Презентация творчества кузбасского писателя В.В. Кужелевой

Разделы: Литература


На уроках литературы широко применяется  групповой метод обучения, который предполагает разнообразные формы и виды работы. Одна из интересных форм урока – это урок-презентация творчества, или урок-представление.

Актуальность данной формы урока определена основными задачами образовательного процесса на современном этапе: формирование универсальных учебных действий.

Обучающиеся самостоятельно работают над составлением материала для презентации. При этом ученик не только представляет литературное  произведение, его проблематику, героев, и, что самое главное, – старается вызвать у одноклассников  искренний интерес, желание прочитать его.

Активная роль при проведении урока-презентации принадлежит как учителю, так и обучающимся. Основа урока – это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видео фильмами. Поиск информации  к уроку проводится заранее. Все подобранные материалы объединяются  при помощи программы Power Point  в общую презентацию, которая может быть продемонстрирована в ходе урока.

Прогнозируемые результаты обучения

Учащиеся освоят навыки:

– создания и редактирования электронных презентаций;
– отбора и размещения на слайде материала для электронной презентации;
– демонстрации электронной презентации, иллюстрирующей и дополняющей публичное выступление.

Учащиеся получат опыт:

– поиска и отбора материала для презентации по теме своего проекта;
– использования информации, содержащейся в мультимедийных продуктах, для решения своих задач;
– создания презентации в программе MS Power Point.

Контроль достижения планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении индивидуальных и групповых заданий на основе оценки промежуточных продуктов деятельности учащихся. Контроль по итогам создания презентаций осуществляется на основании анализа конечного продукта. Показателем успешного усвоения программы по созданию презентаций станет проявление умений в рамках проектной деятельности учащихся.

Выполняя подобные задания, ребята могут показать глубину и осознанность материала. В этом им помогут мультимедиа-технологии. Гармоничное сочетание текста, иллюстраций и звуков, продемонстрируют, как ребенок воспринимает  тему.

Результаты деятельности на учебном занятии подобного типа

  • Предметные УУД:
    • познакомить с творчеством писателя;
    • развить культуроведческие компетенции обучающихся.
  • Познавательные:
    • представлять информацию в развернутом или сжатом виде;
    • владеть разными видами осмысленного  чтения.
  • Регулятивные:
    • планировать деятельность с помощью учителя или самостоятельно;
    • выдвигать версии;
    • выбирать средства достижения цели с помощью учителя или самостоятельно.
  • Коммуникативные:
    • излагать свое мнение, аргументируя его и подтверждая фактами;
    • участвовать в диалоге, слушать и слышать собеседника.
  • Личностные:
    • отделять оценку поступка от оценки человека, оценивать поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях.

Тип урока: изучение нового учебного материала.

Форма урока: урок-презентация творчества.

Оборудование:

  • сборники произведений В.В.Кужелевой;
  • мультимедиапроектор;
  • выставка рисунков по произведениям писателя.

Этапы урока

I. Организационный момент

 Установка на восприятие темы

– Как вы думаете, важно ли знать творчество писателя или поэта, который живет рядом с тобой, ходит по той же дороге, что и ты, видит и слышит то,  что и ты?
– Сформулируйте тему нашего занятия.
– Ребята, мы продолжаем работу по изучению творчества писателей и поэтов Кузбасса. Сегодня  познакомимся с творчеством Валентины Викторовны Кужелевой.
На уроке у нас присутствуют:

  • художники-оформители;
  • независимый наблюдатель, который поможет нам дать объективную оценку нашей работы;
  • блоггер (блоггер – человек, ведущий сетевой журнал);
  • журналисты.

Вашим домашним заданием было прочитать произведения В.В.Кужелевой, подготовить презентацию одной из её книг. Формы презентаций вы должны были выбрать самостоятельно.

II. Изучение нового материала

Исследовательская деятельность обучающихся

Учитель: Начинаем презентацию творчества В.В.Кужелевой. Кто такая Валентина Викторовна. Познакомимся с ней. Слово предоставляется журналисту.

Журналист (ученик, получивший задание взять интервью у писательницы)
Валентина Викторовна Кужелева – наша землячка. Она живет в городе Прокопьевске. По образованию и призванию она учитель. Всю жизнь проработала в школе №69 учителем начальных классов. Уроки добра и нравственности она давала своим ученикам на учебных занятиях и всем, кто читал её произведения.

– Какие сведения получил блоггер.
В.В.Кужелева публикуется на сайте Проза.ру. Прошу обратить внимание на презентационный материал, где размещена информация  из Интернет-ресурсов. (Презентация)

– Слово независимому наблюдателю
Материалы, найденные ребятами, интересны. Слушатели  получили некоторые сведения о Валентине Викторовне. Но, конечно же, только произведения могут являться истинным лицом писателя.

III. Групповая работа (3 группы, 7-10 минут на ответ)

– Обратимся к вашим презентациям.

(Учащихся рассказывают об одном из произведений Валентины Кужелевой, показывают инсценировки эпизодов из произведений, рисунки, иллюстрирующие текст).

Предлагаются тексты для презентаций  по группам. (Приложение)

IV. Беседа

Одновременно ведется запись в тетрадях, возможно оформление в форме таблицы.

– Вы просмотрели презентации произведений Валентины Кужелевой. Определите основные проблемы текстов.
– Возможно ли определить лейтмотив  произведений?
– Прокомментируйте проблемы, обозначенные писателем.
– Сформулируйте авторскую позицию.
– Приведите аргументы из прослушанных и прочитанных вами произведений Валентины Викторовны.
– Сформулируйте свою позицию по данным проблемам.
– Приведите примеры на поставленные автором проблемы из других литературных источников (СМИ, художественной литературы, публицистики).
– Можно ли говорить об актуальности произведений писательницы?
– Что удивило вас в рассказах Валентины Викторовны?

V. Итог работы

1. Обобщающее слово учителя

– Мы познакомились с творчеством писательницы В.В.Кужелевой. На внеклассных чтениях мы неоднократно обращались к произведениям писателей Кузбасса. Какое место занимает творчество Валентины Викторовны в словесной мастерской писателей Кузбасса и литературе на современном этапе? Чему учат нас её книги?

2. Анкетирование

Каждый заполняет анкету самостоятельно, возможно озвучивание

– Дайте оценку своей деятельности на уроке (в работе группы).
– Какая группа обучающихся, в вашем понимании, более точно (грамотно, логично, последовательно, интересно) передала содержание произведения и сумела его представить?
– Оцените деятельность ребят, получивших  индивидуальные задания. Хотели бы вы получать подобные задания или какие-либо другие (варианты)?
– Оцените работу класса в целом.

VI. Домашнее задание

Обучающиеся выбирают форму выполнения  домашнего задания индивидуально, ориентируясь на предложенные варианты.

  • Написать отзыв на прочитанное произведение В.В.Кужелевой.
  • Составить проекты с включением мультимедийных технологий по творчеству В.В. Кужелевой (групповые или индивидуальные)
  • Составить статью для журнала (индивидуальное задание)
  • Составить интернет-публикацию на сайте Проза.ру. Жанр: отзыв, заметка (индивидуальное задание).
  • Подготовка материалов для сайта писателей Кузбасса.

Список литературы

  1. http://samlib.ru/k/kuzhelewa_w_w/ Lib.ru: Журнал "Самиздат": К
  2. http://www.proza.ru/avtor/anna1602  Проза.ру