Основные задачи современного образования - это не фиксация набора знаний, а сформированность у учащегося умения и желания учиться всю жизнь, саморазвиваться на основе рефлексивной самоогранизации.
Конструктивно выполнять данные задачи помогает деятельностный метод обучения, который способствует формированию мышления через результаты собственной деятельности, системы культурных ценностей и целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.
Предлагаю интегрированный урок литературы «Тема раскола (противоборство светской и духовной власти) в литературе и искусстве» по системе деятельностного подхода, который затрагивает предметное информационное пространство курсов истории, литературы и МХК.
Тема «Житие протопопа Аввакума им самим написанное» продолжает раздел курса «Древнерусская литература», посвященный духовной литературе и жанру жития. Этот материал раскрывает истоки отечественной прозы и подготавливает к восприятию всей последующей литературы в историко-литературном контексте.
Данный урок способствует формированию ключевых компетенций учащихся: выявлять определённые закономерности изучаемого исторического процесса, прослеживать причинно-следственные связи невысказанные в тексте напрямую, интерпретировать их и соотносить с общей идеей урока, что позволяет создать целостное представление о борьбе "священства" и "царства" в России в XVII веке и его влиянии на культуру страны.
Цели урока:
способствовать:
- формированию умения обосновывать своё отношение к наиболее значительным событиям всеобщей истории;
- формированию ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными традициями;
- обогащению словарного запаса учащихся через полученные знания на уроке.
Диагностические цели урока: после изучения данной темы учащиеся смогут:
- сделать вывод об исторических событиях, связанных с расколом;
- понять позицию старообрядцев;
- сделают вывод, что данная тема охватывает гуманитарные науки и искусство;
- попытаться рассмотреть тему с разных точек зрения.
Ход урока
«Раскол XVII века имел для всей русской истории
гораздо большее значение, чем принято думать.»
Н.А.Бердяев
1. Мотивирование к учебной деятельности
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Работа с датами
- 1645 - начало царствования Алексея Михайловича.
- 1649 - издано «Соборное уложение».
- 1653 - 1655 - церковно-обрядовая реформа патриарха Никона.
- 1668 - 1676 - осада царскими войсками Соловецкого монастыря, отвергнувшего реформу.
3. Выявление места и причины затруднения
1. Слово учителя
В процессе объяснения ученики делают записи в тетради.
Рассказ учителя с обращением к историческим датам о церковно-обрядовых новшествах, цели реформы, возникновении «церковного раскола», гонениях на раскольников, движении староверов на Север и в Сибирь, самосожжениях старообрядцев, гонениях и на приближённых царя, которые отстаивали «старую веру», среди которых был протопоп Аввакум.
В XVII веке произошёл раскол русской церкви, упадок нравственности у служителей церкви, утрата былого авторитета церкви, очень сильно устарел церковный устав, который был введён во время крещения Руси в 988 году.
В то время, когда другие страны имели свой церковный устав («иерусалимский»), свои книги, Россия пользовалась греческими книгами, поэтому 40-е годы было решено провести церковную реформу (идея: Москва - третий Рим).
Изменения: по русским церквям в 1653 году была разослана «память», где в соответствии с обрядами греческой церкви приписывалось заменить земной поклон поясничным, а двоеперстное крещение троеперстным. Реформами в области церкви руководил патриарх Никон.
Цель реформы патриарха Никона - унификация богослужения по всей стране, централизация церковного управления, увеличение налогов, взимаемых с низшего духовенства, укрепление власти патриарха.
2. Анализ эпиграфа
- Как вы понимаете слова Н.Бердяева? Как их соотнести с полученной информацией?
4. Построение проекта выхода из затруднения
1. Составление словарной статьи с использование толкового словаря
Патриарх - высшее звание в церковной иерархии, глава Церкви, высший духовный сан, избирается Церковным собором.
Протопоп - старший православный священник.
Инок - монах.
Рукоположение - возведение священника в сан.
2. Самостоятельное составление словарной статьи
Соборное уложение - свод законов.
Сторонники реформ - «никониане».
Противники реформ - «раскольники», сами раскольники называли себя «верными», «старолюбцами», «старообрядцами».
5. Реализация построенного проекта
1. Сообщение учащегося об Аввакуме
Тезис выступления: Аввакум - «неистовый протопоп»: непримиримость, убеждённость, доходящая до фанатизма.
Протопоп Аввакум - глава раскольников, отстаивавший свои убеждения, погибнет за них на костре. Ему принадлежат несколько произведений: «Житие…», «Книга бесед», «Книга толкований…», послания и челобитные.
Житие было написано в 1672-1673 гг. во время его ссылки в Пустозёрске и является первым в истории древнерусской литературы произведением, построенным на основе биографии.
Учащиеся делают записи в тетради: житие было написано в 1672-1673 гг. во время его ссылки в Пустозёрске и является первым в истории древнерусской литературы произведением, построенным на основе биографии.
2. Комментарий учителя о последователях протопопа Аввакума
Каждому из нас боярыня Феодосия Морозова известна с детства по замечательной картине Василия Сурикова. Фанатичная сторонница старообрядчества. Боярыня Морозова - духовная дщерь (дочь) Аввакума. Сила её протеста и приверженности «старой» вере потрясают зрителя.
Во имя веры она претерпела пытки, изгнание, лишение всех прав и дни свои закончила в земляной тюрьме под Москвой.
На картине заснеженная улица старой Москвы, толпа расступается перед дровнями, на которых сидит закованная в цепи немолодая женщина в черной одежде в окружении пёстрой толпы.
Цветовое решение картины позволяет определить сторонников раскольницы (светлые одежды) и противников (тёмные). Картина будто рассечена дровнями. Это метафора: нет более единого православного люда.
6. Первичное закрепление с проговариваем во внешней речи
1. Работа в группах по картине В.И.Сурикова «Боярыня Морозова»
Задание. Рассмотрите картину В.И.Сурикова «Боярыня Морозова», сопоставьте её с материалом сегодняшнего урока. Ответьте на вопрос «Как художник средствами и приёмами живописи передал мотив раскола?» Для этого обратите внимание на композиционные решения художника. Закончите фразы:
- Дровни будто рассекают ________________________.
- Двоеперстие юродивого как бы соединяются в одну линию с ______________.
- Цветовые решения (черная фигура Морозовой против ___________, скорбящие, плачущие, сочувствующие изображены в ________ одеждах, озлобленные - _____________).
- Маковка церкви в конце линии дровней (её благословенный путь в __________, «в заветное»).
- Напряжённый взгляд героини Сурикова, решительность её жеста, сила воли, которые чувствуются в её _______, ______.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Дровни будто рассекают толпу пополам.
- Двоеперстие юродивого как бы соединяются в одну линию с двоеперстием Морозовой.
- Цветовые решения (черная фигура Морозовой против пёстрых одежд толпы, скорбящие, плачущие, сочувствующие изображены в светлых одеждах, озлобленные - в тёмных).
- Маковка церкви в конце линии дровней (её благословенный путь в будущее, «в заветное»).
- Напряжённый взгляд героини Сурикова, решительность её жеста, сила воли, которые чувствуются в её фигуре, позе.
Таким образом, главная мысль картины - идея жертвенности, что в переломные моменты истории всегда есть добровольные жертвы во имя идеи, а общество по-разному к этому относится: кто-то с уважением, а кто-то как к непокорным безумцам.
8. Включение в систему знаний и повторение
Работа в группах по методу 6 шляп
Данный метод соответствует возможным проблемам, с которыми могут столкнуться учащиеся в процессе решения поставленных на уроке задач.
Задание. Вспомните материалы сегодняшнего урока. Дайте ответ на блиц-вопрос.
- 1 группа (белая шляпа)- Что мы знаем из истории и искусства о раскольниках?
- 2 группа (красная шляпа) - За что пострадали старообрядцы? Как вы относитесь к их поступку?
- 3 группа (чёрная шляпа) - Какие минусы вы видите в реформе патриарха Никона?
- 4 группа (жёлтая шляпа) - Какие плюсы вы видите в реформе патриарха Никона?
- 5 группа (зелёная шляпа) - Как исторические события периода раскола отразились в живописи?
- 6 группа (синяя шляпа) - Почему исторические события находят отражение в искусстве?
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итоги)
Итак, жизнь Аввакума и его сподвижников - это подвиг, но они так не считали, чем заслуживают ещё более высокую оценку потомков.
События XVII века, ставшие предметом нашего урока, были не только спором между "священством" и "царством", они ознаменовали собой начало спора о выборе пути развития страны, выразителями которого стали два уверенных в своей правоте священнослужителя: патриарх Никон и протопоп Аввакум. И у них ещё будут последователи в лице славянофилов и западников, которые будут на страницах журналов и газет отстаивать мнения необходимости развития России, бесспорно, по западному образцу и традиционному русскому.