Интегрированное внеклассное мероприятие (литература + естественные науки) по теме "Путешествие по календарю природы"

Разделы: Биология, География, Литература


Цель: формирование компетенции личностного совершенствования, познавательной и коммуникативной деятельности учащихся.

Задачи:

Образовательные:

  • сформировать представление о причинах, вызывающих смену сезонов года;
  • ознакомить учащихся с терминами: “день солнцестояния”, “день равноденствия”.

Развивающие:

  • развивать способность видеть эстетическую ценность стихотворных произведений;
  • развивать коммуникативные свойства речи;
  • развивать умение работать с раздаточным материалом.

Воспитательные:

  • создавать эмоциональный настрой;
  • постичь глубокий смысл народных примет;
  • воспитывать чувство любви к родной природе.

Методы: Путешествие с элементами проектного обучения. Приемы проблемного обучения.

Оборудование: доска, указка, экран, мультимедийный проектор, компьютер, презентация, Flach-анимация “Четыре знаменательные даты”, глобус, листы ватмана, материал для изготовления “Календаря природы”, аудиозапись “У природы нет плохой погоды”.

Ход мероприятия

Звучит вступительная песенка Чевостика. (1 мин.28сек.)

Учитель географии. Здравствуйте, ребята!

Мы отправляемся в путешествие. Это будет необыкновенная прогулка по Календарю природы.

Нет, не по календарю с картинками.

Такого календаря, который висит на стене, мы в нашем путешествии не увидим. У природы есть собственный календарь. Однако, должны вас предупредить – он отличается от того календаря, которым пользуются люди.

Например, настенный календарь сообщает нам, что весна наступает 1 марта, а по календарю природы настоящим приходом весны считается день, когда прилетают грачи. Случиться это может и 15, и 20 марта. Год на год не приходится. Распорядку Календаря природы подчиняются все деревья в лесу, все звери, все птицы и насекомые.

Ученых, которые занимаются изучением изменений в природе, называют ФЕНОЛОГАМИ, а науку, которая изучает, когда и какие изменения происходят в природе, – ФЕНОЛОГИЕЙ.

Вы ведь обращали внимание, что происходит летом? (Тепло, ярко светит солнце, растения зеленые). Осенью? (Часто идут дожди и пасмурно). А весной? (Тает снег, ярче светит солнце). А зимой? (Холодно). Вот фенологи и изучают все эти и многие другие сезонные явления.

А что значит сезонные? (Ответы ребят.)

В наших краях год делится на осень, зиму, весну и лето. Их называют времена года, или сезоны. Для нас привычно, что год состоит из четырех сезонов.

Как вы думаете, может быть по-другому?

На нашей планете есть много мест, где сезонов всего два – сухой и сезон дождей. А есть и такие места, где в течение года почти ничего не меняется. На Южном полюсе, например.

Сегодня мы так далеко забираться не будем. Наше путешествие познакомит нас с теми изменениями, которые происходят в нашей родной природе. Время пролетит очень быстро, путешествие в год мы совершим примерно за час.

Но прежде, чем начать наше путешествие, мы должны ответить на вопрос – ПОЧЕМУ ПРОИСХОДИТ СМЕНА ВРЕМЕН ГОДА?

– Вам уже известно, что Земля вращается вокруг своей оси. За какое время она совершает полный оборот? (24 часа.)

– Как называется оборот планеты вокруг своей оси? (Сутки.)

Земля движется по кругу справа налево (по часовой стрелке), но ось всегда нацелена в одну сторону на Полярную звезду.

Демонстрация ЦОР “Движения Земли и четыре знаменательных даты года” – первая часть.

– Представим на секунду, что Земля не вращается вокруг своей оси. Какие последствия вызовет это исчезновение движения? (Прежде всего, исчезнет привычный для нас отсчет времени. Не будет ни дня, ни ночи. Земля разделится на два полушария: дневное и ночное. Над дневным всегда будет светить солнце, а на ночной части никто не увидит солнечного света. Главное, конечно, что жить на такой планете невозможно. Освещенная сторона раскалится, а на ночной стороне будут лютые сибирские морозы. Океаны исчезнут: на дневной стороне они испарятся, а на ночной – замерзнут).

– Земля совершает полный оборот вокруг Солнца за 365 дней (366 дней в високосном году).

– Земля наклонена к плоскости вращения вокруг Солнца, угол наклона составляет 66,5 градусов.

Рассмотрим положение Земли к плоскости вращения её вокруг Солнца. Для этого внимательно пронаблюдаем за годовым движением Земли вокруг Солнца.

Демонстрация ЦОР “Движения Земли и четыре знаменательных даты года” – вторая часть.

Вы видите позицию, которую занимает наша Земля на своей орбите 22 июня.

Какое полушарие, по вашему мнению, получает больше солнечного света и тепла?

Верно, Северное, здесь лето.

22 июня – День летнего Солнцестояния – самый длинный день и самая короткая ночь в Северном полушарии. Лучи солнца падают отвесно на Северный тропик. От Северного полярного круга до полюса вся поверхность Земли освещена Солнцем – Полярный день, а в это же время на южном полюсе – Полярная ночь.

22 декабря – День зимнего Солнцестояния – самый короткий день и самая длинная ночь в Северном полушарии. Лучи солнца падают отвесно на Южный тропик. От Южного полярного круга до полюса вся поверхность Земли освещена Солнцем – Полярный день, а в это же время на северном полюсе – Полярная ночь.

22 марта и 22 сентября – в эти дни Северное и Южное полушарие освещены Солнцем одинаково, в полдень лучи Солнца отвесно падают на экватор. В дни равноденствия на всей земле день равен ночи.

Когда в Северном полушарии лето, тогда в Южном ? (Зима.)

Если в Северном полушарии весна, какое время года будет в Южном полушарии (осень).

У нас сейчас зима. Давайте начнем путешествие с весны, тогда в конце путешествия мы как раз вернемся в зиму. А помогут нам дядя Кузя с Чевастиком.

Демонстрация презентации “Времена года”. Приложение 1.

Учитель литературы. Слайд 1. Сошлись как-то вместе четыре волшебника – живописца: Зима, Весна, Лето, Осень; Сошлись и заспорили: кто из них лучше рисует?

Приступила к работе Весна-Красна. Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть-чуть тронула зеленью ветви берез, а на осины и тополя поразвесила длинные розовые и серебряные сережки.

День за днём все наряднее пишет свою картину Весна. На широкой лесной поляне синей краской вывела она большую весеннюю лужу. А вокруг неё, будто синие брызги, рассыпала синие цветы подснежника, медуницы.

Учитель биологии. Все оживает кругом. Почуяв тепло, выползают из разных щелок букашки и паучки. Майские жуки загудели возле зеленых березовых веток. Первые пчелы и бабочки летят на цветы.

А сколько птиц в лесу и на полях! И для каждой из них Весна-Красна придумала важное дело. Вместе с птицами строит Весна уютные гнёздышки. Пусть Солнышко поглядит да порадуется, как все оживает кругом; пусть рассудит: можно ли написать картину ещё веселее, ещё наряднее?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ “МАРТ”

Учитель литературы. Слайд 2. Готовясь к нашему мероприятию, вы писали сочинения о весне, из которых я выбрала самые лучшие строчки и создала на их основе миниатюру “О чем рассказала бы нам Сосулька”.

Кап, кап, кап…

– Что такое? Я плачу?! Почему?

Мне хорошо, тепло, я счастлива…

Меня так ласково обдувает ветерок, солнечный лучик играет, переливается в моих хрустальных косичках, пытается их причесать, пригладить и иногда ему это даже удается. Тогда почему я плачу? О нет! Я плачу не от горя! Я плачу от счастья. Мне так тепло!

Я таю, таю, таю…

Как и вы, наши русские поэты и писатели не остаются равнодушными к красоте родной природы. Талантливые художники, они обладают даром “рисовать словами”. Стихи открывают нам красоту родного края, призывают охранять все живое, учат понимать язык природы. Поэзия – великое чудо.

О Весне-красе много стихов, слово группе “Весна”.

Аполлон Майков

ВЕСНА. Слайд 3

Голубенький, чистый
Подснежник-цветок!
А подле сквозистый,
Последний снежок...


ПОДСНЕЖНИК. Слайд 4
П.Соловьева

В саду, где березки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку
Зеленую выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
“Я вижу, погода тепла и ясна;
Скажите, ведь правда, что это весна?”

Черемуха. Слайд 5

С. Есенин
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
И кисточки атласные
Под жемчугом росы
Горят, как серьги ясные
У девицы-красы.
А рядом, у проталинки,
В траве между камней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.

Учитель биологии. Слайд 6

Я соткано из зноя
Несу тепло с собою
Я реки согреваю,
“Купайтесь!” – приглашаю. (Лето.)

Приступило к работе Жаркое Лето. Думает, гадает, какую картину бы ему нарисовать, и решило: "Возьму-ка я краски попроще, да посочнее" Так и сделало. Сочной зеленью расписало лето весь лес; зеленой краской покрыло луга и горы. А речки и озера – ярко-синей. В лесу под кустами рассадило много-много разных грибов и ягод.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ “ИЮНЬ”.

Хороша картина жаркого Лета! Хотя А.С. Пушкин говорил:

“Ах, лето красное,
Любил бы я тебя,
Когда б не зной да пыль,
Не комары да мухи...”
Но мы лето любим. И группа Лето нам докажет это.

Лето.

Золотое солнце в золотой рубашке, Слайд 7
Всюду разбросало желтые ромашки.
В золотистой ряби светло-желтых вод
Желтые кувшинки водят хоровод. Слайд 8
Золотые блестки солнечного света -
Это же веснушки на щеках у лета.
С. Иоселовская
 

Какого цвета лето?

А ну-ка, кто ответит, Слайд 9
Какого цвета лето?
Не знаю я ответа,
Пойду спрошу у лета.

Зеленое, зеленое
Сегодня все вокруг,
Зелеными травинками
Шумит зеленый луг.

Зелеными тропинками Слайд 10
Ребята в лес бегут,
Зеленые кузнечики
Нам песенки поют.

Какого цвета лето –
Теперь я знаю это!
В. Татаринов

Учитель биологии.

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю. (Осень) Слайд 11

Для своей работы взяла Осень самые яркие краски и, прежде всего, отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину. Березы и клены покрыла лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. Отправилась Осень из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хлеба. Потянулись на небе косяки перелетных птиц: журавлей, гусей, уток: Улетают птицы в теплые страны. А звери по-своему, по-звериному, готовятся к холодам.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ “СЕНТЯБРЬ”.

Учитель литературы. Спешит, торопится Осень, все новые и новые краски находит она для своей картины. Довольна осень своей работой.

Осень – любимое время года наших русских поэтов. Есенин, Некрасов, Тютчев, Пушкин…

Унылая пора, очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.

А какие строчки об Осени помните вы?

***
Праздник осени в лесу!
И светло, и весело!
Вот какие украшенья
Осень тут развесила!

Каждый листик золотой – Слайд 12
Маленькое солнышко.
Соберу их и в корзинку
Положу на донышко.

Берегу я листики -
Осень продолжается,
Долго дома у меня
Праздник не кончается.
Н. Найдёнова
***
Улетели птицы разные, Слайд 13
Смолк их звонкий перепев,
А рябина осень празднует,
Бусы красные надев.

О. Высотская

Миниатюра “Разговор падающих листьев”. Слайд 14

Учитель. А пойдемте-ка мы с вами сейчас в осенний лес и возьмем интервью у падающих листьев. (Дети поднимают листья вверх и машут ими.)

И вспоминаются строчки из песни моей юности –

Листья желтые над городом кружатся,
С тихим шорохом нам под ноги ложатся.
И от осени ни спрятаться, ни скрыться,
Листья желтые, скажите, что вам снится?

Дима. Мне весна, ведь это пора моего детства.

Савва. А мне южный ветерок, он мне так много рассказал о других странах.

Аня. А мне – лето, солнце, теплый дождик.

– А мне – ёжик под осиной, он был такой смешной!

– А мне подосиновик, он так упорно пробивался к свету, так пыхтел, расталкивая маленькой шляпкой прошлогодние листья.

– А мне… Я много чего знаю, мне рассказали ветры.

– Ну, например?

– Будете слушать? Хорошо. Давным-давно…

– Нет-нет! Это история долгая, я лучше послушаю её долгими зимними вечерами.

– Ну, а тебе что?

– А мне ничего, я не сплю. Я держусь. Не хочу расставаться с родным домом. Видите, все уже улетели, а я остался один. Я не улечу, я крепко держусь… Ой, лечу… лечу…

– Вот и этот улетел. Прощай, наслаждайся свободой.

Учитель биологии.

Обернулась в лёд вода, Слайд 15
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Когда это бывает? (Зима.)

Начала писать картину Зимушка – Зима. " Растянула Зима по небу серые тучи и ну давай покрывать землю свежим пушистым снегом! В один день все разукрасила. Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ “ДЕКАБРЬ”.

Учитель литературы. Ходит Зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам – то тут, то там свою волшебную картину исправит.

А покрывало снежное лежит такое нежное.… А из чего оно? (Из снега.) Слайд 16

“Рассказ Снежинки”

Я родилась далеко-далеко отсюда в жаркой стране. Да, не улыбайтесь, я была голубой теплой капелькой и нежилась вместе со своими сестрами под яркими лучами. Но однажды, видимо, перегрелась на солнышке и вместе с ветерком, который рассказывал мне о далеких странах, поднялась в небо к легкому облачку.

Как много я увидела с высоты! Густые леса, жаркие пустыни, моря и океаны. Ветер носил меня по всему свету, но вдруг увидела я, что мое легкое облачко превратилось в черную тучу, которая нависла неподвижно над чем-то холодным и белым. Все зашептали: “Сибирь, Сибирь, Север, Холод”. Мы жались друг к другу, стараясь согреться, но от этого становились все тяжелее и тяжелее.

И что же? Мы начали падать! Только почему-то стали легкими, холодными и колючими, но зато какими красавицами. Каждая кружилась в своем первом вальсе в белом бальном платье, кружилась и не хотела опускаться.

Это был волшебный бал…

А какие стихи вы приготовили о Зиме?

Художник. Слайд 17

Художник картину всю ночь рисовал,
Трудился на совесть, покоя не знал.
И вот на окошках уже забелели
Высокие сосны, пушистые ели.
Потом мы увидели там небосвод,
Где звезды веселый вели хоровод.
Снежинки порхали одна за другой -
Так окна мороз разукрасил зимой.
А. Мельников

Игра в снежки. Слайд 18

Мы в сугробах кувыркались
И катались на коньках,
А потом в снежки играли
За деревнею в кустах!
Мишка спрятался за ветки,
Но напрасно, в тот же миг
Угодил снежок мой меткий
Точно в цель – за воротник.
Солнце село за осину.
Догорает зимний день,
Мы идем домой в обнимку,
Шапки сдвинув набекрень
А. Береснев

Творческое задание: создать календарь природы по временам года

Презентация “Времена года”, песня “У природы нет плохой погоды”.

Ребята берут листы ватмана, материалы, необходимые для изготовления Календаря природы.

Защита Календаря природы.

Учитель. Вот и закончилось наше путешествие. Понравилось оно вам? Так какой же художник лучше рисует: Осень, Зима, Весна, Лето? (Все рисуют хорошо, каждое время года красиво по-своему)

До новых встреч! Спасибо всем!

Приложение 2.

Используемые ресурсы:

  1. Аудиоэнциклопедия “Времена года” http://worldofchildren.ru/mp3-to-children/audioentsiklopedii/387-audiojenciklopedija-kalendar-prirody.html.
  2. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. – М.: “ВАКО”, 2005.
  3. ПРИРОДА КРАЯ в художественной литературе Времена года, / Сост. О.Н. Гаврилова. – Тюмень: “СофтДизайн”, 1977.
  4. .Шомоди В.Э., Санько В.А. Разговор с природой: Нар. Приметы.– Мн.: Полымя, 1990.
  5. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов / сост. Н.В.Елкина, Т.И.Тарабарина. – Ярославль: “Академия развития”, 1997.
  6. Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н., Соловьева Л.И. С любовью к природе: Дидактичкий материал по природоведению./Под ред.
    И.Д. Зверева. – М.: Педагогика, 1983.
  7. Аудиозапись песни “У природы нет плохой погоды” в исполнении Алисы Фрейндлих.