Цель: Открытие художественного произведения с новой, неожиданной стороны, открытие новых имен и новых перспектив.
Задача: Активизация художественно-эстетических потребностей, формирование ключевых компетентностей и умения создавать исследовательские проекты в процессе подготовки к уроку.
Подготовка к уроку.
- Опережающее задание (задание выполняется по алгоритму, предложенному учителем).
- Сбор материала, консультации с преподавателем, корректировка.
- Создание презентаций, кластеров.
- Репетиции творческой группы.
Задание первой группе:
А.Грин – “рыцарь мечты” (по биографии писателя)
- Найдите в толковом словаре понятия : рыцарь, мечта, кластер.
- Разыщите сведения о жизни и творчестве писателя. Сделайте вывод о том, почему писателя называли “рыцарем мечты”. Создайте презентацию о жизни писателя.
- Нарисуйте кластер, отражающий понятие “Рыцарь мечты”.
- Создайте групповой ответ по заданной вам теме.
- Сделайте общий вывод
А.Грин – “рыцарь мечты”, так как …
Задание второй группе:
Проблема “живой мечты”. Докажите, что у тех, кто верит по-настоящему в свою мечту, она воплощается в жизнь.
1. Работа с образами:
– Каким перед читателем предстает Лонгрен?
– Поступок Лонгрена. Почему его не поняли односельчане? Понимает ли сам Лонгрен свой поступок?
– Как растил дочь? Что сумел вложить в нее? Какой выросла Ассоль?
– Детство Ассоль. Каким оно было? Почему?
– Как воспринимает жизнь Ассоль? Откуда в ней видение жизни как чуда?
– Почему Ассоль поверила Эглю?
– Почему воплотилась в жизнь мечта Ассоль?
– Кто из героев повести близок по характеру Ассоль? Чем именно? Сопоставьте этих героев. Что их объединяет?
– Что увидел в судьбе Ассоль Грей? Почему сумел воплотить в жизнь ее мечту?
2. Нарисуйте кластер, отражающий понятие “живая мечта” (Как воплотили в жизнь свою мечту А.Грин, Лонгрен, Ассоль, Грей?)
3. Составьте групповой ответ по заданной вам теме.
4. Сделайте общий вывод.
“Живая мечта” – это …
Задание третьей группе:
Смысл названия феерии “Алые паруса”.
- Найдите в толковом словаре понятия: феерия, паруса, алый, символ.
- История создания повести-феерии.
- Предположите, почему А.Грин свою повесть назвал феерией. Чем для А.Грина являются алые паруса? Что символизируют?
- Создайте презентацию на основе фотографий, иллюстраций под названием “Моя мечта” или прочтите стихи, которые символизируют вашу мечту, спойте песню.
- Сделайте общий вывод.
А.Грин назвал свое произведение феерией, так как …
Задание четвертой группе:
Какие феерические эпизоды вы выбрали бы, если бы вам предложили снять эпизоды кино или поставить сцены из спектакля? (Составление сценария)
- Сделайте выбор одного-двух эпизодов. Аргументируйте выбор.
- Продумайте и нарисуйте костюмы.
- Продумайте пейзажи, на фоне которых будет происходить действие.
- Кастинг (какие требования предъявляете актерам?)
- Постановка на 4–5 минут.
Приложение 1 – материалы 3-й группы
Приложение 2 – материалы 4-й группы
Приложение 3 – задание к уроку
Приложение 4 – материалы 1-й группы
Приложение 5 – материалы 2-й группы
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Наш урок посвящен писателю Александру Грину и его легендарному произведению “Алые паруса”. На уроке мы попытаемся ответить на самые разнообразные вопросы:
– Каковы особенности характера Грина?
– В чем притягательная сила его таланта?
– Каков смысл повести “Алые паруса”?..
Сегодня мы проведем урок-исследование, урок-открытие. Класс разделен на 4 группы. У каждой свое задание. Своим открытием каждая из групп поделится.
2. Исследование первой группы. Выводы:
А.Грин – “рыцарь мечты”, так как
1) с детства любил море и мечтал о нем
2) любил книги, природу, приключения
3) несмотря на лишения, судьбе не покорился, вынес из жизненной науки не
озлобление и жестокость, а веру в добрые, высокие чувства : товарищество,
любовь, человечность
4) А.Грин не стал капитаном, но на капитанском мостике оказались его герои,
больше всего дорожил он своей капитанской фуражкой
5) силой своей фантазии он создал красивую страну Гринландию, море, которое
покоряли чистые сердцем люди, придумал города Зурбаган, Лисс, Каперна, населил
их благородными людьми, которых в жизни встречал, к сожалению, не так уж часто.
Кластер №1
3. Исследование второй группы. Выводы:
“Живая мечта” – это то, во что человек верит и что воплощается в жизнь.
- Мечта А.Грина стать настоящим писателем осуществилась. Его рассказы вызывают в читателе желание разнообразной жизни.
- Лонгрен сумел воспитать замечательную дочь, причем сделал это, несмотря на тяжелейшие условия жизни : ненависть окружающих, лишения, одиночество.
- Ассоль дождалась прекрасного принца на чудесном корабле с алыми парусами, хотя в это никто не верил.
- Капитан Грей осуществил свою мечту, потому что понял одну нехитрую истину : “Она в том, чтобы так называемые чудеса делать своими руками”.
- Мечта – неодолимое оружие против мещанства, косности, злобы, стяжательства, отупения.
Кластер №2
4. Исследование третьей группы.
Выводы:
- История создания. Александр Грин в течение пяти лет вынашивал идею феерии. Однажды в витрине магазина игрушек Грин увидел лодочку с острым парусом из белого шелка. “Эта игрушка мне что-то сказала, – писал Грин,– но я не знал что. Тогда я прикинул, не скажут ли больше паруса красного, а лучше алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. И вот, развертывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия”. Итогом сильного впечатления стала повесть с одноименным названием.
- Алые паруса для А.Грина – символ красоты, символ воплощенной мечты.
- А.Грин назвал свое произведение феерией, так как оно яркое, красивое, производит определенный эффект на читателя, оно незабываемое, волшебное, сказочное. Герои произведения – яркие неординарные личности. Они умеют преодолевать препятствия на своем жизненном пути, становятся счастливыми.
- Презентация, созданная учащимися на основе фотографий, иллюстраций, стихотворения, песни (“Ребята, надо верить в чудеса…”)
5. Творческое задание четвертой группы.
6. Возможные комментарии учителя по ходу урока.
7. Итог урока.
8. Домашнее задание:
- Поделиться впечатлениями об открытом уроке.
- Выразить свое отношение к теме “Живая мечта”, раскрыть ее актуальность.