На уроках литературы широко применяется групповой метод обучения, который предполагает разнообразные формы и виды работы. Одна из интересных форм урока – это урок-презентация творчества, или урок-представление.
Актуальность данной формы урока определена основными задачами образовательного процесса на современном этапе: формирование универсальных учебных действий.
Обучающиеся самостоятельно работают над составлением материала для презентации. При этом ученик не только представляет литературное произведение, его проблематику, героев, и, что самое главное, – старается вызвать у одноклассников искренний интерес, желание прочитать его.
Активная роль при проведении урока-презентации принадлежит как учителю, так и обучающимся. Основа урока – это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видео фильмами. Поиск информации к уроку проводится заранее. Все подобранные материалы объединяются при помощи программы Power Point в общую презентацию, которая может быть продемонстрирована в ходе урока.
Прогнозируемые результаты обучения
Учащиеся освоят навыки:
– создания и редактирования электронных
презентаций;
– отбора и размещения на слайде материала для
электронной презентации;
– демонстрации электронной презентации,
иллюстрирующей и дополняющей публичное
выступление.
Учащиеся получат опыт:
– поиска и отбора материала для презентации по
теме своего проекта;
– использования информации, содержащейся в
мультимедийных продуктах, для решения своих
задач;
– создания презентации в программе MS Power Point.
Контроль достижения планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении индивидуальных и групповых заданий на основе оценки промежуточных продуктов деятельности учащихся. Контроль по итогам создания презентаций осуществляется на основании анализа конечного продукта. Показателем успешного усвоения программы по созданию презентаций станет проявление умений в рамках проектной деятельности учащихся.
Выполняя подобные задания, ребята могут показать глубину и осознанность материала. В этом им помогут мультимедиа-технологии. Гармоничное сочетание текста, иллюстраций и звуков, продемонстрируют, как ребенок воспринимает тему.
Результаты деятельности на учебном занятии подобного типа
- Предметные УУД:
- познакомить с творчеством писателя;
- развить культуроведческие компетенции обучающихся.
- Познавательные:
- представлять информацию в развернутом или сжатом виде;
- владеть разными видами осмысленного чтения.
- Регулятивные:
- планировать деятельность с помощью учителя или самостоятельно;
- выдвигать версии;
- выбирать средства достижения цели с помощью учителя или самостоятельно.
- Коммуникативные:
- излагать свое мнение, аргументируя его и подтверждая фактами;
- участвовать в диалоге, слушать и слышать собеседника.
- Личностные:
- отделять оценку поступка от оценки человека, оценивать поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях.
Тип урока: изучение нового учебного материала.
Форма урока: урок-презентация творчества.
Оборудование:
- сборники произведений В.В.Кужелевой;
- мультимедиапроектор;
- выставка рисунков по произведениям писателя.
Этапы урока
I. Организационный момент
Установка на восприятие темы
– Как вы думаете, важно ли знать творчество
писателя или поэта, который живет рядом с тобой,
ходит по той же дороге, что и ты, видит и слышит
то, что и ты?
– Сформулируйте тему нашего занятия.
– Ребята, мы продолжаем работу по изучению
творчества писателей и поэтов Кузбасса.
Сегодня познакомимся с творчеством Валентины
Викторовны Кужелевой.
На уроке у нас присутствуют:
- художники-оформители;
- независимый наблюдатель, который поможет нам дать объективную оценку нашей работы;
- блоггер (блоггер – человек, ведущий сетевой журнал);
- журналисты.
Вашим домашним заданием было прочитать произведения В.В.Кужелевой, подготовить презентацию одной из её книг. Формы презентаций вы должны были выбрать самостоятельно.
II. Изучение нового материала
Исследовательская деятельность обучающихся
Учитель: Начинаем презентацию творчества В.В.Кужелевой. Кто такая Валентина Викторовна. Познакомимся с ней. Слово предоставляется журналисту.
Журналист (ученик, получивший задание
взять интервью у писательницы)
Валентина Викторовна Кужелева – наша землячка.
Она живет в городе Прокопьевске. По образованию и
призванию она учитель. Всю жизнь проработала в
школе №69 учителем начальных классов. Уроки добра
и нравственности она давала своим ученикам на
учебных занятиях и всем, кто читал её
произведения.
– Какие сведения получил блоггер.
В.В.Кужелева публикуется на сайте Проза.ру. Прошу
обратить внимание на презентационный материал,
где размещена информация из
Интернет-ресурсов. (Презентация)
– Слово независимому наблюдателю
Материалы, найденные ребятами, интересны.
Слушатели получили некоторые сведения о
Валентине Викторовне. Но, конечно же, только
произведения могут являться истинным лицом
писателя.
III. Групповая работа (3 группы, 7-10 минут на ответ)
– Обратимся к вашим презентациям.
(Учащихся рассказывают об одном из произведений Валентины Кужелевой, показывают инсценировки эпизодов из произведений, рисунки, иллюстрирующие текст).
Предлагаются тексты для презентаций по группам. (Приложение)
IV. Беседа
Одновременно ведется запись в тетрадях, возможно оформление в форме таблицы.
– Вы просмотрели презентации произведений
Валентины Кужелевой. Определите основные
проблемы текстов.
– Возможно ли определить лейтмотив
произведений?
– Прокомментируйте проблемы, обозначенные
писателем.
– Сформулируйте авторскую позицию.
– Приведите аргументы из прослушанных и
прочитанных вами произведений Валентины
Викторовны.
– Сформулируйте свою позицию по данным
проблемам.
– Приведите примеры на поставленные автором
проблемы из других литературных источников (СМИ,
художественной литературы, публицистики).
– Можно ли говорить об актуальности
произведений писательницы?
– Что удивило вас в рассказах Валентины
Викторовны?
V. Итог работы
1. Обобщающее слово учителя
– Мы познакомились с творчеством писательницы В.В.Кужелевой. На внеклассных чтениях мы неоднократно обращались к произведениям писателей Кузбасса. Какое место занимает творчество Валентины Викторовны в словесной мастерской писателей Кузбасса и литературе на современном этапе? Чему учат нас её книги?
2. Анкетирование
Каждый заполняет анкету самостоятельно, возможно озвучивание
– Дайте оценку своей деятельности на уроке (в
работе группы).
– Какая группа обучающихся, в вашем понимании,
более точно (грамотно, логично, последовательно,
интересно) передала содержание произведения и
сумела его представить?
– Оцените деятельность ребят, получивших
индивидуальные задания. Хотели бы вы получать
подобные задания или какие-либо другие
(варианты)?
– Оцените работу класса в целом.
VI. Домашнее задание
Обучающиеся выбирают форму выполнения домашнего задания индивидуально, ориентируясь на предложенные варианты.
- Написать отзыв на прочитанное произведение В.В.Кужелевой.
- Составить проекты с включением мультимедийных технологий по творчеству В.В. Кужелевой (групповые или индивидуальные)
- Составить статью для журнала (индивидуальное задание)
- Составить интернет-публикацию на сайте Проза.ру. Жанр: отзыв, заметка (индивидуальное задание).
- Подготовка материалов для сайта писателей Кузбасса.
Список литературы
- http://samlib.ru/k/kuzhelewa_w_w/ Lib.ru: Журнал "Самиздат": К
- http://www.proza.ru/avtor/anna1602 Проза.ру