С.Есенин "Не жалею, не зову, не плачу"

Разделы: Литература


Быть поэтом – это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.
. . .
Быть поэтом – значит петь раздолье…

С.Есенин

Интерес к Сергею Есенину не только не ослабевает с течением времени, а, наоборот, увеличивается. Об этом говорят фильмы о поэте, театральные постановки, художественное чтение его лирических произведений, исполнение песен на стихи Есенина. Почему его творчество затрагивало душу и семнадцатилетней гимназистки, и прошедшего Гражданскую войну белогвардейского офицера, и деревенского жителя, и соратников по перу? Почему именно его, выходца из деревни, приглашали для чтения своих стихотворений к императрице Александре Федоровне? Почему его стихи так любили дети Николая Второго? Почему мы продолжаем восхищаться его творчеством? Какая магия до сих пор наполняет лирику Сергея Александровича Есенина?

Объясняется этот факт тем, что произведения поэта на редкость искренни, в них звенит, радуется, тоскует, мечется душа самого Есенина, русская душа.

Для его лирики характерна исповедальность, «обескураживающая» откровенность. «Себя вынимал на испод», – так характеризует свое отношение к творчеству «последний поэт деревни».

Не случайно всю лирику Есенина, его творчество называют единым романом – лирическим автобиографическим романом в стихах, романом-исповедью.

Для поэта мир – единое целое: то есть человек и природа, животные и растения, земное и небесное – единое целое. Отсюда необычные образы и метафоры:

«Клененочек маленькой матке зеленое вымя сосет».
«Осень – рыжая кобыла – чешет гриву….»
«В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть…»

Есенин – самый яркий и самый талантливый поэт новокрестьянской поэзии – самобытного явления в начале двадцатого века. Новокрестьянские поэты (Николай Клюев, Петр Орешин, Сергей Клычков, Сергей Есенин) не жаловались на убогость жизни, а гордились многовековой исконной национальной русской культурой. Они воспевали неразрывную связь человека и природы и противились культу стали и железа. Они увидели в наступлении паровоза угрозу не только природе, но и нравственным ценностям крестьянской жизни. Да, действительно, паровоз обогнал жеребенка. Опасность возросла. Природа гибнет.

Есенин – самый читаемый в России поэт, но отнюдь не самый общедоступный. До сих пор его стихи даже самым искушенным литераторам кажутся явлением загадочным.

Одного Божьего дара было недостаточно, нужны были и труд, и самодисциплина, и воля к совершенству, и чуткость к велению живой жизни. В его жизни было все: страсти, ошибки, грехи, падения. Изнывала душа поэта. А он через слово (стихи) преодолел себя и обрел свой дух – это самое таинственное и могущественное в творчестве Есенина. А еще жизнелюбие оживляло все его творчество.

Жизнь и творчество Есенина расцвели в трагические годы: шла братоубийственная Гражданская война, а голос Есенина призывал: «Не губить пришли мы в мире, /А любить и верить…». Он напоминал людям о важнейшей христианской заповеди: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Его духовная жизнь была напряженной и мучительной, но за два года до гибели он писал: «Стыдно мне, что я в Бога не верил,/Горько мне, что не верю теперь».

В жизни и творчестве Есенина нашли отражение противоречия: с одной стороны, он богохульник и хулиган, с другой, это человек с чистым сердцем. Он типичный представитель своего народа и своего времени, а русский народ сохранил в себе веру в Христа, отсюда и признание Есенина: «Душа грустит о небесах,/Она нездешних нив жилица». Поэтому, на наш взгляд, не может быть и мысли о самоубийстве поэта. Ему была уготована «мученическая смерть во искупление грехов».

На разных этапах жизненного пути лирика Есенина меняла свою тональность: от безмерной радости ощущения своего бытия на земле – до глубоких рассуждений о жизни и смерти. Поэтому мы решили условно выделить четыре момента.

Основные темы и мотивы лирики Есенина: а) тема Родины и природы, б) тема любви, в) тема революции, г) тема трагического размышления поэта о жизни.

Тема родины и природы.

Тема родины – главная тема в творчестве Сергея Александровича Есенина. «Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве», – признавался поэт. Главный мотив – любовь к родному краю, родному селу Константиново Рязанской губернии. С детства поэт впитал в себя дух и красоту родной природы:

Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.

Искренняя любовь к России придала его стихам особое, есенинское, звучание. Пожалуй, у Есенина нет ни одного стихотворения, в котором он не воспевал бы родину. Уже в ранней лирике звучит признание в любви к Родине:

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

Не случайно его строчки о счастье перекликаются со строчками, принадлежащими Ф.И.Тютчеву. Сравним:

Ф.И.Тютчев:

Счастлив, кто посетил сей мир
В его минуты роковые.
Его призвали всеблагие,
Как собеседника, на пир. («Цицерон»)

С.А.Есенин:

Счастлив, кто в радости убогой,
Живя без друга и врага,
Пройдет проселочной дорогой,
Молясь на копны и стога. («Пойду в скуфье смиренным иноком…»)

Русь в ранней лирике Есенина предстает как нечто святое, а крестьянские хаты сравниваются с иконами – в этом особая философия поэты. Поэт молод, в его стихах – свет, счастье, любовь, романтика. Своеобразие его поэтического стиля – в особом реализме. Например, есенинский месяц то резвится в поле («ягненочек кудрявый – месяц гуляет в голубой траве»),то радуется скорому приходу зимы («рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани»), то купается в реке («а месяц будет плыть и плыть, роняя весла по озерам»), то, как птица, кружит в небе («посмотри, во мгле сырой месяц, словно желтый ворон… вьется над землей»).

Есенин-имажинист создает образ-метафору: осени – рыжей кобылы, костра рябины красной, страны березового ситца или избы-старухи («Изба-старуха челюстью порога /Жует пахучий мякиш тишины»).

Но ключевые слова в лирике Есенина – «родина», «Русь», «люблю» («любимая»), «край», «береза», «поле». Они помогают разобраться в мироощущении поэта. А образы березы, клена, ивы, дуба, то есть дерева, символизируют саму жизнь (древо жизни, древо познания). По Есенину, дерево – человек: «Как дерево роняет тихо листья,/Так я роняю грустные слова».

Вся природа в лирике поэта предстает одушевленной. О язычестве Есенина говорит первая книга – «Радуница». Природа наделяется человеческими качествами, а сам человек растворяется в ней:

Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?

Ранняя лирика очень гармонична. Она говорит об общечеловеческих ценностях – любви к родной природе, родной стране, близким людям. Это мироощущение простого русского крестьянина.

Природа в этот период творчества многоцветна. Любимые цвета поэта – синий и голубой – передают ощущение необъятности России, выражают чувство любви. Овсяный, алый, малиновый, багряный – это цвета нежности, тепла, чистоты. Именно эти чувства переполняют автора, когда он говорит о родном крае. Именно эти чувства рождаются в душе человека, читающего стихи Есенина. Есенин всегда останется современным поэтом, потому что близок народу.

Но поэт не уходит от действительности. Он описывает и тяжелую жизнь простого народа накануне Октябрьской революции:

Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь.
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.

Любовь к России, жалость, грусть, тоска переполняют душу поэта.

Тема любви

Тему любви нельзя назвать ведущей в лирике Есенина. Больше всего он писал о России. Поэтому образ Руси проходит через все стихотворения поэта и задает особую тональность его любовной лирике.

Образ любимой возникает из окружающей природы. Она похожа на розовый закат, лучистый снег. Образ несколько призрачен, напоминает лермонтовское «мечты созданье». Оба поэта пишут о давно прошедшей любви, о которой сохранились лишь смутные, печальные, но светлые воспоминания:

Я помню, любимая, помню
Сиянье твоих волос.
Не радостно и не легко мне
Покинуть тебя привелось.

Образ негармоничной любви создается в стихотворении «Письмо к женщине», написанное в жанре послания, и перекликается со стихотворением А.Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…»:

Любимая!
Меня вы не любили.
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был, как лошадь, загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком.

Поэт рассказывает о разрушенных любовных связях, об ощущении невозвратности любви:

Не гляди на меня с упреком,
Я презренья к себе не таю,
Но люблю я твой взор с поволокой
И лукавую кротость твою.

В поисках романтической любви Есенин создает цикл стихотворений «Персидские мотивы». Все стихотворения проникнуты чувством ностальгии. В любовные мотивы непременно привносится образ Родины:

«Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
«Шаганэ ты моя, Шаганэ». («Шаганэ ты моя, Шаганэ…)

«У меня в душе звенит тальянка,
При луне собачий слышу лай.
Разве ты не хочешь, персиянка,
Увидать далекий синий край?»(«Никогда я не был на Босфоре…)

Тема любви получает разные интерпретации в лирике Есенина. В ней отражен душевный надлом, которым сопровождаются последние годы жизни поэта. У Есенина нет изображения счастливой любви. В его стихах любовь всегда трагична. Он пишет либо о давно прошедшей , либо о безответной, либо о ненастоящей любви. Однако именно благодаря этой теме лирика Есенина принимает исповедальный характер, рассказывает о нелегкой судьбе поэта.

Тема революции

Свое представление о революции Сергей Есенин передает образом красного коня – образом родственным фантастическим, романтическим, но родственным миру берез, черемух и кленов:

Сойди, явись нам, красный конь!
Впрягись в земли оглобли.
Нам горьким стало молоко
Под этой ветхой кровлей. («Пантократор»)

Восторженное отношение к революционным событиям чувствуется в таких поэмах, как «Преображение», «Иорданская голубица» («Небо – как колокол, / Месяц – язык,/ Мать моя – родина,/ Я – большевик.»), «Инония» («Новый на кобыле / Едет к миру Спас./ Наша вера – в силе,/ Наша вера – в нас!»), «Небесный барабанщик» («Листьями звезды льются / В реки на наших полях./ Да здравствует революция/ На земле и на небесах!»).

Но когда Есенин убедился, что революция ускорит переход России от полупатриархальной к современной машинной технике, воспринял это болезненно. Резкие перемены в деревне предвещали гибель кроткой, созданной воображением поэта Руси. Происходит крушение образа иллюзорной России, исчезает поэтическая область жизни, наступает период крушения идеалов. Его душевный мир покидает ясность и покой. Теперь мы читаем:

«Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез…
На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость.
Злак овсяный зарею пролитый,
Соберет его черная горсть».

«Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот – и веселый свист…»

«Душа грустит о небесах,
Она нездешних нив жилица…»

Поэт выступает против технического прогресса, который разрушает поэтический мир деревни. «Голубую Русь» он противопоставляет механической цивилизации города. Есенин старается рассказать о том, что происходит в его душе, и рассказывает самому близкому человеку – матери:

Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось, –
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.

Лирика Есенина значительна тем, что поэт не боится раскрыть сложные противоречивые чувства, затрагивать темные стороны души («Сорокоуст», «Исповедь хулигана», «Русь советская», «Русь бесприютная», «Русь уходящая», «Черный человек»).

Мотив трагического размышления поэта о жизни

Человек – всего лишь песчинка в просторах мироздания, жизнь его – мгновение в сравнении с вечностью Вселенной. Не раз задумывался об этом и Есенин:

Грустно… Душевные муки
Сердце терзают и рвут,
Времени скучные звуки
Мне и вздохнуть не дают,
Ляжешь, а горькая дума
Так и не сходит с ума…
Голову кружит от шума.
Как же мне быть… и сама
Моя изнывает душа.

Теперь в его стихах слышится боль, тревога, печаль, скорбь. Нет одного – равнодушия к человеку, родине. Мы чувствуем душу поэта, которая то радуется, то болит и страдает.

Нельзя любить землю и человека вообще. Это чуждо истинному искусству. Только любя свою родину, свой народ, можно стать великим художником, близким и доступным миллионам. Таков Есенин.

Стихотворения последних лет отражают мысли поэта о прожитой жизни. Он предчувствует свой скорый конец, но не сожалеет о прошедших временах, принимает с философским спокойствием и мудростью тот факт, что «все мы в этом мире тленны»:

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

Предчувствие смерти и одновременно радостное приятие жизни звучит в стихотворении «Мы теперь уходим понемногу»:

Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.

Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.

Подлинным шедевром является стихотворение «Отговорила роща золотая». Как большую часть стихотворений М.Ю.Лермонтова, его пронизывает мотив одиночества. Да, лирический герой, то есть сам Есенин, одинок в этом мире, считает, что его стихи, сложенные «березовым языком», не нужны Родине, но он ни о чем не жалеет:

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

«… драма Сергея Есенина в высокой степени характерна… Это драма деревенского парня, романтика и лирика, влюбленного в поля и леса, в свое деревенское небо, в животных и цветы. Он явился в город, чтобы рассказать о своей восторженной любви к примитивной жизни, рассказать о простой ее красоте», – писал М. Горький.

Выводы:

Есенин – великий русский национальный поэт 20-го века. Любовь к России, национальное самосознание роднят его с Пушкиным.

Есенин действительно народный поэт: не случайно он – выходец из деревни. Его имя стало нарицательным и символическим как для русской культуры, так и для русской истории.

Уникальность есенинского дара – в безграничной любви ко всему живому, в нежности и милосердии. В отношении к жизни как к бесценному дару, начало и конец которой скрыты от человека.

В отличие от своих современников-реформаторов, например, В.В. Маяковского, Есенин следовал традициям классической и мировой литературы. Он обращался к каждому человеку и говорил с ним о том, что близко и нужно во все времена: о нежности и сострадании, красоте и печали и благословлял все живое на земле.

В стихах Есенина все естественно и просто – как растет трава, как течет река, как наступает рассвет – и в тоже время таинственно и загадочно.

Есенин прекрасно знал живую речь рязанского края и обогатил ею всю лирику. «Я чувствую себя хозяином в русской поэзии и потому втаскиваю в поэтическую речь слова всех оттенков», – писал он в 1923 году.

В своем творчестве он отразил различные лики своей любимой Руси: Русь деревенскую, Русь советскую, Русь бесприютную, Русь уходящую – и самые разные стороны национального характера и русской души. Это и определяет роль Есенина – поэта не только национального, но и мирового значения.

ОТКРЫТЫЙ УРОК В 11-м КЛАССЕ

1. Характерные особенности жизни и творчества Сергея Есенина:

А) жизнь и творчество Есенина расцвели в трагические годы – годы братоубийственной Гражданской войны. Призыв «Не губить», «А любить и верить»;
Б) преодоление себя через слово, обретение своего духа – самое могущественное и таинственное в творчестве Есенина;
В) призыв жить в любви и вере, согласно христианской заповеди: «Возлюби ближнего своего, как самого себя»;
Г) противоречивость жизни и лирики Есенина;
Д) Есенин – типичный представитель своего народа и своего времени; еготворчество – яркие образец новокрестьянской поэзии.
Е) Основные темы и мотивы в лирике Есенина.

2. Тема родины и природы в лирике Есенина – главная тема творчества поэта.

А) Ранняя лирика очень гармонична. Она говорит об общечеловеческих ценностях: любви к природе, родной стране, близким людям;
Б) Имажинизм Есенина;
В) Зрелая лирика. Поэт не уходит от действительности. Он описывает тяжелую жизнь простого народа накануне Октябрьской революции. В стихотворениях звучит любовь к родине, жалость, грусть, тоска.

3. Тема любви к женщине нельзя назвать ведущей в творчестве Есенина. Образ любимой возникает из окружающей природы. У Есенина нет изображения счастливой любви. В его стихах любовь всегда трагична. Он пишет либо о прошедшей, либо безответной, ли ненастоящей любви. Однако благодаря этой теме лирика Есенина принимает исповедальный характер.

4. Тема революции. Разочарование, крушение образа иллюзорной России, крушение идеалов. Есенин выступает против технического прогресса, считая, что резкие перемены в деревне приведут к гибели кроткой, созданной воображением поэта Руси. Желание определить свое место в современной России.

5. Мотив трагического размышления поэта о жизни.

А) Размышления о жизни и смерти. Боль, тревога, печаль, скорбь в стихах Есенина.
Б) Философское спокойствие и мудрость в последних стихотворениях Сергея Есенина.

6. Выводы. Есенин – великий русский национальный поэт 20-го века. Любовь к России, его национальное самосознание роднят его с Пушкиным. Уникальность есенинского дара – в безграничной любви ко всему живому, в отношении к жизни как к бесценному дару, начало и конец которой скрыты от человека.