Все, что я познаю, я знаю для чего это мне надо, и где и как я могу эти знания применить.
Новый взгляд на цели и ценности общего среднего
образования, развитие многообразия
образовательных систем привели к становлению во
многом новых организационных форм, методов и
средств обучения.
Последние десятилетия характерны появлением и
активным развитием такого социокультурного
феномена, как проектность, которая становится
неотъемлемым компонентом деятельности человека
практически в любой сфере, в том числе и в
образовании. Идеология метода образовательных
проектов зародилась и получила развитие в первой
половине 19 века в сельскохозяйственных школах
США, а затем была использована и в
общеобразовательной школе.
В нашей стране метод проектов начал впервые
внедрять в образование выдающийся русский
педагог П.Ф.Каптерев. Осуществление выдвинутой в
20-х годах прошлого века идеи «связать обучение с
жизнью» требовало методов обучения, реализующих
принцип «обучение через дело». Одним из таких
методов стал метод проектов.
Метод проектов – целенаправленная, в целом
самостоятельная деятельность учащихся,
осуществляемая под гибким руководством учителя,
направленная на решение исследовательской или
социально значимой прагматической проблемы и на
получение конкретного результата в виде
материального и (или) идеального продукта.
В основе метода проектов лежит развитие
познавательной активности учащихся, умение
самостоятельно конструировать свои знания,
ориентироваться в информационном пространстве;
развитие критического и творческого мышления;
умение увидеть, сформулировать, решить проблему.
(Использованы фрагменты статьи «Метод учебных
проектов в старших классах» Л.О. Филатовой,
доцента МГУ, журнал «Специалисту на заметку», №3,
2005 г.) [1]
Говоря о методе проектов, я имею в виду именно
способ достижения дидактической цели через
детальную разработку проблемы, которая должна
завершиться вполне реальным осязаемым
практическим результатом.
В течение первого полугодия мы с
восьмиклассниками работали над созданием
проектов по произведениям А.С.Пушкина,
М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя. Результатами такой
работы стали газеты, созданные учащимися.
А сейчас я покажу на примере комедии Н.В.Гоголя
«Ревизор», как создаются проекты.
1 этап. Подготовительный
Цели:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач;
- обсуждение методов детальной проработки произведения,
- создание проблемно-мотивационной среды урока.
Проблема нами определена. Средства создания образов литературных персонажей в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
Класс поделен на 5 групп, каждая из которых получает задание.
1 группа. Работает над созданием газеты. В ней нужно отразить интересные факты из жизни и творчества писателя; произведение автора, которое принесло ему успех; первую постановку пьесы «Ревизор» на сцене; творческую историю «Ревизора»; первых исполнителей роли Городничего и Хлестакова; постановку пьесы на сцене современного театра; высказывания писателей о творчестве Гоголя; театральную лексику (кулисы, галерка, портер и т. д.)
2 группа. Рисует обложку к комедии Гоголя и защищает ее. На обложке должно быть изображено то самое главное, что увидели в комедии (герои, одежда) Нарисовать иллюстрации и показать их отличие от рисунков художника П. Боклевского.
3 группа. Составить кроссворд по комедии Гоголя. (Н-р: легкий четырехугольный экипаж, отчество жены Городничего, слуга Хлестакова, черта характера Хлестакова, чувство Городничего при виде ревизора…)
4-5 группы. Театральная постановка сцен из комедии «Ревизор» (Распределяют роли, готовят костюмы)
Проводим исследование. Разбираемся, как создавал своих персонажей Гоголь.
Это – 2 этап. Проектировочный
Цель: планирование.
Строим план деятельности, продумываем ход деятельности, распределяем задачи с учетом выбранной позиции. Составляем развернутые характеристики героев по утвержденному плану.
План составления характеристики героя.
- Речь героя.
- Общение с другими героями.
- Портрет героя.
- Поступки героя.
- Говорящие названия.
3 этап. Практический
Цель: получение продукта результата проектной деятельности за счет выполнения определенных действий.
Продолжаем исследование (работаем над ремарками Гоголя, над его высказываниями по поводу первой постановки спектакля; собираем и обрабатываем эти данные; работаем над фрагментами пьесы (читаем по ролям).
4 этап. Аналитический
Цель: рефлексия, сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы.
Одно из выступлений учащихся. Защита части проекта (сообщение учащихся о первой постановке пьесы на сцене; о первых исполнителях роли Городничего и Хлестакова; о современной постановке пьесы).
5 этап. Контрольно-коррекционный
Цель: коррекция. Анализируем успехи и ошибки.
6 этап. Заключительный
Цель: защита проекта, театральная постановка.
Провожу урок-концерт.
Смотрим наиболее удавшийся отрывок из комедии
«Ревизор» в исполнении учащихся 8-го класса.
Сцена из «Ревизора».
Рефлексия. Игра с классом
1 группа. Просмотрите 1 и 2 явление 1-го действия и нарисуйте образ уездного города.
2 группа. Немая сцена вызвала в литературе о Гоголе самые разнообразные суждения. А как трактовал немую сцену сам Гоголь? (Показать)
Хочу закончить свое выступление метафорой.
Путешественник увидел трех рабочих, которые
толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил у
каждого, что он делает. Первый ответил: «Толкаю
эту тяжелую тачку, будь она проклята». Второй
сказал: «Зарабатываю на хлеб для своей семьи»
Третий гордо произнес: «Я строю прекрасный храм».
Давайте же и мы воспринимать свой труд, как
строительство прекрасного храма – храма знаний
учащихся.