История – это люди, люди – это история

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Классное руководство


Цели:

  1. сформировать у школьников интерес к прошлому своей страны, своего поселения, района, области;
  2. способствовать формированию понимания важности изучения жизни своих предков, своей семьи;
  3. воспитывать читательскую культуру, эстетическое отношение к произведениям поэтов-земляков;
  4. воспитывать чувство ответственности за происходящее вокруг нас, в стране и мире.

Оборудование:

  1. Схемы словосочетаний со словом “история”.
  2. Песня “Осень” (исп. Алсу).
  3. Аудиофайл “Ростовские звоны”.
  4. Презентация” “Семь чудес Ростова”.
  5. Таблички с названиями достопримечательностей Ростова.
  6. Легенда об озере Светлояр.
  7. Ребус (Ефлатов).
  8. Ефлатов Н. В. Земное сердце. – Ярославль: ЛИЯ, 2002.
  9. Песня “Мы дети твои, Россия”.
  10. Схема синквейна.

Ход классного часа

1. Поздравление с 1 Сентября.

Звучит 1 куплет песни Алсу “Осень” (последние слова: “Так начинается песня осенняя…”) (Приложение 6)

Отгадай…
Почему вдруг поникла природа?
Подскажу:
Поздравляет всех вас с началом…учебного года!

Осени день первый, самый ранний -
Первые кружат листы…
Знают этот день все как… День знаний:
Снова в школу собирайся ты.

Пусть учеба будет светлой, звездной
И удастся больше вам узнать,
Чтоб весной звенящей, жаркой, поздней
На пятерку вам любой экзамен сдать!!!

2. Актуализация знаний детей.

Ребята, сегодня начинается новый учебный год. Каждый раз 1 Сентября вы чувствуете, как течёт время. Вы повзрослели. Вспомните прошлый год. У каждого из вас было много событий. Много изменений произошло в стране, области, районе, нашем посёлке. Назовите события, которые вам больше всего запомнились в прошлом учебном году. (Ответы детей).

Вы назвали события, которые вас взволновали, запомнились. Но были и другие события, повлиявшие на судьбу людей, жизнь города, посёлка. Все эти события – уже история.

(Объявление темы классного часа: “История – это люди, люди – это история”).

Давайте выясним значение слов в теме нашего первого урока.

Работа со схемами (Показать детям схемы). (Приложение 1).

Составьте словосочетания со словом “история”. (Ответы детей)

Вопрос: Как вы понимаете тему классного часа?

Объявление целей классного часа. Звучат Ростовские звоны. Полиелейный звон (Приложение 2)

Сегодня мы с Вами будем говорить о прошлом своей страны, о прошлом и настоящем города Ростова. Почему? Город Ростов – один из древнейших городов, который отметил своё 1150-летие. Мы познакомимся с достопримечательностями города.

1) Что значит слово “достопримечательность”?

2) Какие достопримечательности есть в Ростове?

3) Напишите на листах (Самостоятельная работа детей. Ответы.)

3. Из истории Ростова. Беседа. Показ презентации “Семь чудес Ростова”.

На берегу озера Неро, подобно сказочному “граду Китежу” раскинулся город Ростов.

Впервые упоминается Ростов в “Повести временных лет” под 862 годом.

Вопрос: Что это за сказочный град Китеж? (Приложение 3)

Итак, в Ростове можно отметить семь чудес (Показ презентации “Семь чудес Ростова”) (Приложение 4)

  1. Ростовская звонница.
  2. Ростовский кремль.
  3. Ростовская финифть.
  4. Озеро Неро.
  5. Варницкий монастырь.
  6. Спасо – Яковлевский монастырь.
  7. Церковь Иоанна Богослова.

1. Большая слава пришла к Ростову с приездом митрополита Ионы в 1664 году. Строительство Ростовского Кремля продолжалось 30 лет.

Строителем Кремля был талантливый каменщик Пётр Досаев. Этот мастер понял замысел Ионы создать митрополичий дом, замкнутый и ограждённый крепостными стенами. Кованые врата и решётчатые створки с узорами выковал ростовский кузнец Максим Гордеев.

2. Между 1682 и 1687 годами к юго-востоку от Успенского собора была сооружена звонница. В ней размещались 13 колоколов. Самый большой – “Сысой” весом в 2000 пудов.

3. Ростов Ярославский издавна славился мастерами миниатюрной живописи по финифти (эмали). Живопись по эмали близка по технике к росписи фарфора. Основой для этой росписи является тонкая медная пластинка, покрытая с обеих сторон слоем эмали. В процессе росписи огнеупорными эмалевыми красками пластинку обжигают несколько раз, при этом цвет красок меняется, как и при обжиге фарфора.

4. Озеро Неро – самое большое в Ярославской области. Его возраст около 60 тысяч лет. Озеро носило и носит не одно, а целых три названия: Неро, Тинное, Ростовское. Напротив Ростова находится Городской остров. Имеется местное судоходство. В озеро Неро впадает 20 рек и ручьев. Озеро богато рыбой: здесь водятся караси, плотва, лещ, окуни, ерши и щуки.

5. Свято-Троицкий Сергиев Варницкий монастырь был основан в 1427 г. Ростовским архиепископом Ефремом на том месте, где находился родительский дом Преподобного Сергия Радонежского. Обитель расположена на северо-западной окраине Ростова Великого, в посёлке Варницы. Архитектурный ансамбль монастыря является достойным всероссийским памятником на месте рождения Преподобного Сергия. Это святое для каждого русского человека место.

6. На западной окраине города, на берегу озера Неро стоит комплекс Спасо-Яковлевского монастыря. Возникновение монастыря связывают с именем епископа Иакова и относят к концу XIV века. Первая каменная церковь была возведена здесь на месте деревянной при митрополите Ионе Сысоевиче в 1725 г. К единственной церкви обители – Троицкому собору с северной стороны был пристроен придел, освященный в память первосозданного святым Иаковом храма, в честь Зачатия св. Анны. Она стоит от озера первой.

7. Церковь Иоанна Богослова построена в 1687 году рядом с переправой через реку Ишню на древнем пути из Москвы в Ярославль. Легенда гласит, что церковь приплыла из озера Неро по Ишне и встала на небольшом косогоре. Памятник на редкость удачно слит с окружающей его средой – сельскими домиками, имеющими деревянные наличники и нарядные чердачки. Прекрасен интерьер храма, в котором размещен филиал Ростовского историко-архитектурного музея.

Итак, давайте повторим, какие же достопримечательности есть в Ростове?

Развесить таблички с названиями.

Вопрос: Назовите источник, где можно узнать о прошлом древнего Ростова Великого? А о настоящем Ростове?

О прошлом и настоящем Ростова можно узнать не только в учебнике истории, но и прочитав стихи поэта, фамилия которого здесь зашифрована.

4. Знакомство с фактами биографии Н. В. Ефлатова.

Николай Васильевич Ефлатов (Показ портрета) родился 26 августа 1934 года в деревне Галахово Ростовского района Ярославской области. Это было трудное время в истории нашей страны. Тогда в стране создавались колхозы, бывало, что людей принудительно раскулачивали, были предприняты попытки насильно внедрить в сознание людей представление о лучшей жизни. Отец Николая Васильевича, Василий Ильич Ефлатов, был председателем колхоза “На страже”, а перед Великой Отечественной войной – председателем Любилковского сельского совета. Мать, Анастасия Николаевна, была простой крестьянкой, но хорошо знала русский фольклор, обладала удивительной памятью.

В 1941 году Василий Ильич ушёл на фронт, вскоре пришла похоронка. В 7 лет у Николая Васильевича началась взрослая жизнь: работа в колхозе, забота о родном доме, учёба в школе села Первитино… Четыре года.

Н. В. Ефлатов был заведующим передвижной библиотекой в селе Галахово, отслужил а армии, стал работать шофёром в колхозе, затем в районной газете. Стихи Н. В. Ефлатов пишет с 17 лет, в 1962 году начал заниматься в литературной группе при районной газете под руководством Дмитрия Серафимовича Храброва. Сейчас Н. В. Ефлатов продолжает трудиться в “Ростовском вестнике”. Вышли в свет сборники его стихотворений и прозы: “Из охотничьей тетради”, “Земное сердце”, “Охота на озере Неро”, “Галаховские родники”, “Сельский сход”…

5. Стихи Н. В. Ефлатова о Ростове.

Ребята, книга, которую я держу в руках, называется “Земное сердце”. В неё вошли лучшие стихи, написанные за 40 лет. Один из разделов книги так и называется “Город мой”. О каком городе идёт речь? Давайте послушаем эти стихи. (Стихотворения Н. В. Ефлатова о Ростове читают дети.)

“Ты – словно сказка…”

Пусть не в Ростове родился,
Пусть не в Ростове я рос.
С городом я породнился,
На долгие годы всерьез.

В озеро Неро красиво
Глядятся твои купола.
Здесь начиналась Россия,
Сил набиралась, росла.

Исстари славится звонница,
Всюду известна финифть.
Город любому откроется,
Если его полюбить.

Твой путь по истории длинный
Пролег через много веков...
Великий, любимый, былинный
И юный – мой город Ростов.

Вопросы:

  1. Что означает выражение, что автор породнился с городом?
  2. Что значит “ здесь начиналась Россия”?
  3. О каких достопримечательностях Ростова говорит автор Н. В. Ефлатов?
  4. Каким же предстает Ростов у Н. В. Ефлатова?

Следующее стихотворение так и называется “Ростов Великий”

“Ростов Великий”.

Может, из снов, а может, из яви,
Будто по глади вод,
Город былинный – Ростов величавый
Лебедем белым плывет.

Здесь мы родились, росли и учились.
Здесь и поныне живем.
Какие б дороги ни разлучили –
Мы возвратимся в наш дом.

Храмы твои и соборы святые
Вверх поднялись высоко.
Отсюда за милую нашу Россию
Ушел на сражение князь Василько.


Отсюда из школы мальчик ростовский
В жизни взял первый свой старт,
И совершил он подвиг геройский –
Токарев – наш космонавт!

Ростов, Ростов Великий,
Белые стены кремля.
Город любимый и светлоликий,
Древней Руси земля!

Вопросы:

  1. Что объединяет это стихотворение с предыдущим?
  2. О каких людях говорит поэт?
    (Ростовский князь Василько, космонавт Валерий Иванович Токарев)
  3. Чему учит стихотворение?
  4. Продолжите фразу “Славу стране приносят… (люди, которые в ней живут).

“Озеро Неро”.

Иду ли пешком по Ростову,
Из дальних ли еду краев,
К озеру тянется снова
Усталое сердце мое.

Неро, озеро Неро,
Взору приятная гладь.
Неро, ты радость моя, ты и вера,
И друга надежнее мне не сыскать!

С тех пор уж минули годы
И много воды утекло.
А город по-прежнему молод,
И озеро – словно стекло.

Вопрос: Почему Неро стало одной из достопримечательностей Ростова?

“Ростовские колокола”.

На вид обманчиво легки
Качнулись плавно языки...
Какая сила в них спала?!
Колокола, Колокола,
Ростовские колокола.

“Полиелейный” льет елей,
Как стонет стая журавлей.
Как гром весенний молодой,
Рокочет дедушка “Сысой”.
Рокочет дедушка “Сысой”.

Звон в небеса легко плывет,
И в этот радостный полет
Нас увлекает за собой
Набатный звон и Вечевой,
Набатный звон и Вечевой.

Мастеровые дали вам
Печаль и радость – пополам,
И так звучащий с давних пор
Пусть не умолкнет чудный хор.
Пусть не умолкнет чудный хор.

Людей пленит воскресший звон,
Он в сердце русского рожден.
И отзываются в тиши
Колокола моей души,
Колокола моей души!

Стихотворение “Тополиный снег” переносит нас в современный Ростов.

“Тополиный снег”.

Легкий ветер кружит снова
Тополиный снег.
Над бульварами Ростова,
На виду у всех.

А снежинки серебристы,
Быстры и легки!..
Вижу я, как интуристы
Чистят пиджаки.

Голова, знать, ходит кругом
От седых былин...
И садятся друг за другом
В черный лимузин.

В нашем граде хлебосольном
Каждый новый – гость!
Вы возьмите добровольно
“Снега” горсть.

И везите с добрым словом
В ваш бесснежный мир..
Это будет из Ростова
Русский сувенир.

Вопросы:

  1. Каким вы представляете Ростов, прослушав это стихотворение?
  2. О каком же снеге идёт речь?
  3. Что такое “сувенир”?
  4. А почему в стихотворении звучат слова“русский сувенир”?

Подведение итогов. Синквейн “Ростов” (Показ схемы составления синквейна).

Чтение стихотворений.

Вопросы:

  1. Что я узнал сегодня на уроке?
  2. Что было самым интересным?
  3. О чём я хочу узнать?

7. Заключение. Звучит песня “Мы дети твои, Россия”. (Приложение 5)