Лингвистический анализ рассказа К.Паустовского "Желтый свет"

Разделы: Литература


Нет ничего на свете прекраснее нашей природы. Она всегда с нами: и в горе, и в радости, и в “дни сомнений”. К.Паустовский много путешествовал. Побывал во многих уголках нашей родины, жил за границей. Он отмечал притягательную красоту Севера, восхищался природой юга и все-таки однажды сказал: “Я не променяю Среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара”. Душевная привязанность писателя к среднерусской природе ярко отражена во всем его творчестве. Рассказ “Желтый свет” – это гимн красоте природы, это взволнованный окрик: “Оглянитесь, удивительное рядом”.

У японцев существует целая философия, основанная на неторопливом наблюдении, где важными, основополагающими факторами являются действия, всматривайтесь – и вы увидите.

Всматривайтесь в привычное – и вы увидите неожиданное.

Всматривайтесь в некрасивое – и вы увидите красивое.

Всматривайтесь в простое – и вы увидите сложное.

Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое.

Нам, русским людям, так не хватает культуры созерцания. Поэтому, знакомясь с рассказами, а потом, перечитывая, удивляешься и умиляешься всему, что вокруг тебя цветет, дышит, говорит.

Повествование в рассказе ведется от первого лица. Точка зрения героя (чаще оценочная), взаимодействует с точки зрения Прохора, эпизодического персонажа, создавая объемность, выпуклость описания. Это достигается путем приема контраста: “серое утро – желтый свет”, “сухая листва – тусклое сияние”.

Что мы знаем о главном герое? Герой у Паустовского не имеет имени, своей предыстории, что как раз характерно для жанра рассказа. Но внутренний мир героя понятен читателю. Это мир души именно русского человека, с его любовью к “малой родине”. Вначале рассказа создается впечатление, что это воспоминания героя своих ощущений детства. Почему именно в детстве приходит ощущение счастья от чего-то незначительного, “от далекого пароходного гудка или от случайной улыбки”. Но во 2 главе повествования понимаешь, что перед тобой взрослый и мудрый человек. Он смог “убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни… и пристальнее всмотреться”. Такая мудрость подвластна взрослым людям. А еще счастливым. Остановиться на бегу, оглянуться вокруг и замереть от восторга увиденного.

По эмоциональному восприятию рассказ имеет кольцевую композицию, т.к. и начало рассказа и его концовка – это описание чувства удивления и умиротворения человека.

Что является началом, первопричиной жизни на земле, природы? Конечно, солнце. Благодаря его свету все изменяется и преображается, существует. Ведь солнечный свет – источник не только жизни, но и красоты. Автор наполнил свой рассказ солнечным светом и провел лейтмотивом через всю ткань произведения: “желтый свет”, “от этого сияния”, “полосы солнечных отблесков”, “вспыхивали сотнями красок”, “огненные шапки мухоморов это днем”. Но рассказ во временном пространстве поделен на 2 части: день и ночь. И ночью увиденное героем было не менее прекрасно, чем днем. Свет от звезд расцвечивал землю, придавая ей сказочность.

То ли красота родной земли делает человека поэтом, то ли человек с тонкой душой видит в простых вещах поэзию. Наверное, и то, и другое – все в рассказе, как и в жизни, переплетено, взаимосвязано и взаимозависимо.

Следуя за композицией рассказа, читатель наблюдает за изменением в восприятии осени главным героем. Осень разная. Вначале – пробуждение, потом листопад – разноцветье листвы – осенняя ночь – паутина. Меняется восприятие, но настроения главного героя всегда восторженно умиротворенное. Вместе с изменением ощущений меняется и звуковая характеристика текста. Как уже упоминалось выше, данному тексту характерно поэтизация природы. Очень созвучны настроения Паустовского и настроение Есенина, так как написаны они в одном лирическом ключе, объединенные любовью и нежностью, читаемые с удовольствием, с улыбкой.

В данном тексте присутствует звукопись (что так характерно для стихов С.Есенина). Вслед за автором отчетливо слышим, как шумит осень, шуршат листочки, что достигается звуками [ш] и [ж], [c]. Эти звуки придали тексту некую домашнюю уютность, убаюкиванье. Но вот смотрим дальше, а там ночь, созвездия – бесконечность, необъятность. Гласные звуки [о],[у], [и] уводят читателя в высоту, показывая необъятность Вселенной.

Нельзя умолчать еще об одной особенности текста – рассказ в рассказе. И не просто рассказ является дополнительной деталью, а сказка, которую Прохор проговаривает главному герою. Как нельзя кстати вспоминаются рассказы М. Горького, в которых данный прием является одним из поворотных в сюжете.

Наблюдая за рассказом Прохора, обращаем внимание, как образная литературная речь уступает место разговорному стилю речи, с добавлением диалектизмов, жаргонизмов. Предложения, в основном, неполные или двусоставные с прямым порядком слов. Хотя для всего текста характерна инверсия, придающая поэтичный характер тексту. Например: “А когда шли дожди…”, “дрожали от холода березы…”, “лежали широкие круги от палых листьев”. Синтаксический и лексический строй помогают понять читателю, что встретились два человека разные по воспитанию, образованию, но с общим мироощущением, мировосприятием. Прохор простыми немудреными словами объясняет герою, что является самым главным в жизни – умение беречь все вокруг: “Все, брат, береги, а то будешь землей швыряться и зашвыряешься до погибели”.

Не это то ли мы и наблюдаем сейчас в природе. Наводнения, пожары – мстит или предупреждает нас Матушка Природа? Прием детализации окрашивает слова и придает им символичность. Это символы малой Родины, и то, как об этом говорит герой (сад, звезды, колодец, листва, стук топора, паутина), и то, как описывает, подчеркивает любовь к родным местам, восприимчивость его натуры, поэтичность.

Переживания ощущения героя находят свое выражение в стилевом многообразии: это и сложные предложения, и сравнительные обороты, и обособления, и ряды однородных членов, и разные виды простых предложений. Как же эти языковые средства, стилистические особенности рассказывают главную мысль рассказа – единение человека с природой? “Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услышал шелест падающего листа – неясный звук, похожий на детский шепот”.

Здесь бессоюзное соединение однородных членов говорит о неисчерпаемости действий. Хочется продолжить ряд. И здесь же мысль о нескончаемых силах природы, ее благотворном влиянии на человека.

Другой особенностью языка является наличие большого числа причастий, имен прилагательных, в том числе и качественных. Языковые единицы со значением признака передают, насколько мимолетна картина природы, а качественные прилагательные позволяют писателю выразить свое эмоционально-ценностное отношение к увиденному.

Рассказ называется “Желтый свет” Что же подразумевается под данным словосочетанием? Осень – бесспорно, да. Пора жизни, когда человек осмысливает прожитое. Время года? Да, восхищение природой, которая перед долгим сном радует глаз многоликостью красок и звуков. Желтый свет – солнце? Да. Как символ жизни. Что видится однозначно, что К.Паустовский не бесстрастный повествователь, смотрящий на все отстраненным взглядом. Нет, это человек, горячо любящий свой край, не потерявшийся среди писателей – современников, а занявший свое место в развитии русского словесного искусства, сделавшего реальный вклад в развитие такого жанра, как рассказ.