Литература
-
Способы интеграции как средство развития общекультурных компетенций обучающихся на уроках литературы 2013
В работе используются различные способы интеграции, которые позволяют систематизировать материал, что обогащает возможности предмета «Литература», делает этот процесс целенаправленным и помогает успешно решить проблему развития активной познавательной деятельности обучающихся. Интерпретация литературного произведения в других видах искусств позволяет выйти за рамки художественного произведения, формируя культурный кругозор и содействуя глубокому пониманию литературного произведения.
-
"В России невозможности нет" (на материале рассказа Н.С.Лескова "Старый гений"), 8-й класс 2013
Урок литературы в 8-м классе «В России невозможности нет» представляет собой комбинированный урок обобщения изученного на материале рассказа Н.С. Лескова «Старый гений», сочетающий в себе элементы повторения, обобщения изученного и работу по развитию речи учащихся. На уроке используются межпредметные связи между литературой и обществознанием, литературой и живописью.
-
Символика звука в пьесе А.П. Чехова "Вишневый сад" 2013
Пьесы А.П. Чехова – уникальное явление в русской драматургии, а пьеса «Вишневый сад» (1903 г.) особенно. Её можно назвать пьесой-символом. В ней символично всё, начиная с заглавия. Режиссеры сходятся во мнении, что эта пьеса очень трудна для сценического воплощения. Анализ пьесы А.П. Чехова даёт основание утверждать, что музыкальные звуки и шумовые эффекты, наряду с символикой художественных деталей, образов, мотивов, способствуют созданию в ней эмоционально-психологической напряжённости.
-
Методическая разработка урока литературы: "Спешите делать добрые дела!". Рассказ А.И. Куприна "Чудесный доктор". 5-й класс 2013
Содержанием урока является духовное общение, в процессе которого происходит самостоятельное открытие пятиклассниками нравственных законов человеческого общества, формирование духовно-нравственных ценностей, а также расширяется их социальных опыт.
-
Интегрированный урок (литература + ИЗО) по теме "Формирование понятия о художественном образе" 2013
Понятие художественного образа - одно из ключевых в искусстве. Очевидна необходимость обращения к этой теме уже в 5-м классе. Автор статьи представляет свой опыт проведения интегрированного урока литературы и ИЗО.
-
Открытый урок по литературе по теме «Товарищество и братство в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"». 7-й класс 2013
Автор знакомит учащихся со своеобразным укладом жизни Запорожской Сечи, с ее историей и обычаями в повести "Тарас Бульба", дает исторический комментарий. Раскрывает мастерство Н.В. Гоголя в изображении природы.
-
Образ юродивого в русской литературе 2013
Разработка занятий предназначена для старшеклассников 10–11-х классов, занимающихся научной деятельностью в рамках элективного курса «Христианские мотивы, идеи, образы в русской литературе».
-
Литературная гостиная. А.А. Фет. "Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить". 10-й класс 2013
Представленный материал будет полезен не только при изучении темы «Творчество А.А. Фета» в 10-м классе, но и во внеклассной работе по литературе, и в проектной деятельности, если в качестве проекта ученический коллектив готовит постановку спектакля. При этом оформление видеоряда, музыкальное сопровождение и режиссура становятся заботой самих учеников, а не учителя.
-
Идейно-образная система поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри" 2013
Задачи урока: рассмотреть основные образы поэмы с точки зрения выражения в них авторской идеи; понаблюдаем, как Лермонтов использует эти возможности и как конструкции с однородными членами работают в языке художественного произведения для выражения авторской идеи.
-
Программа элективного курса по литературе "Военная тема в русской литературе конца XX – начала XXI века". 11-й класс 2013
Цель элективного курса: приобщение учащихся к богатствам отечественной литературы, открывающей наиболее трагические страницы истории нашей родины; воспитание нравственных качеств личности, патриотических чувств, формирование гуманистического мировоззрения учащихся; развитие образного и аналитического мышления, читательской культуры и понимания авторской позиции.
-
Урок-путешествие "Путешествие в поисках клада" 2013
На уроке автор проверяет у учащихся уровень сформированности основных понятий курса русского языка и литературного чтения за первый класс. Учащиеся совершенствуют умения применять на практике изученные правила, развивают мышление, память, воображение.
-
Конспект урока "Шорский фольклор. Сказки шорского народа" 2013
Конспект урока «Шорский фольклор. Сказки шорского народа», включающий региональный компонент, ориентирован прежде всего на учителей литературы, однако отдельные интересные материалы, представляющие информационные сведения о жизни и быте шорского народа могут быть использованы учителями истории, географии и изобразительного искусства.
-
Учебно-исследовательская конференция "Воздух, ты моя стихия" 2013
Конференция проводилась в рамках недели естественных наук. Мероприятие проходило под девизом: «Хочешь быть умным, будь им!» и являлось частью долгосрочного проекта «Четыре стихии». По замыслу авторов подобные мероприятия способствуют развитию метапредметных связей, вызывают интерес к естественным наукам, повышают способность применять свои знания в нестандартных ситуациях.
-
Урок-гостиная по творчеству В.Высоцкого "Голос, который продолжает жить". 10–11-й классы 2013
Высоцкий пробовал себя в разных жанрах, он искал для своих "пьес" все новые и новые краски. Дверь в его творческую лабораторию была всегда распахнута. Много песен написал Высоцкий для детских фильмов. Дети, общаясь со взрослыми, быстро распознают, кто из взрослых с ними на равных, а кто только " прикидывается ребенком". В силу своего возраста учащиеся старших классов хорошо воспринимают творчество Владимира Высоцкого.
-
Интегрированный урок (литература + обществознание) по теме "Мне чин один лишь лестен был… чин человека…" (по басням И.А. Крылова). 6-й класс 2013
Интегрированный урок (литература + обществознание) по басням И.А. Крылова в 6-м классе, на котором используется особая форма технологии сотрудничества между учителями-предметниками. Основные задачи, решаемые внедрением разработки: вырабатывать навыки интегрированного подхода к изучению различных тем; стимулировать умение школьников приобретать знания из различных источников.
-
Урок литературы в 8-м классе по теме "Жизнь "Слова о полку Игореве" в литературе нового времени. И.А. Бунин. "Ковыль" 2013
Анализируя стихотворение И.Бунина «Ковыль» на фоне «Слова…», рассматривая иллюстрации к «Слову…» художника Ю.Селиверстова, в которых тоже совмещаются реальность и субъективные ощущения, учащиеся обнаруживают, что прошлое живет в настоящем, что память предков жива в современном человеке, и прочитывают стихотворение И.Бунина как проникновенное раздумье о будущем России.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Родной край" 2013
Внеклассная работа с лирическими произведениями – одна из возможностей развивать творческие способности, познавательный интерес учащихся. Материал воспитывает патриотические чувства, гордость и любовь к своему краю.
-
Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы 2013
Из опыта работы автора. Исследовательские, информационные и творческие проекты.
-
Из истории русского романса 2013
Представлен сценарий вечера "Из истории русского романса". Своим происхождением в России романс был обязан русской песне и вначале мало чем от нее отличался. В сценарии показаны романсы с момента их возникновения вплоть до нашего времени.
-
Проектные технологии на занятиях филологического цикла в СПО 2013
В процессе подготовки будущих учителей английского языка большое значение уделяется развитию у них информационной и социокультурной компетентностей. Оптимальное средство формирования компетентностей ‒ проектная технология. На повышение образовательного потенциала проектов значительное влияние оказывают ресурсы Web 2.0, в частности Wiki-среда.
-
Анализ рассказа-анекдота А.П. Чехова "Лошадиная фамилия" 2013
Урок посвящен анализу рассказа А.П. Чехова "Лошадиная фамилия".
-
Интеллектуальная игра "День воинской славы России", 6-й класс 2013
Неделя гуманитарных наук в школе посвящается Бородинскому сражению.
-
А.Ишимова из книги "История России в рассказах для детей". "Славяне до 862 года христианского летоисчисления" 2013
На уроке создаются условия для расширения кругозора учащихся, для формирования активной жизненной позиции, любви к Отечеству, к своим предкам; для развития общеучебных навыков; совершенствуется умение речевой деятельности.
-
Русский характер в рассказе М.Шолохова "Судьба человека". 10-й класс 2013
Целью урока литературы в 9-м классе раскрыть через восприятие содержания рассказа истинное назначение человека и смысл человеческого бытия, показать значение характера, влияющего на судьбу главного героя рассказа М. Шолохова “Судьба человека”.
-
Конспект урока-конференции в 9-м классе ". И дум высокое стремление" (посвящается восстанию декабристов на Сенатской площади) 2013
Урок проводится для того, чтобы учащиеся увидели единство окружающего мира (влияние поворотных событий в истории России на развитие общества, литературы, других видов искусства, человека); поняли взаимосвязь явлений общественной жизни; ощутили эпоху первой четверти ХIХ века; развивали умение анализировать, обобщать, формулировать свою очку зрения в результате исследовательской деятельности, изучения произведений литературы, исторических событий, прониклись чувством уважения и любви к Родине.
-
Урок-встреча с Афанасием Фетом - выдающимся поэтом-лириком, переводчиком и публицистом 2013
Цели урока: познакомиться с поэтической судьбой А.А.Фета; выделить основные темы и особенности фетовской лирики; помочь старшеклассникам почувствовать поэтическое обаяние; выяснить, что поражало современников в характере поэта, почему стихи Фета вызвали большое количество споров, пародий, насмешек.
-
"А счастье было так возможно, так близко…" Онегин и Татьяна 2013
Появившийся в педагогике в последние годы новый жанр — инновационная технология «мастерская» создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует росту личности, дарит радость сотворчества. Эта педагогическая мастерская разработана с целью формирования у педагогов умения организовывать научно-исследовательскую деятельность учащихся, с целью обеспечения приоритета творческого саморазвития учителя над передачей ему знаний, умений и навыков.
-
Тест по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети" 2013
Цель теста по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» - проверить уровень усвоения темы учениками 10-го класса, а именно: знание текста, общей характеристики ведущих образов, особенностей жанра, композиции, конфликта, идеи, авторской позиции и т.д.
-
Урок литературы по теме "Сказочный герой Алдар-Косе" 2013
Яркий пример в привитии добрых качеств в воспитании достойного человека – устное народное творчество. Народные сказки – тот жанр, который обладает большим нравственным и эстетическим потенциалом. В ней отражается нравственный идеал народа, прославление мудрости и трудолюбия. Сказка возвышает человека, дает веру в свои силы, в будущее, дарит людям хорошее настроение, будит в сердцах добрую надежду и веру.
-
Пути экспериментов современной поэзии. Центонная поэзия: pro et contra? 11-й класс 2013
Основная цель урока – расширить представление учащихся о современной поэзии. Новый материал о поэзии постмодернизма конца XX века подаётся с опорой на изученное о поэтах Серебряного века и поэтах 20-х годов (конструктивисты, обэриуты). Даётся представление о ведущих авторах центонной поэзии 2-й половины XX века (А.Ерёменко, Тимур Кибиров).