Литература
-
Урок "Музыка – сила, творящая чудеса" (по этюду В.Г.Короленко "Слепой музыкант") 2016
Данный тип урока направлен на выявление сходства музыки с литературой. Как композитор создаёт образы с помощью музыки, так и писатель передаёт звуки с помощью слов. На уроке рассматривается этюд В.Г.Короленко «Слепой музыкант», на примере которого демонстрируется мастерство автора в передаче звукового восприятия слепого мальчика с помощью описания происходящего. Звуки природы, которые слышит главный герой, пробуждают в нём талант создавать музыку, творящую чудеса и приносящую людям радость.
-
Урок "Мы научимся жить". Заседание философского стола по повести В.Тендрякова "Ночь после выпуска" 2008
Урок в 11-м классе при изучении раздела «Советская литература». Программа допускает право выбора авторов и произведений, а также путей изучения конкретной темы. Программа ставит целью формирование основ комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушения детей, их социальной реабилитации в современном обществе.
-
Урок "Мысль семейная" (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы") 2012
На уроках русской литературы в 10-м классе изучается творчество Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Учащиеся знакомятся с романом "Господа Головлевы". Задача урока – на примере образов семьи Головлевых показать, как раскрывает писатель процесс духовной деградации.
-
Урок "Наполеон Андрея Болконского и Родиона Раскольникова, или Духовные завещания классиков" 2013
На уроке проводится сопоставительный анализ текстов произведений; определяется авторская позиция; ученики работают со словарем понятий. У учащихся формируется умение составлять опорную схему-конспект; закрепляется навык составления устного высказывания по обсуждаемой проблеме. Материал урока развивает логическое мышление, умение сравнивать, сопоставлять, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, воспитывает интерес к творчеству писателей.
-
Урок "Невыносимой мукою томим тот, кто во всем завидует другим" 2010
На уроке учащиеся знакомятся с произведениями, в которых высмеивается такой человеческий порок, как зависть. При чтении ребята учатся анализировать поступки героев, давать нравственную оценку литературным героям. При этом широко используют афоризмы, пословицы и поговорки, которые, в свою очередь, помогают им сформировать отрицательное отношение к этому человеческому пороку.
-
Урок "Неразгаданная вещь" (по поэме А.С.Пушкина "Братья-разбойники") 2017
В основе урока – групповая работа по решению проблемных задач и вопросов, требующих исследования текста. Соблюдён ли «канон» романтического героя? Как создаётся в поэме атмосфера исключительности происходящего? Какая сцена, по вашему мнению, является кульминационной в поэме? Почему автор сделал героями поэмы разбойников, которые грабят и убивают людей? Что толкнуло братьев на путь преступления? Какими они изображены? Какова этическая оценка поведения героев? Какие проблемы поднимает автор?
-
Урок "Нынче час мой настал…" (Дуэль в жизни Сильвио, главного героя повести А.С. Пушкина "Выстрел") 2011
Урок по литературе предназначен для учащихся 6-х классов. Урок разработан с использованием информационных технологий. Основная проблема урока - показ характера героя. В ходе урока учащиеся анализируют поступки героя, отрабатывают умения пользоваться словарём, дают свою оценку личности героя.
-
Урок "Образ Петербурга в лирике А.Блока". 11-й класс 2010
В ходе урока учащиеся углубляют знания о творчестве А.Блока, при анализе стихотворений особое внимание уделяется цветописи. На этапе рефлексии отражается осознание темы в целом, которое выражается красками иди другими изобразительным средствами в сочетании со словом: ученики создают рисунок – своё видение города Блока (из «окна» его поэзии) и дают ему словесное обоснование.
-
Урок "Образ стихии в творчестве А.С.Пушкина" (по повести "Метель") 2023
Цель урока: анализ текста повести «Метель», определение роли пейзажа в литературном произведении, обогащение словарного запаса учащихся пушкинской лексикой; развивать умение самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить оптимальный выход из проблемной ситуации; воспитание любви и уважения к творчеству А.С.Пушкина, гордости за свою литературу, свою нацию.
-
Урок "Образное слово Бунина. Конструирование поэтического текста" 2007
Давно и прочно утвердилось мнение о Бунине как об одном из величайших стилистов в русской литературе. В его творчестве (как в прозе, так и в поэзии) ярко проявились те черты русской литературы, которые сам писатель считал "драгоценнейшими". Писатель обогащает нас знанием великолепного искусства слова. Замечательно, если из авторского опыта и у читателя возникнут идеи, желание сконструировать поэтический текст, создать что-то свое, даже если это свое и будет "пристилизовано" к Бунину как замечательному художнику слова.
-
Урок "Певцы народной жизни" 2003
Сравнительный анализ стихотворений Н.А.Некрасова "Размышления у парадного подъезда" и Г.Тукая "Дача". Тема крестьянства у обоих поэтов.
-
Урок "Поэтические индивидуальности XIX–XX вв. Федор Тютчев и Николай Заболоцкий". Стихотворение "Последняя любовь" и цикл "Последняя любовь" 2008
Данный урок позволяет учащимся обратиться к теме любви в творчестве поэта, когда они уже имеют представление об особенностях его художественного мира, что обеспечит более глубокое восприятие и его любовной лирики. Кроме того, обращение в связи с этим к поэзии Ф.И. Тютчева дает возможность не только вспомнить изученную в 10-м классе тему, но и глубже постигнуть поэтические индивидуальности Заболоцкого и Тютчева в их соприкосновении.
-
Урок "Поэтический образ Родины в стихотворении А.С.Пушкина "Зимнее утро" 2011
Урок посвящён изучению стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро". Цель урока – показать мастерство Пушкина-поэта в создании образа Родины. На уроке проводится работа по формированию навыка анализа стихотворения, по развитию образного мышления и речи учащихся. Используется презентация.
-
Урок "Поэтический образ Родины в стихотворениях поэта XX века Н.М. Рубцова" 2010
Урок формирует навыки художественного анализа стихотворения. Вырабатывает умение выразительного чтения стихотворения и воспитывает в детях любовь к Родине, к природе.
-
Урок "Путь спасения души в повести Н.С. Лескова "Очарованный странник". 10-й класс 2013
Тема урока выделяет национальный аспект характера Ивана Флягина, прослеживает его путь многострадального искания истины, принятие идеи героического самопожертвования во имя спасения родины. Иван Флягин, пройдя через многие трудности, встречающиеся на его пути, приобретя умение страдать и любить, становится духовным человеком, способным думать о русском народе, желающим защитить его от захватчиков. Урок поднимает проблему соотношения личной воли и судьбы, случая и предназначения, греха и его искупления.
-
Урок "Роль стихии в повести А.С. Пушкина "Метель" 2010
На уроке рассматривается роль метели в жизни главных героев, проводится параллель между метелью в восприятии учеников и восприятии Пушкина.
-
Урок "Сопоставительный анализ произведений зарубежной литературы ХХ века" 2005
Цель урока "Сопоставительный анализ произведений зарубежной литературы ХХ века" - сравнить книги Р. Баха, А. Сент Экзюпери, П. Коэльо с точки зрения их идейно-художественного своеобразия, определить, что сближает такие разные творения. В форме урока-викторины учащиеся определяют их жанровую природу - притчи или философские сказки, отвечающие на "вечные вопросы" о смысле жизни. Сопоставляя "Чайку по имени Джонатан Ливингстон", "Маленького принца", "Алхимика", приходим к выводу, что они пронизаны идеей добра, духовной красоты и обращены к зоркости сердца читателя.
-
Урок "Стилистические достоинства рассказов К.Паустовского" 2003
Задача любого урока словесности в современной школе - языковой анализ художественного текста, т.е. наблюдение за языковыми средствами, приемами, наиболее характерными для лучших образцов художественной литературы, определение важнейшей, на мой взгляд, стороны русского языка - эстетической функции.
-
Урок "Судьба Родины и нравственный выбор поэта (по стихотворению А.С.Пушкина "К Чаадаеву")" 2011
Основными целями урока являются: чтение и анализ стихотворения А.С.Пушкина «К Чаадаеву»; оценка понимания учащимися гражданских идеалов А.С.Пушкина, его поколения; развитие навыка анализа лирического стихотворения; воспитание гражданской зрелости.
-
Урок "Счастливый случай" по мифам Древней Греции 2008
Игра-зачет «Счастливый случай» по мифам Древней Греции проверяет знание учащимися мифов Древней Греции; расширяет кругозор учащихся, развивает речь, память, логическое мышление.
-
Урок "Тот, кто не имеет сострадания, жесток (по повести В.Железникова "Чучело")" 2010
На уроке рассматриваются вопросы, поставленные автором повести «Чучело». Цель урока – попытаться найти ответ на вопрос: каким должен быть человек?
-
Урок "Триумф и трагедия Владимира Маяковского" 2008
Урок посвящен изучению творчества и биографии одного из крупнейших поэтов XX века. Рассмотрение творчества поэта начинается с изучения его ранней лирики, знакомства с оценками критиков и читателей (триумф). Учитель и ученики рассматривают эволюцию творчества и политических взглядов поэта, сравнивают ее с происходящим в стране в годы зарождения культа личности Сталина.
-
Урок "У войны не женское лицо" (литература в 9-м классе, сдвоенный урок) 2009
Урок на примере жизни и творчества участников войны воспитывает любовь к родному краю. Формирует патриотизм, уважение к женщинам и людям старшего поколения. Расширяет представления учащихся о войне и героизме женщин, роли их на войне. Создает благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии.
-
Урок "Учимся писать сжатое изложение" 2010
Цели урока: формировать умения школьников отбирать основное содержание текста, определять его тему, проблематику, выделять главную мысль, позицию автора, понимать роль языковых единиц в тексте, писать сжатое изложение. Развивать умения логически мыслить, отбирать лексические и грамматические средства, способные связно и достаточно кратко передать полученную информацию.
-
Урок "Читательская конференция по произведениям Л.Е. Улицкой" по теме: "Искусство жить" 2005
Представляем Вашему вниманию опыт проведения читательской конференции по произведениям Л.Улицкой, представляющей литературу 90-х годов, литературу «новой волны». Занятие проводилось для трех десятых классов после изучения романа М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», очень современного произведения, главная мысль которого – «мысль семейная». Мы считаем , что обращение старшеклассников к творчеству Л.Улицкой прекрасно вписывается в систему роков по литературе второй половины 19 века, так как её проза – это чаще всего семейные истории, вмещающие в себя, как в жизни, все: теплоту воспоминаний, горечь разрывов, преданность, неожиданное предательство, любовь.
-
Урок "Чтение – мое хобби. Британские писатели шотландского происхождения" 2017
Урок предназначен для студентов библиотечного отделения техникумов. Тема занятия тесно связана с их будущей профессией. Мы упоминаем о литературных жанрах, составляем вопросы для интервью “Молодой читатель в библиотеке: его интересы и приоритеты в чтении”. Вторая часть занятия посвящена жизни и творчеству великого шотландского поэта Роберта Бернса.
-
Урок "Чтобы душа была жива…" по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2008
Урок литературы в 10-м классе по роману Ф.М.Достоевского по теме «Чтобы душа была жива… "Преступление и наказание" – роман-предупреждение» проводится с использованием информационно - коммуникационных технологий. Заранее подготовленные учителем материалы - презентации, музыкальный видеоряд, тестовый опрос, интерактивные приемы, сопоставление теста произведения с фрагментом художественного фильма – позволяют решать учебно-воспитательные задачи урока с наибольшей эффективностью.
-
Урок "Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина". 9-й класс 2019
Цель урока: формирование способности выявлять в художественном тексте образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных высказываниях.
-
Урок (литературная композиция) по творчеству В.В. Маяковского в 11-м классе "Я сам расскажу о времени и о себе" 2008
Уроки, посвященные изучению творчества В.В. Маяковского, являются, на мой взгляд, одними из самых сложных уроков литературы в курсе 11-го класса. Сложность представляет и желание отойти от штампов, глубже проникнуть в суть стихотворений, которые одиннадцатиклассникам чаще всего бывают непонятны. Конечно, таких неординарных, самобытных мастеров слова в русской литературе достаточно, однако, почему-то именно имя Владимира Маяковского вызывает в сознании детей в первую очередь протест. Поэтому задача уроков - не просто познакомиться с удивительным поэтом, а попытаться полюбить его, понять его самого, а через понимание личности понять его стихотворения.
-
Урок - дискуссия по роману Элионор Портер "Поллианна" 2013
Урок-дискуссия по роману Элинор Портер «Поллианна» представлен в материале компьютерной презентации. В процессе дискуссии учащимся предстоит выяснить, нужно ли человеку радоваться, зачем ему это нужно, можно ли этому научить или научиться?