Метод проекта как средство развития интереса к чтению

Разделы: Литература


Для современного учителя литературы большая радость увидеть в своем ученике читателя.(Приложение 1, слайд 1).Заинтересованного, талантливого. Но чаще мы видим, что чтение – это не радость открытий, а испытание и даже наказание: надо! Как заинтересовать, повысить мотивацию к чтению? (Слайд 2) Один из путей решения проблемы – проектно-исследовательская деятельность на уроках литературы.

Проектно-исследовательская деятельность личностно ориентирована, позволяет реализовать педагогические цели на каждом этапе работы, приносит удовлетворение ученикам. Такие занятия обладают значительным воспитательным потенциалом, так как каждый ученик не только получает отметку, но находит в процессе работы пищу для размышлений и глубоких переживаний.

Проектная деятельность – это педагогическая технология, которая нацелена на приобретение и применений новых знаний путем самообразования. Этот метод развивает творческую инициативу, подразумевает сотрудничество, создает положительную мотивацию и как следствие – вызывает интерес к художественному произведению. Надо сказать, что мы в практике работы оставляем за учащимися выбор: придерживаться традиционной формы работы (в том числе представить итоговой работой сочинение) или защитить  проект. Уроки по изучению художественного произведения проводятся в рабочем режиме согласно программе, а вот работа над проектом осуществляется самостоятельно при консультативной поддержке учителя во внеурочное время.

Прием работы над проектом мы покажем на примере повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», (программа В.Я. Коровиной, 7 класс).  Алгоритм работы при выполнении проекта описан во многих современных методических пособиях. И все-таки основные этапы работы напомним. (Слайд 3).

Этап 1 – подготовительный. В нашем проекте он целиком организован учителем, т.к. ученикам демонстрируется мотивационная презентация, где учитель ставит основополагающий вопрос проекта, освещает проблемные и учебные вопросы. На этом этапе формируются группы, предлагаются различные виды и формы деятельности, критерии оценки проекта. Это мощный посыл к началу работы. От того, как он будет преподнесен, во многом зависит успех проекта.
Этап 2 – планирование. На том этапе происходит сбор информации и изучение текста художественного произведения, планирование работы в группе.
Этап 3 – разработка проекта. Ученики накапливают информацию, проводят первичную её обработку и делают промежуточные выводы,.
Этап 4 – оформление работы.
Этап 5 – презентация продукта.  Самый яркий и эмоциональный этап проекта.
Этап 6 – оценивание. Ученики на подготовительном этапе ознакомлены с критериями работы. И самооценка, скорее всего, уже завершена. Следует обратить внимание на взаимооценивание, аргументацию спорных моментов с учетом обсуждения, умение делать выводы.
Этап 7 – рефлексия. Подведение итогов.

Работа над проектом по повести Н.В. Гоголя начинается с проблемной ситуации, основополагающего ценностного вопроса. (Слайд 4). Например: что для человека самое главное? (Жизнь). Действительно, это высшая ценность. Но бывают ситуации, когда человек ставит выше жизни другие ценности. Какие? (Честь, любовь, защита Родины и пр. Варианты ответов записываем на доску). (Слайд 5). За что можно отдать свою жизнь? Подобные вопросы задает себе каждый человек, это происходит и с героями повести «Тарас Бульба». Учитель литературы подсказывает: на многие мировоззренческие вопросы есть ответы в художественной литературе. Они неоднозначны, спорны. Но ведь не читают! Здесь важно найти точки соприкосновения: личностно-значимый вопрос «наложить» на произведение, подтолкнуть ученика к поиску ответа.

Вопрос прозвучал. Запускаем проект. (Слайд 6). Подчиняем поиски ответа логике, шагам работы над проектом. Начинается наблюдение над тем, как решают этот вопрос герои произведения. Одна из основных задач проекта – привлечь к осмысленному, вдумчивому чтению – достигнута.

Начинается учебная деятельность: работаем с мотивационной презентацией. Идем от текста. Предлагаем учащимся проблемные вопросы. (Слайд 7).  В большинстве случаев первичное знакомство с текстом уже произошло, но ответы на проблемные вопросы требуют  умения отбирать материал, систематизировать его, делать выводы. Часто требуется вернуться к тексту. Проверить знание и понимание текста помогают учебные вопросы. (Слайд 8). Они нужны как учителю, так и ученику для самоконтроля. Повторное чтение необходимо еще и потому, что учащийся воспринимает прочитанное через призму основополагающего вопроса: «За что можно отдать жизнь?»

Далее знакомим учеников с возможными видами и формами работы (Слайд 9) и ученики объединяются в группы в зависимости от того, какой ответ был дан ими на главный вопрос проекта (Слайд 10). Предлагаем способы представления своей позиции и устанавливаем дату проведения итогового занятия – защиты проектов. (Слайды 11,12).

Одним из вариантов итоговой детской работы может стать видеоролик. (См. Приложение 2. Автор – Беляева Мария.Спрашивайте материал у автора статьи. Прим. ред.). Это видеоролик, смонтированный самостоятельно из тех фрагментов экранизации произведения («Тарас Бульба», режиссер В. Бортко, 2008 г.), которые являются доказательством позиции учеников. Эта работа показала, что дети очень вдумчиво подошли к проблеме и о многом рассуждали в ходе работы.

Учащиеся 7 классов, скорее всего, предпочтут выступать перед классной аудиторией. Но результатом будет не столько защита проекта, сколько выявление путем опроса или анкетирования количества человек, изменивших свою точку зрения. (Слайд 13). Результаты можно представить в диаграмме. (Слайд 14).
После защиты всех проектов проводится оценка работ, их обсуждение, выставление отметок. (Слайд 15).
Большинство из тех, кто принимал участие в работе над проектом, высказал пожелание и в дальнейшем использовать эту форму работы, ученики стали активнее, подготовка к проекту позволила  расширить кругозор. Многие отметили, что научились задавать вопросы. (Слайд 16). А самое главное – участники проекта почувствовали себя успешными и благодарными за то, что такое яркое произведение русской классической литературы не прошло мимо них, им стала близка и понятна проблема произведения. Эти идеи из отвлеченных идей классической литературы стали личностно-значимыми, жизненными.

Таким образом, большинство произведений русской классической литературы можно изучать, используя метод проекта. (Слайд 17). «Русская литература – «феномен изумительный…, это нечто неподражаемое, неповторимое, то, что в высоко художественной форме сосредоточивает огромный познавательный, эмоционально-эстетический и духовный опыт;... это произведения, сконцентрировавшие значительные вечные ценности», [1,123-124] а «ценность есть нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и каждого события, и каждого поступка...» [2,182]» (из статьи Е.И. Дворниковой «Духовно-нравственные ценности русской классической литературы» http://www.art-in-school.ru/art/iskusstvo_i_obrazovanie_2011_01_-_01_Dvornikova.pdf )