обсуждения;
- Анализ эпизодов;
- Использование межпредметных связей с историей, удмуртской литературой.
- Развитие речевых навыков.
Ход урока
I. Организационный момент.
Диалог с дежурным. Проверка готовности студентов к занятию.
II. Индуктор.
- Скажите, пожалуйста, ребята, можете ли вы ответить на внешне маленький, но очень важный в жизни каждого из нас вопрос: Вы счастливы? Просто подумайте, ответьте для себя, комментировать вслух не обязательно.
- А сейчас я хочу предложить вам прослушать песню и подумать: Какие эмоции, ассоциации она вызывает? Что можете сказать о народе, кому принадлежит эта песня?
(Прослушивание песни «Распрягайте, хлопцы, кони».)
Работа в группах. Индивидуальная работа: запись своего мнения на листочке, обсуждение в группе – выдвижение коллективного мнения от группы: самоконструкция – социоконструкция – социализация.)
(Казачья песня. Веселый, задорный народ)
III. Построение новых знаний.
А что вы знаете про казачество?
1. Материал об истории казачества.
Вопрос: Какие это люди? Как вы думаете, они счастливы?
(Работа в группах: самоконструкция – социоконструкция – социализация).
Вывод: Казачество представляет собой относительно обособленное сословие, отличавшееся стремлением к независимости, своеобразной замкнутостью, свободолюбием, трудолюбием, дисциплинированностью, почитанием старших. Т.е. казачество было своеобразным этносом, со своими привычками, обычаями, со своим языком. Это некогда вольные люди, сохранившие особое уважение к свободе, а затем особая служилая категория населения России, освобожденная от налогов, обладавшая большими по сравнению с крестьянством Центральной России наделами плодородной земли и обязанная поставлять в армию снаряженных за свой счет обученных кавалеристов.
- А как вы думаете, ребята, почему нашу беседу мы начинаем с разговора о казачестве?
Потому что тема нашего урока так же связана с жизнью казачества, но уже в другую эпоху и звучит она следующим образом: «Роман М.А. Шолохова «Поднятая целина» - роман о коллективизации. Думаю, о том, как проходила коллективизация в целом в нашей стране, вы говорили на уроках истории. Мы же с вами сегодня поговорим о том, как эти события развертывались среди донского казачества и как они нашли отражение в романе «Поднятая целина».
2. История создания романа.
История же создания романа не совсем обычна.
(Изучается история создания романа. Приложение №2).
(Самоконструкция-социоконструкция-социализация)
Вывод: Роман создавался по горячим следам событий. Книга волновала правдой - большой и честной.
И чтобы понять, что значит по горячим следам, давайте обратимся к письму Шолохова Е.Г.Левицкой от 18 июня 1929 года.
(Зачитывается письмо М.Шолохова Е.В.Левицкой.)
Вопрос: Что вы можете сказать о жизни казаков в этот период, т.е. в 30-е годы? Каким предстает перед нами автор этого письма? Что мы можем сказать об этом человеке?
(Работа в микрогруппах. Самоконструкция-социоконструкция-социализация)
Вывод: В письме слышится голос самого автора и голоса тех, кого «несправедливо обижают». Голоса эти по настроению и сути совпадают.
Чувства боли, горечи, гнева переплетаются с чувством подавленности и безысходности.
- Шолохов многое увидел и понял. Он приводит страшные факты творимого беззакония, называет и виновников этого беззакония. Отношение к ним однозначно.
- Письмо воспринимается и как яркий человеческий документ, и как документ эпохи.
Вопрос: Скажите, ребята, возможна ли при таком взгляде на события их идеализация?
Современные критики романа упрекают автора романа «Поднятая целина» в приукрашивании действительности, в идеализации процесса коллективизации и тех, кто ее проводил. Так ли это? Ответ на эти вопросы можем получить только в результате внимательного прочтения романа. Т.о., обращаемся к страницам романа.
3. Анализ глав романа.
Преподаватель: (Зачитывается первый абзац романа. Пейзажный зачин.) Кажется, ничто не тревожит в этой поэтической картине, которой открывается первая книга романа, написанная на одном дыхании.
Читаем дальше. (Зачитывается третий абзац.) Что почувствовали? Есть перемена? Надвигается темное, тяжелое, мрачное. Используется прием противопоставления , скрытый эпиграф.
Преподаватель: События романа развертываются в казачьем хуторе Гремячий Лог, куда приезжают два человека. Чтобы узнать, что это за люди ,снова обращаемся к страницам романа.
(Знакомство с главами I, II, III, чередуя с просмотром видеозаписи.) Заполнение таблицы: «Приезд Давыдова и Половцева в Гремячий Лог».
I. Приезд Давыдова и Половцева в Гремячий Лог.
|
Давыдов |
Половцев |
Цели и намерения героев. |
Создание колхоза. |
Организация восстания. |
Каково отношение к ним гремяченцев. |
Поначалу с интересом и удивлением, затем с огорчением. На первом собрании Давыдова слушают 32 человека - «гремяченский актив и беднота», слушают внимательно, как не слушают «самого искусного сказочника» |
Кулаки и недовольные новой властью середняки по предложению Половцева вступили в тайную белогвардейскую организацию. |
Отношение героев к колхозу. |
Яростно утверждает ускоренное, зачастую насильственное форсирование перевода крестьянства на коллективные методы производства. |
С жестокостью настраивал казаков против советской власти, с большим озлоблением подстрекает к вредительству против колхоза. |
(Работа в микрогруппах. Самоконструкция-социоконструкция-социализация)
4. Сцена колхозного собрания. Глава IV
Вопросы:
- Каково настроение казаков?
- Как раскрывается отношение к колхозу и раскулачиванию?
(Работа в микрогруппах. Самоконструкция-социоконструкция-социализация).
Вывод: На первом собрании принимается решение о создании колхоза и чувствуется решимость беднейшей части крестьянства бороться за создание колхоза.
Эпизоды, связанные с раскулачиванием, являются ключевыми. От отношения к кулакам беднейшей части хутора зависело быть или не быть колхозу. Пока шли общие разговоры о кулаке - «кровососе», кулаке - «вампире», у коммунистов - руководителей было полное единодушие с казаками. Когда же был оглашен список гремяченских кулаков, и когда собрание должно было решить судьбу каждого кандидата на выселение, это единодушие начало таять.
Драматичность, конфликтность эпизодов несомненна: столкнулись два подхода - классовый и человеческий.
5. Г.Медведев «Лозинское поле».
В настоящее время роман «Поднятая целина» перестал быть единственным произведением о коллективизации. Обратите внимание на книжную выставку. Об эпохе коллективизации писали и в 30-е годы: Ф.Панферов «Бруски», И.Шухов «Ненависть», Е.Пермитин «Когти», «Враг», «Капкан».
Эпоха 20-30-х гг нашла отражение не только в русской литературе, но и в литературе других финно-угорских народов (мордвин П.Дорогойченко «Большая каменка», мариец М.Шкетан «Эренгер», удмуртский писатель Г.Медведев написал роман «Лозинское поле»).
(Знакомство с материалом о романе Г.С.Медведева «Лозя бесмен». Приложение №4
(Работа в микрогруппах. Самоконструкция-социоконструкция-социализация).
Вопрос: Какой вывод можно сделать, ребята?
Вывод: В трилогии Г.Медведева изображена типичная для всех этих романов история. Сходство трилогии с другими романами порождено тем, что герои ее, как и других авторов колхозных романов того времени, действуют в одних и тех же обстоятельствах.
В 60-80-е годы вышли в свет произведения С.Залыгина «На Иртыше», В.Белова «Кануны» Б.Можаева «Мужики и бабы», А.Антонова «Овраги», произведения И.Акулова, И.Сизова, В.Тендрякова и другие.
Вывод по уроку: Эпоха коллективизации трагически сталкивала людей, до предела накаляла страсти, обнажила болезненные противоречия, мучительные борения людей. В казачьих хуторах и станицах, как и в русской деревне, и по всей стране, ломались вековые устои, рушилось старое отношение к труду, к собственности, намечались новые нормы нравственности и морали. Это по-своему коренной процесс проходил трудно, с острыми социальными противоречиями, зачастую обращенный перегибами и насильственными методами со стороны государственных и местных властей.
IV. Рефлексия.
Написать резюме: «Поднятая целина» - апофеоз коллективизации или анафема ей? Сталинский заказ или правда жизни?
V. Подведение итогов.
VI. Домашнее задание.
Роман М.Шолохова «Поднятая целина», кн.2., гл.22. Анализ колхозного собрания.
Приложение 6. Рисунки к уроку