Имя Тукая означает целую эпоху в духовном развитии татарского народа, в становлении его литературы, искусства, культуры в целом. Поэт навсегда останется жить в благодарной памяти народа. 2011 год был объявлен годом Габдуллы Тукая в Татарстане. Значение Габдуллы Тукая для татарского народа огромно. Он выполнил в своей культуре ту же историческую миссию, что и Пушкин в русской культуре, Шевченко в украинской, Абай в казахской.
Произведения Тукая большими тиражами издаются на русском и многих других национальных языках страны. Поэт продолжает жить вместе со своим народом, вместе с народами всей многонациональной России.
Его путь, путь к бессмертию и славе продолжается...
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическая модель обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Педагогические средства и формы:
- слово учителя
- слайд-материалы
- портрет поэта
- выставка книг
- проблемные вопросы
Виды деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная (поиск материалов к уроку).
Межпредметные связи: татарская литература, музыка, изобразительное искусство.
Материал к уроку:
1. Альбом “Габдулла Тукай”, Казань, Татарское книжное издательство, 1978
2. Антонов Б. “Литературно-мемориальный музей Габдуллы Тукая”.
3. Габдулла Тукай “Избранные произведения”.
4. Мультимедийный материал по творчеству поэта.
5. Портрет Габдуллы Тукая
6. Слайды по творчеству Тукая.
Оборудование:
1. Альменов Б., иллюстрации к сказкам Тукая “Шурале”.
2. Казакова Х. “Маленький Апуш”
Цели урока:
1. Учить работе с книгой, размышлять о прочитанном, глубоко мыслить, делиться впечатлением.
2. Формировать внутреннюю потребность личности в изучении культуры и литературы родного края, нравственных качеств ученика на основе творчества татарского поэта – Габдуллы Тукая.
3. Развитие логического мышления и творческого воображения учащихся.
4. Воспитывать любовь к родному краю, прививать интерес к творчеству писателей и поэтов Татарстана.
Методы обучения: беседа, исследовательская работа
Приемы обучения: работа над картинами, словарная работа
Ход урока
I. Организационный момент.
- Добрый день. Начинаем наш урок. Пусть для всех этот урок принесёт успех, радость, добрые и красивые чувства.
II. Актуализация.
Вступительное слово учителя:
(учитель читает стихотворение Габдуллы Тукая “Родная деревня”
Стоит деревня наша на горе крутой,
Родник с водой студеной от нас подать рукой.
Мне все вокруг отрадно, мне вкус воды знаком,
Люблю душой и телом я все краю моем...
Мне памятны навеки события детских лет,
Нет времени счастливей, забав беспечней нет.
Я помню, как, бывало , по черной борозде
Шагал со старшим братом я за сохою вслед.
Я многое увижу - ведь жизнь еще длинна,
И ждет меня, наверно, дорога не одна.
Но только, где б ни был и что б ни делал я,
Ты в памяти и сердце, родная сторона!
- Ребята я прочитала вам стихотворение нашего любимого татарского поэта Габдуллы Тукая “Родная деревня”. Каким трепетом и нежностью пишет поэт о своей родной стороне. Мы сегодня с вами будем говорить о жизни и творчестве Габдуллы Тукая.
III. Основная часть урока.
- Если говорить о писателях и поэтах, которым мало прожив, успели много сделать, то один из них наш великий татарский поэт Габдулла Тукай. Он прожил всего двадцать семь лет. (В ходе рассказа биографии Тукая на мониторе появляются слайды из альбома Г.Тукая.)
Габдулла Тукай (настоящее имя – Габдулладжан Тукаев) родился 26 апреля 1886 года в семье муллы Мухаммедгарифа в деревне Кушлауч Казанской губернии (ныне Арский район Республики Татарстан). Род Тукаевых, по преданию, насчитывал семь поколений мулл. О предках поэта известно очень мало: дед Тукая, Мухаммедгалим, в 1835 году получил “указ”, то есть свидетельство на звание муллы. Детство будущего поэта нельзя назвать счастливым. Отец – простой мулла – умер, когда мальчику не было пяти месяцев. Позднее мать, оставив трехлетнего мальчика бедной старушке на воспитание, переехала с новым мужем в другую деревню. Через некоторое время Мамдуда взяла малыша к себе. В доме отчима он жил на половине прислуги, зато мама была каждый день рядом. Для Тукая это было самое счастливое время в его жизни. Но счастье длилось недолго: мальчику не было четырех лет, когда мама умерла, и он остался круглой сиротой. Отчим отправил его в деревню Училе, к дедушке – отцу матери, у которого и без внука было шестеро детей. Так началась его горькая жизнь “в людях”. Габдулле пришлось называть мамой восьмерых чужих женщин. В многодетной и полуголодной семье Зинатуллы Габдулла оказался лишним ртом. И дед отправил внука в Казань. Посадил мальчика ямщику в сани и отправил в неведомый путь. В Казани, на Сенном базаре, ямщик ходил по толпе и предлагал его на усыновление. Так Габдулла оказался в доме ремесленника Ново-Татарской слободы Мухаммедвали. В его семье впервые улыбнулось мальчику счастье. Однако вскоре грянула беда: новые родители заболели и потому решили вернуть сироту в деревню Училе к деду, которому через некоторое время удалось отдать Габдуллу крестьянину Сагъди из соседней деревни Кырлай. В 1892-1895 годы жизнь его проходит в семье Сагъди, где не было нужды в куске хлеба.
(на мониторе высвечивает картина художника Х.Казакова “Маленький Апуш”)
- Яркой иллюстрацией этому служит картина художника Х.Казакова “Маленький Апуш”
1. Беседа по картине:
- Кого вы видите на картине? | - Мальчика сидящего на нарах. Он в одной руке держит кусочек хлеба, в другой – деревянная ложка. Перед ним миска с картошкой и катыком. |
- Как изобразил художник мальчика? Как он выглядит? | - Мальчик широко раскрыл глаза. У него в глазах искрится радость, удивление. Он как бы не верит происходящему. Это сон, или явь? |
2. Cловарная работа.
На слайде выходит таблица слов:
Катык - катык, вид кислого молока
Агач кашык –деревянная ложка
Ашъяулык - скатерть
- В Кырлае Габдулла начал учиться. Однако и тут ему было суждено пережить тяжелые дни. Взрослые дочери Сагъди умерли от разных болезней, а сам хозяин неожиданно стал калекой. Его суеверная жена все эти несчастья связывала с пребыванием в своем доме сироты. Когда у нее родился сын, ее отношение к приемышу вовсе ухудшилось.
К счастью для мальчика, в начале зимы 1895 года он был взят в семью сестры своего родного отца, Газизы Забировой (Усмановой), которая жила в городке Уральске. Здесь он начинает свою творческую деятельность.
В Кырлайский период он впервые осознал чувство любви к народу и родной земле. “Деревня Кырлай открыла мне глаза на жизнь”, – писал поэт в своих воспоминаниях (“Что я помню о себе”, 1909). Впечатления Кырлайской поры оставили в его творчестве неизгладимый след. Сидя вечерами на посиделках, маленький Тукай, слышал сказки о проделках Водяной и Шурале. По мотивам народных сказок он сотворил собственные сказки.
Эти произведения стали жемчужинами татарской литературы и вдохновляли впоследствии композиторов, художников, скульптуров на создание талантливых балетов, симфоний, песен, живописных полотен, скульптур. Замечательный татарский композитор Фарит Яруллин написал музыку к балету “Шурале”. Давайте, послушаем отрывок из балета “Шурале”.
(Музыка из балета “Шурале”, выходят Шурале и Былтыр. Инсценирование отрывка из сказки).
- Мы посмотрели инсценировку из произведения “Шурале”. А сейчас, обратите внимание на эту картину: (Слайд, иллюстрация Б.Альменова “Шурале”).
1. Беседа с учащимися
- Каким представлен Шурале в сказке Г.Тукая? | - бессердечным, глупым, злопамятным, хвастливым |
- Каким изобразил художник Шурале? | - страшным, злым, умоляющим, жалким |
- Каким был джигит? | - храбрым, находчивым, трудолюбивым |
- Как он одет? | |
- “Плачет, мечется бедняга, ноет, воет сам не свой”,- пишет автор о Шурале. Вызвал ли сострадание в нашей душе? Есть ли в русских сказках такой герой, как Шурале? | - леший |
- Чем они похожи? | - И Шуралэ, и леший живут в дремучем лесу |
- Что можете сказать о музыке? | - тревожная, страшная, волшебная |
2. Словарная работа
Балет – театрализованное танцевальное искусство
Джигит- отважный юноша, удалец
Ичиги- кожаные сапожки на мягкой подошве
IV. Рефлексия
- Какие моменты из биографии поэта вам запомнилось?
- Увидели ли вы жизнь и творчество Тукая в произведениях художников, композиторов, поэтов?
- Чему учат произведения Г.Тукая? (честности, трудолюбию, находчивости, смелости, решительности.)
- Я соглашусь с вами, с вашими мнениями о великом поэте. Хочу закончить наш урок стихотворением татарского поэта Ш.Галиева “Стихи о Тукае”
Скитался с детства по чужим углам...
Хотя бездомность вынос терпеливо,
его судьба и дерево могла б
заставить плакать скрипкою тоскливой.
Зла на свое сиротство не хранил,-
душа от сирости людской страдала.
При жизни головой он не склонил-
и на потомках смотрит пьедестала.
V. Домашнее задание.
- Прочитать из учебника “О жизни и творчестве Г. Тукая”. (“Татарская литература”, авторы: Ф.Ф.Исламов, А.М.Закирзянов, Казань, 2009) стр. 25-27.
- Вопросы и задания на стр.27.