«Методика работы с текстовой информацией на уроках литературы с применением технологии деятельностного метода обучения»

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии


Основные задачи современного образования - это не фиксация набора знаний, а сформированность у учащегося умения и желания учиться всю жизнь, саморазвиваться на основе рефлексивной самоогранизации.

Конструктивно выполнять данные задачи помогает деятельностный метод обучения, который способствует формированию мышления через результаты собственной деятельности, системы культурных ценностей и целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

Предлагаю интегрированный урок литературы «Тема раскола (противоборство светской и духовной власти) в литературе и искусстве» по системе деятельностного подхода, который затрагивает предметное информационное пространство курсов истории, литературы и МХК.

Тема «Житие протопопа Аввакума им самим написанное» продолжает раздел курса «Древнерусская литература», посвященный духовной литературе и жанру жития. Этот материал раскрывает истоки отечественной прозы и подготавливает к восприятию всей последующей литературы в историко-литературном контексте.

Данный урок способствует формированию ключевых компетенций учащихся: выявлять определённые закономерности изучаемого исторического процесса, прослеживать причинно-следственные связи невысказанные в тексте напрямую, интерпретировать их и соотносить с общей идеей урока, что позволяет создать целостное представление о борьбе "священства" и "царства" в России в XVII веке и его влиянии на культуру страны.

Цели урока:

способствовать:

  • формированию умения обосновывать своё отношение к наиболее значительным событиям всеобщей истории;
  • формированию ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными традициями;
  • обогащению словарного запаса учащихся через полученные знания на уроке.

Диагностические цели урока: после изучения данной темы учащиеся смогут:

  • сделать вывод об исторических событиях, связанных с расколом;
  • понять позицию старообрядцев;
  • сделают вывод, что данная тема охватывает гуманитарные науки и искусство;
  • попытаться рассмотреть тему с разных точек зрения.

Ход урока

«Раскол XVII века имел для всей русской истории
гораздо большее значение, чем принято думать.»

Н.А.Бердяев

1. Мотивирование к учебной деятельности

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Работа с датами

  • 1645 - начало царствования Алексея Михайловича.
  • 1649 - издано «Соборное уложение».
  • 1653 - 1655 - церковно-обрядовая реформа патриарха Никона.
  • 1668 - 1676 - осада царскими войсками Соловецкого монастыря, отвергнувшего реформу.

3. Выявление места и причины затруднения

1. Слово учителя

В процессе объяснения ученики делают записи в тетради.

Рассказ учителя с обращением к историческим датам о церковно-обрядовых новшествах, цели реформы, возникновении «церковного раскола», гонениях на раскольников, движении староверов на Север и в Сибирь, самосожжениях старообрядцев, гонениях и на приближённых царя, которые отстаивали «старую веру», среди которых был протопоп Аввакум.

В XVII веке произошёл раскол русской церкви, упадок нравственности у служителей церкви, утрата былого авторитета церкви, очень сильно устарел церковный устав, который был введён во время крещения Руси в 988 году.

В то время, когда другие страны имели свой церковный устав («иерусалимский»), свои книги, Россия пользовалась греческими книгами, поэтому 40-е годы было решено провести церковную реформу (идея: Москва - третий Рим).

Изменения: по русским церквям в 1653 году была разослана «память», где в соответствии с обрядами греческой церкви приписывалось заменить земной поклон поясничным, а двоеперстное крещение троеперстным. Реформами в области церкви руководил патриарх Никон.

Цель реформы патриарха Никона - унификация богослужения по всей стране, централизация церковного управления, увеличение налогов, взимаемых с низшего духовенства, укрепление власти патриарха.

2. Анализ эпиграфа

- Как вы понимаете слова Н.Бердяева? Как их соотнести с полученной информацией?

4. Построение проекта выхода из затруднения

1. Составление словарной статьи с использование толкового словаря

Патриарх - высшее звание в церковной иерархии, глава Церкви, высший духовный сан, избирается Церковным собором.

Протопоп - старший православный священник.

Инок - монах.

Рукоположение - возведение священника в сан.

2. Самостоятельное составление словарной статьи

Соборное уложение - свод законов.

Сторонники реформ - «никониане».

Противники реформ - «раскольники», сами раскольники называли себя «верными», «старолюбцами», «старообрядцами».

5. Реализация построенного проекта

1. Сообщение учащегося об Аввакуме

Тезис выступления: Аввакум - «неистовый протопоп»: непримиримость, убеждённость, доходящая до фанатизма.

Протопоп Аввакум - глава раскольников, отстаивавший свои убеждения, погибнет за них на костре. Ему принадлежат несколько произведений: «Житие…», «Книга бесед», «Книга толкований…», послания и челобитные.

Житие было написано в 1672-1673 гг. во время его ссылки в Пустозёрске и является первым в истории древнерусской литературы произведением, построенным на основе биографии.

Учащиеся делают записи в тетради: житие было написано в 1672-1673 гг. во время его ссылки в Пустозёрске и является первым в истории древнерусской литературы произведением, построенным на основе биографии.

2. Комментарий учителя о последователях протопопа Аввакума

Каждому из нас боярыня Феодосия Морозова известна с детства по замечательной картине Василия Сурикова. Фанатичная сторонница старообрядчества. Боярыня Морозова - духовная дщерь (дочь) Аввакума. Сила её протеста и приверженности «старой» вере потрясают зрителя.

Во имя веры она претерпела пытки, изгнание, лишение всех прав и дни свои закончила в земляной тюрьме под Москвой.

На картине заснеженная улица старой Москвы, толпа расступается перед дровнями, на которых сидит закованная в цепи немолодая женщина в черной одежде в окружении пёстрой толпы.

Цветовое решение картины позволяет определить сторонников раскольницы (светлые одежды) и противников (тёмные). Картина будто рассечена дровнями. Это метафора: нет более единого православного люда.

6. Первичное закрепление с проговариваем во внешней речи

1. Работа в группах по картине В.И.Сурикова «Боярыня Морозова»

Задание. Рассмотрите картину В.И.Сурикова «Боярыня Морозова», сопоставьте её с материалом сегодняшнего урока. Ответьте на вопрос «Как художник средствами и приёмами живописи передал мотив раскола?» Для этого обратите внимание на композиционные решения художника. Закончите фразы:

  • Дровни будто рассекают ________________________.
  • Двоеперстие юродивого как бы соединяются в одну линию с ______________.
  • Цветовые решения (черная фигура Морозовой против ___________, скорбящие, плачущие, сочувствующие изображены в ________ одеждах, озлобленные - _____________).
  • Маковка церкви в конце линии дровней (её благословенный путь в __________, «в заветное»).
  • Напряжённый взгляд героини Сурикова, решительность её жеста, сила воли, которые чувствуются в её _______, ______.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

  • Дровни будто рассекают толпу пополам.
  • Двоеперстие юродивого как бы соединяются в одну линию с двоеперстием Морозовой.
  • Цветовые решения (черная фигура Морозовой против пёстрых одежд толпы, скорбящие, плачущие, сочувствующие изображены в светлых одеждах, озлобленные - в тёмных).
  • Маковка церкви в конце линии дровней (её благословенный путь в будущее, «в заветное»).
  • Напряжённый взгляд героини Сурикова, решительность её жеста, сила воли, которые чувствуются в её фигуре, позе.

Таким образом, главная мысль картины - идея жертвенности, что в переломные моменты истории всегда есть добровольные жертвы во имя идеи, а общество по-разному к этому относится: кто-то с уважением, а кто-то как к непокорным безумцам.

8. Включение в систему знаний и повторение

Работа в группах по методу 6 шляп

Данный метод соответствует возможным проблемам, с которыми могут столкнуться учащиеся в процессе решения поставленных на уроке задач.

Задание. Вспомните материалы сегодняшнего урока. Дайте ответ на блиц-вопрос.

  • 1 группа (белая шляпа)- Что мы знаем из истории и искусства о раскольниках?
  • 2 группа (красная шляпа) - За что пострадали старообрядцы? Как вы относитесь к их поступку?
  • 3 группа (чёрная шляпа) - Какие минусы вы видите в реформе патриарха Никона?
  • 4 группа (жёлтая шляпа) - Какие плюсы вы видите в реформе патриарха Никона?
  • 5 группа (зелёная шляпа) - Как исторические события периода раскола отразились в живописи?
  • 6 группа (синяя шляпа) - Почему исторические события находят отражение в искусстве?

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итоги)

Итак, жизнь Аввакума и его сподвижников - это подвиг, но они так не считали, чем заслуживают ещё более высокую оценку потомков.

События XVII века, ставшие предметом нашего урока, были не только спором между "священством" и "царством", они ознаменовали собой начало спора о выборе пути развития страны, выразителями которого стали два уверенных в своей правоте священнослужителя: патриарх Никон и протопоп Аввакум. И у них ещё будут последователи в лице славянофилов и западников, которые будут на страницах журналов и газет отстаивать мнения необходимости развития России, бесспорно, по западному образцу и традиционному русскому.